Главное меню

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Каков, на ваш взгляд, БРЕНД города Козельска? Какая ассоциация для вас наиболее точно символизирует город Козельск, делает его отличным от других городов подобного уровня? Что делает сразу же узнаваемым город Козельск?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

СВОИМ ЗЕМЛЯЧЕСТВОМ КОЗЕЛЬСК НЕ ПОДВЕЛ E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Персоналии
16.04.2017 19:42

Советский плакат: «9050 % нормы дает Иван Гудов» (отсюда)

 

Кандидат исторических наук В.Н. ЗУБКОВ,

Военная академия связи, г. Санкт-Петербург



СВОИМ ЗЕМЛЯЧЕСТВОМ КОЗЕЛЬСК НЕ ПОДВЕЛ

 

К 110-годовщине со дня рождения родоначальника стахановского движения в станкостроительной промышленности,  уроженца Козельского уезда Калужской губернии ИВАНА ИВАНОВИЧА ГУДОВА (1907–1983 гг.)

 

 

     Иван Иванович Гудов родился в 1907 году в селе Дебри, в 35 км. от Козельска. В годы первых пятилеток трудился фрезеровщиком на станкостроительном заводе имени С. Орджоникидзе в Москве. Стал известен как зачинатель стахановского движения в области станкостроения. Будучи человеком организованным и сметливым, Иван Иванович анализируя технологический процесс, нашел способы сохранить качество и увеличить количество изготовляемых деталей. Первые достижения И. Гудова выразились в увеличении скорости резания в 3—4 раза и скорости подачи в 4—5 раз по сравнению с действовавшими нормами. 13 сентября 1935 года И. Гудов, обрабатывая детали одновременно двумя фрезами и увеличивая скорость подачи и резания металла, вместо 43 сделал 117 деталей, причём отличного качества, и тем самым выполнил норму на 410 %. Трехсменное задание было выполнено за одну смену. В ноябре 1935 года, он выполнил немецкую дневную норму за 38 минут. Выработка составила уже 1 430 %, затем - 1 471 %! За смену он сделал запорных крышек на 9 месяцев вперед. «Горка Гудова», звали их склад во дворе завода.

Гудов Иван Иванович, 1938 г.  Журнал "Огонёк", № 2, 1938 (отсюда)

 

      Были и два отрицательных момента в рекордах. Во-первых, - стахановцы видели злой умысел и требовали «разобраться» с врагами в администрации, от которых требовались готовые станки, а не горы какой-либо детали к ним. Компромисс находили в переключении на производство дефицитных деталей, но о «врагах народа» зарубка в памяти у властей осталась. Вторым негативным следствием стахановских рекордов стали повышения норм выработок, после чего даже товарищи по работе к рекордсменам начинали относиться с подозрением. Но об этом Иван Иванович писал с высоты прожитых лет, а тогда, - «штурмовали небо», время вперед!

      В ноябре 1935 года И. Гудов был участником первого Всесоюзного совещания стахановцев промышленности и транспорта. 9 декабря 1935 года газетами опубликовано постановление ЦИК СССР о награждении инициаторов стахановского движения. Наш И. И. Гудов был отмечен в нем орденом Трудового Красного Знамени. И.И. Гудов гордился успехами земляка, односельчанина Ивана Петровича Крысина, строителя 1-го Государственного подшипникового завода и завода малолитражных автомобилей. Он тоже был Героем 1-й пятилетки, кавалером ордена Трудового Красного Знамени.

     В июне 1936 года Гудов в течении смены обработал 4 различные детали из 4-х различных материалов. Выработка – 650%! В августе того же года он дал 900% новой нормы! 80- лет назад, в 1937 году, в день 5-летия завода, за 3 часа 58 минут он дал 9 050 % выработки на изготовлении кулачков. 21.12.1939, работая на двух фрезерных станках, дал 85 норм выработки. И так далее. В основе его технологии в разное время были: одновременная работа многими инструментами, одновременная обработка нескольких деталей, и увеличение скорости резания, совмещение обработки детали на одном станке вместо трех, ликвидация холостого хода станков, специальные приспособления и ввёл одновременную обработку многих деталей. Благодаря этим нововведениям Гудов последовательно повышал свои рекорды: новые, пересмотренные нормы он выполнил 8 июня 1936 года на 650 %, в сентябре 1936 года — на 1200 %, в марте 1937 года — на 1500 %, в ноябре 1937 года — на 1900 %, 7 декабря он дал 4582 % нормы и 23 декабря — 9050 % нормы. Работа Гудова поставила ряд новых задач перед конструкторами станков и перед теоретиками машиностроения.           Гудов широко передавал свой опыт другим, показывая свои методы работы и на других заводах. Поэтому не случайно он стал Почётным изобретателем и Почётным станкостроителем.

Трудовой героизм нашего земляка был замечен. В декабре 1937 года он был избран депутатом Верховного Совета СССР первого созыва (1938—1946). Избирался также депутатом Моссовета.        

     Конечно, крестьянскому сыну не хватало грамотности. В 1938 году И.И. Гудов был направлен на учёбу во Всесоюзную промышленную академию, выпускающую инженеров (позже она была реорганизована в Высшую школу техников).

     И.И. Гудов был самым молодым членом партии на XVIII съезде ВКП(б). Ивану Ивановичу приходилось много заниматься общественной работой. Она его находила даже в отпуске. Летом 1938 года он посетил родные места. Конечно, просто отдыхать ему не удалось. Пришлось выступать перед учащимися педагогического техникума, тружениками колхозов «Красная горка», «Армия Ленина», «Имени Чапаева», «Культурный быт», «Строитель социализма», «Новая жизнь».

      В 1939 году на советские экраны вышел художественно-документальный фильм «Иван Гудов» (режиссёр П.А. Зиновьев), в котором Гудов и его товарищи по работе играли самих себя. В фильме звучали две песни «гудовцев».

    С началом Великой Отечественной войны И. И. Гудов активно влился в работу по переводу станкостроительной промышленности на военные рельсы и всемерной помощи фронту. Особая важность этой работы определялась тем, что на заводах ожидалось появление значительного количества неквалифицированных рабочих рук. В октябре 1941 года он был командирован в Горький, где его назначили заместителем начальника цеха по подготовке производства в отделе моторов Горьковского автомобильного завода. Зная дело, он и передовиков поддерживал, и с администрацией умел находить общий язык. Вот такие классные руководители были тогда!

    Через полгода он был возвращён в Москву и назначен заместителем начальника Главстанкосмежпрома. На этом посту он решал вопросы снабжения предприятий отрасли. В 1942 году по инициативе ВНИТОМАШа и с участием И. И. Гудова был создан подвижной авторемонтный завод-поезд для оперативного ремонта на фронте повреждённой техники, как состоявшей на вооружении Красной Армии, так и трофейной. В начале 1943 года он выезжал вместе с поездом в район Демянского плацдарма. Примечательно, что Козельский механический завод позднее выпускал подобные заводы на колесах, только танкоремонтные.

     После перерыва в учёбе, связанного с эвакуацией, был зачислен в Московский вечерний машиностроительный институт, который успешно окончил в декабре 1944 года. После войны учился также в вечернем Университете марксизма-ленинизма, в университете рабочих корреспондентов московского отделения Союза журналистов СССР, на инженерно-экономическом факультете Университета технического прогресса и экономических знаний.

     После войны И. И. Гудов отказался от предлагавшихся ему директорских постов, решив заняться практической и научной работой, и перешёл на должность инженера ВНИТОМАШа. С 1946 года он работал в институте «Оргтяжмаш» Министерства тяжёлого машиностроения, где занимался организацией и внедрением по стране типовых технологических процессов и скоростных методов металлорезания.

    В 1951—1958 годах — заместитель начальника механического цеха по подготовке производства на одном из московских заводов. В 1958 году выдвинут заводским парткомом на пост ответственного редактора многотиражной газеты «За новую технику». В 1975 году группа бывших передовиков производства была представлена к высшему трудовому званию. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1975 года за большие заслуги в развитии массового социалистического соревнования, достижение высокой производительности труда, многолетнюю деятельность по внедрению передовых методов работы в станкостроительной и инструментальной промышленности и в связи с 40-летием стахановского движения Ивану Ивановичу Гудову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

       В своей книге «Судьба рабочего», подаренной краеведческому музею, Иван Иванович написал: «Тебя мужественный Козельск я своим землячеством не подвел». Умер в 1983 году.

 

Судьба рабочего Иван Гудов. Обложка книги (отсюда)

 

 

Библиография

Гудов И.И. Судьба рабочего. - М.: Политиздат 1970 (2-е изд. 1974).

Гудов И.И. Друзья на всю жизнь. — Профиздат, 1980.

Гудов И.И. Дорога в гору: Рассказы о времени, о себе, о товарищах. — М: Московский рабочий, 1983.

 

В.Н. Зубков,

Материал предоставлен в "ЭК" автором 15 апреля 2017 г.