Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

ШУТКА НАД ПОЭТОМ, СВЯЗАВШАЯ «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА» С КОЗЕЛЬСКОМ И БЕРЕЗИЧАМИ E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)
главный раздел - Новости
25.04.2021 22:30

     27 апреля исполняется 255 лет со дня рождения Василия Львовича ПУШКИНА (27 апреля [8 мая] 1766 – 20 августа [1 сентября ] 1830 года). Этот замечательный русский поэт, дядя Александра Сергеевича ПУШКИНА, стал для великого племянника самым первым его поэтическим учителем. Не случайно сам автор «Евгения Онегина» А.С. Пушкин называл его своим «Парнасским учителем».

      Многим известно, что В.Л. Пушкин несколько раз гостил в усадьбе в селе Березичи Козельского уезда в бытность здешней помещицы Варвары Чичериной – тётушки этого поэта по материнской линии. От них он и унаследовал имение Березичи, располагавшееся прямо среди села у деревянной в то время Никольской церкви.

      В Березичах помнят об этой давней поэтической странице из его истории. Его жители стараются пропагандировать эту важную для селян связь. Образ В.Л. Пушкина запечатлён в проекте неофициального герба с. Березичи (читать об этом). В Пушкинские дни летом сельчане принимают гостей из разных мест и рассказывают им о своём великом односельчанине (читать здесь и здесь).

27 апреля в Москве в Доме-музее В.Л. Пушкина на ул. Басманной (о музее) состоится вечер памяти поэта.

      Автор же статьи, которую вы сейчас читаете, специально отправился именно в этот день в родное для себя село Березичи, чтобы быть ближе к поэту и почитать книжку его стихов в своей родной избе, из окошка которой видно место, где когда-то стоял дом, гостеприимно принимавший Василия Львовича Пушкина.


Коллаж С.А. Рябова. Первые строки «Евгения Онегина», за которыми видится В.Л. Пушкин – прототип «дяди самых честных правил», который однажды «не в шутку занемог»

 

ШУТКА НАД ПОЭТОМ, СВЯЗАВШАЯ «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА» С КОЗЕЛЬСКОМ И БЕРЕЗИЧАМИ

 

К 255-летию со дня рождения Василия Львовича Пушкина

– «дяди самых честных правил»

 

«Я жив

И этот слух не лжив...»

В.Л. Пушкин, 1816 г.

 

    Любезный читатель! Давно ли ты брал в руки «Евгения Онегина»? Если нет, то давайте вспомним, какими строками начинает Александр Сергеевич Пушкин свой роман?

 

«Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!»

 

    Написанные в 1823–1830 гг. эти стихи представляют фрагмент одного из самых главных произведений русской словесности. А.С. Пушкин ведёт повествование от некоего безымянного автора, который представляется добрым приятелем Онегина. Этот корреспондент живо рисует нам, в общем-то, прозаический кусочек человеческой жизни.

   Вместе с тем, эти начальные пушкинские строки буквально по буквам разобрали критики и любители поэзии. Им уже известно, какое слово, от кого и по какой причине было якобы заимствовано Пушкиным и использовано им в зачине своего «романа в стихах». Чем и как занемог дядя-бедолага, какой болезнью? Не была ли она, ненароком, «ковидом»? Что это за «честные правила» были присущи людям начала XIX века? Мнения разнятся, но лишь в одном все сходятся: Александр Сергеевич, вещая устами своего корреспондента, под человеком, который дорожил «самыми честными правилами», имел в виду своего родного дядю Василия Львовича Пушкина.

 

Фрагмент обоснования символики герба сельского поселения Березичи Козельского района Калужской области (в части развёрнутой книги с мужским портретом в профиль с росписью).

  • Помещённый на странице книги портрет Василия Львовича Пушкина (1766-1830)  – по материнской линии из Чичериных, служит напоминанием о старинных владельцах села Березичи (с 1638 до первой половины XIX в.) дворянах Чичериных. Василий Львович Пушкин прапраправнук первого березичского хозяина Григория Чичерина (с 9 июля 1638 года). Будучи сам поэтом, Василий Пушкин – дядя Великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, сын Ольги Васильевны Чичериной (1737-1802) и племянник Варвары Васильевны Чичериной (1743-1825), не раз гостил у родственниц-помещиц в селе Березичи в родовой усадьбе Чичериных, которая располагалась на возвышенном месте – на Горке Кошачке неподалёку от старинной, в то время ещё деревянной, Никольской церкви.

 

     Наконец, в 2000 г. Наталья Ивановна Михайлова (род. в 1947 г.) (о ней) – советский и российский литературовед-пушкинист, автор книги из серии ЖЗЛ «Василий Львович Пушкин» (легко найти и читать в интернете), в одной из своих статей обратила наше внимание на первые пушкинские слова в романе «Евгений Онегин»[1]., заставившие и нас задуматься над вопросом: что означают слова «не в шутку занемог»? Значит, были ещё случаи, когда дядя, читай Василий Львович Пушкин, заболевал «в шутку», так сказать, понарошку?

     Давайте последуем вслед за Н. И. Михайловой для того, чтобы прочтя её рассуждения, вместе с ней добраться до… села Березичи Козельского уезда Калужской губернии.

     Начнём с того, что, как пишет Михайлова, В.Л. Пушкин был человеком болезненным и одновременно «весьма простодушным и наивным, забавным в своих житейских слабостях, часто становился мишенью дружеских шуток». Друзья подчас были безжалостны и бессердечны по отношению к поэту. Впрочем, это было в традициях того времени и особенно в литературном обществе «Арзамас», в котором одно время В.Л. Пушкин состоял старостой. Впервые весьма сомнительного содержания шуточку в адрес Пушкина отпустил в 1815 г. его родственник A.M. Пушкин. Он распустить молву о том, что В.Л. Пушкин умер. Сам Василий Львович ему ответил:

 

"Однофамилец мой, я слышу, утверждает,

Что я оставил белый свет,

Что думать здесь никто о мертвом не желает

И что красавицам во мне и нужды нет».

 

Фото на память о посещении с. Березичи. У входа в храм святителя Николая в селе Березичи с иереем Отцом Евгением. Слева заведующая музеем-усадьбой В.Л. Пушкина в Москве Фаинна Шлемовна Рысина и научный сотрудник музея Галина Георгиевна Светлова. Фото Л.И. Филиновой, 20 июня 2015 г.

 

      Стихотворение было опубликовано в прессе, а потому, скорее всего, с ним был знаком и А.С. Пушкин. Видимо, подобная шутка понравилась, или ответ поэта не произвёл какого-то воздействия на юмористов. Но с тех пор подобный «чёрный юмор» в адрес болезненного человека стал обыденным явлением.

       Сегодня мы не располагаем ещё точными знаниями о том, как часто навещал В.Л. Пушкин Березичи. История, которой уже поделились с нами в разное время козельские краеведы, говорит о том, что таких визитов было, по крайней мере, три:

- в 1818 г., от этого времени до нас дошла пространная переписка с друзьями поэта, гостившего в Березичах;

- 1820 г., когда поэт гостил у своей тётушки Варвары Васильевны Чичериной до самой осени;

- 1825 г., когда В.В. Чичерина умерла, и поэт приезжал в Козельск к ней на похороны.

     Гипотетически В.Л. Пушкин мог быть в Березичах и после смерти Анны Васильевны, когда он, например, принимал усадьбу у Чичериных. Наши краеведы утверждают, что случилось это в 1829 году. Впрочем, надо признать, что сведения о том, когда он вступил в права, а также о времени, когда он продал усадьбу её А.П. Оболенскому, весьма разнятся.

      Н.И. Михайлова нашла для нас среди бумаг архива князей Вяземских важные документы.[2] Они, в свою очередь, позволили нам сделать интересные выводы.

Во-первых, что В.Л. Пушкин бывал в Березичах, может быть, даже неоднократно, ещё и до 1818 г., то есть до времени пушкинских побывок, известных нам сегодня. О его давней привычке навещать наши места и свою тётку Варвару Васильевну, видимо, хорошо были осведомлены друзья, если в 1816 г., они вновь подшутили над ним.

    Сначала сообща и при участии самого В.Л. Пушкина сочинили эпитафию, начинавшуюся словами: «Здесь Пушкин наш лежит: о нем скажу два слова…». Н.И. Михайлова пишет: «Это была шутка в традиции «Арзамаса» – отпевать живых покойников».

     А вот уже 5 октября П.А. Вяземский написал А.И. Тургеневу:

«Да, бедный Пушкин умер в Козельске[3].

    Несчастный стих засел у него в горле: тетка послала за доктором и за учёными. Съехались и решили, что непременно должно погибнуть стиху или стихотворцу. Пошли споры, толки и, наконец, общим мнением положили сделать кесарскую операцию и на всякий страх спасти творение, хотя и на счет творца, но, увы, тесно связанные взаимным родством и сродством, оба сделались жертвою пагубного инструмента. Сообщи печальное известие Карамзиным, арзамасцам и всем чувствительным сердцам. О ты. Эолова Арфа, достойная соперница трубы стогласной молвы, скажи, что Пушкин мертв, восплачь и отдохни!»

    В переданную в шутливой форме информацию многие тогда поверили. Н.И. Михайлова приводит такой факт: «Н.М. Карамзин в письме П.А. Вяземскому от 2 октября 1816г. признавался: «Я чуть было не поверил смерти дяди-поэта. Хорошо, что вы скоро оживили его и притом забавными стихами. Пусть живёт в Козельске: лишь бы жил!».

    12 октября 1816г. П.А. Вяземский сообщал А.И. Тургеневу: «Наконец Василий Пушкин возвратился из царства смерти и чуть не умер от страха, когда узнал, что здесь считали его мертвецом». В.Л. Пушкин сделал к этому письму П.А. Вяземского стихотворную приписку, которую мы вынесли в эпиграф:

 

«Я жив

И этот слух не лжив...»

 

    Во-вторых, как пишет Н.И. Михайлова, «приведённые стихотворения и письма свидетельствуют о том, что шутка о смерти В.Л. Пушкина стала фактом литературного быта, который мог отразиться в стихотворном романе Пушкина, включившемся в эту своеобразную арзамасскую игру: дядя Онегина «не в шутку занемог», дядя автора занемог в шутку» и далее: «Первая строфа «Евгения Онегина» была написана в мае 1823 года». Значит, события 1816 г., пусть и шуточно, но возможно связанные с Березичами вполне могли быть положены в основу повествования А.С. Пушкина. Впрочем, в шутку друзья «уморили» Василия Пушкина ещё и в 1821 г., но это уже без упоминания наших мест, а потому менее для нас любопытно.

     Отсюда проистекает третий и важнейший для нас вывод о том, что отныне мы можем вполне серьёзно говорить, что события с собственным дядей Василием Львовичем, который в один из разов при жизни «занемог» «в шутку», в 1816 г., может статься, случились не где-то ещё, а в нашем родном селе Березичи. Не только само это место было хорошо известно А.С. Пушкину, ведь это имение досталось его дяде В.Л. Пушкину при разделе наследства между ним и его братом Сергеем Львовичем. Последнему отошло Михайловское, а брату – Березичи. Знал Пушкин и том, что в Березичах не раз гостил у двоюродной бабушки Александра Сергеевича Варвары Васильевны Чичериной его дядя – «парнасский учитель». Раз так, то будучи вложенными в уста главного рассказчика в романе «Евгений Онегин» слова о болезни дяди, на этот раз не шуточной, великий русский поэт, может быть, держал в голове Козельск и Березичи, где тот однажды «занемог в шутку».

     Таким образом, в своём великом произведении А.С. Пушкин пусть не озвучил, пусть без упоминания, будто бы ненароком, но прославил наш город Козельск и его округу.

     Сегодня, в День Рождения Василия Львовича Пушкина, вслед за возгласом Н.М. Карамзина скажем и мы о поэте – дяде А.С. Пушкина:

«Пусть живёт в Козельске: лишь бы жил!».


С.А. Рябов, апрель 2021 г.

 

 

 



[1] Н.И. Михайлова. «Мой дядя самых честных правил...» (Из наблюдений над текстом первой строфы «Евгения Онегина»)//Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. : Том 59, N. 3 /2000.

 

[2] Остафьевский архив князей Вяземских. Т. 1. Спб., 1899. С.54.

[3] Скажем, что не редко здешние помещики указывали в адресе, откуда они писали письма, вместо названия деревни или села, где было их имение, Козельск. Традиция это продолжалась вплоть до революции.