Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Каков, на ваш взгляд, БРЕНД города Козельска? Какая ассоциация для вас наиболее точно символизирует город Козельск, делает его отличным от других городов подобного уровня? Что делает сразу же узнаваемым город Козельск?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

ВСЁ ПОДЛИННОЕ E-mail
(3 голоса, среднее 5.00 из 5)
главный раздел - Новости
06.04.2018 18:55

Есть в Козельском районе Калужской области деревня Клюксы. В последнее время всё чаще на страницах интернета находим мы упоминание этого уголка русской земли. Чем живёт деревенька сейчас можно посмотреть, например, здесь. Нам приятно осознавать, что «Энциклопедия Козельска» много рассказывает о Клюксах на протяжении уже семи лет. Всех публикаций не перечесть, любой читатель, кто наберёт в «поиске» слово Клюксы, тотчас получит доступ ко всем страницам, посвящённым этой деревне.

Не раз бывали в Клюксах наши авторы. Мы постарались все их впечатления сохранить для вас на сайте. Наталья Михайловна Ведерникова в своё время, поведала о традициях устного рассказа в Клюксах. Она одной из первых рассказала нам о замечательных русских женщинах – хранительницах рассказов и песен, которые в 90-е годы прошлого века проживали в этой деревне. Например, Анастасия Антоновна Чулкова (здесь). Е.А. Колесник в статье «Сохранение народной традиционной культуры» рассказала много интересного о здешней деревенской этнографии (здесь).

Настоящим открытием местной генеалогии стали многочисленные очерки Романа Чикина, замечательным фоторепортажем отметилась у нас Александра Задонская (здесь).

Сегодня мы публикуем рассказ нашего замечательного автора Эльмары Фаустовой о посещении деревни Клюксы в 1995 году. Как и на многих гостей тех мест, на неё тогда произвела большое впечатление народная певица Екатерина Семёновна Соловьёва, о которой мы уже вспоминали на сайте здесь и здесь.

Мы сердечно благодарим Эльмару Нургалеевну за многолетнее участие в нашем проекте «Энциклопедия Козельска», за её очерки и стихи, которыми она с нами щедро делится.

Эльмара Нургалеевна Фаустова – сотрудница Сектора живой традиционной культуры (СЖТК) Института Наследия им. Д.С. Лихачёва, фото 1995 г. (из архива сектора)

 

Эльмара Фаустова

ВСЁ ПОДЛИННОЕ


Рассказ о крестьянке Екатерине Соловьёвой из деревни Клюксы Козельского района

 

В давние времена мы ездили в экспедиции по малым городам и деревням России. Цели были самые благородные: мы собирали остатки старой народной культуры, изучали историю русской глубинки, выясняли, какие промыслы были развиты, вникали в деревянную резьбу, украшавшую и городские усадьбы, и деревенские избы. Но самое главное назначение наших выездов было в том, чтобы записать фольклор – как музыкальный, так и поэтический. Хотя стоит сказать, что к этому времени уже не очень много старины оставалось в сохранном виде. Но искать стоило. Для этого мы углублялись в самую глухую провинцию.

Когда туда едешь, уже нападает тоска: дороги либо напрочь разбитые, либо грунтовые, по дождю раскисающие… Деревеньки серые, какие-то забытые богом и людьми. Кругом невспаханные поля с сожжённой стернёй, однажды видели, как огонь с поля перекинулся на пышные, прекрасно разросшиеся кусты, и как захотелось, чтобы наш горящий куст оказался неопалимой купиной…

Читать полностью
 
ИСТОКИ И ВЕХИ ИСТОРИИ КОЗЕЛЬСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
главный раздел - Новости
13.03.2018 19:31

     Наши постоянные читатели знают, что одним из важных мотивов статей, широко представленных на страницах «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА», является тема истории Козельского краеведческого музея. При желании любой желающий, посмотрев «карту сайта» (слева среди рубрик сайта на главной странице) найдёт интересующий его материал по этому вопросу. Мы же здесь адресуем вас к только двум статьям. Это «ОПТИНА ПУСТЫНЬ: МУЗЕЙ В МОНАСТЫРЕ И МОНАСТЫРЬ В МУЗЕЕ», статья Марии Каулен (здесь) и «КАК В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ В ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ СПАСЛИ ОТ РАЗРУШЕНИЯ ПОСТРОЙКИ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОГО СКИТА», публикация Сергея Рябова (здесь). Сегодня подошёл черёд познакомить вас с ещё одним материалом. Подготовлен он был в конце 90-х гг. прошлого века Сергеем Рябовым на основе большого труда научной сотрудницы Козельского литературно-исторического музея Елены Станиславовны Сидяк.

     Мы благодарим Сергея Евгеньевича Сёмкина за то, что в своё время он поместил данную статью на главном и официальном сайте города Козельска «Козельск.ru», где она доступна по сей день (здесь).

    Актуальность помещения статьи на сайте «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЗЕЛЬСКА» сегодня, обусловлена тем, что авторы сайта планируют продолжить рассказ о судьбе Козельского краеведческого музея, бывшего прежде в старом здании в г. Козельске по адресу ул. Кузнечная, д.2, а его литературная часть располагалась в Оптиной Пустыни.

    Мы видим своей целью «закруглить», так сказать, музейную хронику до времени, когда был решён вопрос о переезде музея в здание Дома Цыплаковых. Мы полагаем, что дальнейший сказ о современном музее, это уже прерогатива нынешних его сотрудников.

 

Вывеска на здании Музея, что был на ул. Кузнечная, д.2. Здесь и далее фото автора, если не оговорено особо

 

С. А. Рябов, Е.С. Сидяк

 

ИСТОКИ И ВЕХИ ИСТОРИИ КОЗЕЛЬСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

 

Предпосылки к созданию музея


     Козельская земля всегда располагала самыми благоприятными предпосылками для того, чтобы быть самобытным культурным центром России. Из древности город и прилегающие к нему селения находились на путях, связывавших Московское государство со многими западными областями. Именно благодаря проникновению культурных потоков из ближних и дальних земель здесь и сложился уголок особой культуры, существенно отличающейся от прочих мест. Вещественные ее образцы – одежда , предметы хозяйственного быта людей, фольклор , все это всегда приковывал о внимание бывавших здесь гостей. Повествуя в 1551 году о времени своей миссии в России словенец, дипломат Сигизмунд Герберштейн (1486–1566) писал: "В Козельском уезде жители изготавливают из осины – лопаты и корыта, из дуба – обручи и полозья, ободья и доски для бочек, из клена – гребни и зубцы для мельничных колес".

      Начиная с XVI века в этом обособленном лесном краю начал складываться мощный религиозный центр, ядро которого составляли монастыри. В непосредственной близости от крепостных стен и в черте города были основаны и получили свое развитие Оптина Пустынь, а позже и обитель в Шамордино. На протяжении длительного времени в них складывались обширные коллекции предметов старины, богатые библиотеки. Так, например, начиная с 1675 года в Оптиной Пустыни накапливалась церковная утварь и книги из числа вкладов. В XVII столетии среди тех, кто пожертвовал сюда ценные религиозные предметы, были Андрей Григорьевич Чичерин, стольники братья Андрей и Иван Шепелевы и многие другие знатные люди козельского уезда. «ОПТИНО, – по выражению И.М. Концевича[1], ЯВЛЯЛОСЬ КАК БЫ ЧАШЕЙ, КУДА СТЕКАЛОСЬ ВСЕ ДРАГОЦЕННОЕ ВИНО». Всё исторически ценное оседало здесь, а собирательская деятельность монахов служила примером для других людей. Не только священников, но и мирян.

Читать полностью
 
ЕГО ИМЕНЕМ НАЗВАНА УЛИЦА В КОЗЕЛЬСКЕ ОБ АЛЕКСЕЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ МЕДВЕДЕВЕ E-mail
(6 голоса, среднее 3.33 из 5)
главный раздел - Новости
01.03.2018 12:40

«Энциклопедия Козельска» давно и последовательно знакомит читателей с судьбами людей, оставивших свой след в истории города Козельска и потому заслуженно окружённых почётом и уважением. Среди них особое место занимают Почётные граждане города Козельска. Мы вам уже рассказывали о Почётном гражданине города Козельска Василии Афанасьевиче ВАРГАНОВЕ (4 янв.(22 дек.) 1890 – 1974 гг.) (здесь и здесь).

Со своих страниц мы поведали вам также о Почётном гражданине города Козельска Викторе Григорьевиче ТИМОШИНЕ (здесь, здесь и здесь).

Между тем, есть в истории города Козельска ещё люди, особое уважение к которым подчёркнуто особо: их имена присвоены улицам нашего города. У нас, например, Олег Юрьевич Федосеев уже рассказал всем вам о Софье Сергеевне ПАНКОВОЙ, чьё имя носит одна из улиц города (здесь).

Мы неоднократно поминаем имена и других замечательных людей, чьи имена присвоены городским улицам ТРУБИНА, АЛЁШИНА, СЕНИНА и др.

Сегодня наш небольшой рассказ мы посвящаем ещё одному человеку, который внёс большой вклад в партийное строительство и укрепление советской власти в Козельске, а потом на Украине. Речь пойдёт об Алексее Васильевиче МЕДВЕДЕВЕ, чьё имя носит ещё одна из улиц города Козельска.

 

Алексей Васильевич МЕДВЕДЕВ (16 марта 1884 – 30 октября 1937 г.). Фото взято отсюда

 

Сергей Рябов

ЕГО ИМЕНЕМ НАЗВАНА УЛИЦА В КОЗЕЛЬСКЕ


ОБ АЛЕКСЕЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ МЕДВЕДЕВЕ – РЕВОЛЮЦИОНЕРЕ БОЛЬШЕВИКЕ И ВИДНОМ ДЕЯТЕЛЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

 

В который уже раз перечитываю свою извечную настольную книгу «КОЗЕЛЬСК», написанную Н. Н. Анисимовым и В.Н. Сорокиным и выпущенную Приокским книжным издательством в 1967 году. Интерес не праздный, предстоит найти упоминания о людях, чьи имена созвучны названиям козельских улиц. Чтобы затем вместе с друзьями-краеведами рассказать о том, кто и за что из них был удостоен чести, чтобы их имя носили улицы города. В главе книги «В Козельск пришла советская власть», охватывающей повествованием время от февраля 1917 – по 1930 гг., нахожу имя Алексея Васильевича МЕДВЕДЕВА[1].

Вот что пишут авторы книги «Козельск» об этом замечательном человеке: «Руководство уездным комитетом партии с конца 1918 г. до середины 1920 г. осуществлял Алексей Васильевич МЕДВЕДЕВ. Это был профессиональный революционер, уроженец деревни Серено-Завод Козельского уезда. С юношеских лет Алексей Медведев познал груд и лишения. Был рабочим в Брянске, Харькове, Москве, Петербурге, руководил забастовками, отбывал заключение в царской тюрьме и ссылке, принимал активное участие как член Петроградского Совета в Октябрьской социалистической революции». Прямо скажем, что нам было известно об Алексее Медведеве в далёком 1967 г. было не много. Сейчас настали новые времена.


Участники Второго Губернского съезда РКСМ (Российский Коммунистический Союз Молодежи) в г. Калуге, 1 октября 1919 г. Поставлена задача – мобилизация комсомольцев на оборону молодой Советской республики. Фото отсюда 

 

Жизненный путь Алексея Васильевича МЕДВЕДЕВА

Алексей Медведев родился в 16 марта 1884 г. в селе Серено-Завод (п. Серенозаводский) Козельского уезда Калужской губернии.

В 1904 г. вступил в РСДРП, большевик. Вел активную революционную деятельность, за что не раз арестовывался и находился в ссылке. В 1917 г. стал членом Петроградского комитета РСДРП(б), участвовал в Октябрьском восстании 1917 г. в Петрограде.

С 1918 по 1920 г. являлся председателем Козельского уездного комитета РКП(б).

Читать полностью
 
К ИСТОРИИ МАРШЕВОЙ СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ ИЗ КОЗЕЛЬСКА E-mail
главный раздел - Новости
25.02.2018 17:19

     В истории Великой Отечественной войны больше всего «белых пятен» в её первом периоде. Осталось мало выживших в «мясорубке» того времени, начавшееся контрнаступление затмило предшествовавший период, поработали и фальсификаторы, у которых враг и подчиненные был дураками, а они почему-то героями.… Проблема актуальна ещё и потому, что встречается непрофессионализм в освещении тех событий. На презентации тех боев в Бородино, к примеру, вместо 305-го отдельного артиллерийско-пулеметного батальона фигурирует 305-й отдельный стрелковый батальон.

 

 Михаил Васильевич Кулешов (1896 - окт. 1941) и Алексей Григорьевич Салин. Информация о них есть в конце статьи. Фото предоставлено автором статьи.  

В.Н. Зубков

об авторе

 

К ИСТОРИИ МАРШЕВОЙ СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ ИЗ КОЗЕЛЬСКА В НАЧАЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

О нашем Козельском, 305-й артиллерийско-пулемётном батальоне в битве за Москву

 

     Среди «белых пятен» минувшей войны – оборона Москвы. 

    15 февраля 2018 года Марина Елисеева в газете «Красная звезда» опубликовала статью о подвиге, который история обделила вниманием «Перед танками встал огневой вал». В ней речь шла об усилении 32-й Краснознаменной стрелковой дивизии огнеметными подразделениями.

    Но ведь эту же дивизию усиливал и 305-й артиллерийско-пулеметный батальон (апб), сформированный из наиболее подготовленных добровольцев – козельцев. История боёв 305–го апб в октябре-ноябре 1941 года, биографии многих его участников, до сих пор плохо исследованы. Важно восстановить справедливость, вернуть из забвения коллективный подвиг наших предков, сорвавших попытку немцев прорваться к Москве, нам забывать не пристало.

     Что же тогда было?

    С началом войны было объявлено о мобилизации военнообязанных. Всего был призван 31 возраст, с 1904 года рождения. В военном лагере между Оптиной и Мехзаводом из военных запаса и призывников Козельского, Перемышльского, Сухинического и Ульяновского районов была сформирована маршевая стрелковая дивизия. Временно исполняющим обязанности командира дивизии стал начальник боевой подготовки районного Совета Осоавиахима капитан Михаил Васильевич КУЛЕШОВ, его заместителем – старший политрук КОРОЛЬ, исполняющим обязанности комиссара – главный агроном совхоза «Красный комбинат» политрук Алексей Григорьевич САЛИН. После формирования дивизия ушла в Тесницкие лагеря между Тулой и Алексином, где формировались части для Западного фронта.

Читать полностью
 
С ДНЁМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА, ДОРОГИЕ ЖИТЕЛИ ГОРОДА КОЗЕЛЬСКА И КОЗЕЛЬСКОГО РАЙОНА! E-mail
главный раздел - Новости
22.02.2018 19:56

 

С ДНЁМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА, ДОРОГИЕ ЖИТЕЛИ ГОРОДА КОЗЕЛЬСКА И КОЗЕЛЬСКОГО РАЙОНА!

 

     История возникновения праздника 23 февраля

   Современное название праздника было утверждено постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 8 февраля 1993 г. № 4423-1 «Об установлении знаменательного дня Российской Федерации – Дня защитников Отечества»

    В СССР этот праздник отмечался как День Советской Армии и Военно-морского флота. Молодое государство нуждалось в сильной армии и в 1918 году были подписаны декреты о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии (28 января) и Рабоче-крестьянского Красного флота (11 февраля). В их честь и назывался праздник «День Красной Армии и Флота».
    По некоторым данным праздник задумывался однократным, как часть пропаганды новых вооруженных сил, но уже через четыре года был издан Указ о торжественном праздновании 23 февраля четвертой годовщины создания Красной Армии. В 1923 году, в год пятилетнего юбилея Красной Армии, состоялось широкое празднование и отныне дату стали отмечать масштабно по всей стране.
   После Великой Отечественной войны этот праздник приобрел особый статус для граждан всей страны. В 1946 году праздник переименовали в «День Советской Армии и Военно-морского флота».
    Статус нерабочего дня праздник 23 февраля получил только в 2002 году. Тогда же этот факт был закреплен в трудовом кодексе. С этого момента День защитника Отечества становится «мужским» днём в календаре наравне с "женским" праздником 8 марта.


Всех, кто защищал когда-то

Честь и мир страны своей,

Мы сегодня поздравляем,

Нет сильней вас, и смелей,

 

Вы отважные мужчины,

В День защитника для вас

Мы желаем лишь здоровья,

Бодрости большой запас!

 

C Днем защитника Отечества,

наши дорогие мужчины!

 

Специально к празднику «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» «Энциклопедия Козельска» подготовила музыкальный видео-привет-поздравление землякам.

В основу положены кадры с празднования Дня Пограничника в городе Козельске в 2016–2017 гг. Автор – участник праздничных мероприятий в Козельске – «Городе Воинской Славы» – Александр Рябов (д. Дешовки Козельского района Калужской области).

 

Смотреть и слушать поздравление можно здесь или здесь.

 
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИСТОРИЯ РАННИХ ЛЕТОПИСНЫХ ИЗВЕСТИЙ О СОБЫТИЯХ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ E-mail
главный раздел - Новости
18.02.2018 19:17

     Вновь и вновь обращаемся мы к самым первым очень древним упоминаниям Козельска в связи с битвой у его стен против монголо-татаров в марте 1238 года (на сайте есть специальная рубрика с материалами на эту тему, доступная зарегистрированным пользователям). Самым ценным источником информации для нас являются русские летописи, поместившие при 1238 г. рассказ о разорении Земли Русской ханом Батыем.

      Уже 6 лет тому назад для удобства пользования мы поместили все такие известные нам летописные героические фрагменты на страницах «Энциклопедии Козельска» в одном месте, это здесь. С февраля 2012 г. мы получили несколько благодарностей от наших читателей, изучающих историю родного Козельска, за то, что предоставили им возможность всегда иметь под руками бесценные свидетельства истории. Сами же мы не переставали интересоваться всеми публикациями на волнующую нас историческую тему – беспримерный подвиг козельцев (козлян, так в летописях) – ставший ключевым событием в истории Козельска и послуживший основанием для присвоения ему в 2009 г. почётного наименования «Город Воинской Славы» (об этом у нас здесь).

     Кропотливо «сканируем» списки всех новых поступлений в библиотеки и книжные магазины столицы в поисках нового материала. Не секрет, что ежегодно на страницах толстых научных журналов, в газетных публикациях, книжных романах и повестях, в сценариях кинофильмов много пишут специально о Козельской Обороне 1238 г., либо затрагивают этот волнующий сюжет. Снимаются даже художественные и научно-популярные фильмы (пример). Причём это характерно не только для России. Н ослабевает интерес к Козельску и далеко за её пределами. При желании вы можете самостоятельно разыскать ссылки на такие новинки.

     Для автора этой заметки при обращении к летописным свидетельствам всегда было любопытно найти ответ на такие, наприме, вопросы: «Что же собой представляют все эти фрагменты о Козельске, которые древние книжники запечатлели на страницах летописей? Что это? Скупой документальный рассказ, вплетённый в погодные (по годам) записи о случившемся на просторах Руси в то или иное время? Если поучение другим, тогда в связи с чем, и в чём конкретно наставляют современников и потомков авторы летописей? Когда были сделаны записи, то есть по горячим следам или погодя? Если спустя годы, то что стало источником знаний о минувших событиях?» Словом, вопросов не счесть, а ответы на них носят вероятностный и не однозначный характер.

     На многие из этих вопросов помогает найти ответ, например, книга «Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII‑XV в.»[1]. Её автором является историк и филолог, педагог, журналист, политолог Владимир Николаевич Рудаков. Книга широко представлена в интернете. Любой может при желании ознакомиться с её содержанием (здесь).

     Несмотря на обилие ссылок, книга читается взахлёб. Причём, о Козельске, вернее о том, как он представлен в летописях, автор говорит много и очень заинтересованно.

    Нам всегда хотелось, чтобы всё самое интересное о Козельске было аккумулировано на сайте «Энциклопедия Козельска». Вот почему сегодня рассказ В.Н. Рудакова про то, как и когда Козельская эпопея 1238 г. заняла своё место в главных русских летописях, в чём особенности и каковы первоисточники той или иной летописной статьи про Козельск в самых ранних книгах XIII–XV в., мы помещаем у нас на сайте.

    Мы благодарим автора книги Владимира Николаевича Рудакова за глубокое и всестороннее освещение святых для каждого козельца страниц летописей.

 

Батыева рать. Лицевой летописный свод XVI века. Голицынский том. Л. 302. Рисунок повествует о событии более позднего времени, к 1267 г. Опубликовано в книге В.Н. Рудакова в разделе «Иллюстрации». Все листы Лицевого летописного свода, повествующие о героической обороне самого города Козельска весной 1238 г. у нас помещены (доступно только для зарегистрированных пользователей) здесь.

 

Навстречу 780-летию обороны Козельска против монголо-татар в 1238 году

 

 

Владимир Николаевич Рудаков (об авторе)

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИСТОРИЯ РАННИХ ЛЕТОПИСНЫХ ИЗВЕСТИЙ О СОБЫТИЯХ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ

 

О героическом Козельске на страницах русских летописей XIII–XV веков

 

     Характер летописных рассказов о нашествии Батыя — содержащихся в них оценок, деталей описания событий, используемых сюжетов — определялся сочетанием личных пристрастий писателей и ряда социальных факторов, судя по всему, оказывавших мощное влияние на творчество книжников. На восприятие монголо-татар среди прочих влияли: место, в котором создавался тот или иной рассказ (было ли это княжество, подвергшееся татарскому разорению, или же периферия русско-ордынских контактов); характер отношений «политической элиты» соответствующего княжества с ордынскими властями (от явно враждебного до заискивающе дружелюбного); время появления повествования (писалось ли оно по горячим следам очевидцем или же создавалось post factum как результат спокойных размышлений потомка); источники информации авторов (непосредственное восприятие или литературная обработка слухов) и пр.[95]

     Самые ранние рассказы о походе Батыя содержатся в Ипат., НПЛ, Лавр. История текстов «Повести о нашествии Батыя» находится в тесной связи с содержащими ее летописными памятниками. Именно этим обстоятельством и обусловлена сложная текстовая структура анализируемых повествований. В результате длительной эволюции тексты произведений дошли до нас в виде неоднородной мозаики. В силу этого выявление первоначального ядра рассказов, а также точная датировка каждого из разбираемых текстов представляются крайне затруднительными.

Читать полностью
 
« ПерваяПредыдущая123456789СледующаяПоследняя »

Страница 3 из 9