Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

ОВЧИННИКОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ, ДИРЕКТОР ДОМА ОТДЫХА ИМЕНИ ГОРЬКОГО И КОМАНДИР ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
Новости
10.01.2020 10:45

Мы уже не раз рассказывали на страницах нашего сайта о госпиталях, больницах, санаториях и домах отдыха, которые в разное время существовали в самом городе и под Козельском. Все эти материалы вполне умещаются в энциклопедическую статью, которую условно можно будет назвать "История лечебно-оздоровительного дела в Козельском районе". Однажды мы вспомнили о том, что в первой половине XX в. на территории закрытого монастыря Оптина Пустынь существовал Дом Отдыха им. Максима Горького. Сам писатель в наших краях не отметился, но бывало, что слал письма-поздравления в оптинские Дом Отдыха и Пионерлагерь, которые принимали здесь среди сосен и дубов отдыхающих трудящихся и детей. Этот Дом отдыха был создан в 1931 г., встав на монастырских постройках, буквально на скиту. Существовали не простые отношения между этим Домом отдыха и Заповедником, который тоже существовал на оптинских землях, о чём мы вам рассказывали здесь. Наибольший интерес для нас с вами, конечно, представляют люди, работавшие в обеспечивавших лечение или отдых граждан учреждениях или руководившие ими. Вот почему мы сегодня с удовольствием знакомим вас с очерком белорусской мемуаристки Раисы Ильиничны Овчинниковой, в котором она рассказывает о Николае Михайловиче Овчинникове, бывшем директором Дома отдыха им. М. Горького с 1937 по 1939 год.


Р.И. Овчинникова


ОВЧИННИКОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ, ДИРЕКТОР ДОМА ОТДЫХА ИМЕНИ ГОРЬКОГО (ОПТИНО, 1937 - 1939 ГГ.)

КОМИССАР И КОМАНДИР ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА (БЕЛОРУССИЯ, 1943Г.)

 

Николай Михайлович Овчинников родился 9 мая 1906 года в небольшой деревеньке Ольшаники Михаловщинской волости Полоцкого уезда. Всего в семье Михаила Федотовича и Дарьи Антоновны Овчинниковых родилось восемь детей: шесть сыновей и две дочери. Земли было немного, всего две с половиной десятины. Родителям приходилось много работать, чтобы прокормить своё семейство. Дети с раннего детства также приучались к нелёгкому крестьянскому труду: пасли скот, участвовали в заготовке дров и сена, мололи зерно ручной крупорушкой. Вместе с тем отец, простой крестьянин, внушал детям необходимость получения хорошего образования. Старший сын Илья поступил в 1910 г. в Полоцкую учительскую семинарию, которую успешно окончил в 1914 году. Ему же отец поручил опеку над младшими братьями Петром и Фёдором. А средний Николай с 1914 стал обучаться в начальном училище соседней деревни Свердлы. Окончил тут три класса. Продолжил образование в двухкомплектной четырёхклассной Новиковской школе, которую закончил в 1922 году. После трагической смерти отца Николаю пришлось помогать матери по хозяйству. А в 1928 году парня призвали на службу в Красную Армию. Службу проходил в 191-м стрелковом полку 64-й стрелковой дивизии в городе Смоленске. Служил отлично и с октября 1930 г. был назначен комендантом Смоленского Дома Красной Армии. Пробыл на этой должности три года. О годах, проведённых Николаем в РККА, напоминает его фотография в военной форме, сделанная известным советским фотографом Л.Михновским в Смоленске. Некоторые работы Михновского помещались даже в журнале "Огонёк". На петлицах формы Николая неясно читаются буквы "ЛГУ". Скорее всего, это шифровка какого-то военного училища, возможно Ленинградского.


Н.М.Овчинников – курсант военного училища

Читать полностью
 
ПЕТСАМО-КИРКЕНЕССКАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ ПРОТИВ ВОЙСК ВЕРМАХТА ГЛАЗАМИ САМОГО ЮНОГО ЕЁ УЧАСТНИКА E-mail
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
Новости
27.12.2019 12:22

    С первых дней существования нашего сайта большое внимание нами уделяется российско-норвежской границе – краю, близкому по своему пограничному духу Козельской земле, которая на протяжении XVI – XVIII в. была пограничным краем Руси-России. Это обстоятельство в 2009 г. сыграло свою роль в обретении Козельском почётного звания «Город воинской славы». Такого почётного статуса были удостоены и северные города Архангельск (2009 г.), Полярный (2008 г.), а город Мурманск в 1985 г. стал городом-героем. В истории северного пограничья 2019 г. стал особенным: широко отмечена 75-я годовщина Петсамо-Киркенесской операции.

     В октябре – ноябре 1944 г. в ходе боевых действий войска Карельского фронта совместно с силами Северного флота ВМФ СССР разгромили на севере Финляндии в области Петсамо и в норвежском Финнмарке войска гитлеровского вермахта. В свете подготовки к юбилейной дате вышла книга А.В. Мозгового «Инженерно-строительные войска Северного Флота в наступательной операции «Вест» и после неё». В работе над книгой есть частица труда и автора «Энциклопедии Козельска». Мы с удовольствием представляем этот труд у нас на сайте с самыми наилучшими пожеланию всему коллективу, благодаря которому состоялась эта книга.


 

ПЕТСАМО-КИРКЕНЕССКАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ ПРОТИВ ВОЙСК ВЕРМАХТА ГЛАЗАМИ САМОГО ЮНОГО ЕЁ УЧАСТНИКА


Вышла в свет книга А.В. Мозгового о «Десятом сталинском ударе»[1]

 

     О замечательном советском человеке Александре Владимировиче Мозговом (1929 – 2013 гг.) мы впервые вам рассказали 3 года назад (здесь). Сегодня мы с радостью представляем книгу мемуаров А.В. Мозгового, подготовленную к изданию его сыном Сергеем Александровичем Мозговым – руководителем Центра военного и морского наследия Института Наследия им. Д.С. Лихачёва.

     В 1950–90-е гг. испытатель ракетно-космической техники, ведущий советский специалист в сфере надежности ракетных двигателей, А.В. Мозговой оказался самым юным участником Петсамо-Киркенесской наступательной операции («Десятый сталинский удар») в области Петсамо и Северной Норвегии против войск Вермахта по освобождению Советского Заполярья (7–29 октября 1944 г.). В то время Александр Мозговой был воспитанником военно-строительных частей и связистом инженерного отдела Северного флота. На основании юношеских воспоминаний и через призму жизненного и профессионального опыта инженера А. В. Мозговой рассказывает о действиях инженерных частей Северного флота в операции «Вест», являвшейся составной частью Петсамо-Киркенесской наступательной операции. В центре повествования — события войны и судьбы людей старшего поколения военных инженеров-североморцев, чей героический подвиг приближал нашу Победу. Книга непосредственного участника событий интересна и полезна как для историков, так и для широкой общественности и служит военно-патриотическому воспитанию молодежи.

 

Информация о книге на сайте Института Наследия, см. здесь

Скачать книгу в формате pdf можно на сайте Института Наследия здесь

 

Ветеран Великой Отечественной войны А.В. Мозговой.

Фото из архива семьи

Рецензия на книгу
 
КОЗЕЛЬСКИЕ МОСТЫ vol.2 E-mail
Новости
26.12.2019 13:41

С.А. Рябов

     Подходит к концу 2019 год.

    Он принёс каждому из нас много больших и маленьких открытий. Радостных находок и утрат, восторга и разочарований. Лично для меня уходящий год ознаменовался знакомством и встречами с замечательными людьми. Всех не перечесть. Среди них и замечательный русский художник Илья Яценко – директор Музейно-краеведческого центра «Дом Цыплаковых» в городе Козельске. Вместе с ним мы бродили однажды жарким днём в окрестностях озера Ленивое в Березическом лесничестве. Я показывал ему незамысловатый мостик на Ленивом (про это). Этой осенью Илья Вячеславович отблагодарил меня. В центре культуры, которым он руководит, он показал мне Белёвский мост, которым давно живёт в моих грёзах.

 

КОЗЕЛЬСКИЕ МОСТЫ vol.2

Продолжение, начало смотри здесь

 

Белёвский мост на рисунке Михаила Дмитриевича Михайлова

 

     Далеко не всем известно, что в дни проведения Козельских чтений 17–18 октября 2019 г. (об этом) в козельском Музейно-краеведческом центре шла неспешная подготовка к выставке картин художника А.Н. Пластова[1]. Здесь были выставлены несколько картин и других художников из фондов центра. Для участников конференции была проведена экскурсия по залам музея. С гордостью за свою работу и очень подробно рассказывал Илья о каждом художественном экспонате. Не обрати он моё внимание на одну из картинок среди прочих, так бы остался для меня не замеченным рисунок малоизвестного у нас художника – уроженца города Козельска – М.Д. Михайлова (1855-1932 гг.).   

    Представьте, на своём рисунке этот художник изобразил наш Белёвский мост, каким мастер увидел его в 1927 году.

 

Мост через реку Жиздра, соединяющий ул. Белёвская Гора со старинным Белёвским трактом. М.Д. Михайлов, 1927 г., из фондов МКЦ «Дом Цыплаковых» г. Козельска

 

     Про М.Д. Михайлова нам известно не много: «Русский живописец, график. Сын бывшего крепостного художника Д.С.Михайлова. В 1867 г. окончил Козельское училище и стал помогать отцу в его малярной мастерской. В 1885 г. поступил в МУЖВиЗ, где учился у Прянишникова, Маковского и Сурикова. После окончания училища вступил в Московское общество любителей художеств и стал его постоянным экспонентом. В 1910 – 1911 гг. – член московского объединения «Группа художников». Работал как живописец, график-иллюстратор. После революции вступил в группу «Звено» и профсоюз московских художников. Работал преподавателем рисования в школах Сокольнического района» (отсюда).

Читать полностью
 
КОЗЕЛЬСКИЕ МОСТЫ E-mail
Новости
25.12.2019 17:25

Козельские мосты: следы утраченных и действующий. Фотоколлаж,  использованы фотографии (отсюда и отсюда)

 

С. А. Рябов

 

«Помни мост, да перевоз»

 

Пословица от времени,

когда ещё существовала пошлина

на мостах

 

КОЗЕЛЬСКИЕ МОСТЫ

 

Совсем немного о мостах на Жиздре и её притоках. Приглашение к разговору

 

     В Козельске, изначально ставшем на холмистой да овражистой местности при трёх речках, за всё время было поделано немало построек для езды да ходьбы через всякие преграды. Из досок, брёвен и бруса поперёк рек и оврагов устраивались мосты, как определял их Владимир Даль – «сплошные настилки» для перехода с одного бока на другой. Здешний люд знавал деревянные, каменные и железные мосты. Народу были известны такие помосты, которые возводились на сваях и козлах. Через Жиздру строили даже мосты из плотов, собранных из брёвен.    

    Такие плавучие мосты ещё называли «живыми». На лодках устраивали наплавные мосты. Через речку Другусну, бывало, перекидывали «летучий» мост, державшийся только на опорах, поставленных на берегах. Мосты бывали и временные: такие ставили на одно лето, чтобы перегонять на пастьбу скот и лошадей на другой берег да возить из-за реки с заливных прижиздринских лугов сено. В Козельске-крепости во все времена ставили мосты через рвы, а за городом почти повсеместно мостили гати или стлани для преодоления топких мест.

    Какие-то мосты были безымянным. Имена другим давались по прозванию преграды или по известным по соседству с мостом объектам. Например, встречалось мне такое название «Мост через Другусну на большой проезжей улице». Или был, к примеру, «Дёготный» мост, названный так то ли от протоки, через которую он был перекинут, то ли из-за чёрной как «дёготь» воды в речушке? Быть может и из-за того, что для прочности и против гниения в воде верёвки, которыми вязали брёвна моста, были пропитаны дёгтем? Кто знает, не была ли рядом мастерская, где гнали этот самый «дёготь»? Однажды наш ведущий краевед Олег Федосеев взялся разобраться с этой самой «дёготной» темой. Мы, я надеюсь, ещё вернёмся к ней в наших будущих публикациях, а пока обратимся к описанию некоторых козельских мостов, какими они были в XIX веке.

Читать полностью
 
2020 ГОД: НЕСКОЛЬКО ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ ИЗ ИСТОРИИ КОЗЕЛЬСКА E-mail
Новости
23.12.2019 17:01

Среди памятных дат из истории Козельска, о которых нам хорошо бы не забыть в 2020 г., есть особенные. Их мы включили в наш список (см. ниже). Государственные, профессиональные, международные, народные и православные праздники России вы легко найдёте в календарях, во множестве публикуемых в средствах массовой информации, например (здесь). Наиболее полный свод памятных дней для Калужской области традиционно приводится на сайте областной научной библиотеки им. В.Г. Белинского, среди памятных дат перечислены десятки сугубо козельских (здесь).

 

 

2020 ГОД: НЕСКОЛЬКО ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ ИЗ ИСТОРИИ КОЗЕЛЬСКА

(приглашение к добавлению и пр.)

 

20 лет со дня создания (22.01. 2000 г.) Козельского общества русских литераторов (КОРЛ).  

 

30-летие возвращению Иоанно-Предтеченского скита Русской Православной церкви (1990 г.). Храм в Иоанно-Предтеченском скиту в честь Святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня был построен в 1825 году.

 

45 лет Сосенскому приборостроительному заводу (16.09.1975 г.).

 

80 лет назад пошли поезда по железнодорожной ветке Козельск – Тула (27.12. 1940 г.). Надо полагать, что к этому времени был построен современный мост через реку Жиздру, а также разрушены постройки Вознесенского монастыря, якобы «портившие» вид Козельска для тех, кто въезжал в город по железной дороге со стороны реки.


Читать дальше
 
ДООККУПАЦИОННЫЙ КОЗЕЛЬСК СКВОЗЬ ФОТОПРИЗМУ ОБЪЕКТИВА КАМЕРЫ ГИТЛЕРОВСКОГО САМОЛЁТА-РАЗВЕДЧИКА E-mail
(4 голоса, среднее 5.00 из 5)
Новости
20.12.2019 14:37

Навстречу 78-ой годовщине освобождения Козельска

от гитлеровской оккупации

 

Александр ХРУЩЁВ

(об авторе см. во второй части публикации)

 

ДООККУПАЦИОННЫЙ КОЗЕЛЬСК СКВОЗЬ ФОТОПРИЗМУ ОБЪЕКТИВА КАМЕРЫ ГИТЛЕРОВСКОГО САМОЛЁТА-РАЗВЕДЧИКА (август-сентябрь 1941 года)

 

Продолжаем разговор, начатый раньше

 

     Приближается 78-летняя Годовщина Освобождения Козельска от немецко-фашистских оккупантов. Пусть даже и не «круглая» дата, но от этого всё равно не менее значимая. Снова и снова обращаемся мы к трагической и полной загадок военной истории нашего города.

     В дополнение к тому, что было рассказано на сайте раньше (здесь), обратимся к ещё одному аэрофотоснимку с гитлеровского самолёта. Этот снимок мне посчастливилось найти и рассмотреть в деталях. По своей сути он редчайший, потому как сделано фото ещё до оккупации города, а именно 1 сентября 1941 года (город будет оккупирован 8 октября 1941 года). К сожалению, помимо плохого качества, возможности для изучения по снимку некоторых областей земной поверхности серьёзно снижаются из-за облачности, которая установилась в день съёмки. Причём, не только сами облака, но и тени, отбрасываемые ими на землю, мешают разглядеть подробности обстановки в Козельске, каким он выглядел с высоты в несколько тысяч метров.


Фото и пояснение взяты здесь Многоцелевой самолёт , в т.ч. для воздушной разведки, Ju-88D-1 W.Nr.430861 «T5+GH» из 1-й эскадрильи Aufkl.Gr.100, аэродром Орша-Южный, начало июня 1943 г. На руле направления видны две отметки сбитых самолетов, что в разведывательной авиации было большой редкостью.


     Не имея возможности разместить здесь весь снимок, поделюсь несколькими фрагментами интересных мест в Козельске, каким он был в сентябре 1941 года. Заметим, что город ещё практически весь цел. Видно, фашистам ещё нет серьёзного дела до этого города. Он ещё не является главной целью бомбардировки и обстрелов.

     Первое, это район железнодорожной станции «Козельск» – важный пункт в системе коммуникации советских обороняющихся войск.

Мы видим стоящий на путях железнодорожный состав. Можно рассмотреть постройку железнодорожной станции с её первоначальной крышей. Видна водонапорная башня, которая далеко отбрасывает свою тень.

 

Фрагмент аэрофотоснимка от 1 сентября 1941 г. Район железнодорожной станции Козельск

 

Современный космический снимок «google» района ж.д. станции Козельск

 

     Второе, это место, где находилась когда-то Богоявленская церковь. Как мы видим на снимке от сентября 1941 г., церковь разрушена, либо ведутся работы по её разборке

 

Фрагмент аэрофотоснимка от 1 сентября 1941 г. Район Богоявленской церкви. Светлое пятно на месте храма.

 

Современный космический снимок «google» района Богоявленской церкви.

Отчётливо просматривается «треугольник» из дорожек вокруг места, где был храм

 

     Заметим, что, судя по фото с воздуха, Богоявленская церковь на 1 сентября 1941 г. разрушена полностью. При этом здания в самом городе Козельске ещё практически все целы. Это наводит на мысль о том, была ли в действительности церковь сметена точным попаданием авиационной бомбы? Может быть, всё-таки, она пала в процессе плановой разборки на кирпич, начатой ещё в предвоенные месяцы? Мне доводилось видеть фото этого же места на аэрофотоснимке от 28 августа 1941 года. На нём тоже присутствует это «пространное пятно», свидетельствующее о масштабных работах по вывозу каменных останков церкви с места, где она прежде возвышалась.

     Да, выходит, что по состоянию на 27 августа 1941 г. Богоявленская церковь была уничтожена. В своё время А.И. Играев опубликовал воспоминания В.П. Шипилина. Вот что тот пишет: «Церковь была во время войны полностью разрушена, прямое попадание бомбы было, <...> даже и стены не остались от неё». У нас нет причин сомневаться в словах ветерана. Но, вот что интересно. Когда рассматриваешь немецкий снимок с воздуха, сделанный в сентябре 1941 г., отчётливо видно, что точно такое же пятно разрушения наличествует на месте построек Вознесенского храма. При этом сам город Козельск остаётся в большинстве своём ещё не разбомбленным врагом. Как-то не очень верится, что фашисты избрали эти два храма – Богоявленский и Вознесенский – первоочередными объектами для бомбовых прицельных ударов. Другое дело, оба храма как доминанты в ландшафте города – ориентиры для обстрела города неприятелем – могли быть взорваны нашими фортификаторами при подготовке города к возможному гитлеровскому штурму накануне оккупации Козельска. Это нужно уточнить.

     Город буде практически разрушен с воздуха позже. Случилось это даже уже после освобождения Козельска от фашистов в самом конце 1941 года.

 

Ближний разведчик-корректировщик Focke-Wulf Fw-189А (фото отсюда). Его в простонаречии называли «рама»

 

     Снова обратимся к воспоминаниям В.П. Шипилина: «После освобождения Козельска мы все боялись «рамы» – это немецкий самолёт-разведчик. Если в воздухе появлялась рама, мы все прятались по погребам, и уходили даже с ночёвкой в окопы: хоронились: за пределами Старой Казачьей. В районе монастыря Оптина траншеи и блиндажи были. И вот все «казацкие» садились в окопы, блиндажи и мы там жили. Немец бомбил Козельск сильно, и в основном он пытался разбить новый железнодорожный мост. Старый мост наши взорвали, и этот был единственный. <...> Как появлялась «рама» – это бомбёжка. <...> А почему он бомбил этот мост – там бронепоезд стоял наш за мехзаводом, запрятан был в лесу».

     О том, какими впечатляющими были налёты, и каковы последствия гитлеровских ударов с воздуха, об этом можно судить, например, по истории только одного налёта на Москву. Читаем: «В ночь на 22 июля 1941 г. 127 немецких бомбардировщиков совершили первый массированный налет на Москву. В результате бомбардировки в городе возникло 1166 пожаров. В следующие ночи последовали еще более разрушительные удары. Всего в течение трех первых налетов в столице были полностью или частично разрушены 85 промышленных предприятий, 147 жилых домов и множество других объектов. При этом по официальным советским данным погибли 336 чел., еще 1360 получили ранения и контузии. Этот несомненный успех Люфтваффе был достигнут во многом благодаря данным, полученным экипажами дальней разведки» (отсюда).

    Возвращаясь к аэрофотоснимку времён войны остаётся добавить, что из интересного на нём стоит отметить тот факт, что помимо «нового» железнодорожного моста на своём месте и ещё в неразрушенном состоянии на 1 сентября 1941 г. находится и старый железнодорожный мост и Белёвский деревянный мост, соединявший подножье улицы Белёвская Гора и противоположный берег реки Жиздра. Дальше дорога шла в поля и к лесу.

     Ещё немало загадок нам предстоит разгадать в истории Козельска и, быть может, именно материалы аэрофотоснимков помогут нам в этой непростой, но захватывающе интересной работе.

А. Хрущёв

Ноябрь-декабрь 2019 г.

Редактор С.А. Рябов

 

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА СТРАНИЦЫ САЙТА «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЗЕЛЬСКА»

Наш новый автор Александр Хрущёв

 

     Богата связями и встречами с интересными людьми работа ведущего проекта «Энциклопедия Козельска». За 9 лет работы сайта темы, затронутые однажды на его страницах, не раз получали совершенно неожиданное развитие. Ставишь материал на сайт, и думаешь, а вдруг, это никому не будет интересно? Ан, нет! Проходит время, и кто-то обязательно «стучится» в «личку» администратора, чтобы рассказать о чём-то очень важном по существу того, что было опубликовано когда-то на сайте. Вот и уходящий 2019 г. ознаменовался новыми счастливыми знакомствами.

     К нам, например, присоединился Александр Хрущёв.

Читать далее о А. Хрущёве
 
« ПерваяПредыдущая11121314151617181920СледующаяПоследняя »

Страница 13 из 26