Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Слаговищи - деревня колдунов. Фольклор одного села. E-mail
(12 голоса, среднее 4.67 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
27.11.2010 17:02
Индекс материала
Слаговищи - деревня колдунов. Фольклор одного села.
Page #
Page #
Page #
Все страницы

 Местная жительница В.И.Левина объяснила название деревни так: "Слаговище" - логовище значит, логовище здесь когда-то было. Прежде дубы вот какие были! Медведи были, все звери были. Вот от вершины тута была как тайга непроходимая. Вот здесь деревню и строили". Слово "Слаговищи" старожилы возводят и к слову "слава": "Мастерами славилась деревня" (М.Н.Жупиков). Возможно, и это кажется наиболее вероятным, деревня была названа по небольшой речке Слаговенка, видимо, изменившей свое русло. Ныне близ деревни реки нет. Топонимы, их толкование местными жителями, устные рассказы, связанные с названием "Слаговищи", местным ландшафтом, стали тем живым материалом, который "открывал" территорию, высвечивая историю деревни, особенности географического пространства и их отражение в народном сознании.

Беседы с информантами, записи преданий и легенд, быличек и поверий позволили не только многое понять в обустройстве деревни, но и воссоздать ее образ, во многом неповторимый, своеобразный, образ поэтический, где переплелись реальное и фантастическое, история деревни и ее жителей - тот образ, который сохранен народной памятью. Границы деревни Слаговищ (конечно, условные) обозначены с одной стороны трактом "Козельск-Белево", а с востока - железной дорогой, за которой находится Стекольный завод. Деревня и ее окрестности (поля, лес, бывшие засеки) воспринимаются как "своя" земля, "своей" же оказывается дорога в Гонилово, где находилась приходская церковь. Эта территория может быть представлена как культурный ландшафт, где наиболее приметные и значимые для местных жителей объекты получили названия, что отражено в топонимах, преданиях, устных рассказах. При неравномерном, кустовом типе застройки естественно было предположить существование достаточно развитой местной "географии". И действительно, каждая из частей деревни имеет устойчивое название: Выселки, Вугол, Кукуевка, Язьма, Разбегаевка, Хреновка, Слободка, Городок, Мишечкина гора, Кривой Рог, Конец, Новые дома и др.

Одни названия определяют особенностей застройки данной части деревни (Разбегаевка), другие - связаны с именами первых поселенцев (Мишечкина Гора). третьи - несут в себе характеристику жителей или хранят память о каких-то событиях. Так, о "Кривом Роге" Е.А.Жупикова рассказала: "У меня там сестра была, один глаз с бельмом. Ну, кривая и кривая. И бабка тоже ослепла, с бельмом (плакала после войны). Вот и назвали Кривой Рог. А у нас - Конец"... "Есть еще Вершина Елинская - не знаю, почему: елей не было. Мосточек, Верх опять, Лазы, Цыганова, Последняй, Крутой, Трошшатое - там трошшали. Выходишь из поселка, а там трошшает. Меня трошшало. А кто трошшает - не знали. Пугало там. Улица - Гришин колодец. Там сегодня летом убил пастуха бык, Зининова брата. "Гришин" (колодец) - потому что Гриша его разрывал". Названия окрестных хуторов, лесов, болот, горок, ключей - расширяет географическое пространство "своей" земли: Сергунькино болото, хутор Дубовна (ныне не сохранился), Шалаева Гора (когда-то жил Егор Гаврилович Шалаев, было 4 дома и ферма), Монашеские поляны (жили монахи из Оптиной Пустыни) и др.. Новые объекты, которые появлялись в деревне и ее ближайших приделах, также получали названия, в которых отмечались их характерные особенности. Так, район новой застройки стал называться "Новые дома". Свое название объект мог получить по запомнившемуся событию или связываться с именем какого-то жителя деревни. Одна из информантов, Прасковья Ивановна Жупикова (69 лет), рассказала, что новые сосновые посадки близ большака получили название Пашин лес: здесь, когда сажали сосенки, она разговорилась с приехавшим корреспондентом местной газеты, который написал статью о молодых посадках, назвав их "Пашин лес". Это название так и сохранилось за этим леском. Поскольку овраги ("вершинки"), как и ключи в оврагах, составляют наиболее значимые приметы местного географического пространства, каждый из них имеет свое название: Данилкин (Даньшин), Чудской, Плотский, Юрьевский, Поднизом, Язьма, Французский овраг, Иванов колодец и др.

О некоторых из них сохранились предания. "Французи воявали тут. Пруд есть Французово. (- А что про них рассказывали? - собиратель) - "Ну как они не у ружьё дрались, какими-то пиками - не знаю. Мать рассказывала. Были как могилы. Мать говорила: "Тут французы воявали, тут их некоторых закапывали". Теперь говорят - "у Французово", когда коров стерягут - "где Французово" (П.И.Жупикова). Другой информант (Е.Н.Дворянчикова) на вопрос, почему овраг назван французским, ответила: "Где вершина - там ключ, Была война с французами, француз до того верха дошел". Это прямое толкование в рассказе В.И.Левиной получает развитие: "Французы были, Москву забрали, а ключи им-то не отдали, вот за ключами они придут, еще война будет". Возможно, слово "ключ" (источник) определило ассоциацию с ключом как предметом, в рассказе же о французах слово "ключ" связалось уже с ключом от Москвы. Территориальные объекты закрепляются в народной памяти то в виде топонима, то сюжетно оформленного рассказа, близкого преданию. Беря за основу какое-то реальное событие, такой рассказ зачастую использует общефольклорный сюжет или мотив, наполняет его чисто местными реалиями. Это один из путей формирования локальной фольклорной традиции. Особенно много подобных преданий связано с колодцами.

Колодец, по народным представлениям, это особое, семантически нагруженное, место. Колодезная вода "очищающая", она обладает целебной силой, как и вода, взятая у реки на заре (этой водой омывают детей, наговаривают при лечении разных болезней). Колодец - это и место прорыва в иной мир, а потому и возможной связи с ним (в Святки у колодца гадают - "слушают"). Колодезная вода, как зеркало, отражает земной мир, но может явить и "чужой"; колодец способен поглотить и явить сокрытое. "Сокрытым" чаще всего оказывается клад. Традиционно посредником между "иным" и "своим" мирами является змея. Слаговищенские предания о колодцах отражают большинство из этих поверий. В Слаговищах и ее окрестностях есть несколько особенно примечательных колодцев. Об одном из них, который находится на Монашеских полянах ("жили монахи из Оптиной Пустыни, делали засеки"), рассказывают: "Здесь есть песчаный колодец, в котором бьет семь ключей" (число "семь" - семь ключей - знак особенного) (из материалов, собранных школьниками - альбом "Исторические вехи д. Слаговищи"). О другом колодце у д. Гордиково (Юрьино) по дороге в с. Гонилово, где находилась приходская церковь, сохранилось предание: "Была у Гордякова церковь. И церковь провалилась, с колокольней. Ее вытащили. А все равно ушла. На этом месте стал колодец. Этой водой хорошо детей умывать" (В. И.Левина). Со многими колодцами связаны рассказы о кладах. В.И.Левина рассказывает: "Скородили (боронили землю) на лошадях. Канаву проезжаем в поле. как в Киреевское ехать, я пить захотела. Лошадь привязала, подхожу к колодцу (Это, где Тоненький верх, вон - где новые дома), пригоршней напилась, стала поправлять волосы - гудит: у-у-у-у. Вниз глянула - кувшин старинный стоит качается на воде, темный. Я кувшин увидела, кричу подруге: "Наташа!" Он как загудел. Взрыв - разорвался - и назад пошел. Я: а-а-а-а! - "Ты что?" - это Наташка-то подбежала. Я рассказываю. - "Ты бы перекрестилась бы и взяла! Знаешь. как мы бы разбогатели". Я по этому кувшину ссохла. А мать говорит: "Дура! Может, это водяной. он бы тебя затащил". А надо было взять. Надо было бы круг очертить и за круг не заходить и крюкой тянуть". Эта же предание записано школьниками: "В Широком лесу есть бездонный колодец, о котором сложены легенды. Одна из них такая: Бездонный колодец находился под Раздорами. Там раньше заготавливали сено, и вот во время сенокоса одна женщина захотела пить. Когда, напившись воды, она начала покрывать платок, то увидела, как в колодце вода начала сильно колыхаться и гудеть. На поверхности воды появился кувшин старинный, но внезапно исчез.