Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Каков, на ваш взгляд, БРЕНД города Козельска? Какая ассоциация для вас наиболее точно символизирует город Козельск, делает его отличным от других городов подобного уровня? Что делает сразу же узнаваемым город Козельск?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

"Козельск": имя славного города на борту кораблей E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Козельск/Название города и карты
07.05.2014 00:00

Славное имя «КОЗЕЛЬСК» стало уже давно нарицательным. Мы рассказывали о том, что в российских ВВС, например, есть стратегический бомбардировщик ТУ-95 МС, носящий имя нашего города (читать).
Но далеко не всем известно, что гордое имя «КОЗЕЛЬСК» прописано и на бортах судов. Один из кораблей ходит под этим гордым именем и сейчас.



Фото памятника кораблям, погибшим на Ладоге в годы Великой Отечественной войны, 2007 г., отсюда

 

«КОЗЕЛЬСК»: ИМЯ СЛАВНОГО ГОРОДА НА БОРТУ КОРАБЛЕЙ

 
В историческом календаре нашего города есть упоминание о присвоении в 1972 г. имени «Козельск» одному из теплоходов Советско-Дунайского пароходства. Этот знаменательный факт прежде обязательно упоминался в районной газете «Козельск», например, в Календаре Козельского района в газете от 1 января 2001 года. Между тем, мало кому, известна судьба ещё одного корабля «Козельск». Об этих судах мы и хотим вам сегодня рассказать.

I

БУКСИРНЫЙ ПАРОХОД "КОЗЕЛЬСК" - 1914 - 1941 (?)

 

На берегу реки Нева в Шлиссельбурге стоит памятный знак, на котором перечислены суда, погибшие на Ладоге в ходе Великой Отечественной войны.



Фрагмент памятника, с сайта
 

Есть среди них и пароход «Козельск». Об этом судне мало что известно, поскольку его историей заинтересованно никто из близких к нашему городу историков и краеведов не интересовался. Между тем, буксирный пароход «Козельск» – таков класс этого судна - был построен в Петрограде в 1914 году. В историю страны это судно вошло особо: оно внесло свой вклад в обеспечение города Ленинграда всем необходимым в начальный период его 900-дневной блокады в годы Великой Отечественной войны.
В тяжелейшие дни войны и блокады северной столицы перевозки по озеру Ладоге  осуществлялись не одними только судами Ладожской военной флотилии. Великое количество грузов, людей и военной техники перевозилось буксирами и баржами Северо-Западного речного пароходства, а также доставлялось в разные места на судах-канонерках, входивших в состав флотилии. На части речных барж и буксиров было установлено вооружение, а в их экипажи были включены военные моряки. На баржах, как правило, ставились по два крупнокалиберных пулемёта, а на буксирах – 45 мм зенитки.
Привлечение гражданских барж и буксиров к перевозке населения, эвакуируемого из Ленинграда, а также войск продолжалось вплоть до трагических событий 17 сентября 1941 года.
В тот день случился 10-ти бальный шторм, который потопил вместе с людьми множество барж. Обстоятельства были таковы:  «Для перевозок по озеру в спешном порядке были собраны все суда, какие только можно было собрать, — 49 озерных и речных барж, в том числе более 20 таких, которые вследствие технических неисправностей и других причин раньше не использовались» (отсюда).
Вот эти-то суда и оказались в небывалую штормовую погоду на Ладоге собранными вместе. Большинство из них и затонуло. О величине трагедии свидетельствует тот, например, факт, что только с баржей № 752 под воду ушло около 1200 человек, из которых только 240 было спасено. Утонули также баржи с двумя батальонами личного состава вместе с вооружением и боеприпасами. Они следовали в Ленинград, и мало кого удалось спасти, поскольку гитлеровцы бесконечно бомбили тонущие суда и поливали их пушечно-пулемётным огнём с самолётов. Более 300 человек погибло в воде. Вот почему после 17 сентября 1941 г. личный состав и гражданские стали перевозиться исключительно на транспортах и боевых судах, входивших в Ладожскую флотилию, а прочие суда для этих целей не привлекались.
В тот памятный шторм затонул и пароходный буксир «Козельск».
Мы, к сожалению, не располагаем его фотографией, поэтому помещаем здесь фотографию другого буксирного парохода, полагая, что и наш «Козельск» был чем-то похож на него.

 

 

Буксирный пароход "Ижорец 8", установлен в пос. Осиновец, фото взято здесь



Так вот, буксирный пароход «Козельск», в отличие от других судов («Войма» и «Мичурин»), спустя непродолжительное время уже осенью 1941 г. удалось поднять. Но тут приключилась новая беда.
По Ладоге было сложно ходить ещё по одной причине. Вот что пишет, например, историк А. Б. Широкорад: «В середине ноября 1941 года в связи с быстрым ледообразованием было принято решение о переходе кораблей на зимнюю стоянку в западной части побережья Ладожского озера между Морье и базой Осиновец. 17 ноября из Новой Ладоги вышел первый эшелон кораблей (сторожевой корабль "Пурга", канонерские лодки "Селемджа", "Бира", катера МО-216 и 175, бронекатера № 99 и 100 и другие), который прибыл в Морье 21 ноября. При этом 20 ноября были затерты льдами и затонули буксиры "Ижорец-9", "Ижорец-10" и "Ижорец-4", буксировавшие пароход "Козельск" (только что поднятый из-под воды – Р.С.А.), сторожевые катера МО-175 и МО-216 (в декабре 1941 года катер МО-175 удалось поднять)» (отсюда).
На этот раз «Козельск» оказался во льдах и был буквально раздавлен ими. На борту находились продукты, которые доставлялись в осаждённый Ленинград. Дальнейшая судьба этого парохода-буксира, к великому сожалению, нам не известна. Хочется верить, что после ледового плена  наш буксирный пароход вновь встал в строй судов, осуществлявших обеспечение осаждённого Ленинграда. Но у нас никаких сведений об этом не имеется, поэтому мы в конце истории этого корабля (см. заголовок раздела) ставим вопросительный знак и ждём вашей помощи.

Пишите, если что-то удастся разузнать. Вдруг, кто-то из вас заинтересуется и специально посвятит время исследованию этой малоизвестной страницы военной истории далёких от Козельска мест, где в военное время вспоминали наш стойкий легендарный город-крепость при виде одного из пароходов-буксиров. Вот почему мы хотели, чтобы на страницах «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА» обязательно было рассказано об этом судне.
Тем важнее поднять эту тему сегодня, в канун Дня Победы.

 

II

ТЕПЛОХОД "КОЗЕЛЬСК" (1972-н/в)

 

В самом начале 70-х гг. на юго-западе Нижегородской области, в городе Навашино, что на реке Оке, на Окской (ныне Навашинская) судоверфи приступили к строительству ещё одного теплохода типа "Кишинёв" (проект 1572 /1576). Теплоходы такого класса, а их больше десятка, были широко известны в СССР и ныне в России. Например,  теплоходы "Андрей Кижеватов",  "Дмитрий Кантемир", "Константин Заслонов", "Художник Пластов" и многие другие (информация).  

 

 

Теплоход "Козельск", 70-е гг. XX века. Редкая открытка из архива "Энциклопедии Козельска"

 

17 февраля 1972 г. приказом министра морского флота СССР №28 от 17.02.72г. строящемуся морскому теплоходу грузоподъемностью 4200 тонн проекта №1572 было  присвоено название «КОЗЕЛЬСК". Теплоход вошел в строй в III квартале 1972 года.
В 1972 г. вместе с  теплоходами «Горки Ленинские», «Вознесенск», «Вишневогорск», «Гороховец» теплоход "Козельск" перевозил грузы из портов Дуная через Волго — Донский канал на порты Ирана на Каспийском море. Однако из-за падения уровня воды в этом канале, к концу навигации 1972 г., все эти суда не смогли вернуться в порт приписки. Тогда, пройдя внутренними водными путями, все эти суда (кроме "Якуб Колас"), в т.ч.  теплоход "Козельск", до навигации 1973 г. работали  на перевозке грузов между портами Балтийского и Северного морей (отсюда).
19 ноября 2004 г. этот теплоход, закреплённый за Украинским Дунайским пароходством,  сделал свой первый рейс с углем из Мариуполя (Донецкая область) на Галац в Румынии.
В румынский порт на Дунае сухогруз пришел по гирлу Быстрое. К тому времени там начал действовать только что восстановленный глубоководный судовой ход Дунай - Черное море.
До этого в Галац, где находится крупный потребитель твердого топлива, уголь доставляли в вагонах. В последующем "Козельск" совершил не мало "угольных" рейсов в эти края (отсюда).

 

Составил Р.С.А., апрель 2014 г.

 

Примечание: При подготовке материала о пароходном буксире "Козельск" использован, в т.ч., очерк Александра Дроздовского (2009 г.) (отсюда)