Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ _4 июля 2021 E-mail
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
главный раздел - Новости
04.07.2021 08:59

Мемориал Воинской Славы Героев Козельска всех поколений в сквере города

 

4 июля 2021 года (2-я Неделя по Пятидесятнице, второе воскресенье после Троицы) 

ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ


     Первым составителем полного месяцеслова всех русских святых и подвижников явился архимандрит Леонид (Кавелин) – автор истории города Козельска и Оптиной Пустыни. Озаглавленный им как «СВЯТАЯ РУСЬ», он в виде одноименного приложения входит в многотомную историю Русской православной церкви. В ней он назван «Список всех Святых, в Земле Российской просиявших».

      «Русь святая», так называется и проповедь в день памяти «ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ».

 

 

Эксперт по проблемам наследия пограничья.

Независимый исследователь,

кандидат военных наук, доцент С.А. Рябов, г. Москва



В СТРОЮ ХРИСТОЛЮБИВОГО ВОИНСТВА: КОЗЕЛЬСК КАК ДУХОВНЫЙ ЦЕНТР ПРОСТРАНСТВА ПАТРИОТИЗМА И СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ[1]

 

В прошлом году Россия достойно отметила 75-ю годовщину Великой Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. В июне 2021 г. мы склонили головы перед павшими в день, когда 80 лет тому назад 21 июня 1941 г. началась та самая война, стоившая миллионов жизней. Далеко не пафосная, но полная трагизма и боли дата.

Служение Отечеству во все времена российской истории было основано на патриотических чувствах, на особом сознании россиян. Любовь к Родине, к Отечеству, преданность своей Родине и своему народу – вот далеко не полный список синонимов к слову патриотизм.


Икона «Собор всех Святых в Земле Российской просиявших»

 

Ветераны-пограничники г. Козельска с детьми у стелы «Город Воинской Славы Козельск»

в День Пограничника 28 мая 2021 г. Фото А. Марчуковой

 

В преамбуле Конституции Российской Федерации записано, что она, «объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». У народа Российской Федерации, соединенного общей судьбой на своей земле, почитание памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость – являются краеугольным камнем, на котором основывается всё остальное.

Города Козельск и Малоярославец Калужской области вместе с 43 другими городами Российской Федерации являются Городами воинской славы и входят в состав Союза таких городов. Города Людиново и Киров Калужской области за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками Отечества в сражениях, проходивших на территории этих населенных пунктов, получили статус «Город воинской доблести». Почетного звания Калужской области «Населенный пункт воинской доблести» получили Сухиничи, Юхнов и Жуков. Почетного звания Калужской области «Рубеж воинской доблести» были удостоены село Ильинское, деревня Подсосено сельского поселения «Село Ильинское» Малоярославецкого района; деревня Зайцева Гора, деревня Цветовка сельского поселения «Деревня Бахмутово» Барятинского района; «Город Кременки» и «Село Троицкое» Жуковского района Калужской области. «За доблесть, мужество, отвагу и беспримерный трудовой героизм во время военных действий на территории Калужской области и в период восстановления разрушенного войной народного хозяйства» почётным званием награждены десятки трудовых коллективов предприятий. Городу воинской доблести Людинову присвоено ещё и звание «Населённый пункт трудовой славы». Есть города, заслуживающие звания «Город трудовой доблести»[2].

Эти и многие другие населённые пункты служат центрами сосредоточения усилий в патриотическом воспитании граждан и одновременно, будучи носителями почётных званий, являются в этой многогранной работе образцами для всех остальных мест нашей страны. Здесь накоплен немалый опыт духовной мобилизации россиян на новые свершения во имя своей Родины.

Козельск благодаря документально засвидетельствованному подвигу горожан при обороне от монголо-татар в 1238 г. по своим старшинству и чести по праву является первым среди прочих славных городов. Не случайно уже не раз Козельск становился родоначальником важных патриотических инициатив, сердцевину которых составляет патриотическое духовное начало.

Не секрет, что военно-политическое руководство страны, её Вооружённые силы и специальные службы, о чём можно сказать без преувеличения, как никогда прежде, нуждаются в ДУХОВНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ своей многогранной деятельности. В настоящее время культура, образование и воспитание населения России, все остальные сферы её жизни оказались под жесточайшим прессингом со стороны, тех, кто не оставил надежды превратить нашу страну в сырьевой придаток так называемых экономически развитых стран и, прежде всего, США и их союзников по НАТО.

Провал санкций, направленных на развал российской экономики, заставляет наших недругов делать ставку на попытки развалить Россию изнутри. Через различные новые и потому малоизвестные нам, а значит и особенно опасные, организации, подобные НКО, различные зарубежные частные вкладчики и их пособники внутри страны пытаются «улучшить» нашу с вами жизнь, чтобы сделать её невыносимой и попытаться смести нынешних президента и правительство. Главный упор при этом наши враги делают на сознание человека, которое, как им кажется, можно видоизменить в свою пользу, достаточно «размягчить» его стержень, а именно, ВЕРУ в самом широком смысле этого слова.

Пропагандистские силы и гигантские капиталы направляются на формирование и задействование, так называемой, «мягкой силы» для «размягчения» нашей ВЕРЫ в традиционные ИДЕАЛЫ. Основы подобной «мягкой силы» известны и все они ориентированы на то, чтобы реализовать одну задачу «притянуть других к тому, что хочется именно вам». Всё это делается через политические ценности и институты в виде демократических выборов, многопартийности, прав человека, свобод, мультикульстурности и, наконец, благотворительности (вспомним, например, деятельность фонда Сороса). Нам навязываются культурные ценности западного образца, включая английский язык и литературу, укореняются потребительские предпочтения типа Coca-Cola, Snickers, джинсы, модная одежда, а также инновационная техника и технологии (Microsoft, Apple). Вот почему в условиях воздействия разрушительных слагаемых подобных «мягких сил» на умы и настроения наших граждан требуется взглянуть на всем нам хорошо известное понятие ПАТРИОТИЗМ с несколько иной позиции. Напитать его новым содержанием.

Совершенно справедливо говорят, что времена ТРУДНЕЕ у нас были и прежде, но не было времени ПОДЛЕЕ, чем теперешнее. И против такой ПОДЛОСТИ современного бытия нам и нужно ополчиться всем миром. Объединяющим началом, которое должно обеспечить нашу ПОБЕДУ над враждебными силами, должен стать ПАТРИОТИЗМ.

Сегодня уже недостаточно следовать только тем традиционным мировоззренческим постулатам в сфере культуры, которые нам были оставлены Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым. Он рассматривал в числе ПРИОРИТЕТОВ ПАТРИОТИЗМА – заботу о сохранении памятников культурного наследия, а также пропаганду и сохранение чистоты русского языка. Оставаясь приверженцами философской точки зрения на такое фундаментальное понятие человеческого мышления как ПРОСТРАНСТВО, отображающее множественный характер существования мира, мы понимаем, насколько этот мир неоднороден и его образ чрезвычайно сложен. Множество предметов, объектов, данных нам в нашем восприятии, ОДНОВРЕМЕННО формируют этот сложный пространственный ОБРАЗ МИРА. Этот ОБРАЗ и служит необходимым условием ориентации любой человеческой деятельности. Иными словами, мы сами внутри себя создаём этот МИР, а от того, каков он в нашем восприятии, уже зависит наша ориентация в поступках и делах.

По взглядам Д.С. Лихачёва и его последователей, окружающее нас пространство, помимо всего прочего, имеет свою многовековую историю и богатые традиции. В связке со ВРЕМЕНЕМ это пространство может рассматриваться как объект культурного и природного наследия. Главной отличительной чертой ПРОСТРАНСТВА КАК НАСЛЕДИЯ выступает многокомпонентность его как явления. Сюда совершенно естественно входят МАТЕРИАЛЬНАЯ, ДУХОВНАЯ, а также  СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИНАЯ составляющие. При этом не только ДУХОВНАЯ часть пространственного образа мира (традиции, обряды и представления), но главным образом ДУХОВНЫЙ МИР САМОГО человека, представляющего себе этот мир, особенно когда мы рассуждаем о патриотизме, должны играть ОПРЕДЕЛЯЮЩУЮ роль.

Новизна подхода к патриотическому воспитанию и состоит в том, чтобы усилить в этой работе, а это и процесс и результат всей многогранной воспитательной деятельности человека в окружающем его пространстве, ДУХОВНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ. То есть активизировать ту работу, в результате которой формируется и развивается ДУХОВНЫЙ МИР личности, в основе которого лежат МИРОВОЗЗРЕНИЕ, УБЕЖДЕНИЕ и ВЕРА.

В условиях, которых находится Россия, сегодня назрела необходимость не только проведения мудрой военной политики, предотвращающей войны. Важна не только сдержанность со стороны руководителя государства и Правительства. Как никогда прежде необходимо «христолюбивое воинство». Под этим мы понимаем не просто военнослужащих, которые веруют в Христа и живут по Его законам. Оно характеризует качественно совершенную вооруженную силу. Такое воинство представляет настоящую армию, сплоченную в одно целое, в том числе, религиозным мировоззрением.

Что касается Козельска, в котором дислоцируется соединение РВСН, оснащённое самым совершенным оружием возмездия, для военнослужащих дивизии первостепенны не просто любовь к Отечеству, крепкий и непоколебимый воинский дух и высшее воинское мастерство. Для них, как редко ещё для каких воинов Российской Армии, важно владеть такими приёмами военного искусства, которые позволяют эффективно СДЕРЖИВАТЬ потенциальных агрессоров и ДОСТИГАТЬ ВОЕННЫХ ЦЕЛЕЙ, в случае необходимости, МАЛОЙ КРОВЬЮ И ЗА ОТНОСИТЕЛЬНО КОРОТКОЕ ВРЕМЯ.

Как и для всех остальных мест, определяющими всю жизнь на Калужской земле, предстают такие понятия, как ПриРОДа, РОДители, РОДственники, РОДина, наРОД, РОДной, РОДники. При этом все они, по образному выражению одного из авторов современной «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» Анатолия Николаевича Вырщикова, не случайно имеют один корень. Все эти слова отражают своего рода «ПРОСТРАНСТВО ПАТРИОТИЗМА», в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви…»[3].

Не секрет, что САМОБЫТНОСТЬ РУССКОЙ НАЦИИ И ДУХОВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА, чрезвычайно ЗАВИСЯТ ОТ ЗЕМЛИ (ТЕРРИТОРИИ), А ТАКЖЕ ОТ ТРАДИЦИЙ ЖИЗНИ НА НЕЙ. При этом просто традиционная наука, находящаяся в тисках естественно-научного фундаментализма, не в состоянии предоставить убедительных ответов на основные вопросы Мироздания. Требуется синтез науки, религии и искусства в деле постижения сущности Мироздания для сотворения образной «КАРТИНЫ МИРА».

Несмотря на всё общее, что свойственно всей России как «ПРОСТРАНСТВУ ПАТРИОТИЗМА», Козельская земля, имеет свои собственные, присущие только ей, особенности. Как и всякое иное пространство, она имеет свои географическое местоположение и протяжённость, характеризуется исторической глубиной и перспективой. В тоже время, каждая из этих характеристик сугубо своя.

Обратимся к недалёкому прошлому. Более десяти лет тому назад три города – АРХАНГЕЛЬСК, ПСКОВ И КОЗЕЛЬСК – совершенно не случайно оказались в одном наградном списке на присвоение почётных званий «Город воинской славы». Президент Российской Федерации 12 февраля 2010 г. на церемонии вручения главам администраций городов верительных грамот о присвоении высоких званий отметил: «история России никогда не была лёгкой и не будет такой. Но жителям этих трёх городов пришлось отличиться не только во время Великой Отечественной войны. Героизм им приходилось проявлять несколько веков подряд». Согласитесь, слова «не только» и «несколько веков подряд» – ключевые, объединяющие  эти славные воинской доблестью города. Их судьбы в военное время, как и судьбы других российских городов, похожи. На их  территории и в непосредственной близости от них в ходе ожесточенных сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм.

Только вот Козельск в ряду всех других  городов, удостоенных этого наименования, занимает особое место. Президент России отметил:  «Всё для победы почти тысячу лет отдают жители Козельска. В XIII веке хан Батый назвал его злым городом. Три месяца Орда потратила на разгром Северо-Восточной Руси и семь недель на осаду Козельска. Сегодня город воинской славы – ядерный щит России». Обратим внимание на эти президентские слова: «почти тысячу лет». То есть, уже до того как в 1146 г. Козельск стал известен по русским летописям, начиная с XI века, жители Козельска и окрестных мест делали «ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ»! Вот это оценка! Несравнимо более высокая, чем даже та, которая была дана нашему городу в XVIII в. в известном Указе императрицы о пожаловании Козельску особого, «говорящего» герба, подобного которому есть мало у каких городов в России. Герба, закрепившего за нашим городом титул города небывалой решимости граждан пожертвовать своими жизнями во славу свободы.

В этом тысячелетнем служении Победе состоит особое отличие исторической территории, которая известна в истории как Козельск, в российской истории и которая представляет фундамент ПРОСТРАНСТВА ПАТРИОТИЗМА всей России.

Козельская земля призвана БЫТЬ ПРИМЕРОМ ПАТРИОТИЗМА, и одновременно ОБРАЗЦОМ СВЕРШЕНИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ граждан России. Сперва, среди городов Воинской Славы, а затем и среди прочих городов и весей.

Не случайно в своё время именно Козельская епархия выступила с инициативой провести в г. Козельске конференцию на тему «Духовные основы воинского служения», тем самым взяв на себя почётную задачу – быть инициатором собрания духовенства, историков и философов городов воинской славы именно в Козельске для того, чтобы, собравшись вместе, молитвой и просветительским словом послужить Святой Руси. Состоявшийся форум выполнил все поставленные задачи.

На Козельской земле есть все условия для опережающего развития патриотического движения. Калужская область сегодня является регионом успешной инновационной деятельности в России. Отсюда проистекают многие полезные начинания в области экономики, строительства и торговли. Многое делается здесь и по патриотическому воспитанию населения края, который отличается не только богатой военной историей, но и современным вкладом в оборону страны. Взять, например, дислокацию и боевое дежурство сил ракетных войск стратегического назначения в Козельском районе. На пространстве бывших засечных черт современные «засечные сторожи» держат ядерный щит России.

Вот почему козельские инициативы в разработке и реализации «духовных основ воинского служения» не только очень востребованы, но и могут превратить калужские города с почётными званиями, и в первую очередь Козельск и Малоярославец – города воинской славы – в модель успешного патриотического воспитания граждан для всех остальных регионов России.

Во всестороннем изучении и освоении нуждается весь опыт деятельности по выдвижению этих городов в число городов воинской славы, поскольку этот опыт может быть востребован в ходе работы на местах по реализации законов «О почетных званиях «Город воинской доблести», «Населенный пункт воинской доблести», «Рубеж воинской доблести». Такие законодательные акты принимаются во многих областях Российской Федерации, а в Калужской области накоплен уже не малый опыт такой успешной законотворческой работы.

Вместе с тем, среди населённых мест, упомянутых в начале статьи, есть и другие, могущие носить почётные звания. В том числе и на территории Козельского района. Встаёт, например, вопрос, как нам быть с присвоением таковых отдельным населённым пунктам в нашем районе, который в годы войны долгих 22 месяца оставался прифронтовым? Но ведь фронт – это единый РУБЕЖ ВОИНСКОЙ ДОБЛЕСТИ. Может быть, можно присвоить какие-то почётные звания тем пунктам, где стояли госпиталя? Полтора года Козельские места являлись единой госпитальной базой фронта. Всё это время полустанки на железной дороге и сама ж/д станция Козельск – являлись железнодорожной базой снабжения соединений фронта. Разве это не места доблести особого рода? Но все такие населённые пункты, хотя и заслужили почёта и славы, не вписываются в уже принятые положения, определяющие порядок и правила присвоения почётных званий. Значит, нужно такие правила уточнить и в развёртывании такой работы Козельск тоже может проявить инициативу.

Когда мы говорим о рубежах воинской доблести хотелось бы отметить исключительно специфическую особенность Козельского и смежных с ним районов Калужской, Тульской и Брянской областей. Этот регион по праву является частью ЕДИНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПОГРАНИЧЬЯ РУСИ в самом широком смысле.

«КОЗЕЛЬСКИЕ МЕСТА» – вот наиболее подходящее из названий для  военно-исторической территории, которая представляется рассматриваемым «пространством патриотизма». Под названием «Козельские места» здешний уезд в его исторических границах упоминался в летописях ещё с XVI в. и охватывает территорию намного более широкую, чем только лишь современный административный Козельский район. Это частично Ульяновский, Хвастовический, Мещовский, Перемышльский, Сухинический и др. районы, прежде «тяготевшие» к Козельску – центру большого уезда.

В 2020 г. мы отметили 500-летие строительства города-крепости Тулы и 500-летие Большой Засечной Черты. Козельское пограничье уже с XVI в. стало вместилищем части этой линии обороны против угроз со стороны Крымского ханства. Иваном Грозным в XVI в. здесь одними из первых были учреждены засеки, получившие своё собственное название. Столпицкая, Дубенская, Кцынская и Сенецкая Козельские засеки, которые, в свою очередь, были сочленены с Бобриковской  (была приписана к городу Белёву) и Слободецкой (была приписана к городу Лихвину), а также Перемышльской засеками. Все эти первые засеки на правом фланге тысячевёрстной Большой засечной черты послужили прототипом для остальных засек. В этом тоже состоит первенство Козельска и стержень всего здешнего пространства патриотизма.

Уникальные природные факторы нашего края свидетельствуют о том, что историко-культурное наследие неразрывно связано с природным наследием. Так, например, обустройство козельских засек заставило Ивана Грозного ввести на этой территории особый  режим лесопользования с тем, чтобы не допустить хищнического истребления леса – одного из важнейших элементов всей оборонительной засечной черты русского государства. Здешние леса одними из первых были ЗАПОВЕДАНЫ. Здесь под страхом смерти запрещалось истреблять лес на любые нужды, прокладывать дороги или иным каким способом мешать функционированию засечной стражи.

Таким образом, именно здесь под Козельском, фактически с Ивана Грозного, зародились замечательные традиции не только строительства рубежей обороны, но и заповедования на Руси лесов и прилегающих к засекам территорий. Традиции, которые и поныне строго соблюдаются и последовательно развиваются современными защитниками лесных богатств России. Это ещё одно составное звено ПРОСТРАНСТВА ПАТРИОТИЗМА в Козельском пограничье, в котором осуществляют деятельность немало государственных учреждений и организаций. Это пространство ЕДИНСТВА ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА, где духовные основы воинского служения неразрывно связаны с интересами охраны природных богатств.

На этом пространстве проходят границы Национального парка «Угра», который был создан  в 1997 году и охватывает придолинные пространства левых притоков Оки – Угры, Жиздры и Выссы общей протяжённостью около 200 км. Историко-культурное наследие «Угры» включает: 131 памятник археологии, 22 усадебных  ансамбля  (в том числе парки), 5 монастырских комплексов, 19 храмов, 16 братских могил советских воинов, а также около 20 других историко-культурных объектов. Все они являются важнейшими точками силы на пространстве патриотизма – в Козельском пограничье, помогающими реализовывать широкую программу патриотического воспитания граждан. Принятое в нацпарке «Угра» представление о памятниках военно-исторического наследия «Козельских мест», как о сложных объектах, было использовано также и при обосновании концепции развития другого государственного природного заповедника на территории Козельского района – «Калужские засеки».

Таким образом, ведя речь о Козельском пограничье как о «пространстве патриотизма», мы должны понимать, что необходимо объединять и тесно увязывать возможности по патриотическому воспитанию со стороны козельского краеведческого музея с аналогичной деятельностью Национального парка «Угра», а также заповедника «Калужские засеки», со всеми учреждениями культуры и природоохраны, а также с духовными центрами других городов воинской славы.

Главный вывод, который можно сделать из признания Козельских мест ПОГРАНИЧЬЕМ – ПРОСТРАНСТВОМ ПАТРИОТИЗМА, состоит в том, что для него присущи несколько особенностей, которые формируют патриотизм и обеспечивают решение задач патриотического воспитания.  Важнейшие направления этой работы широко и глубоко рассматриваются в обширной программе военно-патриотического воспитания населения края, и подробно освещаются на страницах козельских сайтов «Козельск. RU» и «Энциклопедия Козельска».

Следует отметить ещё одну особенность Козельска как духовного центра патриотизма. Здешнее историческое пограничье, являясь рубежом взаимодействия противоположностей СВОЙ – ЧУЖОЙ, ОДНОВРЕМЕННО является местом, где наиболее ярко проявляются сущность СВОЕГО и сущность ЧУЖОГО, читай ЧУЖДОГО как различных противопоставлений!

На протяжении столетий нашей истории наши благоверные князья и святые витязи ранних веков, которых поминали ещё засечные сторожа и ратники здесь на Козельских местах, всегда заботились о благе вверенного им народа и защищали его от покушений иноплеменников. Таковыми были и преподобный Илья Муромец – один из первых богатырей – пограничников. Ныне он причислен к лику Святых и по постановлению Церкви является духовным небесным покровителем всех пограничников. Несмотря на то, что его подвиги вершились на Орловской земле, этот Святой достоин особого почитания и в нашем краю, который остаётся пограничным и поныне.

В начальной истории Козельса показали образцы воинского служения Отечеству многие ЛИЧНОСТИ, СИЛЬНЫЕ ДУХОМ. Вот далеко не полный их список:

- Козельский князь Василий Титович, малолетний князь, «утонувший в крови» вместе с горожанами Козельска, но не сдавшийся на милость басурманам в 1238 году.

- Князья рода Владимира Храброго (после 1410 г.)

- Наместники и воеводы в Козельске Пётр Михайлович Плещеев, Александр Иванович Стригин-Оболенский (1499 и 1507 гг.)

- Князья и воеводы Михаил Иванович и Иван Михайлович Оболенские – оборонители Козельских засек и командиры передовых полков «береговой службы» в XVI веке.

- Перечисленные в синодике Оптиной Пустыни представители родов Воейковых и Беклемишевых в количестве 14 человек, павшие на полях сражений в разное время за веру и свободу.

- Все те, кто в 1612 г. спешили по призыву Русской православной церкви занять свои места в ополчении Минина и Пожарского.

- Князь Белосельский и его помощник Пустошкин, князь Горчаков, Щербачов, Благово, Истомин, Зюзин и другие знатные люди, поставленные на восстановление Козельских засек в преддверии очередного нашествия крымских отрядов в 1638 году.

Сегодня продолжателями тех славных дел являются воины-ракетчики 28 дивизии РВСН, которые в Козельских лесах несут свою службу, охраняя наш мирный труд и жизнь. В их строевых песнях, с которыми они идут на параде 9 мая в Козельске, слышим мы слова о том, что из здешних Козельских мест они «ИЗДАЛЕКА» охраняют границы нашей Родины. Вот почему нам всем следует особо почитать в Козельских местах праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – храмовый праздник всех защитников российских границ, который отмечается 4 декабря ежегодно.

Будем помнить, что Козельск – казачий город. Первые казаки, присланные сюда из под Можайска и Ярославля, заступили на многотрудную и опасную пограничную службу на засеках после 1618 года. Они принесли с собой Икону Богоявления, на которой был изображён Иисус Христос и его Креститель. Эта икона была помещёна в Богоявленский храм города Козельска, в честь неё была названа одна из башен этой пограничной крепости. Эта икона может считаться особой покровительницей всех козельцев, кому довелось и ещё предстоит служить в пограничных войсках.

Кстати, называть жителей Козельских мест «козельцами» – это не оговорка. Именно так, а не по современному «козельчанами», все они называются в летописях и трудах многих историков и литераторов. Именно так, а не по схеме, как в новое время образовалось понятие «заводчане», нам надо называть воинов-пограничников и ракетчиков из Козельска для того, чтобы подчеркнуть их историческую пограничную особенность и призвание, закреплённые в летописях. Это будет ещё один ЗНАК ПАТРИОТИЗМА без умаления привычного нам прозвания наших жителей – «козельчанами».

Когда мы говорим о Козельском пограничье как о БЛАГОДАТНОМ пространстве патриотизма, важно иметь ввиду ДУХОВНУЮ составляющую. Козельские места – СВЯТОЙ ИСТОЧНИК именно ПРАВОСЛАВНОГО ПАТРИОТИЗМА, который существует и является неотъемлемой частью православного христианства, поскольку в его основе лежит заповедь любви к ближнему.

Здесь, вдали от центров Московского княжества и вблизи от границ его территории, возникла Оптина Пустынь, в которой православный патриотизм получил обоснование во всех выражениях православного патриотического исповедания: в Священном Писании и Священном Предании, Социальной концепции Русской православной церкви и высказываниях Священноначалия.

Именно из Оптиной Пустыни не раз звучали призывы о том, что православный человек обязан быть НЕ ПРОСТО ПАТРИОТОМ, НО ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫМ ПАТРИОТОМ, для которого патриотизм выражается, в первую очередь, В ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ, ЧЕСТНОМ ТРУДЕ И ГОТОВНОСТИ ЗАЩИЩАТЬ РОДИНУ.

Великий русский подвижник Православной Веры Преподобный Амвросий Оптинский в XIX в. говорил: «Везде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающие душевно, руководясь законом Божиим». В 1910 г. накануне Первой Мировой войны и грядущей революции Преподобный Варсонофий Оптинский (Павел Иванович Плиханков) (1845-1913), кстати в миру блестящий офицер-полковник Генерального штаба, предрекал: «Гонения и мучения первых христиан, возможно, повторятся… Ад разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст о себе знать. Это время – не за горами… В Церкви у нас нет теперь живых пророков, но знамения есть. Они и даны нам для познания времен. Ясно видны они людям, имеющим духовный разум. Но этого в мире не признают... ВСЕ ИДУТ ПРОТИВ РОССИИ, ТО ЕСТЬ ПРОТИВ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ, ИБО РУССКИЙ НАРОД – БОГОНОСЕЦ, В НЕМ ХРАНИТСЯ ИСТИННАЯ ВЕРА ХРИСТОВА». Это ли не призыв к патриотической бдительности, столь актуальный и в наши дни.

Православные патриотические чаяния Оптинских старцев послужили источником патриотической мысли для тех, кто, так или иначе, соприкасался с Оптиной и её старцами. Немало нужных и точных мыслей на патриотические темы находим мы в произведениях приезжавших в Козельск и Оптину к старцам Н. В. Гоголя (21 февр./6 марта 1852); поэта В. А. Жуковского (1852); славянофилов А. С. Хомякова (23 сент./6 окт. 1860); И. С. Аксакова (27 янв./9 февр. 1886) и К. С. Аксакова (7/20 дек. 1860); поэта Ф. И. Тютчева (1873); писателя И. С. Тургенева (1883); акад. М. П. Погодина (8/21 дек. 1875), писателя и историка акад. С. П. Шевырева (8/21 мая 1864), литературного критика историка и журналиста поэта П. А. Вяземского (1878). Наконец, у современных писателей, бывавших в Оптиной в советское время. Это Владимир Чивилихин, оставивший нам буквально патриотический гимн Козельску – эссе «Память» и Владимир Солоухин, немало сделавший для восстановления Оптиной.

В русле рассуждений о патриотизме нужно упомянуть Ивана Киреевского – принадлежавшего к древнему козельскому роду. Европеец по воспитанию, расположенный даже ближе к католическому рационализму, он в начале своей жизни ярко отстаивал европейский путь развития для России. И вот эту свою точку зрения он под влиянием взглядов оптинских старцев резко поменял в сторону духовности, исконно русской православной веры, без которой, как считал он, не может полноценно развиваться национальная культура.

Ивану Киреевскому, покоящемуся вместе с братом Петром Киреевским в Оптиной Пустыни, выпало стоять, как принято говорить, у истоков той ВСТРЕЧИ, КОТОРАЯ ПРОИЗОШЛА МЕЖДУ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ И ЦЕРКОВЬЮ в Оптиной пустыни. Встречи, с которой началось возрождение всех национальных основ русской жизни.

КУЛЬТУРА НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА БЕЗ ЦЕННОСТЕЙ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ, ОНА В ОСНОВЕ СВОЕЙ – ДУХОВНА, ИБО ЯВЛЯЕТСЯ КУЛЬТУРОЙ ДУХА – это стремился доказать Киреевский. Это одна из основ патриотизма, которая получила своё рождение и развитие в стенах Оптиной пустыни, находящейся в Козельском пограничье.

В конце XIX в. архимандрит Леонид Кавелин, сам 12 лет прослуживший в миру в лейб-гвардейском полку, не один год проведший в Оптиной пустыни и одним из первых написавший историю города Козельска и Оптиной Пустыни, составил полный месяцеслов всех русских святых и подвижников и озаглавил его «СВЯТАЯ РУСЬ». С архимандрита Леонида в виде приложения «Святая Русь» теперь входит в многотомную историю Русской православной церкви как список всех святых, в земле Российской просиявших. «Русь святая», так называется и проповедь в день памяти «ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ». Высочайший специалист в области языкознания и филологии В.Н.Топоров высказывался на эту тему следующим образом: «Образ. Святой Руси полнее всего передает собор святых, предстателей перед Богом и одновременно дар Ему от Святой Руси». Сам патриот, таким образом, архимандрит Леонид (Кавелин) фактически из Козельска предложил нам в помощь и поддержку великий ОТРЯД СВЯТОГО ВОИНСТВА.  Изучением благотворного наследия старчества Оптиной пустыни в контексте русской культуры, наполненной патриотизмом, занимались многие представители русской философской мысли: Н А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В В. Зеньковский, К.Н. Леонтьев, B.C. Соловьев и многие другие. Их патриотическим наследие всем нам ещё предстоит овладеть.

Знал и любил Оптину Дмитрий Сергеевич Лихачёв, чьё имя носит Институт Наследия, который представляет автор статьи. Однако сегодня нужно прочно соединить его взгляды с воззрениями на патриотизм российских философов. Так, например, в настоящее время становятся всё более востребованными точки зрения на патриотизм, которые были присущи писателю и публицисту Ивану Александровичу Ильину (1883-1954 гг.). Этот патриот России глубоко знал и не раз обращался к духовному наследию Оптинских старцев. Сегодня очень важно всемерно содействовать осмыслению национальной культуры в религиозно-философском наследии XIX в. Это касается и патриотизма в том виде, как его представлял себе Иван Ильин – великий национальный патриот России, на труды которого нам надо обратить самое пристальное внимание.

Вот только несколько основополагающих постулатов И.А. Ильина о патриотизме, которое присуще «христолюбивому воинству». «Русские люди, писал Ильин, должны обновить в себе дух, утвердить свою русскость на новых, национально-исторически древних, но по содержанию и по творческому заряду обновленных основах. Это значит, что русские люди должны:

– научиться веровать по-новому, созерцать сердцем — цельно, искренно, творчески;

– научиться не разделять веру и знание, вносить веру не в состав и не в метод, а в процесс научного исследования и крепить нашу веру силою научного знания;

– научиться новой нравственности, религиозно-крепкой, не боящейся ума и не стыдящейся своей мнимой «глупости», не ищущей «славы», но сильной истинным гражданским мужеством и волевой организацией;

– воспитать в себе новое правосознание — религиозно и духовно укорененное, лояльное, справедливое, братское, верное чести и Родине;

– воспитать в себе новое чувство собственности — заряженное волею к качеству, осмысленное художественным инстинктом, социальное по духу и патриотическое по любви;

– воспитать в себе новый хозяйственный акт — в коем воля к труду и обилию будет сочетаться с добротою и щедростью, в коем зависть преобразится в соревнование, а личное обогащение станет источником всенародного богатства».

Думается, что впереди у всех у нас время пристального вчитывания в строки трудов великого национального патриота Ивана Александровича Ильина.

Сегодня в Козельске не забывают о писателях и учёных, бывавших на благодатной Козельской земле. Они сами получили здесь заряд патриотизма небывалой силы и передали его всем нам. Применительно к истории и культуре Козельска трудно переоценить вклад в трансформацию здешней экологической биосферы в ноосферу, в раскрытие самого понятия «экология души» писательского сообщества «КОЗЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО РУССКИХ ЛИТЕРАТОРОВ» (КОРЛ). На страницах Альманаха «Злой Град» краеведы, писатели, историки и поэты, пишущие на козельскую тематику, пытаются постичь сущность Мироздания, ищут взаимопонимание науки, религии и искусства, предлагают пути спасительного для всех нас обустройства нашей жизни на патриотических началах. Такая точка зрения способна послужить интересам системного подхода к анализу и, одновременно, к выработке практических мер, направленных на воспитание населения как патриотов, в первую очередь, военнослужащих – козельцев.

Впереди 80-летие начала Великой Отечественной войны. Козельцы преклоняют голову перед павшими защитниками Отечества, гордясь своей принадлежностью к городу, который имеет почётный статус Город воинской славы. «НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!» – эти хорошо всем нам известные слова в канун юбилея начала войны наполняются для всех нас новым конкретным содержанием. Вот почему так важно и своевременно именно со страниц козельского альманаха ещё раз повести речь о том, какова суть и задачи по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации. В чём состоит важность воссоздания и утверждения самого понятия «ХРИСТОЛЮБИВОЕ ВОИНСТВО», воспитания качеств, присущих воинам этой рати. Важно из легендарного Козельска – духовного центра России – провозгласить призыв ко всем городам и весям, уже удостоенным почётного звания, свидетельствующего о воинской доблести их граждан, «ВЫШЕ ЗНАМЯ ПАТРИОТИЗМА»!

 

Эксперт по проблемам наследия пограничья.

Независимый исследователь,

кандидат военных наук, доцент С.А. Рябов, г. Москва

3 июля 2021 г.

 

[1] Настоящая статья развивает доклад автора на I-ой Всероссийской конференция духовенства городов воинской славы» (26 мая 2015 г.) на тему «Духовные основы воинского служения» (об этом здесь). Доклад был опубликован в Альманахе «Злой Град» весной 2021 года.

[2] В соответствии с Законом от 1 марта 2020 г. городам, «жители которых внесли значительный вклад в достижение победы в Великой Отечественной войне, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на предприятиях города, проявив массовый трудовой героизм и самоотверженность» может присваиваться звание «Город трудовой доблести».

[3] Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119 с.