Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Культура
Барабанная сказка. Николай Ксенофонтов и Александр Махаон E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Культура
21.03.2015 19:29

ВЕСНА РАЗВЕСЁЛАЯ! НАСТРОЕНИЕ ОТМЕННОЕ!

 

Николай КСЕНОФОНТОВ, он же Колямба, сейчас живёт в родном селе Березичи Козельского района. Выросший по соседству со знаменитыми засечными лесами при реке Жиздре, Николай с детства полюбил лес и всё, что он даёт человеку. Не случайно, с малых лет его страстью стали музыкальные инструменты, изготовленные в основном из дерева, вроде гитары. Со временем он увлёкся перкуссией - самыми разными ударными инструментами, которые не входят в состав традиционной установки таких инструментов. Всякие разные этнические инструменты, о которых Колямба готов рассказывать часами, были освоены им в совершенстве. Оторвавшись от родного села, он весь ушёл в музыку: группа "Квартал" стала его домом. Выступал в коллективах "Семён Магнит", "Жаркие страны", "Гонжа" и других. Накатавшись по свету, Николай вернулся в Березичи, где продолжил не только сам жить среди музыки, но и приобщает к ней селян. А ещё он мастерит мебель, сувениры из даров леса. Всё идёт в дело: корни, ветви, пни ... Совершенно естественно пришло увлечение стихами. Больше шуточные, все они очень непосредственные, а потому весёлые, шуточные, весенние. Такие каков он сам, этот Колямба, девизом которого является шутка "Сыграем соло хоть на дровах"! Сегодня мы представляем его сказку, в которой, как нам показалось, Николай поведал нам о любимой барабанной УСТАНОВКЕ с очень непростой, но красивой творческой судьбой. Но нам подумалось, уж не про себя ли самого и своих друзей так хитро он нам рассказал?


 

Начинаю с заголовка,
Об ударной установке,
Что вернулась на своя,
В те родимые края,
Где усталые берёзки
Косо смотрят на меня 

(далее тот-же белый стих)

 

Здесь Калужская земля дружит твердо с нотой ля. Не забыли ноту вставить, чтобы после не лукавить.

Если при ключе бемоль, диез, то я в справочник полез, ну а если целых два, не дай Бог, диез-бемоля, бераколя, дубль-бемоля - это значит вступит Коля. Не забудем разъяснить, что проблему "разрулить" может только дядя Коля!

Может дело в алкоголе? Вряд-ли, вряд-ли – он один - самый трезвый гражданин.

Читать сказку полностью
 
Сохранение народной традиционно культуры E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Культура
14.02.2015 18:43

Сельский дом в Козельском районе, XXI век, фото С. Рябов, 2014 г.

 

Из архива Козельских этнографов


 

 

 

СОХРАНЕНИЕ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

В декабре 1990 года на базе Городского дома культуры «Горняк» был создан фольклорный ансамбль «Млада». Первоначальной задачей коллектива была концертная деятельность. С 1992 г. участники коллектива начинают исследование родного края: были организованы фольклорные экспедиции в д. Клюксы Козельского района. В ходе экспедиций, наряду с записью фольклорных песен, мы начинали узнавать о праздниках и обрядах этой местности, о диалекте, о традиционной вышивке, об истории деревни, а также об особенностях пляски, о старинной одежде, о быте жителей. Это побудило нас к более глубокому изучению этих особенностей и накоплению данного материала.

Читать полностью
 
"Антоновские яблоки" И.А. Бунина... E-mail
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Культура
30.10.2014 23:15

Представляем нашего автора

 

Кандидат филологических наук, доцент Наталья Владимировна КУЗИНА работает старшим научным сотрудником Центра междисциплинарных исследований в Институте Культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва в г. Москве. Это человек очень разносторонних научных интересов: от краеведения до психологии и фармацевтики. Многие годы  преподавала в Смоленском  Государственном университете, где вела  курс литературы XX века на филологическом факультете.
Наталья Владимировна имеет большой опыт работы над словарями. Ей принадлежит, например,  статья о Леониде Максимовиче Леонове в "Смоленской энциклопедии",  ряд материалов опубликовано ею в издании "А.С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь". Она изучала литературный словарь М.М. Пришвина, М. Булгакова, А.Т. Твардовского и др. поэтов и писателей. Она автор словарей всех романов И.С. Тургенева и А.П. Платонова, романов  Л.Н. Толстого, Б.Л. Пастернака, И.А. Бунина, М.А. Шолохова, Ю.В. Трифонова, В.В. Набокова. Подготовила словари рассказов В.В. Набокова, Л.И. Добычина, М.М. Пришвина, И.Э. Бабеля. Всего около 30 словарей. Участвовала в работе по выявлению закономерностей строения текста, собирала материалы для словаря смоленских говоров,  составляла словарь анатомических терминов для клинических психологов. Работала над Словарём мотивов художественного произведения и Словарём лексики.
Для нас, составителей "козельского словника" будущей энциклопедии,  могут быть бесценны методологические советы Натальи Владимировны. Чрезвычайно полезной может стать помощь и в подготовке статей о русских литераторах, чьё творчество связано с козельскими местами. ведь Козельск, Оптина Пустынь имеют богатые литературные  традиции, восходящие к В. Жуковскому, Н. Гоголю, Ф. Достоевскому, Л. Толстому и др. великим писателям и поэтам.
Мы от всей души желаем Наталье Владимировне крепкого здоровья и творческих успехов. Сегодня мы публикуем фрагмент одной из лекций, которые она читала в университете. 

 

Муковнин Евгений Владимирович. Осення мелодия. Отсюда

 

Н.В. Кузина

 

"АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ" И.А. БУНИНА КАК ВОСПОМИНАНИЕ ОБ УШЕДШИХ ДНЯХ

 

Фурор произвело в 1900 г. появление в печати Бунинского рассказа "Антоновские яблоки". Как вы помните, Горький о нем сказал: "Это - хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой Бог, спел." Особенности этого рассказа являются, во многом, чертами поэтики всей прозы Бунина.
Рассказ построен как воспоминание об ушедших днях, о времени, когда еще не было печали оскудения на старых помещичьих домах, когда существовали богатые имения, традиционные забавы помещиков. Рассказывает о быте средней помещичьей усадьбы. Фактически, этот рассказ можно рассматривать как воспевание, гимн старой помещичьей патриархальной России  60-80 годов 19 века. Не случайно, что вспоминая о прошлом, о постепенном оскудении усадебного быта, обнищании помещиков, Бунин описывает их усадьбы осенью. При этом он опирается на фольклорное мировосприятие - осень в фольклоре и мифологии ассоциируется со временем старости, умиранием.

 

Читать полностью
 
Разрыв двух людей E-mail
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Культура
04.07.2014 21:47

 

Летом из всех поэтов мне больше всего по душе Владимир Солоухин.

Вот и этим вечером протянул я руку, взял томик, загадал.
Распахнул наугад страничку и… вот что открылось.

 

Читать полностью
 
Истоки и вехи истории Козельского краеведческого музея E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Культура
23.06.2014 13:57



В зале филиала Козельского краеведческого музея на территории Оптиной Пустыни. Здесь в 1957 г. на территории Предтеченского скита был открыт музей  литературной экспозицией. Фото 1995 г., с сайта

 

ИСТОКИ И ВЕХИ ИСТОРИИ  КОЗЕЛЬСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ


На сайте Козельского краеведческого музея (здесь) под рубрикой «Из истории Козельского краеведческого музея» представлен материал, из которого читатель узнаёт о том, что  своё начало музей, якобы,  ведёт с 1956 г., о чём свидетельствует «Протокол № 1 от 7 января 1957 года общего собрания членов инициативной группы  по созданию в г. Козельске историко-краеведческого музея. Было  избрано правление музея в составе: Анисимова Н.Н., Демина Н.В., Квасовой Н.В.,  Черниной Х.А., Курмель А.З.».  Таким образом, за рамками истории этого учреждения культуры почему-то оказался значительный период времени, когда по соседству с Козельском работал музей «Оптина Пустынь». В своё время он был воссоздан на прежнем месте, с собранными экспонатами  и на традициях, во многом заложенных предшественниками нынешних козельских музейщиков. В качестве филиала Калужского областного краеведческого музея он работал вплоть до 1988 г., будучи подразделением Козельского краеведческого музея на территории Оптиной Пустыни.  Об этом рассказывается в публикациях,  подготовленных ещё в конце 90-х гг. прошлого столетия С.А. Рябовым и Е.С. Сидяк. Они были опубликованы на региональном портале-сайте города Козельска «Козельск.ru» (здесь и здесь). Составители этой летописи Козельского музея выделяют несколько этапов в истории козельского музея как культурно-просветительского учреждения:  
1. Историко-литературный музей Оптиной пустыни как предшественник козельского краеведческого музея  (1918-1928 гг.).
2.  Создание и начало работы краеведческого музея на общественных началах (1945-1967 гг.)
3. Становление народного музея (1967-1969 гг.)
4.  От народного музея к музейному комплексу (1969-1978 гг.)
5.  От противоречивого взаимодействия музея и церкви к взаимопониманию и сотрудничеству между ними (1978-н.в.).
По мнению «Энциклопедии Козельска» в таком, продлённом вглубь времени, виде история всей системы козельского организованного краеведения вообще, и Краеведческого музея - ведущего его подразделения - в частности предстаёт более полно. Можно, конечно, спорить, но нельзя не упоминать наших предшественников, ведя речь об истории Козельского краеведческого музея.
Истории музея «Оптина Пустынь», основанного в первые годы Советской власти (1919 г.) на территории монастыря и проработавшего вплоть до 1928 г., обращались многие исследователи. Например, в записках об Оптинском музее рассказывает монахиня Мария (Добромыслова), работавшая в нём с 1927 г. делопроизводителем. Этот очерк опубликован на официальном сайте монастыря Оптина Пустынь здесь.  
Сегодня мы представляем другую замечательную статью. Она была подготовлена в Академии переподготовки работников культуры и искусства Марией Елисеевной КАУЛЕН (см. М.Е. Каулен. Музеи-храмы и музеи-монастыри в первое десятилетие Советской власти». Москва «Луч». 2001. С. 124-132).
Читателю представляется право самому судить о том, насколько справедливо рассматривать историю музея «Оптина Пустынь» как часть истории современного Козельского краеведческого музея.




Вид монастыря Оптина Пустынь в начале XX века. Старая открытка, с сайта.

 

Мария Елисеевна Каулен

 

ОПТИНА ПУСТЫНЬ: МУЗЕЙ В МОНАСТЫРЕ И МОНАСТЫРЬ В МУЗЕЕ

 

Вряд ли можно сегодня найти русского человека, который не слышал бы имени «Оптина пустынь». Однако для большинства интересующихся историей монастыря она делится на три этапа - XVIII-начало XX века — время основания и расцвета монастыря, постепенного превращения его из скромной обители во всемирно известный центр старчества, центр духовности, книжности, место паломничества самых выдающихся умов России; 1917-1987 годы — время упадка и запустения, хозяйничания в стенах обители посторонних организаций (как, например, специальный детский дом №1 или специальное профессионально-техническое училище №28), равнодушных к истории и культуре своих предков; возрождение монастыря в наши дня — история этого этапа еще создается на наших глазах, какой она будет - покажет время. Но мало кто представляет, что был еще один этап, что с 1919 по 1927 год здесь существовал крупный, неординарный музей, ведший упорную и обреченную на поражение (как мы сейчас понимаем) борьбу за сохранение Оптиной пустыни как одного из центров духовной жизни России.

Читать полностью
 
Козельск: "ПИСЬМА ИЗ ПРОВИНЦИИ" E-mail
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Культура
27.04.2014 08:53

 

КОЗЕЛЬСК И ДРУГИЕ МАЛЫЕ ГОРОДА В ЦИКЛЕ ДОКУМЕНТАЛЬНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПИСЬМА ИЗ ПРОВИНЦИИ"

 

По четвергам на телеканале "Культура выходят передачи цикла документально-публицистических фильмов о культурной жизни российской провинции, о людях, сохраняющих народную культуру, о традициях, обычаях народов России. В фильме о Козельске вы узнаете много интересного о городе, монастыре Оптина Пустынь, о культурной жизни в Козельске.
 

Подробнее...
 
Такой он поэт, наш современник -"парень надёжной души..." E-mail
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Культура
16.04.2014 19:12

Н.А. Мельников, фото отсюда

 

ТАКОЙ ОН ПОЭТ, НАШ СОВРЕМЕННИК  - "ПАРЕНЬ  НАДЁЖНОЙ ДУШИ..."

 

Николай Алексеевич МЕЛЬНИКОВ (6.03. 1966 - 24.05.2006). Русский поэт, актёр, режиссер, член Союза Писателей России с 1995 года.
Судьба странным образом и, наверняка, не просто так,  связала этого человека с нашим городом. 24 мая 2006 г. он был найден мертвым на автобусной остановке в Козельске. Официальная причина смерти — сердечная недостаточность. В это время Н.А. Мельников участвовал в съемках фильма о героических псковских десантниках «Русская жертва». Согласно завещанию поэт был похоронен на кладбище родного села Лысые (Брянская область) (отсюда).


Читать полностью_стихи
 
Загадка про сборщиц ягод в усадьбе Оболенских E-mail
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Культура
22.03.2014 10:37

 

ЗАГАДКА


Моя прабабушка Александра Ивановна (24.04.1904 - 13.05.1995 г.), уроженка села Березичи, обладала хорошей памятью.

Не раз она мне рассказывала о том, что, будучи девочкой, вместе с подругами собирала в усадьбе князя А.Д. Оболенского в селе Березичи ягоды к барскому столу. Говорила, что собранные ягоды они в лукошках преподносили хозяевам. При этом юные сборщицы даров леса, якобы, пели песни. Бабушка Шура расказывала, что из этих ягод делали пастилу.  Теперь мне думается, что в рассказе любимой старушки была небольшая неточность. Скорее всего, девушки пели песни в то время, когда они собирали ягоды.

Итак вопрос:

С какой целью, собирая ягоды в барском саду, девушки пели?

Читать про другие загадки "ЭК"полностью
 
« ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя »

Страница 4 из 12