Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Этнография
Паки, паки про бороду... E-mail
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
11.12.2014 22:24

Среди моих друзей и близких есть те, кто давно и осознанно носит бороду. Признаюсь, и я когда-то пробовал, и не раз, отращивать таковую. Да вот, не прижилась борода у меня...  Ну что ж, не судьба, видно. А может быть ещё не созрел? Борода - дело сурьёзное! Судите сами. 

 

  

 Шуточный коллаж: открытка начала XX в. и современное фото

 

ПАКИ, ПАКИ ПРО БОРОДУ...

Рассказывает Παγκράτιο (Журнал mu_pankratov)

 

«Не сотворите обстрижения кругом от влас глав ваших, ниже бриете брад ваших».
(Книга 3 Моисеева Левит, глава 19, ст. 27).

 

Сейчас куды не плюнь, в бородатого попадешь...модно! Но не всё так просто.
У нас в последние время, наоборот- босорылых больше.
Хочу поделиться, одним из решений- Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви. Состоявшегося 21-23 октября в Москве на Рогожском.

17. Об отношении к брадобрийству.
17.1. Призвать архиереев и духовных отцов обращать внимание на внешний вид христиан, включая церковнослужителей, понуждая их, в том числе соответствующими прещениями, к соблюдению церковных канонов о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения.

 

Читать полностью
 
Женский костюм пригородных деревень города Козельска E-mail
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
13.11.2014 19:15

Одна из излюбленных тем этнографического раздела «Энциклопедии Козельска» – старинная женская одежда жителей Козельского уезда. В наших ранних публикациях можно посмотреть насколько здешнее женское «платье» было самобытно в общероссийском и губернском, так сказать, масштабе. Можно увидеть, что оно было уникально ещё и в каждой деревне или селе. Там и сям свой фасон или детали (см. здесь).
Все статьи обычно сопровождаются фотографиями, которые позволяют представить и оценить всю красоту и необычность одежды козельчанок.
Но, что интересно, оказывается, можно и вовсе не видя перед собой  изображения такой женской одежды хорошо её себе представить. Достаточно обратиться и к неиллюстрированному текстуальному повествованию. При одном условии:  если оно принадлежит перу мастера. Именно таковы тексты русского этнографа Елены Николаевны ЕЛЕОНСКОЙ, о которой мы подробно рассказали при публикации её очерка, посвящённого гончарному производству в городе Козельске (здесь).
Она настолько лаконично, образно и со знанием дела описывает предметы своего исследования, что, право дело, и фотографий не нужно иметь под рукой. Судите сами. Мы же не удержались, и сопроводили текст редкими фотографиями из наших ранних публикаций.


Крестьянка в праздничном костюме молодой замужней женщины. Д. Дешовки Козельского уезда. 1903 г.

 

Е.Н. Елеонская (1873—1951)

 

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ПРИГОРОДНЫХ ДЕРЕВЕНЬ ГОРОДА  КОЗЕЛЬСКА (начало XX века)

 

Под  Козельском вниз по течению  р. Жиздры в  4-х с половиной верстах от города лежит деревня Дешевки (здесь у автора ошибка, д. Дешовки лежит выше, а не ниже по реке Жиздре – Р.С.А.). Несмотря на свою близость к городу, здесь крестьянский  женский костюм сохранился в своей живописной полноте, хотя на протяжении последних  15 лет можно усмотреть в нём различные изменения.
Основною частью одежды служит очень длинная рубашка, ее подпоясывают и выдергивают над поясом так, чтобы внизу она спускалась на четверть ниже колен. Подол рубашки разукрашивается очень широким узором, так что низ рубашки представляется юбкой и, собственно говоря, заменяет её. Узор составляется обыкновенно так: самый низ обметывается толстыми красными нитками (бумажными), затем идут уже вытканные полосы красного нехитрого узора, по ним  нашиты тесёмки красные, черные, синие (не широкие) или полоски кумачу, те и другие усаживаются блёстками.

Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть подробности
 
Мельница позабытая, какая ты была? E-mail
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
12.11.2014 19:33

МЕЛЬНИЦА ПОЗАБЫТАЯ, КАКАЯ ТЫ БЫЛА?



 

В.Д. Поленов. Старая мельница. 1880 г. (с сайта)
 

Однажды на страницах "Энциклопедии Козельска" мы рассказали о водяных мельницах на притоках реки Жиздры. Галина Борисовна САФОНОВА., сотрудник
Калужского областного краеведческого музея, поделилась с нами результатами своих исследований в Государственном архиве Калужской области по этому вопросу (читать здесь).
 

Фрагмент карты Козельского уезда из атласа Калужского наместничества, изданного в 1782 г. Показаны мельницы и их плотины на р. Сосенке (1) и на притоке р. Жиздры - р. Грязне (2)

 

Читать полностью
 
Гончарное производство в городе Козельске E-mail
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
10.11.2014 12:46


Глиняная посуда в зале "Керамика" в Доме народных промыслов Калужской области (с сайта)

 

Е.Н. Елеонская (1873—1951)
(о ней рассказано в конце публикации)

 

ГОНЧАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ГОРОДЕ КОЗЕЛЬСКЕ

(начало XX века)

 

В городе Козельске Калужской губернии гончарное производство постепенно сокращается. Еще 15 лет тому назад на окраине города было несколько гончарных заведений; в настоящее же время, как это пришлось узнать летом 1908 г., число их значительно уменьшилось, и лишь одно заведение вырабатывает сравнительно большое количество глиняной посуды. Обыкновенно работает сам хозяин; ему помогают два, а то и один работник. Техническую сторону дела наблюдать мне не пришлось, так как в первых числах работа на несколько дней была прекращена в виду достаточного запаса посуды. Торгуют глиняным товаром на городской площади, где находятся торговые ряды весьма примитивной конструкции. Из заведения в лавку товар доставляют в лубяных коробах, переложенных со¬ломой, в виду хрупкости посуды. Весь город пользуется этими глиняными произведениями, окрестные деревни также раскупают их на базаре. Цена им не высока: от 2 до 20 к. за штуку, смотря по величине.

Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть подробности
 
Хозяйство крепостных калужских деревень в середине XVIII века E-mail
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
02.09.2014 09:35

Тема истории и быта крестьянства Козельского уезда - одна из ключевых в "Энциклопедии Козельска". Достаточно зайти в раздел "карта сайта", чтобы в этом убедиться. Без знания уклада всей жизни предков невозможно правильно понять наше современное бытие. Нельзя оценить, насколько далеко, и случилось ли это, мы ушли в своём развитии от наших прапрадедов.

XVIII век, пожалуй, наименее известная нам пора в истории крестьянской Руси вообще и Козельска в частности. Сегодня наша публикация, изобилующая многими открытиями (по крайней мере для того, кто готовил материал к публикации на нашем сайте), должна помочь нам узнать что-то новое о том времени.



М.Ф. Прохоров (Москва)

 

ХОЗЯЙСТВО КРЕПОСТНЫХ КАЛУЖСКИХ ДЕРЕВЕНЬ В СЕРЕДИНЕ XVIII ВЕКА

(по материалам подворных описей)

 

Помещичье землевладение в Калужской провинции в середине XVIII в. занимало ведущее место. По данным III ревизии (1762 г.) здесь числилось 197 тыс. крепостных крестьян, или 82 % всего податного населения края.


Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть подробности
 
Из записных книжек собирателя E-mail
(3 голоса, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
17.06.2014 14:12

В 2010 г. на страницах нашего сайта мы поместили фрагмент очерка Натальи Михайловны ВЕДЕРНИКОВОЙ (читать здесь) о деревне Клюксы, которая располагается в десятке километров от Козельска, выше по течению реки Жиздра. С тех пор мы не раз обращались к страницам истории этого места. Вы без труда найдёте ссылки на такие материалы через поисковик сайта. Оказалось, что с годами интерес к Клюксам со стороны наших читателей  возрос. Вот почему мы сегодня, с разрешения автора,  помещаем у нас весь очерк.

 

 

В козельской деревне. Этнографы из Института Наследия беседуют с местным жителем, фото 1998 года

 

Наталья Михайловна Ведерникова
(Институт Наследия им. Д.С. Лихачёва, Москва)

 

ИЗ  БЛОКНОТА СОБИРАТЕЛЯ


(Традиция устного рассказа в д. Клюксы Козельского
района Калужской области)

 

Мнение, что традиционный фольклор исчезает, было высказано еще в конце прошлого века, Но вот минул век, в продолжение которого вышло множество фольклорных сборников, с одной стороны. подтверждающих утраты, с другой, -  разрушающие эти представления., что особенно очевидно по отношению к  традиции устного рассказа – быличкам, преданиям и пр. Многие из произведений, в которых явно проглядывают языческие верования, продолжают бытовать и не только в памяти людей пожилого возраста, но и в рассказах  молодых.
В 1998 году во время экспедиционного выезда в д. Клюксы, что близ Козельска, заведующая клубом, молодая женщина Галя Сафронова проводила меня в дом Анастасии Антоновны Чулковой, одной из старейших жительниц деревни. Ниже мы воспроизводим фрагмент записи состоявшейся беседы, где не было специально подготовленных "хитрых" вопросов собирателя и вымученных ответов информанта, беседа носила характер непринужденного разговора, примечательного тем, что в нем приняли участие очень пожилой человек - Анастасия Антоновна Чулкова, 84 лет и 25-летняя   женщина, студентка Калужского училища культуры Галя Софронова.

Читать полностью
 
Пятница 13-го... E-mail
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
13.06.2014 06:55

 

СЕГОДНЯ, В ПЯТНИЦУ 13-го МОЖНО БУДЕТ НАБЛЮДАТЬ ПОЛНУЮ ЛУНУ...

Подробнее...
 
Деревенский быт семьи в конце XIX - начале XX века E-mail
(3 голоса, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
14.05.2014 00:00

Этнографическая тема с самого начала существования "Энциклопедии Козельска" ("ЭК") является одной из центральных. Во многом это объясняется тем, что сам проект и одноимённый сайт зародились в круге интересов, которыми жил СЕКТОР ЖИВОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ (СЖТК),  существовавший с 1992 до осени 2013 г. как одно из ведущих научно-исследовательских подразделений Института Наследия им. Д.С. Лихачёва. Этнографические исследования были одним из важнейших направлений работы СЖТК. Вот почему на страницах сайта вы без труда найдёте и сам раздел ЭТНОГРАФИЯ, и те многочисленные статьи, которые у нас опубликованы за годы существования "ЭК". Достаточно зайти сюда или сюда, чтобы убедиться в том, что это так. Мы благодарны сотрудникам СЖТК, ставшими нашими авторами, за замечательные публикации, предоставленные "ЭК" и верим, что наши творческие контакты будут продолжаться.  
Сегодня же мы хотим познакомить вас с замечательной книгой О.П. Семёновой-Тян-Шанской - дочери знаменитого путешественника. Хотя книга "Жизнь Ивана" (всю книгу вы можете прочесть здесь) написана о быте крестьян черноземной полосы (Рязанская губерния), но во многом всё, о чём рассказывается, касается жизни и нашей козельской деревни, имевшей прочные связи и с Рязанщиной. При этом, бытовавшие традиции в укладе семейной жизни зародились очень давно и просуществовали, наверное, до 30-х годов XX века. Мало из всего того, о чём рассказала автор книги, дошло до наших дней и, скорее всего, мы с вами последние, кто тому является свидетелем. В интернете вы найдёте много ссылок и цитат из этой книги. Нам стали интересными те фрагменты, которые характеризуют сельскую "женскую долю". Некоторые из них мы отобрали. Для иллюстрации того, о чём идёт речь, использованы фотографии (архив "ЭК"), сделанные в разные годы в Калужской губернии.


Семья Крыскиных. Село Березичи Козельского района, фото 20-х гг. XX века

 

 

ДЕРЕВЕНСКИЙ БЫТ СЕМЬИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

О жизни женщин в русской деревне: интересные и шокирующие подробности в книге О.П. Семёновой-Тян-Шанской "Жизнь Ивана"


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Маленькие девочки ходят дома в одних холщовых, но только длинных рубахах, и непременно подпоясанные. Очень рано (лет с двух уже) стремятся к тому, чтобы подвязать платком голову. По праздникам на них надевается ситцевый сарафан. Девочки дет с десяти носят уже обыкновенно (даже и дома) шерстяную домотканую юбку.

 

Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть подробности
 
« ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя »

Страница 3 из 11