Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Этнография
Не совсем удачная шутка E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
31.03.2014 20:04



НЕ СОВСЕМ УДАЧНАЯ ШУТКА...


С   ПЕРВЫМ  АПРЕЛЯ!

 

Не знаю, как вы, а я, с некоторых пор стараюсь в этот день поменьше шутить.  
Каждый раз вспоминаю одну свою шутку и реакцию на неё со стороны моего внука. Когда ему было года четыре, 1 апреля утром я сообщил ему по секрету, что по радио сказали, что внезапно в Антарктиде снялись, и улетели вдруг разом в неизвестном направлении все пингвины.

Читать полностью
 
Его величество - КОЗЁЛ E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
06.03.2014 20:39

 

 

 ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО - КОЗЁЛ

Собираем всё интересное и курьёзное, что связано с этим животным.

 

Давно собираю всякие разные истории о том, как в разных странах мира почитают этих замечательных животных - КОЗЛОВ, какие почести им воздают? Ничего удивительного: в имени города КОЗЕЛЬСКА, преспокойно живёт себе, на радость всем нам, этот зверь. Разве что, нет-нет, да и порождает он анекдоты.

Например, извините, такой.

"Утром жена, глядя на мужа, на его помятую физиономию после вчерашнего, вдруг замечает:

- Знаешь, когда я смотрю на тебя, мне всё время в голову приходит один русский город. Его название, связанное с миром животных, подсказывает то, как мне хочется тебя называть по утрам.

Он с гордостью вопрошает:

- ОРЁЛ?

Она, с грустью:

- Нет, КОЗЕЛЬСК!".

Ничего предосудительного в этом, конечно же, нет. Вот и на стене в центральной части города Козельска, открывая иллюстрированный рассказ об истории города, стоит именно он! ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО - КОЗЁЛ! Про это у нас рассказано не раз, например, здесь.

Одну "козью" версию причины наречения города именем Козельск мы осветили здесь.

Не утихают споры о том, не следует ли возвести КОЗЛА в число тотемных животных племени козельцев и не чествовать ли его как символ города КОЗЕЛЬСКА? Подобно тому, как почитают, например, МЫШЬ в г. МЫШКИНЕ.

Между тем, козлов во многих местах буквально боготворят. Все они давно стали главными действующими героями различных праздненств, окружены почитанием и связываются со всякими поверьями. Вот ещё одна традиция, на этот раз, пример незавидной доли чучела этого животного.

 

КОЗЁЛ СОЛОМЕННЫЙ

 

 

 

Интересна история традиционного рождественского соломенного козла (Юлебукка), установленного на центральной площади шведского города Евле. Его решили увековечить в 1966 году.

Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть подробности
 
"От Калуги до Козельска". Найден ещё один очерк Н.М. Маслова E-mail
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
10.02.2014 07:52

 

Участники водного перехода, июль 1928 г. "Всемирный турист", с. 371

 

"ОТ КАЛУГИ ДО КОЗЕЛЬСКА"


Найден неизвестный прежде очерк калужского краеведа, искусствоведа и историка Н.М. Маслова о лодочном путешествии в июле 1928 года по рекам Оке и Жиздре

 

Николай Михайлович МАСЛОВ (1890-1967) вошёл в историю культурной жизни Калужского края особо. Широко известен героический поступок этого сотрудника Калужского Художественного музея в годы Великой Отечественной войны, когда во время оккупации Калуги гитлеровцами в декабре 1941 г., он вместе со своим коллегой по работе Извековым укрыл от фашистов часть музейной коллекции картин. Спрятав ящики с не имеющими цены произведениями искусства, он тем самым сохранил их от вывоза в Германию. Среди сбережённого были этюды Сурикова к всемирно известным произведениям «Боярыня Морозова» и «Переход Суворова через Альпы» и др. (см. здесь).
Н.М. Маслов известен и как калужский краевед. Из под его пера вышло немало очерков, рассказывающих об историко-культурном и природном наследии самого города Калуги и его округи. При его участии были разработаны многие туристические маршруты по достопримечательным местам Земли Калужской.  Имя Н.М. Маслова вписано в Калужскую энциклопедию, окружена вниманием и сохраняется могила Николая Михайловича на Пятницком кладбище Калуги. Публикаций, рассказывающих о замечательном человеке Н.М. Маслове много, например, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.



 

Н. М. Маслов рядом со спасенными им картинами, предназначенными для вывоза в Нюрнберг. Снимок сделан Н. М. Масловым методом автоспуска впервые дни после освобождения Калуги. Январь 1942 г. Фотографии из личной коллекции И.Д. Белова, сайт

 

Тем ценнее разыскать что-то новое.
Дело в том, что судьба калужского краеведа-историка Н.М. Маслова была непростой. Несмотря на его вклад в сохранение картин, его незаслуженно обвиняли в пособничестве фашистам во время войны. Практически всю жизнь за ним осуществлялось негласное наблюдение, препятствовали публикациям. Отыскание в журнале"Всемирный турист" (приложение к №12 журн. "Всемирный следопыт") очерка "От Калуги до Козельска", несомненно, предоставляет всем нам новые знания и о самом замечательном искусствоведе и краеведе Н.М. Маслове, и новые подробности о калужской старине, о которой он повествует.
Сегодня мы публикуем фрагмент туристическо-краеведческого очерка (так называет его автор) Н.М. Маслова, в котором рассказывается о том, как он с приятелем на вёсельной лодке с парусом, названной "Сайма", прошёл по Жиздре от места её впадения в Оку (под Перемышлем) до Козельска. Предприятие, согласитесь, не из простых, если учесть, что плыть пришлось всё время против течения.

 

Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть подробности
 
Выкинутые из песни E-mail
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
08.01.2014 15:48

 

 

Знатная семья на летней вакации (в отпуске). Князья Оболенские, 10-е гг. XX в., усадьба Березичи.

Такая фотография дарилась жителям с. Березичи Оболенскими на память. Архив С.А. Рябова

 

 

ВЫКИНУТЫЕ ИЗ ПЕСНИ

А какие знаете вы красивые устаревшие слова?

 

Мы уже прежде рассказывали о словаре козельского народа (здесь). Большинство из этих слов в настоящее время не услышишь. Это речь, так сказать, простолюдья. Между тем, и в языке богатых да знатных жителей Козельского уезда, коих в прошлом было не счесть, тоже много  слов, о которых и нам с вами знать полезно. Настолько они точно отражают суть тех понятий, к которым они относятся.

 

душевное брашно
духовная пища

набаяться
набеседоваться, наговориться досыта

взбутетенивание
суровое начальническое распекание, резкий выговор

 

сухая любовь
платоническая или духовная любовь


Читать полностью
 
Водяные мельницы на притоках Жиздры в Козельском уезде E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
30.12.2013 12:09
Представляем нашего автора
Галина Борисовна САФОНОВА., сотрудник
Калужского областного краеведческого музея.

С Галиной Борисовной САФОНОВОЙ мы встретились на VII научно-практической Конференции «Природа и история Поугорья», которая состоялась 28-29 ноября 2013 г. в г. Калуге. Конференцию организовали и провели Национальный парк «Угра» и Калужская областная научная библиотека им. В.Г. Белинского. Галина Сафонова нам хорошо известна как один из авторов замечательной книги о Калуге «Единственная и неповторимая. Калуга в старой открытке», с которой вы можете подробно ознакомиться здесь.
На этот раз в Калуге Галина Борисовна не только рассказала о водяных мельницах на территории Козельского уезда, но и любезно поделилась с нами материалами, которые публикуются в сборнике по итогам калужской конференции.

Г.Б. Сафонова делает доклад "Водяные мельницы на притоках Жиздры в Козельском уезде" на конференции в библиотеке им. В.Г. Белинского, Калуга, 28 ноября 2013 г.


Сегодня, в канун Нового 2014 года, мы от всей души поздравляем весь коллектив Калужского краеведческого музея с Новым Годом и Рождеством.
Желаем здоровья и процветания.
Поздравляем Галину Борисовну и сообщаем, что мы всегда будем рады видеть её на страницах «Энциклопедии Козельска», тем более, что тема рек с рассказом обо всём, что с ними связано, является у нас одной из любимых (см., например, здесь).

План водяной мельницы на р. Другусне в Казачьей слободе г. Козельска. Кон. XVIII в. Бумага, акварель. 28,6 х 21,2. (Калужский областной краеведческий музей).

Г.Б. Сафонова

ВОДЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ НА ПРИТОКАХ ЖИЗДРЫ В КОЗЕЛЬСКОМ УЕЗДЕ

Водяные мельницы, в течение многих веков являвшиеся характерной чертой экономики многих областей России, оставили заметный след не только в истории традиционных форм хозяйствования. Они также прочно вошли в историю культуры, как объекты,  связанные с мифологическими представлениями, а следы их воздействия на природный ландшафт сохранились даже в XX в.
Не смотря на появившийся в последнее десятилетие интерес к этой теме, её изучение пока еще  находится на уровне накопления региональных материалов. Поэтому введение в научный оборот новых источников, связанных с определенным ареалом, может представлять несомненный интерес.
Одной из особенностей экономики Калужского края конца XVIII в. было существование большого количества водяных мельниц в Козельском уезде. При населении в уезде около 60 тысяч человек,  их насчитывалось103 постройки [1. С.25] В связи с этим возникает ряд  вопросов: чем была обусловлена такая «пальма первенства» и какими были водяные мельницы в этой местности?
Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть подробности
 
В селе Березичи собрались друзья песни E-mail
(5 голоса, среднее 4.60 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
29.08.2013 05:57

 

В СЕЛЕ БЕРЕЗИЧИ СОБРАЛИСЬ ДРУЗЬЯ ПЕСНИ

 

28 августа 2013 г. в с. Березичи Козельского района в клубе состоялся «Большой Успенский концерт». Это важное событие в жизни не только села, но и всего Козельского района, знаменует отрадный факт – культурная жизнь в Березичах становится всё более яркой и насыщенной. Ещё памятны всем гуляния на Троицу, что прошли на Святом озере, и вот теперь новый праздник!

Над родным селом вновь звучит песня!

Читать и смотреть полностью
 
Древнерусская деревня E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
31.07.2013 16:52

 

ДРЕВНЕРУССКАЯ ДЕРЕВНЯ.

КАК ЖИЛИ И ЧЕМ ПИТАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ


Если вы думаете, что наши предки жили в просторных, приятно пахнущих сеном домах, спали на теплой русской печке и жили долго и счастливо, то вы ошибаетесь. Так, как вы думали, крестьяне стали жить сто, может сто пятьдесят или от силы двести лет назад.
До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.
Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.

 

Подробности здесь:

http://prosto-vova.livejournal.com/2296491.html

 

 
Мифологические рассказы из уст "очевидцев" E-mail
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
09.07.2013 06:50

Моя тётушка Екатерина Фроловна, в девичестве Бойцова (1923-2002 гг.) была родом из Дешовок, а жила на самом краю Козельска. У речки Ордёнки. Она была замечательной рассказчицей. Бывало, как стемнеет, сядет на стул возле печки, и ну рассказывать нам - малышне про свои внезапные встречи со всякими малообъяснимыми явлениями, да об услышанных от подруг случаях. Любимая наша тема - как видали прежде не раз в верховьях реки Ордёнки, куда будучи молодой Катя хаживала за малиной да по яблоки, самого чёрта. Обязательно в виде мужчины. С виду обыкновенный, прилично одетый, да только на ногах копыта, навроде как у козла. Мы слушали, а в те овражистые да кустистые места всё равно ходили.  Совсем не страшно было. Наверное...

Прошли годы, и многое из тех рассказов, позабылись. Никто из нас не записывал. А есть, оказывается люди, для которых собирать и фиксировать подобные "ужастики" - это работа. Сегодня мы знакомим вас с замечательным специалистом ЕЛЕНОЙ ВЛАДИМИРОВНОЙ МИНЕНОК. Собранные в конце прошлого века в соседних с козельскими местами рассказики сельчан - точь в точь "байки" моей тёти Кати.

 

Наши предки считали, что мир делится на две половины — свой, человеческий, и чужой, населённый мифологическими существами - водяными, лешими, домовыми.

Деды и прадеды умели ладить с ними, и заповедовали нам древние правила, дошедшие до нас в рассказах - быличках (иллюстр. взято здесь)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е. В. Миненок (Москва) 

(Институт мировой литературы им. М. Горького РАН, Москва)

 

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ ИЗ УСТ "ОЧЕВИДЦЕВ" 

 

Из всего изобилия мифологических рассказов, бытующих на терри­тории Калужско-Брянско-Смоленского пограничья, особое внимание привлекают былички, записанные от так называемых «очевидцев» сверхъ­естественных событий. Классическая отсылка к родственнику или знако­мому в подобных текстах замещается собственным свидетельством рас­сказчика. Трактовка возникновения данных историй как следствия инди­видуальной фантазии исполнителей представляется банальной и по сути не объясняет ни обязательной «традиционности» таких быличек, ни само­го феномена «свидетельства». В нашей коллекции, собранной с 1989 по 1998 годы в пограничных районах Калужской, Брянской и Смоленской областей, насчитывается свыше трех тысяч мифологических рассказов. Доля быличек, зафикси­рованных от «очевидцев», незначительна — 158 текстов. Тем не менее, уникальность проявления в них «авторского начала» и необычайно силь­ная актуализация традиционных представлений делает эти тексты за­служивающими отдельного анализа.

Как правило, они до предела насыщены разнообразными бытовыми подробностями, создающими столь необходимый для любого свиде­тельства контекст реальности. Рассказчик добивается ощущения досто­верности, «погружая» аудиторию в «материю» прошедшего времени. Факт его узнаваемости — основное доказательство подлинности пове­ствования в целом.

Вместе с тем мифологические рассказы из уст «очевидцев» уникаль­ны, ибо в них проявляются некие скрытые «порождающие» факторы са­мой традиции, поскольку личная «вовлеченность» в тот или иной сюжет раскрывает существующую взаимозависимость между мифологическим представлением (как единичным проявлением традиционного коллективного сознания) и его «открытостью» для восприятия отдельными ин­дивидуумами. Былички-«свидетельства» безошибочно указывают на на­иболее актуальные, «пульсирующие» элементы системы мифологичес­ких представлений.

Читать полностью
 
« ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя »

Страница 4 из 11