Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

КОЗЕЛЬСКАЯ «САЛТЫЧИХА» МАРИЯ ЕРГОЛЬСКАЯ E-mail
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Персоналии
20.02.2011 23:32

 

КОЗЕЛЬСКАЯ «САЛТЫЧИХА» МАРИЯ ЕРГОЛЬСКАЯ

150 лет тому назад в России отменили крепостное право.

19 февраля 1861 года император Александр II издал "Манифест об отмене крепостного права", а также "Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", сделавших российских крестьян свободными. Они впервые в истории нашей страны были уравнены в правах со всеми остальными сословиями.  Начатые преобразования в жизни крестьян, по мнению ряда политологов, стали одними  из наиболее проблемных во всей череде реформ, которые идут в стране по сей день.  Мы не будем здесь рассказывать по поводу всей истории подготовки, реализации и последствий известного Манифеста от 19 февраля 1861 года.

 

Сегодня, вспоминая о том, что полтора века в России нет крепостного права, хочется рассказать о «деле помещицы Козельского уезда Марии Ергольской», о котором поведал нам известный калужский историк и краевед начала XX века Дмитрий Иванович Малинин (см. Д.И. Малинин. Неизданные рукописи. «Золотая аллея. 2010. С.114-19).

 

 

КОЗЕЛЬСКАЯ «САЛТЫЧИХА» МАРИЯ ЕРГОЛЬСКАЯ

 

Русский дворянский род Ергольских известен на Руси  XVI в., он включён в VI часть родословной книги Калужской и ряда других соседних губерний. Довольно рано Ергольские приблизились к Козельску, став вместе с московскими  боярами  и воеводами  Шепелевыми, Черкасскими, Юшковыми и Чичериными,  одними из первых, кто уже в XVII в. получили под Козельском земли.

Отставной подпоручик Михаил Иванович Ергольский во второй половине XVIII в. вступил во владение сельцом Клюксы, что в 10 верстах от Козельска, выше по течению реки Жиздры. Так вот его жена Мария Егоровна Ергольская прославилась особенной жестокостью в обращении со своими крепостными. Без сомнения, одной из причин, по которой барыня из Клюкс, как могла, издевалась над своими крестьянами, послужил указ от 1767 года, в соответствии с которым крестьянам было строго запрещено подавать жалобы (челобитные) на своих помещиков.

Одной из тех, кто не преминул воспользоваться волей делать что хочешь, стала помещица Подольского уезда Московской губернии Дарья Салтыкова. Следствием по её делу было установлено, что она замучила насмерть более 100 чел. В 1768 году «Салтычиха» была  приговорена к смертной казни, замененной пожизненным заключением в монастырской тюрьме. Только это не пошло впрок другим помещицам.

 

Мучительница и душегубица Салтычиха, с сайта.

 

30 апреля 1797 года на имя госуда¬ря дворовый служитель Абрам Ларио¬нов Ярославцев от имени всех дворовых, не выдержав и вопреки запрету,  отправил всё же из Москвы прошение, в котором рассказал императору Павлу I о житье бытье дворовых в сельце Клюксы. Он поведал о том, что Мария Ергольская «чинит следующие тиранства» (далее орфография документа сохранена: « … стригла в свое злонравие, удовольствие; и притом неоднократно женской пол наказывала палками уда¬рением сот по пяти и болея; а потом так же и батогами нагую; и затем, к наивящему моему прискорбию, а паче по старости моих лет несносному зрелищу, показанную мою дочь приказала, свя¬зав руки, водить по морозам в зимнее время и запиранием в холодной бани. А из-за того (т.е. сверх того) приказывала ей в ночь давать сеить муки четвериков по 16-ти и по 18-ти и сажевала в колодку и железы весом в колод¬ке 35-ть фунтов, а железы обыкновенныя; а из-за того (сверх того) наказывала своеручно безменом в свое удовольствие, сколько ей на то угодно было. А засим и ещё в своё большее зло расположение делала последующия ей на то поощрительности, даже до того, что утюгом горячим жгла щёки и руки. И затем как, мне о том не ведомо, в прошедшем 1796 году в декабре месяце  от вышепоказанных нестерпимостей тиранства… означенной моей госпожи дворовые женки вдовы Матрёна…, Анна Афонасьева, девица, Марфа Иванова, и с коих у показанных, остались: у первой – сын, у второй – дочь, по небытию которых в то ж самое время остались показанных дети: первой – пяти недель; второй – семнадцати недель, которых означенная госпожа не  приказала питать, и чрез то преданы голодной смерти».

 

Наказание крестьян в присутствии помещика, с сайта


Дальше события развивались так. Письмо попало к императору Павлу Петровичу, от него калужскому губернатору В.П. Митусову. Последний послал на место козельского предводителя дворянства А.А. Охотникова, чтобы тот негласно разобрался с происшедшим. Охотников, хотя и пытался всё разузнать не возбуждая интереса у Ергольской, не сумел скрыть тайного поручения от соседей-помещиков. И они, как могли, выгородили-таки Марию Ергольскую. Вот фамилии лжесвидетелей: Чичерин, Шепелев, Нестеров, Назимов, Иван Ергольский, Засецкий и Хлопов. Они, хотя и рассматривали «приключение с Ергольской неприятным пассажем, нежданной бедой», тем не менее, создали «круговую поруку, при которой стоят за одного и… десять». Один помещик Половцев, живший также в Клюксах, рассказал о том, что Ергольская «выбила зубы находившейся при ней в прислуге девке», но и это заявление было «замято».

Другое дело, местное духовенство. Священник села Хозцы Фёдор Семёнов, например, не только подтвердил факт гибели крепостных младенцах, но и рассказал о многих ужасающих фактах в поведении помещицы Ергольской: секла всех, выставляла голыми на мороз, рвала уши. Только всё было «замято». На самого священника накинули тень подозрения в агитации против Манифеста от 29 января 1797 года, требовавшего от крестьян быть «в благонравии и повиновении господам своим».

 

Руины церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Хозцы,

фото Л.И. Филиновой, июль 1998г.

Здесь где-то покоится прах младенцев, которые были «из человеколюбия

по трёхдневном стоянии преданы земле» священником Фёдором Семёновым

с причетниками в 1796 году.


Помещицу Ергольскую вроде бы предупредили, чтобы руки впредь не распускала. Предупредили, да и позабыли. Мало ли чего не бывает?

Вот такая вот история приключилась во время крепостного права в Козельском уезде.

Не хотелось бы завершать свой рассказ на этом. Спустя 80 лет помещик села Березичи, что по соседству с Клюксами, Дмитрий Александрович Оболенский будет стоять у истоков разработки проекта  «Манифест об отмене крепостного права", а также "Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости". Он, по существу, является одним из главных авторов этих документов. В свою очередь, его  крестьяне, да и вообще само сельское хозяйство Березичей, стали тем полигоном, где князь Дмитрий Оболенский-помещик проверял свои выводы, и на практике внедрял многое из того, что нужно было для того, чтобы крестьяне почувствовали себя свободными. Но это уже требует отдельного рассказа.

 Внутреннее требование "Эти люди достойны свободы" впервые прозвучало по отношению к крепостным и в "Записках охотника" И.С. Тургенева, который не раз бывал в козельских местах и писал о здешних крестьянах.

Об отмене крепостного права, его последствиях и проблемах современного крестьянского бытия   см.  также на сайте "KOZELSK.RU"