Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Козельске E-mail
(4 голоса, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Храмы г. Козельска
15.12.2011 08:31

Материалы для «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

 

ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В КОЗЕЛЬСКЕ

 

 

Дорога к храму... Фото А.А. Рябова, декабрь 2011 г.

 

Любимое всеми место: «козельские крутицы».

Предваряя рассказ о церкви, существующей здесь с незапамятных времён, скажем несколько слов о помещённой здесь фотографии. Сделана она буквально на днях и открывает нам образ всеми любимой церкви совершенно по-новому. Не современный лоск, который придают ей побелка и краска, ни внешние красоты этой, без сомнения, незаурядной архитектурной постройки останавливают здесь наш взгляд. Завораживает дорога наверх, к храму. Дорога эта с множеством следов по первому снежку. Накатанная машинами по асфальту, натоптанная по глиняной обочине всё больше кошачьими да собачьими лапами, дорога эта поднимает нас над собой. Сама же церковная постройка предстаёт перед нашими глазами такой простенькой, такой родной и знакомой с детства, будто бы та глиняная печка в деревенской хате, у которой находили мы по утрам среди дровяных щепочек и обрывков бересты следы от намокших валенок бабушки…

Любили и любят люди этот храм во все времена.

Вчитайтесь в строки церковной летописи, которую мы помещаем ниже. Мы уверены, что вы найдёте для себя немало нового. Например, вы узнаете, что такое «Поповая Кумушка».

Среди всех храмов города Козельска особо выделяется Благовещенский храм. Он далеко не старейший, первое из найденных упоминаний о нём относится к 1709 году. В 1810 г. было возведено уже каменное здание. На протяжении всего последующего времени, как утверждают некоторые козельские краеведы, Благовещенская церковь не закрывалась ни при какой власти. Что не совсем так. В 2010 г. было торжественно отмечено 200-летие храма. История его полна событий, она тесно связана с жизнью многих поколений козельцев. Здесь были крещены в советское время не только жители города и ближайших окрестностей, но и немало россиян со всей страны. В то время действующие храмы можно было пересчитать по пальцам, а крещение не приветствовалось в силу известных причин.

В 2009 г. при подготовке к юбилею храма мы собрали все доступные на то время разрозненные известия о церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Козельске с тем, чтобы выяснить, что же мы вообще знаем о ней, а какие страницы нуждаются в «прояснении».

Мы приглашаем козельцев к разысканиям. Для этого публикуем здесь расширенную справку о храме, которая, как нам представляется, может составить основу для статьи «Энциклопедии Козельска» при подготовке «бумажной» книги.

Разрозненные страницы истории БЛАГОВЕЩЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

 

1709

В Козельске, среди прочих (число пока неизвестно), действует и Благовещен­ская церковь, в которой служит попом Василий Семёнов.

 

1779

  • В городе, не оправившемся от пожара 1777 года, действовали только три уцелевшие от огня церкви: Соборная Успенская и 2 приходские - Пятницкая и Благовещенская. Служба шла также в Михайловском (Архангела Михаила) приделе монастырской церкви Вознесения Господня. Преображенская же цер­ковь, что на св. вратах, также сгорела, вместе с бывшими монастырскими ке­лиями деревянного здания (Л. Кавелин). Приложения к историческому описа­нию Оптиной пустыни\\Историческое описание Козельской Введенской Опти­ной пустыни. Издание третье дополненное, Репринтное издание Свято-Вве­денской Оптиной Пустыни, печати 1875 г. C.26 (Приложения)

 

  • Благочинным священником Благовещенской церкви в Козельске являлся Петр Михайлов (год требует уточнения).

 

1810

Построена Благовещенская каменная церковь Рахмановыми; имеет два при­дела. Примечание: строительство каменной Благовещенской церкви в городе Козельске осуществлено Рахмоновыми, каменная колокольня будет возведена в 1825 году. Деревянный храм этого имени существовал в Козельске еще и в 1709 году.

1820

В Козельском словесном суде заключается контракт, по которому священно- и церковнослужители Благовещенской церкви города Козельска землю, называемую «Поповою Кумушкой», отдали в оброчное содержание под постройку фабрик купцам Льявым (?). Споры по этой земле Благовещенской церкви с Козельским городским обществом будут продолжаться многие годы, вплоть до 1853 года

1853

Ответом за №2304 Обер-прокурор Святейшего Синода сообщил Министру внутренних дел о том, что ввиду того, что Козельское общество не предоставило никаких законных доказательств на права по отношению к спорной с Благовещенской церковью земле, называемой Поповою Кумушкой (см. при 1820 г.), ранее отданной в оброчное пользование для строительства фабрик купцам Льявым (?): «… я со своей стороны нахожу решение Калужских судебных мест, с коимъ согласились Казенная Палата и Начальник Губернии, правильным и сообразным с существующими постановлениями, а потому полагал бы, утвердить его». Таким образом, Козельское городское общество проиграло спор с Благовещенской церковью Козельска относительно прав на её земли – «Поповую Кумушку».

 

1860

В Козельске около 1860 г. в школе для духовенства (открыта в 30-е годы XIX века) в доме Вырского (дьякон Благовещенской церкви) обучалось до 250 де­тей, в том числе до 120 девочек.

 

1861

В городе Козельске имеется два приходских училища: в первом учительствует учитель, состоящий в XIV классе Николай Иванович Деев; во втором - диакон Благовещенской церкви Федор Васильевич Выр­ский (см. Адрес-календарь Калужской губернии на 1861 г. Памятная Калужской губернии на 1861 год, с. 3-70, 387-390).

Некоторые подробности из истории этого училища таковы.

В 30-х годах XIX в. диакон Благовещенской церкви г. Козельска Фёдор Ва­сильевич Вырский устроил в своем доме небольшую начальную школу для де­тей духовенства обоего пола. С 1850 г. ему стала помогать в школьных трудах его дочь Александра; около 1860 г. в школе обучалось до 250 детей, в том числе до 120 девочек Знавший эту школу член хозяйственного управления при Св. Синоде Александр Димитриевич Ушинский в 1863 г. убедил бывшего в Пе­тербурге епископа Калужского Григория воспользоваться школою Вырских для преобразования ее в епархиальное женское училище. Указом консистории 26 мая 1863 г. духовенство извещалось об открытии в Козельске училища для девиц духовного звания в доме Вырского; начальницей оставлена была А. Ф. Вырская; торжественное открытие училища состоялось 6 июня 1863 г. Затем 10 ноября 1879 г. открыто было епархиальное женское училище в Калуге, а Выр­ская осталась в своем доме народною учительницей и в 1902 г. за свыше чем 50-летнюю педагогическую деятельность, была награждена золотою медалью (взято из Интернета, сайт Петербургской генеалогии).

Вот что пишет по этому поводу журнал Христианское чтение, издаваемое при СПБ духовной академии, Часть первая, 1861 г. С. 250:

Начальник калужской губернии, в письме своём господину обер-прокурору Святейшего Синода, графу Александру Петровичу Толстому, от 12-го октября 1860 года сообщил следующее: в г. Козельск, дьякон тамошней благовещен­ской церкви Фёдор Васильевич Вырский с 1833 года занимается обучением. Всеобщее доверие, которое он снискал себе своими усердными и достойными трудами въ деле воспитания, постепенно увеличивало число его учеников и учениц, так что в нынешнем году, но смотря на скудный средства свои, он от­крыл у себя в доме, без обязательной платы, для приходящих обоего пола де­тей, преимущественно бедных родителей всех слоёв, училище. Исполняя обя­занности преподавателя наук, он миру начал обучение девочек дочери своей Александры, в которой он имел весьма хорошую помощницу, пользующуюся всеобщим расположением как учениц, так и их родителей. В настоящее время, в этой школе учатся 80 мальчиков и 95 девочек. Столь благородное заведова­ние деломъ своего участка к пользе общества и к успеху народного образова­ния нельзя не признать вполне заслуживающим поощрения и о такой бескоры­стной предприимчивости и деятельности дьякона Вырского, как принадлежа­щего к духовному состоянию, он, начальник губернии, счёл долгом довести до сведения господина оберъ-прокурора Святейшего Синода. По этому же пред­мету подучено господином оберъ-прокурором и отношение преосвящённого епископа калужского Григория, в котором он изъяснил, что дьякон козельской благовещенской церкви Фёдор Васильевич Вырский, как открылось по дозна­нии, действительно с самого поступления своего в г. Козельск, именно с 1833 года, начал заниматься обучением мещанских и частью купеческих детей, и обучал их чтению, письму и арифметике. В 1850 году начала помогать Выр­скому в обучении детей дочь его Александра, обладающая особенною способ­ности заниматься с детьми, почему увеличилось количество учеников, и яв­шись ученицы, а вместе с сим стало возрастать и доверие граждан к нему, так что в 1860 году, когда дьякону Вырскому формально разрешено завести у себя школу для мальчиков и девочек, явилось и тех и других по 100 человек, в числе коих оказались и дети крестьян подгородных. Он обучает с дочерью де­тей чтению, письму, закону Божию, арифметике и грамматике, не делая, впро­чем никакого принуждения ученикам своим в изучении сих предметов; а де­вочки, сверх того, обучаются нужным и приличным для них рукоделиям. Школа состоит в собственном доме дьякона Вырского; в ученики принимает он и бедных и небедных граждан и крестьян, кто пожелает отдать ему; а посему многих обучал и обучает безвозмездно; за некоторых же получает от родителей посильную небольшую плату.

1865

В Благовещенской церкви, приписанной к Успенской соборной церкви г. Козельска, находились:

1. «Апостол» Московской печати 1679 г., на которой была надпись: «сия книга белёвца посадского человека Василия Васильева Сына Рыбакова».

2. «Цветная Триод» Московской печати 1685 г. с надписью о том, что «сия книга стольника Якова Юшкова, а отдал Яков Юшков сию книгу … в вотчину свою, село Ильинское, что на речке на Ордёнке, в церковь пророка Илии, по родителях своих…, а подписал сию книгу рукою своею лета 7198 (1690) года» (Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете., М., Университетская типография, 1865 г.). Можно предположить, что Ильинская церковь с. Ордёнки в период после 1690 г. была приписана, а затем после упразднения до 1709г. все её церковные ценности перешли в Благовещенскую церковь.

1874/1875

Церквям города Козельска принадлежали следующие земли: Святодуховская - 56; Васильевская - 451, Успенская - 120; Благовещенская - 63 десятины земли. Земля была в собственности церковных притчей. В это время Оптиной пустыни принадлежало 459 десятин земли (сведения Калужских Губернских новостей, 1874г., 37).

1875

Вот что пишет о храме архимандрит Леонид (Кавелин) в «Краткой лето­писи города Козельска» Благовещенская трёх-престольная церковь по­строена в 1810 году. При ней погребен тоже за­мечательный понудитель себя Царствия ради Божья, доселе неведомый вне места своих подвигов, но усердно и присно поминаемый жителями Козельска, молчальник Тит.

По сказанию бывшего его духовного отца и покро­вителя, священника Благовещенской церкви о. Феодота, благоговейно сохранившемуся в его се­мействе, Тит был выходец из Курска, по званию секре­тарь**.

Решившись в мыслях своих сделаться «юродом» Христа ради, он в пер­вой четверти текущего столетия удалился, бегая из своей родины, от знаемых, ближних, а может быть и от се­мейства (что положительно неизвестно). По­встречав на пути нищего, он уговорил его поменяться с ним одеждою; а пока отрастил волосы, жил в лесу, и потом в виде странного и нищего ходил не­сколько лет по святым местам русским, ве­роятно для укрепления себя в пред­намеренном под­виге; наконец, по неизвестному нам побуждению, но, без со­мнения, не без особого тайного об этом извещения, остановился в Козельске.

Недели две кряду он ежедневно являлся в Благовещенскую церковь, про­водя время в усердной, ничем не отвлекаемой молитве, в церковном притворе, простер­шись ниц пред иконою Страшного Суда Христова, был замечен благо­честивыми прихожанами, но на все расспросы отвечал лишь знаками, давая ра­зуметь, что он — глухонемой. После сего, придя в дом священника о. Феодота, молча же взял ведра и начал носить воду, рубить дрова и вообще неутомимо занимался чёрною работою по дому, оставляя ее лишь по звуку колокола, чтобы идти на молитву. Об имени его о. Феодот дознался, перебирая имена святых по алфавиту: при имени Тит, неведомый раб Божий отвечал утверди­тельным знаком.

По сказанию о. Феодота и других козельских старожилов, Тит был росту среднего,* волосы носил длинные, закрывая ими лицо, которое, по рассказу близко знавшего его купца (М. Д. Иноземцева), имело при умильном опрятном выражении цвет жел­товатый, елеем умащённый, или по буквальному его вы­ражению «цвет спелой дыни», борода окладистая; носил крестьянскую верх­нюю одежду: худенький кафтан, рубаху с косым воротом, подпояску верё­воч­ную.

Отец Феодот, видя подвижническую жизнь Тита и глубокое смирение, дозволил ему жить при церкви в сторожке; тогда он совершенно погру­зился в молитвенный подвиг: дома молился стоя перед иконою Святителя Христова Николая, а во время церковных служб, всегда на одном месте на паперти в углу, простертый долу, едва отделяя голову от помоста.

Ни у кого и ничего не просил, но приходящие, благоговея к его подвиж­нической жизни, конечно не без воли Божьей, быстро прослав­ленной молвою, молча клали возле него свои лепты (деньги и вещи) и спешили удалиться, чтобы не мешать молитвенному подвигу раба Христова. Приносы он раздавал нищим: а на собранные деньги покупал масло для неугасимой лампады перед своей келейной иконой Св. Николая, остальные же затем отдавал в церковь - на молебны и панихиды по запискам дателей. Дневную пищу его составляла гро­шовая бул­ка или калач, приносимый или купленный на те же деньги.

Ложем ему служила короткая и узкая скамья без всякого покрова, с кир­пичным изголовьем. Так, молча устами и присно вопия сердцем, день и ночь служил Тит Господу постом и молитвою, выну приметаясь в доме Божьем: он почасту пpиобщался Св. Тайн и всегда с глубоким умилением. А граждане Ко­зельска, видя сего подвижника жизнь, усердно благодарили Господа, послав­шего им такого крепкого и неусыпаемого молитвенника.

По времени поселился рядом с Титом родитель о. Феодота, вдовый свя­щенник о. Иосиф, в нарочито пристроен­ной к сторожке комнате. Старец свиде­тельствовал, что не раз пробуждался он в ночи от сна звуками стройного, невы­разимо приятного и умиляющего душу пения, и когда, увлекаясь любопытством, тихо вставал с ложа и подходил к стеклянной двери, разделявшей его жилище от кельи таинственного соседа, то звуки умолкали, а видел всегда одно: Тита, молящегося перед своею иконою; иногда, пробу­дившись внезапно, видел из- за двери необычай­ный свет, подходил к ней - и все исчезало; а Тит стоял и мо­лился, озаряемый бледным мерцанием своей неугасимой лампады. Исполнен­ный благоговейного ужаса, старец слагал все это в сердце своем и объявил это во славу Божью лишь при своей кончине сыну своему о. Феодоту и известному в го­роде своим благочестием и разумом npoтоиерею Афанасию Ивановичу Пашкову, а они поведали бывшее и другим благочестивым людям, во славу Божью.

Почувствовав приближение кончины, дивный подвижник знаками попро­сил позвать к себе о. Фео­дота, и когда тот пришёл к нему, ясно сказал ему: «ис­поведуй меня!» Удивлённый, но уже отчасти приготовленный   предшество­вавшими   событиями ко всему необычайному, о. Феодот молча повиновался слову бывшего молчальника; приняв же от него первую подробную исповедь, напутствовал его в веч­ность таинствами Св. Елеосвящения и Причащения и в свою очередь имел в утешение принять в благословение себе и своему семей­ству от отходившего в небесные кровы подвижника его келейную ико­ну св. Николая, постоянную свидетельницу всенощных стояний, немолчных молитв, умиленных слёз и покаянных воздыханий. Честно и благоговейно хранит ее у себя зять о. Феодота, священник Бо­гоявленской церкви о. Андрей Красноцве­тов, тепля пред нею неугасимую лампаду. Икона эта обыкновен­ная «штилисто­вая» (?), древнего письма, с надписью на зад­ней деке «И: С: I: 1824 года Титу от Ивана Полухина».

Молчальник Тит погребен близ Благовещен­ской церкви, невдалеке от своего бывшего жилища. Жители города Козельска свидетельствуют свою па­мять о рабе Божьем служением панихид на его могиле.* (Л. Кавелин. Приложе­ния к историческому описанию Оптиной пустыни\\Историческое описание Ко­зельской Введенской Оптиной пустыни. Издание третье дополненное, Ре­принтное издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни, печати 1875 г. C.45-49. Приложения).

 1876

Козельск и Козельский уезд входили в 13 округ Калужской епархии. Всего в 13 округе было 18 приходов, в которых была 31 церковь, из них 7 в городе Ко­зельске: Успенская Соборная, Богоявленская, Святодуховская, Николаевская, Васильевская, Благовещенская, Вознесенская.

Благочинным над сельскими церквями Козельской Благовещенской церкви был священник Василий Степанович Покровский.

Священниками в церквях были в Козельске: в Богоявленском храме Василий Королев, старостой Благовещенской церкви купец 2-ой гильдии Венедикт Лавренев.

 1891

Благовещенская, каменная, трёхэтажная с колокольней, сооружена в 1810 г., а колокольня в 1832 г. особочтимая икона калужской Божьей Матери (Рошефор де Н.И. Опись церковных памятников Калужской губернии. Спб. 1891).

1894

В селе Микшино Бежецкого уезда Тверской губернии в большой крестьян­ской семье родился Николай Николаевич Воробьев, будущий игумен Никон. Будучи уже 36 лет после серьезнейшего испытания своих сил Николай Нико­лаевич Воробьев принимает монашеский постриг с именем Никона. В Козель­ске о. Никон поселился вместе с о. Кириллом Зленко. Отец Никон переехал в Козельск в конце июля 1924 года. В 1944 г. иеромонах Никон был назначен настояте­лем Благовещенской церкви города Козельска, где и служил до 1948 года.

1912

Благовещенская церклвь построена в 1810 г. Рахмановыми; имеет два придела (Д.И. Малинин. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Золотая аллея. Калуга. 2004/1912. С.208)

 

1914

Настоятели церквей в гю Козельске: Успенского собора протоиерей Сергий Протопопов, Благовещенской церкви священник Георгий Городецкий, Богоявленской протоиерей Василий Королев, Васильевской священник Нико­лай Лебедев, Вознесенской священник Алексей Чиннов, Николаевской свя­щенник Дмитрий Никольский и Свято-Духовской протоиерей Иаков Тихоми­ров (Памятная книжка Калужской губернии на 1914 год).

 

1939

В Козельске решением Облисполкома №205 от 22.9.1939 г. под школу закрыта Благовещенская церковь (см. Книга учёта церквей по Смоленской области, со­ставлена 1.12. 1938 г. Смоленский областной архив, отдельная папка).

 

1944

Епископом Калужским Василием иеромонах Никон был назначен настояте­лем Благовещенской церкви города Козельска, где и служил до 1948 года. За­тем его переводят в Белеё, потом в город Ефремов, далее в Смоленск, и нако­нец, в захудалый в то время приход в городе Гжатске, что расценивалось им как ссылка (см. при 1894 годе о рождении о. Никона). Иеромонах Никон имел духовное общение с жившим в Козельске старцем-иеросхимонахом Мелетием (Барминым) (скончался 12 ноября 1959 г.), последним духовником Шамординской оби­тели. В селе Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии в крестьянской семье родился будущий игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьёв). С открытием церквей после освобождения земли от немецко-фашистской ок­купации батюшка приступил к священнослужению. Здесь он жил на квартире у одних монахинь и вёл чрезвычайно аскетический образ жизни. По воспомина­ниям многих, общавшихся с ним в этот период, он был невероятно истощён­ным. Батюшка всё свое свободное время проводил в чтении слова Божья, мо­литве и изучении Святых Отцов. Проповеди батюшки были всегда глубоко ду­ховными и отличались особой силой и убедительностью. Это привлекало к нему верующих.

Вторым священником храма был о. Рафаил (Шейченко), бывший насельник Оптиной Пустыни, 21 год отбывший в лагерях. Он также, несомненно, был че­ловеком духовным, добрым, мягким, молитвенником, имел дар слз. О нём в Козельске до сих пор вспоминают с любовью и, порой, со слезами. Но дьаволу удалось поссорить двух достойных пастырей, в результате чего отец Никон был временно запрещён в служении еп. Калужским Онисифором, затем восстанов­лен. Впоследствии о. Никон и о. Рафаил вполне примирились, обменявшись письмами.

В 1956 году, к празднику Пасхи, отец Никон был награждён саном игумена Преосвященным Михаилом (Чубом).

1970

В эпоху классицизма построены еще две церкви: Бла­говещенская и Покров­ская (на кладбище, 1885). Церковь Благовещенья (1810), одна из двух церквей, создающих сейчас силуэт города, стоит в тихом переулке, в стороне от шума главной улицы. Любимым типом церквей в это время были церкви типа ро­тонды (круглые в плане). Но гораздо чаще, чем «чистые» ротонды, встречались такие церкви, как Благовещенская. В плане она квадратная, но главную роль в ее облике играет огромный, диаметром почти во всю ширину церкви, барабан с куполом. Шпиль колокольни, построенной в 1825 году, кажется иголкой по сравнению с этим барабаном (Е.В. Николаев. По Калужской земле. М., 1970. С.123).

 

Составил С.А. Рябов в 2009 г., частично опубликовано в г. Козельске, см. «КОЗЕЛЬСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ЛИСТОК» №1 (3), 2010 г.

Информацию о храме см. также на главном сайте Козельска «Козельск в интернете» (здесь), на сайте «Церкви, монастыри и усадьбы Калужской области» Константина Дрязгунова (здесь), сайт «Народный каталог православной архитектуры» (здесь).

 

Фотографии храма можно посмотреть на сайте "Храмы России" здесь,

Благовещенская церковь города Козельска Калужской области.Период: 14 июня 2008 года, автор снимка: Шатохин А. В. 



** Не принадлежит ли блаженный Тит к семейству козельского уроженца курского секретаря Ионина, упоминаемого в надписи на напрестольном евангелии Богоявленской церкви? Начертанные на его келейной иконе буквы И. С. I. наводит на эту догадку (примечание архимандрита Леонида (Кавелина).

 

* Из уроженцев города Козельска духовного чина заметим бывшего Томского Епископа Агапита, сына одного из причетников города Козельска. Преосвященный Агапит быль в последние годы своей жизни настоятелем московского Донского монастыря, скончал­ся в 1854 году, и завещал на поминовение души своей и родите­лей в Оптину пустынь 300 руб. серебром (примечание архимандрита Леонида (Кавелина).

.