Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!
Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»
Яндекс.Деньги 41001812434462
WebMoney R526676624487 или Z299278482546 или E342716984942
ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ГОРОДЕ КОЗЕЛЬСКЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НУЖНА ВСЕОБЩАЯ ПОМОЩЬ
(новые реквизиты для перечисления пожертвований приведены в конце материала)
Сегодня мы продолжаем рассказ о Вознесенском женском монастыре в городе Козельске Калужской области, начатый 25 января 2016 года (здесь). Тогда мы рассказали немного об истории монастыря, сопроводив наше повествование фотографиями Ольги Печёновой, сделанными в самом начале этого года. И вот сегодня у нас в гостях ещё один человек, неравнодушный к судьбе обители и прямо участвующий в ее воссоздании.
Это помощница ответственного за восстановление Вознесенского женского монастыря Алексея Алексеевича Баева – Наталья Назарова. О себе девушка рассказала немного. Живёт в Москве, но часто бывает в Козельске. Про специальности - журналист, фотограф, телеведущая, преподаватель по русскому и английскому языкам. Сотрудничает с несколькими московскими газетами.
Наталья живо интересуется историей козельского монастыря, она уже успела поработать в калужском архиве при министерстве, где разыскала несколько редких фотографий, относящихся к разному времени существования церковных построек бывшей обители. Мы поставили их рядом с теми фотографиями, которые Наталья сделала недавно. Вы можете воочию увидеть и сравнить состояние некоторых архитектурных деталей храма одного из храмов в разное время. Фотографии 1945 и 1972 гг. публикуются впервые.
Так выглядели части храма в 1972 г. (фото слева из калужского архива) и таковы они сейчас (здесь и далее современные фотографии сделаны Натальей Назаровой)
Внешний вид церковной постройки в 1945 и 1972 гг. (два фото слева из калужского архива) и сегодня
В настоящее время Наталья собирает материалы о Вознесенском монастыре из различных источников. Планирует посетить областной архив в Санкт-Петербурге и обещает поделиться своими находками с нашими читателями. Спустя полгода после Ольги Печёновой Наталья Назарова сфотографировала монастырские стены снаружи и внутри. Эти фотографии вы можете здесь видеть.
Небольшая реплика к нашей статье (здесь), дошедшая до нас из города на Неве, на наш взгляд, выходит за рамки обычного комментария. По своей сути это ПРИЗЫВ ко всем нам, к администрации города Козельска и Калужской области, чтобы все мы ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ НА ВАЖНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВОЗНЕСЕНСКОГО ХРАМА В ГОРОДЕ КОЗЕЛЬСКЕ. Эта работа должна стать не только уделом небольшой группы людей – энтузиастов, но и найти поддержку на всех уровнях. Вот почему «Энциклопедия Козельска» оформляет эту точку зрения отдельной публикацией. ОГРОМНОЕ СПАСИБО Владимиру Николаевичу ЗУБКОВУ, кандидату исторических наук, доценту, Академии связи, г. Санкт-Петербург.
Ансамбль церквей в г. Козельске. В центре Никольский храм (завершается реставрация). Всё, что правее – утрачено. Крайняя правая – Вознесенская церковь. Открытка начала XX в. Из архива Л.И. Филиновой (г. Сосенский)
Взгляд козельца из Санкт-Петербурга
В.Н. Зубкова
«ДЕВИЧ МОНАСТЫРЬ» В КОЗЕЛЬСКЕ: РЕСТАВРАЦИЯ ВОЗНЕСЕНСКОГО ХРАМА – ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ
Позиция Краеведа и Патриота города Козельска - Владимира Николаевича Зубкова
История появления женского Вознесенского монастыря проста и логична. При Иване-III Детинец перенесли к узкому береговому хребту, не выходя на него (район между интернатом и Белёвским спуском). Тут есть у меня два важных замечания.
Во-первых, дружина прикрывала посад, а не прикрывалась им с напольной стороны. Значит, местная знать, князя с дружиной держали под контролем и заставляли служить народу. А важная роль вятичской знати известна со времен первого упоминания о городе в летописях.
Во-вторых, самая узкая часть берегового хребта оставалась за стенами крепости, и сколько бы сил не имел враг, штурмовать город он мог только контингентом, с которым козельцы справлялись.
Алтарная апсида Вознесенской церкви. 1620 г. (так в источнике). Фото из отчёта архитекторов Дьяконова и Князева о командировке в Калужскую область в 1970 году. Институт Наследия, архив, фонд «Досье», папка №21 (4)
ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ И КРЕПОСТЬ В КОЗЕЛЬСКЕ XVII ВЕКА:
К ВОПРОСУ О "СОВМЕЩЁННОСТИ" ИХ В ГОРОДЕ
Недавно мы рассказали вам о документах XVII в., проливающих свет на историю завершения строительства в 1678 г. каменного здания главной церкви Вознесенского монастыря в г. Козельске (здесь). Согласитесь, интересно представить, а какова была в это время обстановка вокруг нового церковного здания. Как выглядел сам Козельск в последней четверти XVII века? То, что мы узнали из челобитных Максима КАДАШЕВЦА, который возвёл стены церковной постройки в Козельске «... НА ПОСАДЕ, НА СТАРОМ ГОРОДИЩЕ…», частично помогает ответить на эти вопросы. «Старое городище», где стали каменные стены Вознесенской церкви, это место было в черте города, но за пределами крепости. В то время горожане знали место постройки церкви как «пятно», на котором существовало в древние времена укреплённое поселение. Видимо, в 1678 г. ещё были видны его следы с остатками стен, рвов и валов. В настоящее время археологи, что следует из их рассказов (читать), как раз и локализуют здесь древнейшее укреплённое городище Козельск.
Выходит, что крепость, существовавшая в 1678 г., была построена уже на другом, не изначальном месте. Тогда где, и как выглядела эта «новая» крепость?
ДОКУМЕНТЫ XVII В. О ВОЗНЕСЕНСКОЙ ЦЕРКВИ ГОРОДА КОЗЕЛЬСКА - ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ О МЕСТОПОЛОЖЕНИИ ДРЕВНЕЙ КОЗЕЛЬСКОЙ КРЕПОСТИ
19 марта в городе Козельске в Краеведческом музее состоялась встреча с участниками Козельской археологической экспедиции Г.А. Массалитиной и И.В.Болдиным. Мне, к сожалению, не удалось присутствовать на этой встрече. Был занят в Москве в мероприятиях по случаю 2-ой годовщины исторического возвращения Крыма в состав России. Спасибо за подробный и очень обстоятельный рассказ о весенней уже традиционной козельской встрече уважаемых археологов с общественностью, который поместил Сергей Евгеньевич Сёмкин на Главном сайте Козельска (здесь). Из его репортажа понятно, что речь в музее шла, в том числе, о локализации Козельского детинца в районе холма Вознесенского монастыря, который является важным объектом интереса «Энциклопедии Козельска» вот уже 5 лет. Наши некоторые публикации см. здесь, здесь, здесь, здесь.
Конструктивный и важный, на мой взгляд, комментарий к публикации С.Е. Сёмкина дал Владимир, который оценивает работу археологов и обращает их внимание на очень важные обстоятельства:
«… РАНО ОНИ (археологи) УХОДЯТ С ДЕТИНЦА. Сокровища прятались под постройками, а у нас, вроде, кроме кладбища ничего не вскрыли. ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ ВОЗНЕСЕНСКОГО ХРАМА ПОД НЕГО ВЕДЬ НЕ ВЛЕЗЕШЬ. А были еще и административные, и жилые сооружения, под которыми могли прятать реликвии. В ИНТЕРНАТЕ ПЕРСПЕКТИВНА ВОЛЕЙБОЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА. ГДЕ-ТО ЗДЕСЬ, СУДЯ ПО ПРЕДАНИЮ, БЫЛ КНЯЖЕСКИЙ ДВОРЕЦ И, ВОЗМОЖНО, РУБИЛИ ГОЛОВЫ ДЛЯ “АПОФЕОЗА ВОЙНЫ” И УТОПЛЕНИЯ В КРОВИ СПРЯТАННОГО КНЯЖИЧА…».
Полностью соглашаясь с Владимиром, мы помещаем сегодня здесь две бесценнейшие, по нашему мнению, странички из всей обширной козельстики – челобитные о построении и освящении церквей в Крутицкой епархии в 1662 – 1698 годах. Они были опубликованы в 1902 году протоиереем Н.А. Соловьевым в сборнике «Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете», издававшемся Е.В. Барсовым (см. обложку сборника выше).
ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВУЮ КНИГУ, ПОСВЯЩЁННУЮ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРАМАМ НА БЛАГОДАТНОЙ КАЛУЖСКОЙ ЗЕМЛЕ
Аркадий Вадимович ШАТОХИН в соавторстве с В.В. ЛЕГОСТАЕВЫМ и С.П. НОСИКОВЫМ подготовили и издали новую книгу «Храмы Боровского уезда» (24.12.2015 г.). Она вышла в "Клинцовской городской типографии" и рассказывает об истории храмов Боровского уезда, который захватывал города Боровск, Наро-Фоминск, Обнинск, а также Боровский, часть Жуковского, Малоярославецкого, Медынского и Наро-Фоминского районов современной Московской и Калужской областей.
Сегодня, 26 января День Памяти ЕЛЕАЗАРА АНЗЕРСКОГО (СЕВРЮКОВА) († 26 (13) января 1656 г.). Преподобный Русской церкви, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита Соловецкого монастыря) является уроженцем города Козельска (читать). Вспоминая преподобного ЕЛЕАЗАРА АНЗЕРСКОГО, икона которого была когда-то одной из наиболее почитаемых святынь, находившихся в БОГОЯВЛЕНСКОЙ козельской церкви (о ней у нас написано здесь), мы сегодня обращаемся к другой давно и глубоко волнующей всех нас теме.
На сайте использованы фотографии Ольги Печёновой (г. Козельск), сделанные ею на территории и внутри храма по особому разрешению
ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ в городе Козельске существовала изначально в Козельском женском монастыре. Её история, как и история обители, полна на различные события. Было время, когда церковь приходила в упадок и буквально разрушалась. То вдруг восставала вновь, как это было, например, в 1870-1873 гг., когда здесь были выстроены новые трёхъярусная колокольня и трапезная с Пятницким и Михайловским приделами.
ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ из-за своей бедности не имела большого прихода. Жители Козельска были в основном прихожанами других городских церквей[1]. Вот почему очень рано к ВОЗНЕСЕНСКОЙ ЦЕРКВИбыли приписаны жители деревни ДЕШОВКИ Козельского уезда. До закрытия храма именно здесь крестились, венчались и отпевались дешовские жители. В архиве г. Калуги сохраняются, пусть и не в полном объёме, метрические книги из этой церкви. В них многие жители д. Дешовки могут найти сведения о своих предках.
Одним из красивейших в городе Козельске, без сомнения, является не до конца отреставрированный на сегодняшний день, Никольский храм (Земляной вал, 2). Недаром он одним из первых под № 1327 был включён в Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) ФЕДЕРАЛЬНОГО значения.
Стенд, установленный напротив храма и рассказывающий о судьбе Никольской церкви, фото С. Рябова, июль 2014 г.
Для чтения текста, помещённого на стенде, нажмите на значок ниже
Церковь была возведена в 1740 году в стиле возрождения, рококо и знаменита тем, что здесь прежде находилось вложенное неизвестным дарителем Евангелие, напечатанное в Москве в 1677 году.Храмоздателем Никольской церкви является обергофмаршал императрицы Елизаветы Петровны Дмитрий Андреевич Шепелев. Этот царедворец построил в различных монастырях и городах, а также в своих вотчинах до 70 церквей, а на завершение недостроенного завещал значительный капитал. После кончины, последовавшей 14 мая 1759 года в Санкт-Петербурге, прах Д.А. Шепелева был перевезен из столицы в Козельск и погребен в этой церкви 7 марта 1760 года. Прежде в храме был захоронен и его отец стольник Андрей Петрович Шепелев, о чём когда-то извещала табличка, помещенная на одной из стен храма. Храм являлся усыпальницей древнего рода Шепелевых. Долгое время на здании хорошо были видны следы многих пожаров, случившихся в Козельске, в т.ч. того чудовищного, что был в 1777 года. Можно было видеть отметины пожаров, бывавших и в самом храме. Все эти следы, скорее всего, были ликвидированы при первом, после пожара, обновлении храма в 1786 г., а также в ходе реставрации церковных построек уже в XXI веке. Полная недосказанностей тема истории козельских церквей в черте города и в границах исторического Козельчского района - одна из центральных на страницах нашего сайта, см., например, здесь. Сегодня мы публикуем статью замечательного козельского краеведа Любови Ивановны ФИЛИНОВОЙ о том, как закрывали этот храм в советское время. Материал был напечатан в приложении к газете "Козельск" - "Над Жиздрой" 12 июля 2014 года (здесь). Л.И. Филинова хорошо известна читателям "ЭК". О её книге "Сельские храмы земли Козельской", выдержавшей уже ни одно издание, у нас можно прочесть, например, здесь. Статья Л.И. Филиновой, которую она любезно предоставила для публикации на сайте, мы сопровождаем иллюстрациями из нашего архива.
Никольский храм в старые времена. Фото В.П. Тыдмана. Из книги В.И. Николаева «По Калужской земле»
Л.И. Филинова
ПО ОТРАБОТАННОЙ СХЕМЕ, ИЛИ ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ЗАКРЫВАЛИ НИКОЛЬСКУЮ ЦЕРКОВЬ
Всем интересующимся историей козельского храма в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских при изучении документов и интернет-ресурсов попадается на глаза такая фраза: «По данным районного архива в 1927 г. храм был закрыт, в 1940 г. переоборудован в зерносклад. В начале Великой Отечественной войны здание храма сильно пострадало от пожара: в нем был устроен склад НКВД, который подожгли при наступлении немцев. В 1956 г. храм занимала макаронная фабрика. С 5 апреля 1967 г. в нем размещался один из цехов швейной фабрики «Большевичка». Документы о сносе и закрытии церквей, переоборудовании их под общественные нужды сохраняются и в центральных, и в региональных архивах. В результате деятельности Постоянной Центральной Комиссии по делам культов при Президиуме ВЦИК сформировалась переписка, иллюстрирующая государственную политику по уничтожению Церкви на территории советской России. Сегодня все материалы, созданные в процессе деятельности Постоянной Комиссии (более 1800 дел), хранятся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ, фонд 5263). Разнообразные документы дел (акты, выписки из решений местных органов власти, заявлений религиозных общин о закрытии церквей, жалобы верующих на притеснения и т.д.) содержат богатейшую информацию о настроениях общества, судьбах исторических памятников архитектуры, церковного имущества. Основная категория материалов фонда – это дела о закрытии молитвенных зданий, переписка Центральной Комиссии по вопросам культов с местными органами власти и местными комиссиями по различным вопросам проведения культовой политики на территории данного административного района.
Мы уже не раз обращались к прошлому старинного, если не сказать, очень древнего, козельского села Хозцы. В его истории есть разные страницы, большинство из которых ещё ждут своего освещения на страницах "Энциклопедии Козельска". Об одной из них мы рассказали, например, когда-то. Сегодня наш рассказ о сельской церкви села.
Руины церковной постройки
Роман Чикин
ПОКРОВСКИЙ ХРАМ СЕЛА ХОЗЦЫ
Каждый человек, который хочет подробно и основательно изучить родословную своей семьи, должен понимать, что лишь выяснение имен предков, составление генеалогического древа (хотя это тоже серьезный и кропотливый труд, достойный уважения) не дадут самому исследователю и его потомкам максимально полной картины жизни предков. Поэтому важным аспектом в исследовании родословной является изучение истории населенных пунктов, в которых жили предки, да и вообще любых мест (служба в армии, работа, учеба), с которыми предки в своей жизни были связаны. Особое место этом списке следует отвести храмам.