Нам нет нужды представлять автора очередного генеалогического очерка особо. Увлечённый человек Роман ЧИКИН, чьи корни в Козельских местах, давно ведёт «генеалогические разведки» и щедро делится своими большими и малыми находками на этом пути (здесь, здесь, здесь и здесь). Нам остаётся только пожелать Роману успехов и удачи в этом благородном деле.
23 октября – Международный «безбумажный день», когда мы задумываемся над тем, что можно сделать, чтобы рационально использовать бумагу. Вот и во многих архивах материалы в читальный зал уже не выдаются, поскольку они оцифрованы и доступны в электронном виде. Генеалоги-исследователи всё чаще забывают о тетрадях и альбомах при работе с генеалогическими таблицами: полагаются всё больше на электронные таблицы. Вдруг, и в Калужском областном архиве начнут оцифровывать, например, ветхие метрические книги церквей!? Давно пора! Фото с сайта
Роман Чикин, Москва
ЗАПИСКИ ГЕНЕАЛОГА-ЛЮБИТЕЛЯ. МОСКОВСКИЙ АРХИВ
…Спустя два года после начала целенаправленной работы по составлению родословной своей семьи, я понял, что без работы с документами непосредственно в архиве мне не обойтись: отправка запросов по почте – дело долгое и не всегда успешное, а к тому же еще и затратное в денежном плане. Поэтому весь август и сентябрь этого года я посвятил работе в Центральном архиве города Москвы, сокращенно – ЦАГМ. Опытом этой работы я и хочу поделиться с начинающими (а может, уже давно начавшими) исследователями. И дело даже не в том, что в ЦАГМ хранятся документы только касательно города Москвы и Московской области – работа каждого регионального архива построена таким же образом, как и в Москве.
Исследователи могут работать в архиве самостоятельно и бесплатно – для этого необходимо подать в читальном зале архиве соответствующее заявление, заполнить анкету, указав паспортные данные, цель исследования (составление родословной семьи, например) и еще какие-то незначительные данные. На основании заявления исследователя допускают к работе в читальном зале. Суть работы заключается, естественно, в самостоятельном просмотре интересующих исследователя документов. Какие документы стоит смотреть? В первую очередь – метрические книги. Метрическая книга – это, говоря современным языком, книга записей об актах гражданского состояния населения – рождении, бракосочетании и смерти. До 1918 года регистрация этих событий происходила в каждой церкви и, соответственно, эти книги в каждой церкви хранились. Этот экземпляр метрической книги назывался приходским. Второй экземпляр, копию, так сказать, настоятель церкви по истечении календарного года направлял в вышестоящий орган церковного управления – Духовную Консисторию, где эти книги также хранились.
В настоящее время в архивах находятся в основном консисторские экземпляры метрических книг. В метрических книгах изначально я искал записи о рождении своих предков. Для этого нужно знать хотя бы место рождения предка (деревня, село) и название церкви, к приходу которой данный населенный пункт относился. С вопросом сопоставления церкви и населенного пункта могут помочь сотрудники архива (если не сильно вредные). Зная год рождения, мы смело берем метрическую книгу этой церкви за нужный год и находим там запись. Чем запись ценна в информационном плане? Как правило, в записи указываются месяц, число рождения и число крещения (по старому стилю, само собой), имя ребенка, ФИО родителей (фамилии крестьян массово начали указывать в МК только с 1900-х годов). В 1880-х указанных фамилий – 5%, не более, их сословие (крестьяне, мещане, купцы, отставной солдат и т.п.), место проживания родителей. Также указываются ФИО и место жительства восприемников при крещении (крестных родителей). Это немаловажная графа, так как зачастую в крестные приглашали родственников того или иного уровня (дед, бабка ребенка, братья или сестры родителей, братья или сестры самих новорожденных). Найдя запись о рождении своего прадеда, мы уже можем установить, как минимум, имена его родителей. Полезными являются и записи о бракосочетании. В них указываются следующие сведения: ФИО, место жительства, сословие и возраст жениха, а также «номер» брака, в который он вступает (первый, второй и т.д.); аналогичные данные на невесту; ФИО и место жительства поручителей (аналог современных свидетелей) жениха и невесты, как правило, по два человека от каждого из вступающих в брак. Зачастую это тоже были те или иные родственники. Пожалуй, главный момент – это возможность установить год рождения жениха и невесты (благодаря указанному возрасту). Последовательно работая с записями в метрических книгах, можно восстановить родословную линию в среднем на два-три поколения. Несколько осложнять поиски может отсутствие фамилий, отсутствие в архиве метрических книг за определенные годы или еще какие-либо факторы (к примеру, в конце XIX – начале XX вв. некоторые крестьяне активно занимались т.н. отхожими промыслами, т.е. работали где-то не у себя в родной деревне/селе, зачастую даже в другой губернии). Но ребенок мог родиться как раз в этой местности, и крестили и вносили запись о рождении именно в церкви той губернии. Мне нередко приходилось видеть записи о родившихся детях крестьян Калужской губернии в церкви села Павловского губернии Московской. Начиная с 1858 года на помощь исследователю приходят данные ревизий – ревизские сказки по каждому населенному пункту. Поиск по ревизиям, пожалуй, самый оптимальный и удобный способ проследить родословную линию вглубь практически до конца XVII века. Но подробнее. Ревизия – некий аналог переписи населения, когда в специальных книгах заполнялись сведения о каждом человеке в каждом населенном пункте. Графы книг включали в себя следующие данные: номер двора, ФИО живущих в этом дворе и степень их родства по отношению к главе семьи, возраст каждого человека на текущий момент, возраст по предыдущей ревизии, причина отсутствия при переписи (как правило, смерть, перевод в другой населенный пункт, забор в рекруты для мужчин и выход замуж для женщин, с указанием года выбытия). Указание возраста важно тем, что позволяет отследить человека по более ранним ревизиям – ведь проводились эти мероприятия не регулярно, а с различной периодичностью (1-я ревизия – 1718 г., 2-я – 1742 г., 3-я – 1762 г., 4-я – 1782 г., 5-я – 1795 г., 6-я – 1811 г., 7-я – 1816 г., 8-я – 1834 г., 9-я – 1850 г., 10-я, последняя – 1858 г.). Вот пример. Нас интересует крестьянин Никита Терентьев из 47-го двора. На момент ревизии 1834 года мы выясняем, что он умер в 1829 году. Но указан его возраст по предыдущей ревизии 1816 года – 62 года.
Тогда мы смотрим 47-й двор в ревизии 1816 года. Вот он, Никита Терентьев, 62-х лет. А по предыдущей ревизии, 1811 года, ему было 58 лет. Следовательно, он родился в 1754 году и должен попасть еще как минимум в 5-ю, 4-ю и 3-ю ревизии. А там и его родители будут записаны, и, может, даже дед с бабкой. Результат – мы продвинулись еще на три поколения.
Определенный интерес для исследователя должны представлять данные Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи, проводившейся в 1910-х годах. Данные переписи хранятся в виде учетных карточек, содержащих следующую информацию: 1. ФИО главы семьи (владельца двора), его национальность и возраст 2. Состав его семьи – перечень родственников без указания ФИО, но с указанием степени родства (напр., жена, сын, невестка и т.п.), возраст членов семьи 3. В случае отсутствия к.-л. из членов семьи – причину (например, сын призван на воинскую службу) 4. Ремесло, которым владеет глава семьи (если таковое имеет место быть) 5. Количество скотины в хозяйстве с разделением по видам (лошади, овцы, коровы и т.п.) 6. Количество земли в десятинах, находящейся в пользовании семьи с разделением по видам (покос, пашня, выгон и т.п.)
Все вышеперечисленное – это определенная методика поиска. Теперь же следует обратить внимание на вопросы технического характера. Указанные выше источники информации хранятся в архиве в делах. Дело может выдаваться либо в бумажном виде, либо в виде микрофильма, либо в электронном виде на CD. Чтобы узнать содержание дела (в одном деле обычно хранятся МК нескольких церквей), необходимо изучить опись. Опись – своеобразный каталог, хранящийся в читальном зале. Заказывая дело, исследователь на специальном бланке указывает № фонда, № описи и № дела, а также наименование дела. На третий рабочий день в читальном же зале исследователю выдают заказанные дела. За один раз можно заказать не более пяти дел, при этом на бумаге – не более трех. Как правило, дело выдается сроком на 30 дней.
Ну а теперь – главное и самое интересное, ради чего мной и было изучено и отработано большое количество различной информации.
Одна из веток моих предков «произрастает» из деревни Новинки Звенигородского уезда Московской губернии (сейчас это Истринский район МО). На рубеже веков в деревне жила многочисленная крестьянская семья с красивой фамилией Равняличевы. Семейное предание говорило о том, что предки Равняличевых – три брата – пришли в эти места из Литвы. Глава семьи Степан Степанович был уважаемым в деревне человеком, занимал должность старосты сельской церковной общины, куда входили крестьяне трех деревень. Из записей в метрических книгах я узнал, что у Степана Степановича были еще два брата и две сестры. Из тех же источников я выяснил, что один из братьев, Егор, служил рядовым в лейб-гвардии стрелковом Императорской фамилии батальоне в Царском Селе – служба престижная и почетная. Происхождение фамилии, крайне редкой (встречается и сегодня только в Истринском и соседнем Красногорских районах), долгое время оставалось в семье загадкой. Да и любой интернет-сайт, дающий объяснения почти по каждой русской фамилии, на тему Равняличевых недоуменно помалкивал. Все догадки разрешились, когда я обнаружил в ревизии 1816 года запись о своем прапрапра… - в то время на Павловской казенной суконной фабрике (3 километра от Новинок) числился мастеровой Андрей Семенов Равняла! Прозвище "Равняла", скорее всего, имеет профессиональный оттенок - от глаголов "равнять", "выравнивать". При производстве сукна использовалась такая технология, как выравнивание. В поддержку данной версии выступает еще одно профессиональное прозвище - Стучала, также встречающееся среди мастеровых Павловской казенной суконной фабрики. Особенности подобных прозвищ (Равняла, Стучала, Завьяла) следует отнести к языковым особенностям данной местности. Фамилия же Равняличев является производной формой от прозвища, обозначающая принадлежность к роду (чей? - Равняличев). Подобная форма фамилии с окончанием на "-ичев" объясняется опять же языковыми особенностями местности: в Павловской волости были распространены также фамилии Варваричев, Андреянычев, Аверичев. Андрей Равняла родился в 1741 году и умер в возрасте 71 года в 1812 году. Таким образом, легенда о трех братьях из Литвы отодвинулась как минимум в первую половину XVIII века, обещая мне наличие еще многих тайн и загадок, а также, надеюсь, и открытий. Любое исследование требует навыков и опыта, и где же их еще получить, кроме как работая в архиве самостоятельно! И хотя работа эта затратная по времени и кропотливая, полученные результаты будут стоить Ваших усилий!
|