Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Разина Татьяна Михайловна. Выдающийся искусствовед. E-mail
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Персоналии
10.12.2010 10:39
Индекс материала
Разина Татьяна Михайловна. Выдающийся искусствовед.
Page #
Все страницы
 

Среди них были достойные и приятные люди, с которыми отец сохранял дружеские отношения. Так, моей крёстной стала княгиня Вяземская, ее звали Патти (от Прасковья). Она была замужем за управляющим одним из имений, семья уцелела, позднее перебралась в Москву. Здесь в начале 30-х годов мама отыскала мою крестную, которой захотелось познакомиться со своей крестницей. Она запомнилась мне скромной внешностью и каким-то особым достоинством общения, манер, жестов, стройностью осанки. Порода и воспитание сказывались, что я по детски , но ощутила. Она не жаловалась на жизнь, хотя работала санитаркой в зубоврачебном кабинете. Не знаю, какова судьба ее семьи после войны.

С семейством калужских дворян Кисель-Загорянских мы были крепко по-дружески связаны и в Калуге, и в Москве. Александр Александрович Кисель-Загорянский принадлежал к старинному роду, был очень красив: рост «сажень в плечах", прекрасные русые волосы, синие глаза. Он работал вместе с папой, его жена Ольга Георгиевна была подругой мамы и до конца жизни оставалась преданным другом всей нашей семьи, моих детей. Помню, что Александр Александрович не утратил своей страстной любви к породистым охотничьим собакам и "сладостную лень" предпочитал работе. А страстью Ольги Георгиевны оставались концерты в Большом зале консерватории и шоколадные конфеты. Она нигде не работала, ей помогали сестры, друзья и всем ока была нужна. Памятью о них остается купленная у Загорянских картина художника О.И. Тимашевского 50-х годов XIX века, ученика Карла Брюллова, на которой изображена молодая итальянка с гроздью винограда. Эта же модель, в том же национальном костюме повторена художником в картине Третьяковском галереи "Итальянка у колодца". Подмосковная Загорянка связана с этой дворянской семьёй, о чём свидетельствует небольшой некрополь на местном кладбище с уцелевшими достойными внушительными памятниками.

Из козельских друзей папы могу назвать М.М. Соголовича. Юрист по образованию, он занимал видное место в коллегии адвокатов и покорял своим обаянием широко образованного, темпераментного человека. С ним приходилось часто встречаться в доме папы в Кунцеве, где он жил после развода с мамой. Тогда он и продал козельский дом.

Крушение нашей семьи было большой трагедией для моего отца, принуждённого оставить двух горячо любимых детей с женой. Это произошло в 1929 году, уже в Москве. А в 1933 году трагически погиб мок брат, на год моложе меня. К этому времени дедушка и бабушка уже умерли. Па должен был налаживать новую жизнь. Он построил дом в Кунцеве и расстался с Козельском. Но тетки мои навещали родной город, своих друзей и знакомых, близких соседей. Новая жена отца тоже была из Козельска и сохраняла связь с родственниками. На слуху были рассказы о знакомых земляках, воспоминания о прошлом. И есть в нашем доме несколько предметов "родом" из Козельска. Правда, о некоторых можно сказать, что они уже были.

Но о них надо упомянуть, т.к. это изделия рук монашек Шамординского монастыря. Хорошо помню стеганые одеяла - детское и большое. Видимо это ремесло было развито в монастыре. Стежка была качественной и красивой - не простые квадраты или ромбы, а растительный узор, подчеркнутый декоративными швами. Очевидно, использовались рисунки из журналов, т.к. этот вид рукоделия был ранее весьма распространен. Есть упоминание о том, что в монастыре делали ковры, но какие именно не известно. У нас долго жил небольшое прикроватный коврик, о котором говорилось, что это монастырская работа. Он был близок к типичным цветочным коврам с крупными красными розами среди зеленых листьев с добавлением более мелких белых и голубых цветов. Характерный чёрный фон, чистая шерсть, ручное тканье на станке способом гладкого "гобеленового переплетения. Это можно назвать вариантом типичного курского ковра, стиль которого сформировался в известном промысле Курской губернии. Наш коврик не обладал прочностью и плотностью тканья и шерсть, может быть, была обработана не по всем правилам. Поэтому он и не стал "долгожителем'", но остался свидетельством творческого направления в одном из ремесел Шамординского монастыря.

Сохранилось еще одно свидетельство деятельности стекольного завода князя Оболенского - стеклянная вазочка для цветов. Ее можно отнес искусству скромного провинциального модерна начала века. В этот период и был основан завод для производства аптекарской и парфюмерной посуды. Известно также, что князь пригласил для проектирования изделий ученицу Строгановского училища. Весьма возможно, что наша вазочка результатом творческого опыта художницы и пробным образцом для завода. Этот предмет живет в нашем доме со времени козельского периода. Точных аналогий среди изделий стекольной промышленности мне не встречалось. Небольшая высота, всего 22 см., светло-зеленый, теплого оттенка цвет стекла, несколько наивная роспись с позолотой и рельефным yзором, делают вещь достаточно скромной. Ho форма выдаёт её причастность к модному направлению в искусстве - модерну. Квадратная в основании ваза "повернута", слегка «перекручена» - прием широко используемый в то время, когда художник или мастер не скрывает процесса "делания» вещи из ещё не застывшего стекла, добиваясь нужного эффекта.

 В козельский период моими родителями была приобретена мебель того же времени - гостиная светлого дерева, образец милого провинциального модерна. Помню кресла, стулья, козетки, небольшой диван, столик, этажерку для цветов, зеркало. Все предметы не крупные, строгих геометричных форм. Направление "строгого модерна". Светло-серая шелковая обивка тоже была характерна для времени. Эта непрактичная мебель не могла долго использоваться при всех переустройствах в тесных московских квартирах. Уцелело только трюмо - самый большой и нужный предмет из всего гарнитура. Две небольшие прямоугольные вставки с резным орнаментом украшают завершение и подзеркальник. Если бы это зеркало было говорящим, оно бы рассказало бы о людях трёх поколений, чьи истоки связаны с родной землей, память о которой живёт в их сердцах.

С Козельском нашу семью связывают и родственные отношения с семьёй Рябовых. Старшая сестра моей мамы была замужем за Алексеем Алексеевичем Рябовым, который в начале 20-х годов был начальником железнодорожной станции Козельска. Приехав погостить к сестре, мама познакомилась с моим будущим отцом. Алексей Алексеевич был моим крестным. Обе семьи были очень дружны. Помню квартиру Рябовых в пристанционном доме, высокие березы с большими птичьими гнездами. В середине Зо-х годов мой крестный был переведен на другую железную дорогу, на Украину. Умер он незадолго до начала Отечественной войны. Христиновку, где они жили, заняли немцы. Моей тёте с двумя детьми удалось перебраться в Одессу, где они и обосновались. Правда, старший сын в эти годы учился в военной академии, еще не закончив ее, был все годы на войне, после которой занимал большие посты и ушел в отставку в чине генерал-лейтенанта. Судьба младшей дочери, моей двоюродной сестры связана с Одесским университетом, который она закончила, затем много лет преподавала, защитив диссертацию.

В сборнике Института Наследия «Калужский край. Козельский район», 1999 года содержатся две статьи С. Рябова, прекрасный пример научного краеведения. Судя по всему автор – уроженец Козельска, хотя живёт и работает в Москве. Вероятно, и сегодня в Козельске живут люди с этой фамилией, и может быть среди них хотя бы отдалённые родственники моему крёстному, и значит его дочери Л.А. Рябовой, моей двоюродной сестре.

Т.М. Разина, февраль 2000 г. Настоящие воспомининия о Козельске Т.М. Разина написала по просьбе Н.М. Ведерниковой специально для сборника, который та готовила в начале XX в.