Анонс
Коммюнике 5 декабря 2015 г.
Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!
Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»
Яндекс.Деньги 41001812434462
WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942
почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru
QR-Код сайта "ЭК"
Голосование
Сайты друзей
Поиск по сайту
ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ
Revolver Map
Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)
Весенний призыв в Армию_2013 |
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Воинская доблесть: 1941-1945 гг. | |||
17.04.2013 10:44 | |||
ВЕСЕННИЙ ПРИЗЫВ 1 апреля начался и продолжится до 15 июля 2013 г. очередной призыв на службу в Российскую армию
В весеннем призыве этого года (объявлен Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 2013 года № 302) планируется призвать на военную службу 153 200 россиян. Мы поинтересовались тем, как исполнялась воинская повинность в Козельском уезде в конце XIX века. Вот что писал ЛАШМАНОВ Фёдор Фёдорович из села Волосово-Дудино Волосово-Дудинской волости в 1897 г. в "Этнографическое бюро" князя В.Н. Тенишева (об этом предприятии мы немного рассказали здесь). Ф.Ф. Лашманов - редактор газеты "Калужский вестник" (1898-1899), до этого - заведующий полковой сапёрной командой 9-го Староингерманландского полка, квартировавшегося в г. Калуге. Нижеприведённый материал публикуются по книге "Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы". Том 3. Калужская губерния. С. 357. Фото с сайта.
Ф.Ф. Лашманов
ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬ в Козельском уезде, с. Волосово-Дудино, 1897 г.
Составление призывных списков происходит обыкновенно в феврале и до половины марта месяца, т. е. в такое время, когда почти весь народ дома. Волостной старшина и писарь ездят по селениям и при полных сходах проверяют посемейные списки по метрикам и опросам домохозяев, и составляют на том основании призывной список, в который вносят всех юношей, которым к 1 октября призывного года исполнится 21 год. За неделю или две до вытаскивания жребия молодежь, внесенная в призывной список, начинает «гулять», т. е. пьянствовать и отъедаться дома мясом вволю; как бы ни был беден дом, но для «гожаго», который, может быть и в службу-то не годится, режется поросенок пуда в 2—3, теленок, нередко и гуси, ставится водка, и парень, буквально объевшись, с безумно растерянным видом целую неделю шляется по улице и пилит в дрянную гармонику.
В день отъезда за жеребьем буквально все парни, даже не пьющие, напиваются чуть ли не до бесчувствия; нередко происходят драки, но, строго говоря, сама «гульба» идет у принятых на службу. Слух о принятии долетает в деревню ранее того, как является домой сам принятый, так как не принятые парни приезжают домой ранее принятых, последних оставляют в участке на день-два лишних для привода их к присяге. При появление дома, принятый в солдаты парень делается сущим деспотом в своей семье. Пьяный, осовевший, он швыряет со стола все, что ему подают: то у него недосолено, то пересолено, то — не доварено, или же переварено. «Черти, — кричит он на всю свою семью, не исключая и отца с матерью, — я за вас, антихристы, Богу и великому царю иду служить, а вы!». Нередко вслед за этим раздается площадная брань, что по взглядам местных крестьян, не только в присутствии бабки, матери, старшей невестки, но даже в присутствии сестры или младшей невестки, совершенно недопустимо, но в это время новобранцу все сходит. Две недели безобразий, наконец, кончаются, и парень отправляется на службу, сопровождаемый слезами всех семейных баб. Отцы и братья смотрят угрюмо, но слез от них не увидите никогда. В телегу кладут суму, набитую всякой снедью, ставят сундучок с бельем, еще раз крестятся и обнимаются, и проводы кончены: парень уже в телеге и спешит поскорее уехать от искренних на этот раз воплей баб. Парень на этот раз не пьян: ему и самому известно, что служба для него уже началась. Возвращение солдата перед его проводами проходят почти незаметно. С радости выпьет с семьей, и с ней же повздорит за что-нибудь, а дня через два, три уже хлопочет около дома и скоро втягивается во все домашние заботы. К уклоняющимся от воинской повинности народ относится безразлично. Не взыскивая особого порицания, но зато и никакого оправдания его поступка; про членовредительство в этих случаях — не слышно, да, кажется, и не было в данной местности такого случая.
"ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЗЕЛЬСКА" приветствует всех "ГОЖИХ" (годных) к службе - призывников-козельцев! Выражаем твёрдую оверенность в том, что Вы с честью выполните свой долг!
|