Анонс
Коммюнике 5 декабря 2015 г.
Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!
Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»
Яндекс.Деньги 41001812434462
WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942
почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru
QR-Код сайта "ЭК"
Голосование
Сайты друзей
Поиск по сайту
ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ
Revolver Map
Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)
О конфессиональной ситуации в Козельском районе. 1997 год. |
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Культура | |||
01.08.2013 21:45 | |||
Представляем нашего автора
Серафи́ма Евге́ньевна Ники́тина (р. 1 сентября 1939 г.) — советский и российский лингвист, фольклорист. Специалист по старообрядчеству и духовной культуре молокан и духоборов. Является главным научным сотрудником сектора прикладного языкознания Института языкознания РАН. До последнего времени - ведущий научный сотрудник сектора живой традиционной культуры Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва (Институт Наследия). Доктор филологических наук с 1983 года (подробно о ней можно почитать здесь). Серафима Евгеньевна Никитина с 1974 г. проводит полевые исследования старообрядчества, в последние годы занимается духовной культурой молокан и духоборов. В 90-е годы XX в. в составе экспедиции Института Наследия работала в Козельском районе Калужской области. По результатам её работы в этнографическом сборнике "Калужский край. Козельский район." была напечатана статья "Молокане-переселенцы Калужской области" (Москва, 1999. С. 188-207). Представляемая ниже аналитическая справка отражает ситуацию со старообрядчеством в Козельском и соседним с ним районах на конец XX века. Справка была ею подготовлена для обоснования необходимости проведения дальнейшего исследования на Козельской земле.
Семья старообрядцев, фото XIX века, фото из интернета
О КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В КОЗЕЛЬСКОМ РАЙОНЕ. По наблюдениям Серафимы Евгеньевны НИКИТИНОЙ, 1997 год
В начале 20 века, согласно архивным сведениям, опубликованным в журнале "Старообрядчество. История, культура, современность" N3, 1995г., в Калужской губернии проживало почти 60 000 старообрядцев (58670), было зарегистрировано 37 общин. Больше всего старообрядческих общин было в Жиздринском и Медынском уездах. В Козельском районе 12 августа 1912 г. была зарегистрирована единственная старообрядческая общин а в г. Сухиничи. В 1915 г. в Сухиничах было две старообрядческих общины, деятельность которых распространялась, кроме Сухиничей, на селения Козельского и Me- щовского уездов. Кроме того, именно в 1915 г. был зарегистрирован уставщик- псаломщик старообрядческой Белокриницкой иерархии при молитвенном доме Николай Федоров Гусев, деятельность которого распространялась на г. Козельск и село Дешовки.
Кроме старообрядцев, на территории Козельского района находилась община христиан-баптистов Евангельского исповедания. Она была зарегистрирована 6 сентября 1908 г. в с. Уколицы, а по данным от 1915 г. ее деятельность распространялась и на с. Кирейково, д. Железницы и д. Уланову Болховского уезда Калужской губернии. В настоящее время в окрестностях Козельска, по данным нашей краткой экспедиции (1997 г.), кроме православных церквей, связанных с Оптиной Пустыней, есть община баптистов-евангелистов (город Сосенский), и очень небольшое число так называемых "келейных" старообрядцев. Две "келейницы" живут в д. Слаговищи, одна - на станции Слаговищи, по разговорам, несколько ' келейных живу в Козельске и в Белёве, но это "келейные" другого толка. Возможно, "келейницы" принадлежат к беглопоповскому согласию, представители которого проживают в Брянской области со второй половины XVII века и часть которых являются выходцами из Калужской губернии. Пока сведения почерпнуты только из короткого разговора с одной из "келейниц", которая почти ничего не знала о происхождении своего согласия. По словам жителей д. Слаговищи, раньше в деревне было довольно много келейных и, несмотря на то, что они жили замкнуто, иногда заключались браки между старообрядцами и новообрядцами. Кладбище келейных было отдельным, но оно после войны не сохранилось. Проблемой козельских старообрядцев необходимо заниматься дальше, так как само существование их, как и баптистов, рядом с Оптиной пустынью в дореволюционные времена представляется уникальным явлением. Продолжение рассказа о старообрядцах под Козельском следует
|