НАРОДНЫЕ ГАДАНИЯ В ЗИМНИЕ СВЯТКИ
"Теперь, девки, и за гаданье можно взяться. У меня всё припасено," – сказала тётка Маланья. С этими словами она сняла с полки миску с разным хлебным зерном и предложила девушкам взять по горстке, а сама из-под печи вынула сонного петуха и встала с ним посреди избы, покуда девушки делали круг из кучек зерна, положив в середину свои кольца. Зажгли пучок лучины, которым освещался круг, и пустили в него петуха. Сначала он оторопел, а потом, присмотревшись и увидев зерно, подошёл к кучке Дуни и стал клевать с жадностью. При первых ударах клювом кольцо Дуни выпрыгнуло в сторону и подкатилось к ней. Одобрительный говор испугал петуха, и он неохотно стал клевать из другой кучки, а к остальным так и не подошёл ни разу, несмотря на долгое выжидание. Вторая кучка была Аришина. - Ну, вам, девки, быть замужем в Новом году, - сказала Маланья.
Некто (Кукель) «Святочное гадание»
Крамской Иван Николаевич. Святочное гадание. 1870
Позади Корочун, самый короткий день в году в преддверии Зимнего Солнцеворота, и самая длинная ночь в году. Пришла Коляда с её буйным весельем. Рождение нового Солнца на Руси повсеместно приветствовали всеобщим ликованием, гулянием, пирами, катанием в санях, хороводами, ряжеными, колядованием. Как правило, Новый год встречается с радостью и надеждой. Для кого год уходящий был несчастливым, тот ждёт от года нового изменений к лучшему. У кого всё сладилось в прошедшем году, ждёт ответа на вопрос, а повторится ли это в новом. Волшебное время, чародейное, пора безвременья… Свет младенца Хорса (один из Ликов Дажьбога) ещё слишком слаб. Как ни воспользоваться этим временем, ни заглянуть в будущее, ни погадать? С приходом Коляды начиналась пора Зимних Святок, двенадцать святодней начиная с кануна Коляды, символизирующие собой шесть светлых (Светлые вечера) и шесть тёмных (Страшные вечера) месяцев Кологода. По святочным вечерам собиралась молодёжь на посиделки в избах. Девицы занимались рукоделием в ожидании, когда же хозяйка начнёт гадать, и пели песни. Пекли печенья в виде животных и птиц (например – «козули»), угощали ими друг друга и посылали родным. Если приглашали на посиделки парней, то играли в игры вроде «люб - не люб», и разыгрывали весёлые действа с ряженьем. «Ни в одном празднике народном не заключается столько обычаев, обрядов, примет, столько отношений к житейским потребностям и временам года, как в святках» (Снегирёв И. М.). После всех увеселений молодежь усаживалась за стол, хозяйка застилала его новой скатертью и ставила на него блюдо с водой. Все присутствовавшие в доме снимали с себя кольца (перстни, серьги, иные украшения) и клали их на стол рядом с блюдом. Второй скатертью хозяйка накрывала блюдо, а рядом клала кусочки хлеба, соль и три уголька. Напротив блюда садилась самая сведущая в гадании женщина («сватья») и начинала запевать святочные «подблюдные песни», первой из которых была «Хлебу да Соли». Закончив песню, сватья опускала под скатерть в блюдо хлеб, соль и угольки, а гости, в свою очередь, клали в блюдо свои украшения. Затем снова начинали петь. Песни были короткие, заканчивались особенным припевом:
Да кому мы спели – тому добро, Слава! Кому вынется – тому сбудется, Слава! Скоро сбудется – не минуется! Слава!
Каждая короткая песенка имела своё значение, как-то: к замужеству, к прибыли, к разлуке, к потере, на долгую дорогу. Например:
Твори, мати, опару, Пеки пироги, К тебе едут сватья, Ко мне женихи! Куют кузнецы золотые венцы, слава! Диво ули ляду, слава! (к замужеству)
Золота парча развевается, слава! Кто-то в путь-дороженьку собирается, слава! (к дальней дороге)
Шла щука из Новагорода, Она хвост волокла из бела озера, Что серебряная, позолоченная, А головка у щуки унизанная. (к богатству)
Растворю я квашонку на донышке, Поставлю квашонку на чёлышко. Ты входи, моя квашонка, Полным полна...... (к прибыли)
И таких песен было великое множество, на разные случаи. Во время пения сватья перемешивала рукой лежащие в блюде вещи, а с окончанием каждого куплета встряхивала блюдо и вынимала первое попавшееся кольцо. Соответственно, – чьё кольцо выпало, тому и предназначалось значение исполненной песни. Иногда сватья намеренно вынимала две вещи (для суженого и суженой) под песню:
Как колечко скажется, слава! Так милый откликнется, слава!
Показав два кольца присутствующим, сватья заявляла: «Чему быть, того не миновать. Неминуемый брак». Если же она вынимала, например, два девичьих кольца, то одно откладывала, продолжая «ловить» суженого. Гадание с подблюдными песнями девушки могли проводить и сами, без сватьи. По окончании подблюдных песен начинали «хоронить золото», играя в «Колечко» с оставшимся не вынутым из блюда кольцом, напевая:
Уж я золото хороню, хороню Чисто серебро хороню, хороню…
Ведущая игру девушка потихоньку клала кольцо в чьи-то руки, а девушки передавали его одна другой:
Пал, пал перстень во калину, во малину Во чёрную смородину. Гадай, гадай, девица! Отгадывай, красная! В коей руке былица?
Поздно вечером заканчивались посиделки. Вот все гости разошлись, и для девушек наступало время Святочных Гаданий. Начинали обычно с «окличек», выбегая из ворот и спрашивая первого встречного имя. Затем приходил черёд воску, курице и зерну, напёрсткам, разной кухонной и хозяйственной утвари, замкам и ключам, гребням и зеркалам, - т.е. гадали, используя всевозможные способы и предметы, всё, что донесли до них их бабушки с глубокой старины. Гадали до полуночи (а в страшные вечера заканчивали гадать и позже). А на следующий день посиделки продолжались в другой избе.
Гадания в Светлые вечера
Гадание с курицей по кольцу
На Святки девицы и парни собираются в избе, очерчивают на полу круг углём левой рукой и противосолонь, насыпают на пол овса и ячменя ( в эпоху двоеверия даже считали, что для этого гаданья лучше всего подходит овёс, украденный у священника во время рождественской славы), снимают с рук кольца и зарывают их в зерно. Затем приносят чёрную курицу, пускают её в круг и смотрят как она клюёт зерно. Соблюдается полная тишина. Чьё кольцо курица выкинет из круга, того скоро замуж выдадут (или женят). Случается и так, что курица кольцо обратно в круг затащит, – несчастливая свадьба грядёт гадающему.
Гадание по голосам
В ночь под Новый год девушки собираются вместе, ходят по деревне и каждая по очереди стучит деревянной ложкой под окнами изб. Если на стук отзовётся женский голос, то замуж в Новом году не выйти, если мужской – наоборот.
Гадание по замку на колодце
В один из Святочных вечеров девушка, перед тем как ложиться спать, выходила и запирала на замок колодец со словами: «Суженый мой, ряженый, приводи коня поить, у меня, у красной девицы, ключа просить». Ключ от замка девушка на ночь клала себе под подушку. Если увидишь во сне молодца на коне, значит выйдешь в новом году замуж. Кто во сне привидится, тот и суженый.
Гадание «Окличка»
Девушки собирались вместе вечером и шли подслушивать под чужие окна. Судя по подслушанному разговору, они предрекали себе будущее: в зависимости от темы разговора (например весёлый или грустный), кто вёл разговор (мужчина или женщина, старый или молодой) и многого другого.
Гадания в Страшные вечера
Гадание с зеркалом
Проводилось в глухом конце села в заброшенной (нежилой) избе, в подполье или старой бане. Девушка в одиночестве ближе к полночи приходила в эту избу или баню, запиралась изнутри, развязывала на себе все узлы (например – пояс), в одном из вариантов гадания - раздевалась догола, расплетала косы и садилась на лавку. Перед собой на стол или каменку ставила зеркало, зажигала по обеим сторонам зеркала две свечи. Затем между собой и зеркалом ставила второе зеркало «лицом» к первому (как вариант – к себе на грудь или на левое плечо), получая таким образом коридор отражений. Затем девушка обращалась за помощью к высшим силам и просила зеркало показать ей суженого: «Суженый, ряженый, приходи ко мне, покажися мне. Он со мной». После чего внимательно, не отрываясь, стараясь не моргать, всматривалась в зеркало напротив, в коридор зеркальных отражений, стараясь не упустить момент появления фигуры. Гадание это могло продолжаться несколько часов. Как только девушка видела образ, нужно было схлопнуть зеркало с зеркалом, потушить свечи и завязать пояс, чтобы не случилось беды. После этого гадания зеркало заворачивалось в рушник и пряталось; нужно было обязательно поблагодарить «помощников» и не забыть разворожиться.
Гадание по звукам
В Зимние Святки девушка выбегала ночью одна на перекрёсток дорог, чертила круг первым огарком, - т.е. тем, который остался от первой сгоревшей свечи или лучины в этот вечер, в который происходит гадание, - становилась в круг и слушала. Если гадальщица услышит стук топора – в Новом году должна умереть; если стук молотка – то жить ей богато; если же звон колокольчика – то выйдет замуж.
Гадание «Полоть снег»
Несколько девушек около полуночи бегут на перекрёсток дорог. Одна из них, на которую хотят гадать, становится в центре перекрёстка, подружка обегает трижды её противосолонь, приговаривая: «Щурово место!». Затем девушка, стоящая в кругу, приседает на снег и расстилает подол своего платья по снегу. Подружка же кидает снег пятой левой ноги на разостланное платье со словами: «Я полола, полола снежок на собачий следок. Взлай, взлай, собачка, где женишок?». Гадающая перетряхивает снег в подоле, а затем кидает его горстями через левое плечо, приговаривая: «Полю, полю снег на собачий след, взлай, взлай, собачка, у свёкра на дворе, у свекрови под шестком, а у ладушки под кроваткой!». Потом все стоят и слушают, где залает собака. В которой стороне залает, в ту сторону и замуж выйдешь. Если собака залает грубым, храпливым голосом, то значит девка выйдет замуж за старого, если звонким – то за молодого. После этого гадания нужно обязательно разворожиться. Наши Предки свято верили в силу гаданий, в силу Судьбы и в возможность влиять на неё путём ритуальных действий. А судьба человека - это нить Макоши, на которой вяжут узелки свои Доля с Недолею. Поэтому и ценился так период Зимних святок, когда можно было приоткрыть завесу тайны, увидеть узор Судьбы на год вперёд.
Журнал "Родноверие" № 1(2) 2010
|