Анонс
Коммюнике 5 декабря 2015 г.
Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!
Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»
Яндекс.Деньги 41001812434462
WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942
почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru
QR-Код сайта "ЭК"
Голосование
Сайты друзей
Поиск по сайту
ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ
Revolver Map
Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)
Козельск в мире энциклопедий. Часть II. |
РАЗДЕЛ>>ОБЩИЙ - Козельск в энциклопедиях | |||||||
20.11.2010 13:07 | |||||||
Страница 2 из 2 1740 В с. Пронино Козельского уезда строится деревянная Казанская церковь. В Козельске обер-гофмаршалом Дмитрием Андреевичем Шепелевым построенаНиколаевская (Никольская) церковь. 1 октября 1740 г. в этот храм вложено Евангелие, о котором Л. Кавелин пишет: "Евангелие большое дестевое, на александрийской бумаге московской печати 1735 года; на обоих досках сплошной сребропозлащенный оклад с изображениями обронной работы. На задней доске в кругу вырезана в глубь следующая надпись: "1740 года октября в 1-й день сие святое Евангелие сделано в град Козельск в церковь св. Николая Чудотворца тщанием и трудами гофмаршала генерала и кавалера Дмитрия Андреевича Шепелева. "Весу во всем с окладом 19 фунтов" (см. "Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни", Издание третье дополненное. Репринт, приложения). В Никольский храм был помещён прах А.Д. Шепелева. Есть предположение о том, что храмоздатель за образец для козельской церкви взял храм Иоанна Воина, расположенный в Москве на Якиманке, по соседству с которым жил Д.А. Шепелев (Е.В. Николаев. По Калужской земле. М. 1970. С. 123). Никольский храм в г. Козельске, фото автора, начала 2000-х гг.
Храм Иоанна Воина на Якиманке, дореволюционная фотография Возводится трапезная Вознесенской церкви. Сама церковь и прежняя колокольняотносятся к первой четверти XVII века, когда город начал оправляться отразорения смутного времени, некоторые же относят ее по времени строительствадаже к временам Ивана Грозного. В 1740 г. только ещё выходит указание о заведении почт по всей империимежду губерниями и провинциями, а в это время уже с 1735г. налажена работа"правильной" почты от Москвы до Киева через Калугу, Севск и Глухов. Козельск какраз находился на этой большой дороге, следовательно в 1740 г. через Козельск ужемчались почтовые экипажи, перевозившие пассажиров и почту. 1741 Начинается правление императрицы Елизаветы Петровны. В её время (1741-1761гг.) везде и всячески поощрялось строительство православных церквей. Особымуважением пользовались у нее монастыри. Было дозволено помещикам строить новыехрамы, ремонтировать старые. Непременным условием было то, что храмостроителидолжны были непременно обеспечивать церкви посудой и отводили в пользу клирачасть пахотной земли и покосных мест. Строительство каменной Никольской церкви в с. Кирейково. Построена церковь Николая Чудотворца в Вознесенском женском монастыре г. Козельска (А. Ратшин. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., Книжная палата, 2000 г., репринт книги А. Ратшина 1852г). 1743 Вторая подушная перепись населения или ревизия в Калужской губернии (в России она проводилась в период 1743-1747гг.). Учету подлежали только мужчины, женщины - нет. По данным второй переписи (ревизии) в Козельске проживало 411 душ мужского населения. Наконец-то завершилось строительство Воскресенской церкви в с. Плохино (Ульяново). Начато было при Я.В. Брюсе (ум. в 1735г.), завершению строительства храма способствовала сестра Я.Брюса, пожертвовавшая немалые деньги на это. Само село перешло во владение семье Отто. 1744 Издается первый Указ о сохранении экологических условий в целом ряде мест. Правительственный Сенат издал приказ о сбережении леса в окрестностях Москвы и заготовке "лесу и дров из дальних, а не близких мест", позже - о запрете на устройство мельниц впадающих в реку Москву, для беспрепятственного сплава леса из дальних мест (Т.Г. Павлова. Северный край Москвы. М., Научный мир, 1998, с. 126). Помещиком Д. А.Щербачевым возводится Никольский каменный храм в с. Костешево с приделом иконы Божией Матери "Всех скорбящих радосте". 1745 Издается первый (академическое издание) географический атлас России: "Атлас российский, состоящий из девятнадцати карт, представляющих Всероссийскую империю с пограничными землями, сочиненный по правилам Географическим и новейшим обсервациям". Атлас был составлен И.К. Кириловым и Делилем, в его создании принимали участие выдающиеся учёные и исследователи, члены Академии наук: Жозеф Делиль, Леонард Эйлер, Христиан фон Винсгейм, Готфрид Гейнзиус, Герард Миллер. Атлас был напечатан по приказу И.Д. Шумахера. Работа над Атласом продолжалась 24 года и он отразил основные контуры России. Этот атлас предварен совершенно замечательным преуведомлением: "Случающиеся на земле многие перемены и великая польза, которая того бывает, что всю землю или некоторую ее часть вдруг, осмотреть можно, кажется, что подали случай к изобретению Географической науки". В "Атласе российском..." на карте "Московская губерния с лежащими вкруг местами" обозначены города Козельск, Перемышль, Калуга, Лихвин, а также села Булатово и Троицкое (ныне Каракозево). Есть в Атласе села Чернышино (на Жиздре) и Заболотье, а также реки Вережика, Птичина, Брынь. Издание Атласа стало результатом 20-летнего труда множества картографов, выполнявших инструментальную съемку российских земель по указу Петра I. В 1730-е было издано несколько атласов И.К. Кириллова, которые не считались официальными, поскольку содержали карты не всех территорий страны. Ряд карт Кириллова послужил основой для атласа 1745 года. Атлас Российский был официально признан первым атласом Российской империи, так как впервые давал широким слоям общества представление о государстве в целом и каждой его губернии. Он представлял собой логически связанное собрание карт с единообразным стилем оформления.
Фрагмент карты из "Атласа...", 1745 г. В селе Кипеть Козельского уезда Камыниным строится Казанский каменный храм. 40-50-е годы XVIII века 1746 Коштом (в складчину) Матреной Ивановой дочерью Воейкова (вдова генерала) для трудиц, находящихся в Вознесенском монастыре г. Козельска, строится Преображенская (Преображения Господня) церковь (Летопись Калужская, с. 29). По другим сведениям, М.И. Воейковой была построена Васильевская (Георгиевская) церковь, которая сгорела во время пожара в 1777 году. 1747 Три года будут крайне плохими климатические условия. В уездах калужском и белевском "разом закипели" разбойничьи шайки, состоящие из разных беглых, преимущественно помещичьих крестьян. 1748 Закрытие в радиусе 200 миль от Москвы всех железоделательных, спиртовых и стекольных заводов для предотвращения вырубки лесов. 31 октября. Звенной сторож Николай Тенюков, бывший солдат лейб-гвардии Семеновского полка, а в то время крестьянин помещика села Верхнее Алопово Матвея Федоровича Чичерина, обнаружил в казенной Перемышльской засеке порубку леса (больше 10 сажен). Выяснилось, что лес срубили церковники этого села Семен Афанасьев и Степан Иванов. По указу Петра I от 4 марта 1723 года виновных в рубке заповедных лесов духовных лиц следовало судить. Для привода вышеозначенных церковников сели Верхнее Алопово в валтмейстерское правление из Оружейной канцелярии были посланы капрал Захар Чернышев, солдат Коломенского полка Захар Гаврилов и несколько казенных сторожей. Калужская икона Божией Матери, сайт http://calendar.rop.ru Явление Калужской иконы Божьей Матери в селе Тиньково, что рядом с Калугой. Празднование Калужской иконе 2 сентября установлено в воспоминание избавления Калуги от чумы в 1771 году, когда чудовищная эпидемия буквально опустошила город – горожане вымирали целыми семействами. Чудотворную икону Пресвятой Богородицы тогда принесли из села Калужки, крестным ходом обошли с нею весь город и отслужили всенародный молебен. После этого чума в городе прекратилась. Второе празднование совершается 12 октября, в память спасения Калуги от нашествия Наполеоновских войск в 1812 году. Пленные французы свидетельствовали о том, что во время боев под Калугой и Малоярославцем, когда они терпели поражение от русских войск, они видели Богородицу, стоявшую на воздухе в окружении светоносных мужей. В 1898 году было установлено празднование чудотворной Калужской иконе Пресвятой Богородицы 18 июля в благодарность Божией Матери за избавление Калуги от холеры. В те страшные дни постановлением городской Думы был совершен крестный ход с чудотворным образом. Заступничеством Пречистой город был спасен. Празднование иконе совершается также в первое воскресение Петрова поста (все даты приведены по старому календарю).
|