Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

К истории строительства козельских дорог и о дамбе в Березичах E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Подгородный стан: Березичи, Дешовки...
04.08.2013 17:19

С.А. Рябов


К ИСТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА КОЗЕЛЬСКИХ ДОРОГ И О ДАМБЕ В ПОЙМЕ РЕКИ ЖИЗДРЫ У СЕЛА БЕРЕЗИЧИ В 1909-1912 ГОДАХ

 

 

Участок старой насыпи на выезде из села Березичи в сторону усадьбы князей Оболенских. Фото здесь и далее С. Рябова, 2012 г.

 

В окрестностях козельского села Березичи есть немало мест, которые составляют сельскую географию, а потому очень рано стали интересовать меня своей историей. Например, Никольский храм в селе, небольшое озерцо за околицей, именуемое среди селян как Святое озеро. Княжеская усадьба последнего владельца А.Д. Оболенского на высоком месте среди леса над правым берегом Жиздры.

Да вот только ответы на вопросы по этим местам долго не давались. Теперь-то понятно: не было времени по-настоящему, "засучив рукава" приняться за поиски. Серьёзно искать решения удалось начать только в самом конце 80-х годов. Первая публикация в газете Козельского района "Вперёд" (ныне "Козельск") состоялась 28 сентября 1991 года. Совсем небольшая, подготовленная по материалам одного из "полусекретных" в ту пору отделов "Ленинки", эта статья называлась "Не отменять родства с прошлым". Посвящалась она князьям Оболенским - старинным владельцам усадьбы в селе Березичи в XIX - начале XX века. Потом много чего было написано за тридцать с лишним лет.

Пересматриваю теперь свои статьи и вижу, что есть, оказывается, некая тема, которая объединяет многое из того, о чём повествуется в "Березических разведках", так сформулировал я когда-то всё то, что я отношу к своим разысканиям по Березичам. Участок дороги от реки Жиздры до села, но не нынешний асфальтово-бетонный на высокой насыпи, а прежний, существовавший ещё в 60-е годы прошлого столетия и остатки насыпи от которого можно видеть справа от современной дороги при выезде из Березич в сторону Стеклозавода. Оказывается, это совсем не второстепенный вопрос во всём Березическом краеведении. О чём бы мне не довелось писать, какое время не затронь, каждый раз непременно "выезжаешь" на ту старую дорожку, которая будто стрелка компаса всё время показывает направление, в каком нужно смотреть для того, чтобы не упустить самого важного и интересного.

 

Березичи!

Маленькое сельцо на самом берегу Жиздры в XVII веке. «Разметавшийся» в разные стороны хуторами и барскими усадьбами пригородное козельское место с хозяйскими винным, сахарным, сырным да бумажным заводами в XIX веке. Посёлок при Стеклозаводе c XX века. Переживающее непростые времена упадка и восстановления в новом, ещё не до конца понятном качестве, сельское поселение в XXI веке.

Жизнь за рекой напротив села Березичи возникла давно. Карты последней четверти XVIII в. (рис. 1) фиксируют распространение владений березических помещиков далеко по реке Грязне (правый приток Жиздры), где с незапамятных времён у них были поставлены мельницы. Значит, сельская помещичья и крестьянская жизнь тянулась в ту сторону.


 

Рис. 1. Владения помещиков Чичериных в районе с. Березичи (XVII-XVIII вв.). Граница земель простирается до р. Лощиха.

 

В XIX в. за рекой уже сформировалось хорошо обжитое место, что видно на карте 1850-х годов (рис. 2). Понятное дело, владельцы его были заинтересованы в поддержании всяческих связей с селом Березичи, где к тому времени князем А.П. Оболенским уже была построена каменная церковь и существовала часовня, видимо, на месте прежней деревянной церковной постройки. На этой карте хорошо видно, что дорог вокруг села было накатано немало. Несколько их видим мы на высоком месте в сторону с. Губино. Есть дороги и за околицей села со стороны реки: пойма Жиздры в нескольких направлениях расчерчена полевыми дорогами.

 

 

Рис. 2. Пригородный стан к юго-западу от Козельска в середине XIX в. От деревни Дешовки в леса на дорогу Козельск-Белёв выводит полевая дорога. От села Березичи в сторону безымянного поселения (на месте будущей усадьбы Оболенских) проложена дорога, а через Жиздру организована паромная переправа.

 

Всё это свидетельствует о большой заинтересованности в хороших дорогах в этих местах.  О козельских дорогах мы рассказывали более подробно здесь. Речь, правда, шла преимущественно о «больших» дорогах, как сейчас бы сказали, о дорогах или путях, так сказать, областного или федерального значения (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Фрагмент карты 1911 года. На ней показаны основные «большие» дороги в окрестностях Козельска.

 

Были дороги и другого, так сказать, масштаба. Жизнь в провинции настоятельно требовала поддерживать в проезжем состоянии дороги между деревнями и сёлами. Основные заботы о всех них стали проявлять начиная с XIX века, что во многом обусловливалось потребностями российской экономики и торговли. Впрочем, не только общегосударственные интересы диктовали необходимость развития дорог. К местам лесозаготовок и к различным производствам тоже нужны были дороги. Если проблемы дорожного и мостового строительства на «больших» дорогах были прерогативой губернских властей, то за дороги в уездных городах и вокруг них обязано было радеть земское начальство.

Свой отпечаток на ситуацию с дорогами наложило железнодорожное строительство. «Железка» в ряде мест заставила захиреть грунтовые пути и, одновременно, вызвала появление новых. Строительство «ширококолейных железных подъездных путей» давало многие преимущества перед прочими дорогами. В 80-90-е гг. XIX в. интересы выбора их маршрутов и последующей прокладки заставили ещё раз внимательно взглянуть на грунтовые дороги. В губернских и просто крупных городах Калуге, Орле, Болхове, Туле, Белёве ещё и ещё раз оценивали состояние дорожной сети. Готовили обстоятельные доклады губернаторам для принятия решений. Повсюду признавалось, что существующие дороги находятся в ужасающем состоянии, а в весну и осень грунтовки становятся полностью непроезжими. Так, например, в соседнем с Козельском Болхове констатировали: «Грязь по колёсную спицу или снежные саженные ухабы и развалы - вот картина Орловско-Болховского почтового тракта, давно знакомая нашим обывателям, которым неоднократно приходилось на лошадях 54-верстное расстояние проехать в 12-14 часов, рискуя на каждом шагу получить неприятные путевые сюрпризы».

Так было и в Козельске, где через город и в окрестностях которого в 1905 г. прошла железная дорога. Многие подробности о том, как обстояли дела с дорогами в уезде, предстают перед нами, когда знакомишься с протоколами заседаний Козельского уездного собрания.

Листаем страницы отчёта об одном очередном земском собрании, состоявшемся в 1909 году. Ревизионная комиссия Козельского уездного земства доложила о состоянии находящихся в ведении земства дорожных сооружений. Впервые мы получаем сведения о Козельско-Болховском тракте, проходящем, видимо, со строительством железнодорожного полотна через ст. Слаговищи, теперь по новому направлению на село Березичи.

В докладе перечисляются самые «положительно непроездные места этого тракта», называются все дорожные участки, которые отличаются «особенно дурным состоянием». Это полотно «тотчас за деревней Ордёнки к селу Березичи. Часть пути между мостами по лугу за Березичами. Дорога мимо усадьбы князя Оболенского. Часть полотна, идущая вдоль берега речки Чепчевой и спуск от Брынских дворов к селу Вейны. По селу Вейны».

Отмечается, что «Особенно плохой была дорога, идущая берегом реки Жиздры. При малом подъёме воды нельзя проехать. Объезд вокруг усадьбы Оболенских. Где даже не было просёлочной дороги». Отмечается, что паромная переправа у села Березичи и временный мост (?) на реке Жиздре находились в то время в исправном состоянии.

 

 

Вот они, полевые дороги в пойме реки Жиздра. Набитые ещё колёсами телег и бричек, все они хранят память о давних путниках, спешивших когда-то по своим делам через здешние места. Сегодня автолюбители частенько пользуются ими для подъезда к местам купания и отдыха на Жиздре. К сожалению, используют их и те, кто вывозят горы мусора к реке, подальше с глаз.

 

В материалах собрания за 1909 г. находим мы упоминание о тракте Козельск-Плохино (Карачевский тракт), проходивший за рекой Жиздрой. Очень любопытная деталь: вся местность в том краю называется, не иначе как, «Дудинщиной». Видимо по селу Волосово-Дудино. Наихудшим участком в тех местах называется место у д. Дретово и у с. Дудино. Упоминается Козельско-Белёвский тракт, который по определению собрания «Находится в забытом, заброшенном состоянии». Вспоминаются также тракт Козельско-Сухинический (как тракт упразднённый) и тракт Сухиническо-Болховский.

Вновь к оценке состояния дорог в Козельском уезде земство серьёзно обратилось через два года. В 1911 г. на заседании земского собрания было заслушано любопытное сообщение «Доклад об изменении тракта Козельск-Болхов в участке за Березичами и в участке около Хряпкина».

Участок этого тракта за Березичами проходил по самому берегу реки Жиздры. Одно время он, оказывается, был закрыт, но затем, после того, как была построена Рязанско-Уральская железная дорога (РУЖД), он был вновь принят на земский "баланс". Особой заботой земства здесь были переправа и мост на реке Жиздре, а также мосты через реку Жиздру в селах Березичи, Хряпкине и Позднякове.

В 1911 г. особенно остро ставился вопрос об участке полотна дороги за селом Березичи. Это объяснялось тем, что разъезд Слаговищи в то время рассматривался на роль грузовой станции, видимо в связи с завершающимся строительством Стекольного завода (открыт был в 1912 году).

Немалый интерес с точки зрения истории козельских уездных дорог находим мы в документах Козельского уездного собрания за 1912 году. Так, например, в докладе Козельского земской управы 48 очередному Козельскому уездному земскому собранию «Об изменении направления Козельско-Болховского тракта в участках за селом Березичи и около Хряпкина и об исправлении Сухиническо-Болховского тракта II часть». 16 апреля 1912 г. Чрезвычайное губернское собрание постановило согласиться с предложениями Козельского земства на изменение прохождения тракта. Владельцы земли согласились выделить землю.


 

Современный участок дороги у с. Березичи. Слева ниже дороги остатки дамбы начала XX века. Фото Google


Чертежи и сметы были готовы и переданы в губернское управление ещё в 1909 году. На все изменения отводилось 15 303 руб. 24 коп. из 38 070 руб. 24 коп. всего по тракту с учётом изменений на других участках.

Предусматривалось:

От 7 до 13 версты по владениям князя Оболенского и Казацкого общества на 10 886 руб. 14 коп., а также изготовление мостовой по уже готовому полотну дороги от Козельска до села Березичи (22 736 руб.). Основные работы заключались в изготовлении мощёных гатей на ряде участков:

- по обоим сторонам дороги в деревне Ордёнки;

- в Ордёнских окопах;

- по горке в селе Березичи;

- устройство незаливаемой части дороги в селе Березичи до моста у березических сараев.

Здесь надо сделать небольшое отступление и сказать отдельно об этих "березических сараях". Об этих легендарных постройках я впервые услышал от своего отца Рябова А.М. ещё в 80-е годы XX в., когда автор этих строк только стал интересоваться историей с. Березичи. Отец рассказывал, что на поле, сразу за селом, если ехать в сторону Стекольного завода, когда-то стояли некие постройки, которые так и звались "сараи". Принадлежали они селянам и никто никогда не поднимал на них руку, чтобы сломать или перенести. Алексей Михайлович рассказывал, что так было и в пору ведения крупных работ по строительству через весь заливной луг дорожной насыпи. Прямо от крайних березических хат до самой реки. Насыпь выходила к берегу реки чуть выше по течению, недалеко от деревянного моста. Никто не посмел даже проектировать трассу сквозь территорию, занимаемую этими сараями. Инженеры даже вынуждены были вести проект в объезд деревенских построек, из-за чего сразу за околицей дорога выписывала дугу вокруг сараев. Постройки эти использовались для складирования и просушки сена. Теперь, после знакомства с материалами уездных дел самого начала XX в. вдруг снова встретились упоминания об этих "сараях". Сильна была память о них у селян, если о них вспоминали ещё и спустя 80 лет.

В связи с чем было вызвано изменение Козельско-Болховского тракта за селом Березичи? С восстановлением Козельско-Болховского тракта, если ехать за селом Березичами за рекою Жиздрою, возникали затруднения. Поэтому было принято решение направить дорогу не по берегу реки Жиздры, а мимо усадьбы князя Оболенского (речь идёт, насколько я понимаю, об усадьбе "Заречье") на лесопилку и позади парка в прямом направлении по сведённому и несведённому лесу князя Оболенского на его Волосовскую лесную сторожку, за которой предусматривалось соединить её с продолжающимся трактом.

Считали, что таким образом, дорога с учётом изменения тракта не только сократится. Но и будет проложена по более сухой и удобной местности.

Необходимо было выделить до 10 саженей земли. Согласны ли его владельцы для проведения дороги по новому направлению через лес князя Оболенского необходимо было произвести корчёвку сведённого леса, разровнять землю на месте корчёвки и устроить 5 мощёных участков общей длиной 643 пог. Сажени, 2 бетонных трубы и 2 деревянных мостика (10 886 руб. 14 коп.). Выигрыш в пути был всего 50 пог. Сажен, но зато дорога проходила теперь по возвышенной сухой местности по довольно твёрдой супесчаной и суглинистой почве.

Нужно было отчуждить земли из владений князя Оболенского 9 десятин 1510 кв. сажени из владений общества крестьян деревни Казачьей слободы и 3 дес. 200 саж.князя Оболенского

30 марта 1912 г. безвозмездно предоставили в распоряжение земства необходимую полосу земли. Крестьяне Казачьей Слободы никакого сообщения об уступках земли в то время не предоставили.

Что касается самого заливного луга от села до реки, то для того, чтобы хоть как-то обезопасить дороги по полям, которые были в то время по ним набиты, решено было возвести протяжённую высокую дамбу. Грандиозное, надо полагать, по тем временам сооружение. Представляю, как выглядело это строительство со стороны. Сколько людских рук, телег да повозок нужно было привлечь, чтобы навозить столько грунта, чтобы построить дамбу. Листаю книгу об особенностях такого строительства насыпей. Строились они "на поймах рек—из крупнозернистых водопроницаемых грунтов с защитой откосов от размыва и присыпкой в необходимых случаях берм. Высота пойменных насыпей делается на 0,5 м выше максимальной высоты волны. Насыпи из глинистых и других пластичных грунтов отсыпаются слоями во всю ширину, причем при отсыпке производится уплотнение слоев, которое обязательно в последнем метре высоты насыпи для предупреждения образования балластных корыт".

Нам ещё предстоит глубже изучить историю строительства той дамбы. Пока только скажем, что таковая дамба-насыпь была построена. Однако толку от ней не было. Большая вода в разлив легко промывала её во многих местах. Ничего не помогало. Когда дамбу попытались приспособить под эстакаду для дороги, на ряде участков, наиболее опасных для промоя водой, даже замостили камнем. Но и это не помогло. Дамба требовала постоянного подновления и ремонта. В местах больших промоин дорога с эстакады спускалась на песчаное поле, потом снова поднималась на дамбу. В конце концов, когда уже после первой Мировой войны стало ясно, что никакого металлического моста через Жиздру у села Березичи строиться не будет (его хотел строить Алексей Оболенский, но из-за войны денег найти не удалось), значение этого "березического БАМА" было вконец утрачено. Народ растащил камень с дорожного полотна на облицовку своих погребов. Дорогу по дамбе кое-где использовали, но лишь эпизодически и фрагментарно.

О том, какой была эта постройка в советское время, можно судить по дошедшему до нас аэрофотоснимку времён Великой Отечественной войны (рис. 4). Вглядись в снимок. Вы без труда найдёте большой "разрыв" в дамбе. Говорят, что когда-то в войну сюда угодила большая авиационная бомба (рассказывал отец).

Рис. 4. Местность за околицей с. Березичи в сторону реки Жиздры. Август 1942 года. Фрагмент аэрофотоснимка с гитлеровского самолёта-разведчика. Будто лопнувшая струна брошена в поле. Это та насыпь, о которой рассказывается в этом очерке. Фото из архива О.Ю. Федосеева

 

 

Место на старом участке дороги, о котором идёт речь выше и которое изображено на аэрофотоснимке времён Великой Отечественной войны

 

Мне доводилось ехать когда-то мальчишкой в конце 50-х годов прошлого века с родителями на телеге из Березичей в Слаговищи на станцию. Помню, что я всё время задирал голову в небо, искал спутник, о запуске которого сообщили по радио в те дни. Так что, не обессудьте, не запомнил я, в каком состоянии тогда была та дорогая моему сердцу дамба. Потом я ещё не раз бывал на дамбе, пока военные специалисты-дорожники в конце 60-х гг. XX века не построили новую дорожную насыпь для своих нужд. Кое-где новая дорога захватила и дамбу, поглотила её. Но остатки прежней дамбы-дороги и по сей день видны чуть в стороне.

Как памятник тем нашим предкам, которые строили здесь когда-то дорогу.

Пусть будет целёхонька! Низкий ей поклон...

 

С. Рябов, август 2012, август 2013 гг.