Анонс
Коммюнике 5 декабря 2015 г.
Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!
Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»
Яндекс.Деньги 41001812434462
WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942
почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru
QR-Код сайта "ЭК"
Голосование
Сайты друзей
Поиск по сайту
ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ
Revolver Map
Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)
РАННИЕ ВЕКА. СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ КОЗЕЛЬСКА |
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Сакральное Козельска | ||||||
09.02.2011 10:38 | ||||||
Козельское былое – не только интереснейшие страницы русской истории, но и одни из наиболее загадочных. В лучшем случае, о Козельске знают как о «злом городе» времён монголо-татарского нашествия, или как о соседе Свято-Введенской Оптиной пустыни. Автор «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА» В.Н. Зубков, с его работами мы вас уже знакомили на страницах нашего сайта, давно собирает малоизвестные факты из истории Козельска и его окрестностей. Каждый из них достоин, того, чтобы о нём было рассказано отдельно, а все вместе они придают известной истории Козельска новые оттенки, превращают её в захватывающее повествование.
На фото в центре - внесённое в список Всемирного наследия каменное мегалитическое сооружение (кромлех) на Солсберийской равнине в графстве Уилтшир (Англия). Слева и справа каменные "блоки" на поверхности земли в район "Чёртова городища", коллаж С.А. Рябова Владимир Зубков называет несколько загадочных фактов, к обсуждению которых приглашает всех нас. Первое сообщение В.Н. Зубков сформулировал так: . «В ОКРЕСТНОСТЯХ КОЗЕЛЬСКА ЕСТЬ ОСТАТКИ ДРЕВНЕГО ХРАМА МАКОШИ, аналога БРИТАНСКОГО СТОУНХЕНДЖА». Мы сразу же хотели бы предупредить наших читателей о том, что суждения В.Н. Зубкова по вопросам, затрагиваемым им в его статьях, не всегда совпадает с мнением редактора «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА», и он оставляет за собой возможность высказывать по ним свою точку зрения в комментариях. Кандидат исторических наук В.Н. Зубков
РАННИЕ ВЕКА. СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ КОЗЕЛЬСКА
«Недалеко от древнего Ржавца в глуши леса, называемого Аржавским же, есть замечательное место - это развалины какой-то исторической постройки, на которую потреблены камни громной величины, взятые, по-видимому, издалека, ибо вблизи каменных ломок не имеется. Здание было занесено на большое пространство и выложено до половины окон. Вокруг на значительном расстоянии лежат такие же большие камни, а часть их разбросана в одном направлении, по пути к зданию с поля...». Так описывал в ХIХ веке место, прозываемое ныне «Чёртовым городищем» и считающееся памятником природы, иеромонах Леонид в его «Истории церкви в пределах нынешней Калужской губернии». Так что же мы имеем в окрестностях Козельска? Только ли памятник природы, или всё же объект культурного наследия, дошедший в развалинах от наших предков? Откуда могли взяться здесь, например, выходы железняка на поверхность?
Схема маршрута экскурсии по объекту "Чёртово городище" в нацпарке "УГРА" Шиты с трагическими черными крестами на гербе Козельске глубоко символичны. Древнее население в районе нынешнего города, как и всей Евразии, за последние 20 тыс. лет шесть раз уничтожалось во время гидросферных катастроф. Последняя из них была 7,6 тыс. лет назад. Толща в 200–400 метров воды со льдом из подпруженного Северного Ледовитого океана за несколько дней сбрасывалась в Мировой океан, уничтожая все живое на своем пути. Флора и фауна (включая и человека) сохранялись только в горах Альп, Карпат, Алтая, и т.д. На всем пути следования остались следы деятельности этих катастроф. Прорезались горные породы, заполнялись озера, появлялись огромные каменные глыбы и валуны вдали от скальных выходов…
Велик перепад высот на "Чёртовом городище", фото Д.С. Рябова, 2009 г. Не случайно европейская цивилизация развивалась позднее древних цивилизаций Египта, Шумера, Мохенджо-Даро и т.д., которые никогда не затрагивали сверхнаводнения. Генетическая память людей, уцелевших, в горах навсегда сохранила и весь ужас катастрофы, и все ликование спасением! Красная горка, поклонение камням как напоминание о возможности спасения с наступлением конца света. Глыбы железняка, обнаженные гидросферными катастрофами, не могли не стать у наших предков предметом поклонения и прикладного освоения. Отнюдь не исключено, что подземный аналог наземного храма создавался и как убежище от очередного сверхнаводнения. Камни играли важную роль в материализации мировоззрения наших предков. Принесенные ледниками с севера, с прародины, камни были для них исполнены особого смысла. Ориентация камней на север означает древность времен Макоши. Редкий священный камень не сопровождался сакральными надписями. Прочтение их эпиграфистами свидетельствует о развитой ведической культуре Руси и письменности, существовавшей уже в эпоху бронзы, 3 000 лет до нашей эры. Чтобы понять смысл надписей на мегалитических сооружениях, необходим небольшой экскурс в суть мировоззрений наших предков. Ведическая религия была самым грандиозным явлением в мире по длительности существования, территориальному размаху, влиянию на другие народы, что подтверждается материальными и письменными документами. Рассмотрение человека как части обожествляемой природы, почитание равенства людей перед Богом, было для людей и просто, и доступно. Поклонение земле, камням, деревьям, огню, воде и светилам было широко распространено вплоть до XVII века. Славяне верили, что Небо и Земля – супруги, что Небо посредством воды оплодотворяет Землю, которая беременеет и разрешается от бремени урожаем. Поэтому к земле относились с благоговением, называя ее «матерью» и возводя в степень верховного божества. Сказочные фантазии этого мировоззрения были близки мечтательной натуре славянина, тонко понимавшей природу и место в ней человека. Понимание мироустройства у праславян было планетарным. Луна (Макошь) – северная сторона света, создала славян и предопределила их судьбу. Солнце (Род) – южная сторона, записала судьбу праславян в свою книгу и поселила их среди других людей. Земля (Мара) – принимает человека после смерти. Макошь, Род и Мара образовывали ведическую Троицу, как прошлое, настоящее и будущее. Религия Макоши была исторически первой, времен матриархата, формой индоевропейского монотеизма. Самые древние изображения Богов имели облик животных. Зооморфным изображением Макоши была медведица. Созвездия Большой и Малой медведиц часто изображались на представительских камнях Бога Рода, ответственного за астрономические наблюдения, хотя зооморфной ипостасью последнего был лев. Культ Макоши, почитание медведицы, занимает видное место в русском фольклоре и формировании национального характера. До сих пор медведь часто упоминается в связи со свадьбами. Именно медведь вводит молодую хозяйку в дом. Как и медведи, русские могучие, добродушные и ленивые, долго терпящие раздражитель и способные мощным рывком устранить его. Макошь была наиболее почитаемой на Руси и самым загадочным на сегодняшний день славянским божеством. Как старшая богиня она пряла судьбу каждому человеку из воды. Ма - означало божество материнства и плодородия. Кошь - означало жребий, судьбу. Символом Богини Макоши был лунный серп. Луна почиталась больше, чем Солнце, представителем которого на земле был Бог Род. Он был богом воды. В свете современных открытий свойства воды хранить и передавать информацию, запись Богом Родом судеб человеческих в свою книгу кажется сверхпередовой технологией.
Обращение с молитвой к Богу Роду способствовало изменению судьбы. Однако сказать об этом могли только жрецы храма Рода, роль которых сейчас пытаются играть астрологи. Символом Бога Рода была восьмилучевая звезда. Прямой крест означал клятву Богам: Макоши-Роду-Перуну-Велесу. Косой крест означал клятву жрецами: веры-строительства-ремесла-врачевания. Оба эти креста сохранятся в христианстве. Днём поклонения ведическим богам была пятница. Она была нерабочим днем, следующим после чистого четверга, когда в бане смывалась недельная грязь. В праздники и пятницы камни выносились из храмовых ризниц, к ним открывался доступ как к святыням. В критических ситуациях камни собирали в одном месте, чтобы усилить их воздействие на проблемы и достичь желанных перемен: «время собирания камней». Уникальность нашего храма Макоши состоит в его «этажности», подземном прототипе и наземном оригинале. Надземный храм повторял подземный, создававшийся в холодные времена палеолита. С потеплением в эпоху мезолита ритуальные и астрономические действия были перенесены на поверхность земли. Астрономические действия необходимы были для точности лунного (Макошина) календаря, по которому жили.
Светящиеся лишайники в пещерах "Чёртова городища", фото Д.С. Рябова, 2009 г. По аналогии со Стоунхенджем можно предположить, что наш храм Макоши состоял тоже из двух каменных круговых храмов. Внешнее кольцо камней относилось к храму Рода, камни внутреннего усеченного овала - к храму Макоши. Столбы служили для угловых измерений в астрономических целях. Два их частокола создавали ближнюю и дальнюю точки визирования, что повышало точность астрономических наблюдений и предсказаний. Символ ведичества, восьмиконечная звезда, просматривается тут в просветах между вертикальными менгирами. Храм Макоши открывался свободным пространством, входом с северной стороны. Символика храма Рода выражалась через опоры храма Макоши. Круг огромных камней-реперов «размером с дом», дополнялся галереей из таких же камней вниз от холма в сторону поля, и ровной стеной, возможно для определения времени уже не года или затмения, а суток. По всей видимости, грань создавалась в процессе ломки камней для создаваемого на вершине холма Храма. Соседняя деревня не случайно называется Граный Холм. Успехи неолитического хозяйства позволили создавать специальные приборы для астрономических наблюдений и содержать жрецов, которые их вели. Ритуальные и астрономические функции выполнялись жрецами одновременно. В святилищах появились мастерские, жилища жрецов. В центре святилища располагалась мастерская Макоши, занимавшаяся изготовлением надписей. Занимавшаяся земляными и строительными работами мастерская Рода располагалась с внешней стороны храма Макоши. Мастерские были своеобразными центрами развития славянских культов. Руководили ими жрецы самого высокого ранга. Храм Макоши является одним из первых памятников человеческой мысли. Неизвестна ориентация вырубленного в камне длинного прямого коридора с отпечатками ладоней и непонятными для непосвященных письменами. Если на юго-восток, на место восхода солнца в день зимнего солнцестояния 21 декабря, как в ирландском Нью-Грейдже, то здесь отмечался ритуал начала нового года. Солнце по тоннелю проникало во внутренний зал и ярко освещало его. Этот момент отмечался торжественным ритуалом. В центре зала находился каменный стол, по периметру располагались полукругом каменные диваны. Располагавшиеся на них избранники племени участвовали в ритуале начала нового года: читали (распевали) письмена, читавшиеся на стенах и содержавшие, видимо, основы мировоззрения наших предков. Таким образом, они «помогали» Солнцу подниматься от зимы к весне. В стороны от тоннеля отходили четыре хода, по два с каждой стороны. По временам года? По профессиям веры-строительства-ремесла-врачевания? По предназначению: библиотека, сокровищница, припасы, кладовые? Пока неизвестно. На стенах коридора были выбиты все те же «отпечатки» ладоней и непонятные надписи, прочтение которых палеографами разрешило бы указанные споры.
Многочисленные углубления на поверхности камней, фото Д.С. Рябова, 2009 г. «Отпечатки» ладоней, левой руки, на древних камнях являются признаком Макоши. Знаки и надписи говорили о предназначении помещений и необходимых действиях. Важнейшей задачей Храма было определение начала отсчета времени на год вперед до тех пор, пока Солнце вновь не взойдет над Солнечным камнем, знаменуя завершение годового цикла. Кроме того, храм Макоши был своеобразной «вычислительной машиной», позволявшей следить за приближением Луны к эклиптике и предсказывать солнечные и лунные затмения. Сохранилось описание иеромонахом Леонидом в книге «История церкви в пределах нынешней Калужской губернии», внешнего вида остатков Храма Макоши, приведённое в самом начале нашего повествования. В ХIХ веке никто не сомневался, что мы имеем дело с памятником культуры. Сейчас большинство полагает, что эта памятник природы. Здесь много загадок. А может Аржавия, о которой пишет иеромонах Леонид, и есть та Артания, один из трех центров русских, которую зафиксировали арабские источники и безуспешно ищут современные историки древности?
Существуют свидетельства очевидцев начала ХХ века внешнего вида нашего наземного и подземного Храма. Они описывали огромные камни, размером с дом, стоявшие на холме и окруженные кольцевым рвом, рассказывали о каменном кольце из стоящих вертикально камней у его подножия, о каменной аллее, ведущей с холма. Почти все собеседники помнят обширные подземные коридоры, ведшие вглубь горы и образующие сложный лабиринт. Высота их была метра два, а пройти подземелья не удавалось никому. Все очевидцы помнят каменные столы и лавки, ступени, ведущие вниз, наскальные рисунки, изображения ладоней и стоп. Эти же очевидцы отмечали, что брали камень здесь для строительства мостовых опор и тоннеля строящейся железной дороги. Последние свидетельства принадлежат взрывникам Храма, найденных калужским краеведом А. Перепелицыным, первым указавшим на астрономическое предназначение построек (на сайте козельского бюро путешествий и экскурсий имеется статья А. Перепелицына "Тайна Чёртова городища").
Фрагменты железнодорожного моста в г. Козельске, опоры выполнены из кирпича и каменных блоков, фото С.А. Рябова, 2005 г. Ныне Храм Макоши представляет собой окаймленное руслом реки хаотическое нагромождение глыб песчаника всевозможных форм и размеров, сильно обросших мхом и прочей растительностью. Археологи после раскопок в 1987, 1991 и 2008 годах подтвердили существование здесь укрепленного капища и поселения в I-V вв. н.э. Они опознали в одной из глыб песчаника культовый камень, определили время разорения капища в конце первого тысячелетия, нашли железный шлак, осколки глиняных изделий, наконечники стрел, применявшиеся в 9-10 веках, бытовой нож, серп и бронзовую поясную пряжку. К сожалению, никто не догадался представить фотографии «царапин» найденных вещей на экспертизу палеографам. А ведь в древности и раннем средневековье не было ни одной вещи или предмета без надписи о хозяине, месте жительства, мастере или с поучением. На сегодняшний день есть прочтения В.А. Чудиновым надписей по фотографиям только с трех камней этого храма, находящихся на поверхности: Макоши, лика Рода и Храма Мары. Символично, что все они относятся к ведической Троице (Макошь, Род, Мара) - будущему, настоящему и прошлому. Нетрудно заметить, что ждут исследования центральный камень Столп, а так же камни: Маски, Велеса, Живы, Рода, Сварога, Храма Макоши. Предстоит выяснить, что из них (или от них) осталось, а что ушло на неработающие ныне железнодорожные сооружения. Главное - палеографы на местности еще не работали и на предмет надписей ее камни не изучали. То, что можно переснять неровности и царапины на камнях, да и на предметах из раскопок, для отправки их на прочтение палеографам, краеведы, до публикаций В.А. Чудинова, практически не знали.
Каиенный козельский крест, фото 2003 г. Кроме камней на поверхности нуждаются в исследованиях знаменитый каменный козельский крест, камни мостовых опор, тоннеля, прочих сооружений заброшенной железной дороги, сделанных из камней нашего «городища». Работы много, но возможные прочтения фрагментов древних текстов того стоят. Может быть, удастся воссоздать утраченное лучше, чем Георгиевский собор в Юрьеве Польском Владимирской области. Если для археологов такие камни являются бессловесными артефактами, позволяющими различные суждения, то для палеографов они - говорящие документы, не допускающие произвольных толкований. Среди глыб песчаника, всевозможных форм и размеров («огрызки» железнодорожных камнерезов) на сравнительно плоской вершине холма, бросается в глаза «чашечный» камень с многочисленными отверстиями и углублениями в нем (для них это был брак).
Многочисленные отверстия в камнях привлекают туристов, фото Д.С. Рябова, 2009 г.
По мнению А. Перепелицына он является центральным камнем «городища» Однако В.А. Чудинов (фрагмент фильма о взглядах В.А. Чудинова) обнаружил на нем знаки руницы и кириллицы, надписи: «Макъжь» и «Ярославов камень». Камень Макоши – это северный камень святилища. Начертание «Макашь» вместо «Макошь» свидетельствует о большей, чем принято, древности надписи. Термин «Ярославов камень» означал его христианскую регистрацию, крещение, введение в христианский культовый оборот в ХI веке при объединителе Руси – Ярославе Мудром. Крестили камни Макоши вследствие их особых свойств исцеления, обучения, магии. Камни Макоши были наиболее насыщены энергией и потому были самыми магическими. Достаточно было положить на камень орудие труда, руку (мужчине) или рубашку (женщине) на ночь и обойти его три раза на коленях с молитвой, и желание потом сбывалось. Надписи на камне подсказывали, в каком случае и куда лучше класть вещи или руку. Камни Макоши были камнями-ведунами, совмещавшими в себе функции: продолжения человеческого рода, покровительства любви, посвящения детей в члены родовой общины; обучения человека; предсказания судьбы; богослужения; помощи больным и страждущим; освящения новых ликов и камней храма; инициации. Жертвоприношения осуществлялись цветами. Для оказания помощи большему числу страждущих в камне делали отверстия и углубления для размещения предметов, связанных с излечением. Целебной была вода, собранная в них, она привораживала желанных, излечивала от недугов, помогала от бесплодия. Жрицы любви были непременно девственницами и существовали при храме Макоши. Не случайно у Богородицы, девы Марии, было непорочное зачатие.
Лунка на поверхности камня, скапливающаяся в ней вода, почиталась священной, фото Д.С. Рябова, 2009 г. Кое-что из вышеприведенного до сих пор хранится в подземельях разрушенного Храма, который сам был объектом почитания. Здесь молились воплощенным в камнях божествам и религиозным святыням, первой из которых был сам Храм. И его трижды уничтожали только в ХХ веке. Может быть, потому и ставшим для России проклятым? Следующим, по значимости, после богини Макоши был бог Род, и, к счастью, следующим изученным В.А. Чудиновым камнем нашего Храма является лик Рода Храма Рода. Он является южной составной частью комплекса. Ликом назывался камень, раскрывающий свойства воплощаемого им бога в наибольшей степени. Бог Род был связан с астрономией и по его камню-лику можно судить об астрономических представлениях наших предков в конкретную эпоху. Наш камень лика Рода содержит фрагмент карты звездного неба северного полушария и названия трех известных тогда созвездий: Большой и Малой Макоши (Медведиц) и Ящера (Дракона). Почему увековечено было созвездие Ящера (Дракона) – пока не ясно. Возможно, наши предки изобразили созвездие Дракона, говоря о времени строительства храма. Возможно, они знали о прецессии, цикле кругового покачивания оси вращения Земли. Звезды из созвездия Дракона были полярными в 5500-3500 годы до нашей эры, (когда были изобретены колесо и повозка, первые астрономические наблюдения у шумеров, египтян и майя) и в 3500 – 1500 годы до нашей эры (когда строили пирамиды и стоунхенджи, укротили коня, шумеры придумали созвездие Дракона). Кроме того, в греческой мифологии дракон Ладон охранял дерево с яблоками вечной молодости. Тогда может речь идет не о времени строительства, а о секретах молодости? Для Козельска определенный интерес имеет то, что лики Рода часто делали в виде креста, подобного тому, что хранится в музее. На нем явно видна древняя надпись, которую ещё не читали палеографы. Автор полагает, что вырубали его в подземельях Храма Макоши, что он был «ликом» Бога Рода в древности, затем указателем, лоцманским камнем, на Жиздринском водном пути в средневековье, затем памятным знаком в современности. После изучения палеографами аналогичных, только чуть больших размерами, Березовского и Аполецкого крестов на них были обнаружены надписи «лик Рода» и «мастерские храма Рода». К сожалению, палеографы наш крест не исследовали. А советские краеведы на каменный крест «присверлили» банальную табличку о героической обороне, повредив рельеф. Новым в функциях Храма Рода, по сравнению с Храмом Макоши, было: составление прогнозов судеб людей, что привело к составлению гороскопов; точное исчисление времени суток, рождения людей, солнечных и лунных затмений; установление регулярных ночных наблюдений за звездным небом. Новые функции способствовали появлению новых специфических архитектурных форм, астрономической площадки оснащенной реперными столбами. Ее остатки после разгромов неведающими, что творят, смотрятся сейчас как хаотическое нагромождение камней. Наконец, третьим из прочитанных В.А. Чудиновым камней нашего Храма оказался «камень с отверстием». На нем обнаружили надписи: «храм Мары» и «мастерская Мары». Его место в пантеоне богов было на Северо-Востоке, среди камней Масок. Мара – «подземная дева», богиня болезней и смерти. Считалось, что храм Мары находится под храмом Макоши. Эта мастерская зачастую размещалась вблизи храма Рода и входила в состав его мастерских. Храм Мары вел геологические наблюдения. Мастерская храма Мары отвечала за порядок расположения камней и за их наличие в храме, камнерезку, транспортировку и земляные работы. Храм Мары занимался изготовлением склепов в виде дольменов, курганов и жальников, плит-пьедесталов для святилищ. Со временем в мастерской Мары видимо делали ритуальные вещи для преступников, которых ожидал не Ирий (Рай), а мир Мары (Ад). Возможно отсюда следы металлургического производства в святилище, найденные археологами. Сохранить остатки Храма Макоши в целостности, как англичане Стоунхендж, мы не смогли. Более того, современные туристы от бескультурья и незнания выбивают на камнях Храма символы своей озабоченности и уродуют возможные полустертые древние надписи. Они не знают, что присваивают себе функции древних священников, только и имевших право делать надписи на священных камнях. Так ведь и беду накликать на себя можно! Мы пока не знаем, какой русский род духовно окормлял наш Храм. Вятичи с запада придут в эти места позже. Мы пока не знаем, как назывался населенный пункт у монастыря: Ржавец или Дедославль? Ответ могла бы дать эпиграфика, но мы с очень большим трудом поворачиваемся в ее сторону, хотя всего лишь три прочитанных камня из нашего Храма колоссально раздвинули горизонты нашего познания. Вот такой древнейший и к тому же говорящий объект находится под Козельском. Намоленных с времен палеолита мест на Земле можно по пальцам перечесть, и одно из них - у нас. Храм Рода-Макоши достоин почитания и дальнейшего исследования, реконструкции и введения в туристический оборот. Что касается термина «чертово городище» то его происхождение смутное. Он может относиться к временам Никоновских реформ ХVII века, когда из духовной жизни выбрасывалось все, связанное с веротерпимостью раннехристианского периода истории. Несмотря на крещение Ярославом Мудрым, храм Рода-Макоши объявили «чертовым городищем», чтобы люди туда не ходили. Однако традиция массовых гуляний в июне в Долине Любви на реке Железенке сохранялась до середины ХХ века и также достойна возрождения сейчас.
"ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЗЕЛЬСКА" ПРИГЛАШАЕТ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ ВЫСКАЗАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ПО СУЩЕСТВУ ТЕМЫ, ПОДНЯТОЙ В.Н. ЗУБКОВЫМ В ЭТОЙ СТАТЬЕ. ОСТАВЛЯЙТЕ В КОММЕНТАРИЯХ ВОПРОСЫ АВТОРУ СТАТЬИ, ОНИ БУДУТ ПЕРЕДАНЫ ЕМУ ДЛЯ ОТВЕТА. |