Анонс
Коммюнике 5 декабря 2015 г.
Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!
Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»
Яндекс.Деньги 41001812434462
WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942
почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru
QR-Код сайта "ЭК"
Голосование
Сайты друзей
Поиск по сайту
ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ
Revolver Map
Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)
ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ГОРОДЕ КОЗЕЛЬСКЕ |
главный раздел - Новости | |||
13.01.2018 09:12 | |||
Козельск, фото сделано до 1913 г., из книги «Рязанско-Уральская железная дорога и её район» (стр. 228). Комплекс Вознесенской и Васильевской церквей (слева). Фото сделано от Ремесленного училища, затем это было ПТУ №28
Из архива "Энциклопедии Козельска"
Л. И. Филинова ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ГОРОДЕ КОЗЕЛЬСКЕ Вся наша история – скопление белых пятен А. Астайкин, картограф За дату возникновения древнего города обычно принимается первое упоминание о нем в летописи. Как правило, археологические исследования позволяют отодвинуть ее еще в глубь веков. Чем дольше существует город, тем больше испытаний выпадает на его долю. Многие города история заставляла не раз начинать «с нуля», и не все они смогли это сделать. Существующие ныне исторические города проявили удивительную жизнестойкость, сумели сохраниться, пройдя через испытания веков. Но не во всех таких городах «видна история», как выразился академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Так и в Козельске нет древних сооружений, способных подтвердить почтенный возраст. Что из памятников далекого прошлого смог сохранить наш город? Существующий с XII века, за свою долгую историю Козельск разорялся многократно: и враждовавшими друг с другом удельными князьями, и воинами Батыя в страшном для Руси 1238 году, и польско-литовскими отрядами в начале XVII в., гитлеровскими войсками во время Великой Отечественной войны.
Неудивительно, что зримых свидетельств долгого существования города почти не осталось. Сегодня речь пойдет о древнейшей из городских церквей Козельска, когда-то стоявшей на высоком берегу Другусны - одноэтажной церкви Вознесения Господня (Земляной вал, д. 4). Храм действительно стоял на самом берегу речки (см. рис. 1.), а сколько раз и зачем у Другусны меняли устье – это тема отдельного исследования. Например, в 1898 году при строительстве железнодорожной линии на окраине Козельска потребовалось устройство глубокой 15-метровой впадины для железнодорожного полотна, которой был разрезан водораздел Жиздры и впадающей в нее речки Другусны, причем часть русла последней пришлось изогнуть и сузить (см. рис. 2).
Видно, что Другусна уже была отодвинута от церкви. Сейчас между храмом и речкой располагается городской стадион. Существует несколько версий о дате построения монастырской церкви Вознесения: До 1496 года. Отец Леонид (Кавелин Лев Александрович, архимандрит, церковный деятель, автор исследований по истории церквей и монастырей Калужского края, историк, наш земляк – жил в родовом имении сельце Грива Козельского уезда, в 1847 году вышло его историческое описание Оптиной пустыни) считал, что первоначально церковь Вознесения Господня была сооружена до конца XV столетия (до 1496 года) для Вознесенского девичьего монастыря. (КЕВ, №8 1895) После 1499 года. Во многих монастырях было две половины, мужская и женская, а определением московского собора в 1499 году это было отменено. До 1499 года инокини Вознесенской обители жили совместно с иноками Оптиной Введенской пустыни, а в этом году выведены в город, тогда-то и был основан в Козельске девичий Вознесенский монастырь. Конец XV столетия. Так указано в клировой ведомости Вознесенской церкви г. Козельска за 1915 год. Времена Ивана Грозного. Козельская Вознесенская церковь в архитектурном плане была очень похожа на Николо-Гостунскую[1], что была в селе Николо-Гостунь Лихвинского уезда Калужской губернии. Считалось, что обе церкви построены примерно в одно время, и первоначальную постройку обеих церквей относили к временам царя Иоанна Васильевича Грозного, то есть к годам 1533-1584.
Синодик Вознесенского монастыря начинал поминовение царских особ с имени Иоанна IV Васильевича, что косвенно может служить подтверждением этой версии, иначе нет объяснений почему именно с имени Ивана Грозного начато поминовение лиц царственного дома. После 1613 года. Тот же Кавелин считал, что построение настоящей церкви и колокольни, как по ее виду, так и по историческим данным следовало отнести к эпохе обновления города после 21 февраля 1613 года по восшествии на престол царя Михаила Федоровича Романова. Как известно из истории, в начале XVII века Козельск терпел несколько разорений от бывших тогда неурядиц, так в 1607 году, занятый шайкой Долгорукова, он выдержал тяжкую осаду воеводы Измайлова; в 1610 году со слов очевидца пастора Бера «О дне осады Смоленска» город был разорен шайкой казацкой вольницы, внезапно набежавшей из-под Смоленска из стана сигизмундова: «7 Сентября 1610 года, внезапно пришли из под Смоленска вольные люди (по другим Черкаские Запорожские Козаки), в два часа овладели беззащитным городом, перерезали всех, не давая никому пощады (по другим вырезали 7000 человек жителей) и предавший оный пламени, с большой добычей возвратились в Королевский лагерь». Судя по тому, что в уже упоминавшемся монастырском синодике между убиенными упоминаются и инокини-схимницы, Кавелин заключает, что Вознесенский монастырь уже существовал и сильно пострадал во время упомянутых событий. А деревянная церковь монастыря погибла при сожжении города, и на том месте была выстроена каменная. Первая четверть XVII века. В книге М.Т. Преображенского «Памятники древне-русского зодчества в пределах Калужской губернии» есть упоминание об этой церкви: «Вознесенская в г. Козельске (бывший Вознесенский девичий монастырь). Каменная пятиглавая церковь архитектуры XVII века. Как предполагают, выстроена в первой четверти названного столетия. По плану квадратная (8 ½ аршин) с сомкнутым сводом; покрыта четырехскатной крышей.» 1620-е годы. Из книги Е.В. Николаева «По Калужской земле»: «Там, где Дуругусна впадает в Жиздру, с древних времен и до перепланировки 1777 года был центр города. Здесь проходит земляной вал, который и сейчас выглядит довольно грозно. В этом месте на краю обрыва стоит древнейшее здание города – Вознесенская церковь (1620-е годы), очень редкий памятник, потому что в первые годы после «смутного времени» в истерзанной стране строили мало, и церкви эти были очень скромны. Церковь Вознесения была соборным храмом монастыря, закрытого в 1764 году». 1678 год. В третьем томе «Калужской старины» за 1903 год в статье И.Ф. Цветкова о козельской Вознесенской церкви сказано: «из документов Крутицкого[2] казенного приказа видно, что церковь эта построена в 1678 году Кадашевцем Максимом Родионовым, по его обещанию и с благословения Варсонофия, м. Сарского и Подонского; освящена в 1679 году черным священником Макарьевой Оптиной пустыни Герасимом». Ссылка на «Крутицкую епархию» (материалы) прот. Н.А. Соловьева, III и Чтения в И. Общ. Ист. И Древ., 1902 г., 4 кн., 2 стр. Примерно эту же дату подтверждает находка старого антиминса[3]. В 1873-74 годах, при обновлении Вознесенского храма и устройстве нового престола, старый престол не был уничтожен, а употреблен был на жертвенник; в 1894 году этот самый жертвенник, бывший прежде престолом, по его ветхости, нужно было разобрать и предать сожжению. При разборке этого жертвенника в правом его столбце были найдены два антиминса: писанный половины XVII века и печатный начала XVIII века. В XIV-XVII веках старые антиминсы, по положении вновь освященного антиминса, не отбирались от церкви, а оставались и хранились в ней. Есть упоминание грамоты Крутицкого митрополита Павла об одной из жиздринских церквей: «старую церковь велеть разобрать, а которые старые бревна велеть свезть в поле и в чистом месте спалить огнем, а пепел всыпать в воду, а старого престола антиминс велеть заделать в новый престол, в десной столбец». 1730 год. В книге М. Попроцкого «Материалы для географии и статистики России. Калужская губерния» находим: «Вознесенская церковь построена в 1730 году с двумя теплыми приделами: во имя Архистратига Михаила и мученицы Параскевы…» Вывод сделан в клировой ведомости Вознесенской церкви за 1900 год: квадрат настоящей с алтарем Вознесения Господня построены неизвестно когда, кем и на чье иждивение. Нашествия татар, войны с Литвой, смутное время, разорение городских и монастырских архивов не благоприятствовали сохранению рукописей и печатных старинных книг. В пределах нынешней Калужской епархии не сохранилось ни одного акта XVI века. Поэтому о Вознесенском монастыре нам почти ничего не известно… О. Леонид (Кавелин) упоминает, что игуменьями в обители состояли: Афанасия (1670 г.), Ираида (1671 г.) Марфа (в дек.1703 г.) и Мавра Телешова (в ноябре 1704., 18 апреля 1711 г.). В состав монастыря кроме Вознесенской церкви входила еще и Преображенская[4]. 26 февраля 1764 года Екатерина II издала императорский манифест об упразднении прежнего поместного землевладения церковных учреждений. Согласно манифесту, бывшие церковные вотчины передавались в административное и судебное управление Коллегии экономии, находившейся в подчинении Сената. Результатом этого императорского манифеста стало резкое сокращение в России числа монастырей и монашествующих: из 1072 монастырей в 1762 году осталось 452 в 1764 году. Число монашествующих уменьшилось за эти годы с 12444 человек до 5105. В Калужской провинции было 13 монастырей, обращенных в приходские церкви, в том числе и Вознесенский девичий монастырь в Козельске. В 1777 году 7 июня сильный пожар, опустошивший Козельск, во время которого из 9 церквей сгорело 6, а из 664 обывательских домов сгорело 368; коснулся и Вознесенской церкви, но лишь отчасти, так в донесении Крутицкой консистории в Синодальную контору 1779 года указано, что вскоре после пожара служба уже совершалась в одном из трапезных приделов во имя Св. Архангела Михаила. Оставшиеся от пожара вещи были перенесены в Белевский женский монастырь, за исключением сохранявшихся в церкви: 1) напрестольного оловянного ковчега древней формы, 2) синодика Вознесенского монастыря, писанного полууставом и заключающего в себе имена русских государей с Иоанна Грозного до Алексея Михайловича включительно, а также митрополитов, патриархов, епископов и пр. Синодик был переписан в начале XVIII века с оригинала века XVII. 3) Евангелие 1703 года большое, в лист, Московской печати; переплет малиновый бархатный; на задней доске серебряная прорезная накладка. Надпись гласила: «1711 г. апреля в 18 день сие св. Евангелие с ковчегом дал стольник Авраам Федорович Лопухин в Козельск в Вознесенский девичий монастырь, при игуменье Мавре с сестрами и при священнике Иакове с причетниками». Синодик лишь один и оставался от письменных памятников истории Вознесенского девичьего монастыря… Отец Леонид (Кавелин) побывал и оставил воспоминания о Вознесенской церкви в 1863 году. Он предполагал, что и 100 лет тому назад, будучи еще монастырской, она выглядела также. Это было небольшое здание, из четырехскатной кровли которого выходили пять глав на тонких шейках, у подножия креста на средней главе был полумесяц; колокольня в одной связи с церковью оканчивалась шатровым верхом, окна были маленькие и узкие с прямыми перемычками. Это был любопытный памятник старинного монастырского зодчества. Церковь отличалась отсутствием всяческих украшений. Мелкий фундамент глубоко уходил в землю, поэтому уже однажды ее снимали на несколько аршин. Маленькие домики священнослужителей окружали церковь, ограды не было. Место бывшей ограды и святых ворот указывала стоящая рядом другая приходская церковь во имя Св. Великомученика Георгия, ранее здесь была другая монастырская церковь во имя Св. Василия Неокессарийского, когда и кем была построена, за давностью лет, неизвестно было и самой Крутицкой Консистории. Но из донесения Московской Синодальной Конторе в 1779 году видно, что в 1746 году над этой церковью была устроена другая церковь во имя Преображения Господня генеральшей Матреной Ивановной Воейковой «для находящихся в былом Вознесенском девичьем монастыре из дворян и других разных чинов трудниц». Обе эти церкви, верхняя и нижняя, во время пожара 1777 года сгорели со всей утварью и в 1779 году были возобновлены козельским помещиком секунд-майором Михаилом Ивановичем Желябужским. Храм Вознесения Господня, по упразднении монастыря, был обращен в приходской, но почти не получил прихожан в самом Козельске, так как козельчане были уже распределены по другим приходским церквам. В приход были причислены жители Дешевок, которые до этого числились в приходе деревянной церкви во имя святой великомученицы Параскевы. Эта кладбищенская церковь в то время находилась близ Успенского собора. Пятницкая церковь в 1794 году была закрыта, так как от времени стала приходить в ветхость. Тогда пятницкие священно-церковнослужители с частью городского прихода перепросились в церковь Васильевскую, а подгороднее сельцо Дешовки, бывшее в Пятницком приходе, было приписано к приходу городской Вознесенской церкви. По справке Калужской Духовной Консистории за 1800 год в Козельске показана церковь Вознесения Господня с приделом Архангела Михаила, каменная в совершенной твердости, утварью довольна. Деревня Дешевка, (в начале имение графа Мусина-Пушкина, перешедшая впоследствии в ведомство Министерства Государственных Имуществ) в конце XIX века составлявшая почти весь Вознесенский приход, была известна, с одной стороны, своей бедностью, а с другой, своим разноверием, т.к. в ней проживали самые разнообразные сектанты. В 1893 году содержание причта при Вознесенской церкви по скудости земельного обеспечения, при сельском, почти исключительно, приходе и значительном числе раскольников, было весьма посредственно. В том году на содержание причта из государственного казначейства отпускалось 188 рублей 16 копеек в год, священнику полагалось 141 рубль 12 копеек, а псаломщику 47 рублей 4 копейки. Причт пользовался еще процентами с билетов, положенных на вечное время мещанкой Голубихиной и купцами Еремеевым и Посохиным на поминовение умерших их родственников (20 рублей в год). Что говорить о бедности Вознесенского прихода, если в клировой ведомости Успенского собора – главной церкви города – за 1848 год сказано, что «приход мал и беден, и тем с надлежащей пользою владеть невозможно… Со времени открытия Калужской епархии все Архипастыри пеклись об улучшении Соборного прихода; и для того прежде приписана была в приход к собору деревня Стенино, а потом часть сельца Дешовок; но Стенино, по поступлении во владение к Кашкину, отошло в приход церкви Прысковской, а удельные крестьяне дешовские перепросились опять к церкви Вознесенской, а потому содержание соборных священно-церковнослужителей ниже посредственного…» Теснота и ветхость самого здания Вознесенской церкви, к концу 1860 годов довели было храм до закрытия и, так как больше года не находилось в церковь кандидата на священническое место, то в 1866 году едва уже не состоялось уничтожение Вознесенского прихода с припиской храма к одной из церквей г. Козельска. Готово было уже о том прошение от прихожан к Преосвященному Григорию (Миткевичу) Епископу (впоследствии Архиепископу) Калужскому и Боровскому. Если бы священник Дмитрий Федорович Соколов прибыл к месту службы на неделю позже, то участь храма уже в 1866 году была решена. Через 3 года над храмом вновь бы нависла угроза закрытия. По указу 1869 года об улучшении быта духовенства, Вознесенский храм, по всем причинам, неминуемо должен бы был потерять свое самостоятельное приходское значение. Но за год до приведения в исполнение этого указа в Вознесенском храме было открыто неоцененное сокровище – Ахтырская икона. Один из иноков Оптиной пустыни весной 1868 года заболел воспалением легких. В критическую минуту развития болезни, в ночь на 21 мая, Господь сподобил его в тонком сне, как бы в болезненной забывчивости, увидеть следующее: два мужа, первый дал понять что он – великомученик Георгий и второй, похожий на изображение святителя Николая, подняли инока как бы в вихре на воздух, пронеслись по воздуху и поставили в долине близ Козельска на холме. Обратив его внимание на то место, где высилась группа из 3 церквей: Николаевской, Георгиевской и Вознесенской, явившиеся в видении мужи, указали на чуть видное здание, имеющее форму старинных башен, какой и была колокольня Вознесенского храма до 1870 года и на стоящую, как бы на воздухе близ указанного здания, небольшого размера икону. Именовавший себя Георгием сказал: «Это Ахтырская икона Божией Матери, хочешь быть здоров, отслужи перед ней молебен Богоматери!» Инок дал обет отслужить молебен пред Ахтырской иконой Богоматери, находящейся в Казанском монастырском храме, а со временем отыскать святую икону, указанную в видении. Обет он дал, но сразу не выполнил. Поэтому сначала он стал вроде быстро выздоравливать, но тут болезнь вернулась с такой силой, что всем стало казаться, что минуты жизни его сочтены. В это тяжкое время инок вспомнил о видении под 21 мая и открылся своему духовному отцу. 6 июня икону стали разыскивать два козельчанина. Они сначала осмотрели Николаевскую и Георгиевские церкви, но ничего в них не нашли, потом пришли в Вознесенскую церковь и в сопровождении священника и церковного старосты осмотрели ее внутри, но никакой иконы не обрели. Священник вспомнил, что на чердаке храма есть некоторые старинные иконы. Но и там не нашли иконы и уже хотели уйти. В эту минуту священнику пришла мысль заглянуть под балку, лежащую перед самым входом с чердака на колокольню. Опустив туда руку, он нащупал небольшого размера икону, которая и была Ахтырской иконой Божьей Матери. 7 июня был отслужен молебен пред обретенным образом Богоматери. Вода, которой омыли святую икону, была переслана больному, а 8 июня принесена в его келью и святая икона. Больной узнал в ней икону, показанную ему в видении, и очень скоро выздоровел. Слава о чудотворении новоявленной Ахтырской иконы Божьей Матери быстро распространилась повсюду через посещающих Оптину пустынь богомольцев и с каждым днем привлекала в бедный Вознесенский храм большее и большее число страждущих душевными и телесными недугами, и каждый из них, по вере своей получал просимое. Калужский Преосвященный Григорий велел «поставить икону на благоприличном месте и отправлять молебствия по желанию приходящих». Весной 1870 года, благодаря пожертвованиям многочисленных богомольцев, появилась возможность обновить этот древний храм. Сумма на реконструкцию Вознесенского храма собралась не из больших пожертвований немногих лиц, а по большей части из малых приношений. Бывшая трапезная церковь с башнеобразной колокольней была сломана, и на их месте в течение 4 лет построена вновь обширная трапезная церковь с высокой, новейшей на то время архитектуры, колокольней. Квадрат настоящей церкви остался нетронутым на сводах. По новому плану храма, над ним была сделана деревянная оштукатуренная наделка над сводами, увенчанная, как и прежде было пятью главами. В 1881 году пять главок на настоящей и одна на колокольне были вызолочены через огонь. Северный и южный входы, с устройством трапезы, были заделаны, а оставался один – через колокольню. Алтарь настоящей церкви был поднят и переделан в сводах. Обширная трапезная церковь и трехъярусная колокольня были построены тщанием священника Дмитрия Федоровича Соколова и церковного старосты, майора в отставке Семена Петровича Харькова, на средства доброхотных дателей. Внутри нового храма были устроены в трапезе два алтаря: по левую сторону во имя св. великомученицы Параскевы, а по правую – во имя св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных небесных сил. В последнем местной иконой поставлена особочтимая Ахтырская икона Богоматери. Впрочем, большей частью чудотворная икона находилась под устроенным в апреле 1879 года для нее балдахином, в иконостасе же ее заменял список. Металлический киот для постоянного пребывания и ношения из храма чудотворного образа Ахтырской Божией Матери, приобретенный в 1874 году на средства священника Дмитрия Федоровича Соколова, был сделан из посеребренной меди. Иконографически Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы невозможно спутать с какой-либо другой иконой. На ней мы видим поясное изображение Богородицы, молитвенно сложившей руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом. Есть предание, что когда Богородица была еще подростком, то во время молитвы увидела Крест и распятого на нем Христа, Своего будущего Сына. И Она жила всю дальнейшую жизнь, зная об этой судьбе Своего Сына. Обретена икона была в г. Ахтырка Харьковской губернии (ныне Сумская область) 2 июля 1739 года. Священный Синод постановил считать новоявленную Ахтырскую икону чудотворной в 1751 году. Сама икона не сохранилась, есть данные, что она исчезла в 1905 году, когда ее отправили на реставрацию в Санкт-Петербург. Известны были два почитаемых списка Ахтырской иконы: один из них находился в Москве в храме «Николы Явле'нного» на Арбате, другой был наш, козельский. Икона была размером 6.5 х 5.5 вершка (приблизительно 29 х 25 см). На лицевой стороне лик Богоматери был почти невидим; лик распятого едва заметен; поля вокруг изображения отторгнуты временем, но надпись золотыми буквами «Ахтырская икона» и над крестом «И. Хр.» были в целости. Серебряные риза и венец на святой иконе, весом 130 золотников, были пожертвованы в 1888 году Николаем Федоровичем и Анной Алексеевной Рафф. 25 марта 1901 года было открыто церковно-приходское попечительство при козельской Вознесенской церкви. (КЕВ №9, 1901 год) По клировой ведомости за 1915 год церковь была каменная, вся теплая, покрыта железом, внутри и снаружи поражала убожеством. Каменная трехъярусная колокольня с трапезной одной связи была обнесена каменной оградой с деревянным балясником, ограда требовала неотложного ремонта. Другие здания, принадлежавшие церкви: под колокольней с левой стороны было жилое помещение для сторожа и в 2 саженях от ограды – деревянный сарай для дров. Деревянный дом для священника был на церковной усадебной земле, построен на церковные средства в 1897 году и являлся собственностью церкви. Фото Л.И. Филиновой
Престолов в 1900 году в церкви было три и все теплые:
В клировой ведомости за 1900 год указано, что самая большая часть утвари была приобретена тщанием священника Дмитрия Соколова, а в 1915 году записано, что утварью церковь была бедна. Опись церковного имущества была заведена в 1889 году, проверена в 1903 году. Исповедные росписи находились в целости с 1795 года, копии с метрических книг – с 1790 года. Книг для чтения в церковной библиотеке было 25 экземпляров. Ближайшие церкви: в городе – Васильевская в 3 саженях[5], Николаевская в 20 саженях на западе, на юго-западе Свято-Духовская в 150 саженях и Соборная в 1/2 версты[6]; на севере Благовещенская в 1 версте и на северо-западе кладбищенская в 1 версте; вне города – Введенская Оптина Пустынь в 3 верстах на восток.
В приходе были две школы в сельце Дешовки – земская и церковно-приходская. Земская школа была открыта до 1868 года. В том году в школе обучалось 60 мальчиков и 5 девочек. На содержание школы поступало 150 рублей от общества и 100 рублей от земства. Церковно-приходская школа была учреждена в 1893 году. Помещалась в наемном доме, на содержание ее отпускалось от церкви 20 рублей и столько же от церковно-приходского попечительства. В 1915 году в школе обучалось 40 мальчиков и 2 девочки. Причта по штату с 1873 года было положено: священник и псаломщик, на самом деле в 1900 году причт состоял из священника, священника на дьяконовской вакансии и псаломщика в сане дьякона; а в 1915 году были священник, дьякон и псаломщик. Среди священнослужителей не было личностей, выдающихся высокой ученостью или особенными заслугами, но многие из них оставили о себе добрую память среди прихожан. До 1794 года не было метрических и исповедных книг, сведений о служивших в Вознесенском храме нет. Отец Леонид (Кавелин) упоминает следующих священников:
В адрес-календарях и памятных книжках Калужской губернии за 1861–1917 годы и в клировых ведомостях находим следующие упоминания о настоятелях козельской Вознесенской церкви: в 1898-1899 годах Василий Федорович Немиров и Михаил Иванович Азбукин (Азбукин в 1900 году в клировой ведомости указан священником на дьяконовской вакансии), в 1900-1903 годах Василий Федорович Немиров (в 1900 году ему было 30 лет), в 1904-1914 годах Алексей Чиннов, в 1915-1917 годах Александр Николаевич Бриллиантов[7] (в 1915 году ему был 41 год. В 1896 году он стал студентом Калужской духовной семинарии. Потом был псаломщиком, священником. На настоящее место был переведен в 1915 году, с этого же года законоучитель земской и церковно-приходской школ. Жалования получал 294 рубля в год и 150 рублей за законоучительство. Жена – Анна Васильевна, 38 лет.).
Церковные старосты Вознесенского храма:
По справке Калужской Духовной Консистории за 1800 год в Козельске при церкви Вознесения Господня было 104 приходских двора, в них 559 душ мужского пола. Приход церкви Вознесения Господня в Козельске за 1893 год: в Козельске 11 дворов, в них военных, статских, купцов и мещан 71 душа мужского и 69 душ женского пола; в сельце Дешовка 191 двор, а в них: военных и крестьян 775 душ мужского и 902 души женского пола. Сверх того, в Дешовках разносектных раскольников, из крестьян, 21 двор, 108 мужчин т 137 женщин. Храм был закрыт в 1931 году. Одно время в нем размещались мастерские. Колокольня, построенная в 1874 году, не сохранилась. В XX веке разобраны барабаны с главками. Произведений живописи не осталось, все забелено. Памятник в ведении отдела охраны недвижимых памятников истории и культуры. И хотя постановлениями Совета Министров РСФСР за №1327 от 30 августа 1960 года и за №624 от 4 декабря 1974 года Вознесенский храм признан памятником федерального значения, он до сих пор используется под пекарню козельского хлебокомбината.
Фото Л.И. Филиновой
Общее состояние сохранившейся старой части церкви – малоудовлетворительное. Стены снаружи имеют трещины. Арка, поддерживающая восточную стену главной части церкви, почти вся разобрана при устройстве печи-пекарни. Окна в трапезной расширены, стены обложены на высоту 1,5 м глазурованными плитками. С западной и частично по северной стороне, здание обстроено подсобными деревянными помещениями. 26 декабря 2002 года дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников и земель историко-культурного назначения был проведен осмотр здания. В заключении сказано, что в настоящее время сохранились только апсида, трапезная, первый ярус четверика. Видимых деформаций фундамента нет, но специально никто не исследовал. Кровля шиферная в удовлетворительном состоянии. Декоративное убранство почти все утрачено, алтарное окно и полуколонна на апсиде в удовлетворительном состоянии. Полы – линолеум, стены и столбы кирпичные, стены оштукатурены и побелены, столбы побелены. Двери и окна современной установки. В результате многочисленных переделок, особенно в XIX-XX веках, памятник утратил первоначальный облик, но конструкции его сохранились, и, хотя снаружи церковь уже давно обезличена, первые же раскрытия, сделанные в 1960-х годах Н.Н. Померанцевым, показали, что облик ее можно восстановить. Возможно, самое древнее сохранившееся здание Козельска относится к числу редких памятников, и надо особенно беречь то, что досталось нам от наших предков – нашу архитектуру, нашу историю.
Вознесенская церковь (справа) в г. Козельске в начале XX в., фрагмент открытки из набора «Старый Козельск» (собрание В. Николаева, проект И. Березнёва и А. Играева, подготовка к печати С. Тесмин и Г. Сергеева, Козельское общество русских литераторов (КОРЛ) Список источников и литературы.
Любовь Ивановна ФИЛИНОВА, написано до 2009 г. Примечание "ЭК": Настоящая статья была подготовлена Любовью Филиновой к одной из краеведческих конференций, проведённых в г. Козельске. Однако опубликована статья не была. В феврале 2016 г. автор любезно предоставила статью в редакцию "Энциклопедии Козельска", за что мы признательны Л.И. Филиновой. Настоящая статья является ключевой в освещении истории Вознесенской церкви в г. Козельске Калужской области. На страницах сайта авторы "Энциклопедии Козельска" неоднократно обращались к истории и архитектуре козельских Вознесенчкого храма и Васильевской церкви, бывшей прежде рядом, мы выступали в поддержку восстановления Вознесенского - одного из самых старых козельских храмов. Не раз мы рассказывали также о ходе восстановления Вознесенского женского монастыря. Ныне здесь функционирует Паломнический центр Козельской епархии (об этом здесь). Почитать по теме можно у нас здесь:
ДЕЛУ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ГОРОДЕ КОЗЕЛЬСКЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НУЖНА ВСЕОБЩАЯ ПОМОЩЬ
ВСЕМ МИРОМ ПОМОЖЕМ ВОССТАНОВЛЕНИЮ В ГОРОДЕ КОЗЕЛЬСКЕ ЦЕРКВИ И ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
НА ПОМОЩЬ ПРИХОДЯТ АЭРО- И КОСМИЧЕСКИЕ ФОТОСНИМКИ http://www.kozelskcyclopedia.ru/2012-02-01-14-04-11/432-na-pomosch-prihodyat-aerosnimki
СТЁРТА С ЛИЦА ЗЕМЛИ http://www.kozelskcyclopedia.ru/2012-02-01-14-04-11/413-styerta-s-liza-zemli#comment-32805
Аркадий Шатохин. УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ. http://www.kozelskcyclopedia.ru/2010-10-05-08-02-07/1-2010-10-05-07-20-18/412-utrachennye-svyatyny
Другие материалы: http://kozelsk.ru/news1/vozrozhdenie-voskresenskogo-xrama-v-kozelske [1] Николо-Гостунская церковь в селе Гастунь близ города Белева Тульской области, памятник архитектуры федерального значения, рухнула в октябре 2002 года. От великого пятиглавого собора осталась лишь стена, на которой держатся 2 главки. Рядом сохраняется более поздняя колокольня. Специалисты считают, что страна ежегодно теряет 110-120 объектов культурного наследия, но это, к сожалению, далеко не полные данные. [2] В XIV веке южная часть Калужской губернии с городами Козельском, Перемышлем, Воротынском, Мосальском и Мещовском продолжала оставаться в составе Черниговской епархии и ведаться Епископами Брянскими и Черниговскими. Во 2-й половине XIV века и 1-й половине XV века эта территория попадает под власть Литвы и, с разделением митрополии в 1458 году, входит в состав юго-западной митрополии. Правда, города эти, из-за религиозно-политического гнета со стороны Польско-Литовского католического правительства скоро (в конце XV и начале XVI веков) переходят под власть единоверной Москвы и поступают под высшее церковное ведение Московского первосвятителя, но, за исключением Мосальска, не удерживаются в его епархиальной области. Около этого времени, с переселением Сарских и Подонских епископов в Московские Крутицы, в южных пределах Московской митрополии образуется новая епархия – Крутицкая, и все наши города, перешедшие от Литвы (кроме Мосальска), постепенно поступают под ведение владык Крутицких. Московские Крутицы – Успенский монастырь в Крутицах, с кафедрой митрополита Сарского и Подонского (из почтения к древности, так назывались крутицкие епископы), в ведении которого находились: Козельск, Перемышль, Лихвин, Мещовск, Серпейск и Воротынск. С введением Синодального управления южная половина калужских земель оставалась по-прежнему в ведении Крутицких владык вплоть до 1788 года, когда последовало закрытие Крутицкой епархии. Потом было Дмитровское викариатство. А Калужская епархия создается только в 1799 году, в то время в Козельском уезде было 79 церквей. [3] Антиминс – плат, плат, на котором можно совершать богослужения, и который заменяет престол. [4] Преображенская церковь упоминается в книге М.Т. Преображенского «Памятники древне-русского зодчества»: «Преображенская в г. Козельске (в бывшем Вознесенском монастыре). Каменная одноглавая церковь, помещающаяся во втором этаже; неизвестно, когда построена, в старину под церковью были проездные ворота». «Старинных каменных церквей, устраиваемых над монастырскими воротами и часто встречающихся в древних описях, не сохранилось за исключением Успенской церкви в Лаврентьевом монастыре … и церкви Преображения в городе Козельске, в бывшем Вознесенском монастыре». [5] Сажень – русская мера длины. 1 сажень = 3 аршинам = 7 футам = 2,1336 метра. [6] Верста – русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км). [7] Бриллиантов Александр Николаевич – 1874 года рождения, уроженец села Колчино Людиновского района Западной области, проживал в г. Козельске Западной области, служитель культа, священник Благовещенской церкви г. Козельска, осужден дважды: по ст. 58 п.п. 10, 11 УК РСФСР «тройкой» УНКВД Западной области 27 ноября 1930 г. на 10 лет исправительно-трудовых лагерей; 16-17 сентября 1937 года к высшей мере наказания. Расстрелян 24 сентября 1937 года в 23.00.
|