Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

КОЗЕЛЬСКИЕ МОСТЫ E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)
главный раздел - Новости
25.12.2019 17:25

Козельские мосты: следы утраченных и действующий. Фотоколлаж,  использованы фотографии (отсюда и отсюда)

 

С. А. Рябов

 

«Помни мост, да перевоз»

 

Пословица от времени,

когда ещё существовала пошлина

на мостах

 

КОЗЕЛЬСКИЕ МОСТЫ

 

Совсем немного о мостах на Жиздре и её притоках. Приглашение к разговору

 

     В Козельске, изначально ставшем на холмистой да овражистой местности при трёх речках, за всё время было поделано немало построек для езды да ходьбы через всякие преграды. Из досок, брёвен и бруса поперёк рек и оврагов устраивались мосты, как определял их Владимир Даль – «сплошные настилки» для перехода с одного бока на другой. Здешний люд знавал деревянные, каменные и железные мосты. Народу были известны такие помосты, которые возводились на сваях и козлах. Через Жиздру строили даже мосты из плотов, собранных из брёвен.    

    Такие плавучие мосты ещё называли «живыми». На лодках устраивали наплавные мосты. Через речку Другусну, бывало, перекидывали «летучий» мост, державшийся только на опорах, поставленных на берегах. Мосты бывали и временные: такие ставили на одно лето, чтобы перегонять на пастьбу скот и лошадей на другой берег да возить из-за реки с заливных прижиздринских лугов сено. В Козельске-крепости во все времена ставили мосты через рвы, а за городом почти повсеместно мостили гати или стлани для преодоления топких мест.

    Какие-то мосты были безымянным. Имена другим давались по прозванию преграды или по известным по соседству с мостом объектам. Например, встречалось мне такое название «Мост через Другусну на большой проезжей улице». Или был, к примеру, «Дёготный» мост, названный так то ли от протоки, через которую он был перекинут, то ли из-за чёрной как «дёготь» воды в речушке? Быть может и из-за того, что для прочности и против гниения в воде верёвки, которыми вязали брёвна моста, были пропитаны дёгтем? Кто знает, не была ли рядом мастерская, где гнали этот самый «дёготь»? Однажды наш ведущий краевед Олег Федосеев взялся разобраться с этой самой «дёготной» темой. Мы, я надеюсь, ещё вернёмся к ней в наших будущих публикациях, а пока обратимся к описанию некоторых козельских мостов, какими они были в XIX веке.

     Вот что писали о городе в 1849 г. «Уездный город Козельск расположен на левом возвышенном берегу р. Жиздры, при впадении в неё речки Другусны (Драгунка) и окружён открытою местностью. Около города протекает р. Жиздра, которой обыкновенная ширина 50 саж.[1], а глубина до 5 арш.; речка Другусна шириною 10 саж., а глубина 2 арш. Мостов 2: один деревянный, пловучий (здесь и далее сохранена орфография источника- Р.С.А.) через Жиздру на выезде из города по Белёвскому тракту длина его 40, ширина 4 саж.; другой мост каменный, с земляною дамбою, устроенной в самом городе через р. Другусну: длина моста 5, а ширина 3 сажени. Реки покрываются льдом в половине ноября, а вскрываются в конце марта, или начале апреля»[2].

    Спустя 10 лет в 1859 г. статистика была такова: «При малочисленности колодезей почти все жители берут воду из Жиздры. Пловучий мост на сей реке, устроенный с 1821 по 1825 г. из сумм земских повинностей, содержится теперь самим городом, в пользу которого установлен сбор, а вместо деревянного моста, перекинутого через речку Другусну на большой проезжей улице, предположено выстроить каменный, с земляною дамбою»[3].

    Пройдёт ещё с десяток лет и об упомянутых выше мостах напишут: «Река Жиздра имеет против города ширины 65 сажен, глубины 6,5 фут. Летом через неё наводится деревянный плавучий мост; в весенний разлив ходит паром на канате и плоскодонная лодка. Длина моста 65, ширина 5 саж. В самом городе через речку Другусну устроен каменный мост с земляною дамбою, длина моста 5, а ширина 3 сажени»[4].

    В последней четверти XIX в. о козельских местах и об одном из мостов можно было прочесть: «Восточный правый берег Жиздры, через которую перекинут хороший деревянный мост, представляет значительных размеров низменность, окаймлённую вдали лесом Оптиной пустыни и казённой засекой»[5]

     В начале XX в. через Козельск прошла железнодорожная линия Смоленск – Ранебург Рязанско–Уральской железной дороги. В источнике 1913 г. читаем: «Железная дорога пересекает город по средине глубокою выемкою, не разработанной лишь под главною улицею города, под которой устроен тоннель. По обе стороны этого тоннеля расположены два железнодорожных моста: один через р. Жиздру отверстием 80 саж[6]., а другой через р. Другусну, отверстием 25 саж».[7]

     80 лет тому назад 27 декабря 1940 г. пошли поезда по железнодорожной ветке Козельск–Тула. Надо полагать, что к этому времени был построен современный металлический мост через реку Жиздру. Взглянем на интересующий нас район козельских мостов на предвоенной карте Козельска.


Фрагмент карты РККА, время выхода карты в свет – около 1940 г.

 

     На этой карте мы видим три действующих моста в восточной части города. Сверху вниз по течению 1) старый ж/д мост – металлический, с тоннелем под дорогой через город; 2) деревянный Белёвский мост через р. Жиздру; 3) новый металлический мост и мост над ул. Земляной вал оба под железнодорожным полотном. Кроме того, на карте присутствует металлический мост через р. Другусну. История и судьба каждого из этих козельских мостов – это отдельные темы. Все они не раз были запечатлены на фотографиях от самого разного времени и не раз уже они были представлены на страницах нашего сайта, например, здесь.

 

      Вот перечень вопросов, поиском ответов на которые озадачились наши авторы.

1. Когда во время Великой Отечественной войны перестал функционировать Белёвский мост, на карте он под №2? Восстанавливался и функционировал ли этот мост после войны?

2. Когда был построен главный новый железнодорожный мост через реку Жиздру? Кто его возводил?

3. Что-нибудь известно про мост через реку Другусну?

4. Какие ещё мосты существовали в Козельске в разное время?

 

     Приглашаем и всех своих читателей подключиться к совместной работе.

        Продолжение разговора в следующей публикации, следите за сайтом.



[1] Сажень – 2, 13 м.; аршин – 0, 71 м, фут. – 0, 3 м.

[2] Военно-статистическое обозрение Российской империи : Т. 1-17. - СПб... Т. 6 : Великороссийские губернии : Ч. 1-6. - 1848-1853. Ч. 6 : Калужская губерния. - 1849. С.137

[3] Материалы для статистики Российской Империи, при статистическом отделении Совета МВД Издательство: СПб.: Типография министерства внутренних дел Год: 1859  696 с.

[4] Матерiалы для географiи и статистики Россiи, собранные офицерами Генеральнаго штаба. Калужская губернiя. Часть 1. Тип. Э. Веймара. СПб. 1864. 780 с. С. 476

[5] Вусович, Александр Мартынович. Калужская губерния: курс родиноведения для местных учебных заведений / А. Вусович. - Калуга: Тип. А. М. Михайлова, 1886. - 95, [4] с., [1] л. карт.; 22 см.

[6] Отверстие моста (специальный технический термин) – расстояние в свету между опорами, измеряемое на отметке расчётного уровня высоких вод за вычетом ширины промежуточных опор.

[7] Рязанско-Уральская железная дорога и её район. - Издание Правления Общества Рязанско-Уральской ж.д. - Типо-литография Н.И. Евстифеева, 1913. - 395 с. С. 229.