Анонс
Коммюнике 5 декабря 2015 г.
Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!
Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»
Яндекс.Деньги 41001812434462
WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942
почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru
QR-Код сайта "ЭК"
Голосование
Сайты друзей
Поиск по сайту
ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ
Revolver Map
Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)
Козельцы-герои Советского Союза (Часть 2) |
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Воинская доблесть: 1941-1945 гг. | ||||||||
27.03.2011 10:01 | ||||||||
В.Ф. Самохин КОЗЕЛЬЦЫ - ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Часть II (начало, часть I см. здесь)
Потапов Сергей Иванович - командир звена 15-го гвардейского Невского штурмового авиационного полка 277-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, гвардии лейтенант. Родился 23 сентября 1920 года в деревне Слободка Козельского района Калужской области в семье служащего. Русский. Жил в городе Владимир. В 1939 году окончил 10 классов средней школы и аэроклуб. В Красной Армии с 1940 года. В 1941 году окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов. Служил в запасном авиационном полку, где освоил штурмовик Ил-2. На фронте с июля 1943 года. Был старшим лётчиком, командиром звена, заместителем и командиром эскадрильи. Воевал на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, в боях по снятию блокады Ленинграда, в освобождении Ленинградской области, в боях на Карельском перешейке, в Эстонии и в Восточной Пруссии. Командир звена 15-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии лейтенант Потапов к октябрю 1944 года совершил 146 боевых вылетов, из них: на штурмовку огневых позиций и оборонительных сооружений – 69, автотранспорта и эшелонов – 25, артиллерийских батарей, обстреливающих Ленинград – 20, на разведку и свободную «охоту» - 31. В результате штурмовых атак им лично повреждено и уничтожено: 7 танков, 2 бронетранспортёра, 2 паровоза, 16 железнодорожных вагонов, 1 артиллерийский железнодорожный транспортёр, 13 полевых орудий, 32 автомашины, 3 склада с боеприпасами, 8 зданий, превращённых в оборонительные сооружения, 18 орудий зенитной артиллерии, 25 миномётных точек, 5 пулемётных гнёзд, 3 дзота, 14 повозок и до 500 солдат и офицеров противника. Кроме этого в группе было сбито 8 самолётов в воздушных боях и 15 уничтожено на земле. Всего с июля 1943 года по конец марта 1945 года совершил 186 успешных боевых вылетов. Боевой путь закончил в Восточной Пруссии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии лейтенанту Потапову Сергею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6225). После войны продолжал службу в ВВС. В 1945 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС), в 1955 году – Военно-воздушную академию. Служил в 159-м гвардейском штурмовом авиационном полку Одесского военного округа заместителем и командиром полка. С 1957 года полковник С.И. Потапов — в запасе. В 1964 году окончил Одесский государственный университет. Работал старшим диспетчером службы движения авиапредприятия. Жил в городе Одесса. Умер 20 декабря 1990 года. Похоронен в Одессе. Награждён орденом Ленина (19.04.45), 3 орденами Красного Знамени (03.03.44; 12.09.44; 07.11.44), орденом Александра Невского (28.03.45), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (17.06.44; 06.04.85), орденом Отечественной войны 2-й степени (22.02.45), медалями «За боевые заслуги» (15.11.50), «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». Потапов С.И, освоив грозный штурмовик Ил-2, 29 июля 1943 года в звании сержанта прибыл в 15-й гвардейский штурмовой авиационный полк, несущий боевую вахту в небе Ленинграда. Были дни, когда он по 2-3 раза поднимал в воздух свой грозный Ил-2. Вскоре Потапов стал гвардии младшим лейтенантом, ведущим пары штурмовиков. В январе 1944 года Ленинградский фронт перешел в наступление. Гвардии младший лейтенант Потапов, произвел 29 боевых вылетов по сопровождению танковых групп и подавление противотанковых и артиллерийских средств, был награждён орденом Красного Знамени и стал командиром звена. В мае-июне 1944 года в боях на Карельском перешейке гвардии лейтенант Потапов произвёл более 10 боевых вылетов на перспективное фотографирование оборонительной линии финнов. Всего в ходе боёв на Карельском перешейке Потапов совершил 52 боевых вылета, за что был награждён орденами Отечественной войны 1-й степени и Красного Знамени. Ещё один орден Красного Знамени гвардии лейтенант Потапов получил за освобождение Эстонии, в небе которой он совершил 28 боевых вылетов. В октябре 1944 года за 146 успешных боевых вылетов гвардии лейтенант Потапов был представлен к званию Героя Советского Союза. В январе-апреле 1945 года ставший командиром эскадрильи гвардии старший лейтенант Потапов участвовал в штурме города-крепости Кёнигсберг и остатков фашистских войск на Земландском полуострове, за что был награждён орденами Отечественной войны 2-й степени и Александра Невского. К концу войны Герой Советского Союза С.И.Потапов совершил на «летающем танке» Ил-2 186 боевых вылетов. Пронин Василий Дмитриевич 10.4.1945 г.– командир взвода 124-го отдельного танкового полка 52-й армии 1-го Украинского фронта, лейтенант. Родился 10 июля 1921 года в деревне Грива ныне Козельского района Калужской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1945 года. В 1936 году переехал в Москву. В 1939 году после окончания 10 классов поступил работать на металлургический завод учётчиком. Учился на токаря, но был призван в армию. В Красной Армии с 1940 года. После присвоения сержантского звания Пронин был назначен командиром пулемётного расчёта. В мае 1941 года его часть перебросили из-под города Иркутска в Белоруссию. На фронте в Великую Отечественную войну с 1941 года. Первый бой пулемётчик Пронин принял в июле 1941 года, защищая переправу на Днепре. Метко косил он гитлеровских автоматчиков, бегущих с засученными рукавами вслед за танками. Несколько раз вынуждал их залечь. Но танковая лавина обошла позиции защитников стороной и зашла в тыл. С остатками роты, в которой было теперь не больше взвода, Пронин отходил всё дальше и дальше на восток. В октябре 1941 года рота заняла оборону в районе города Малоярославец. После авиационной бомбёжки на позиции роты пошло более 30 вражеских танков, позади которых двигалась пехота. Пронин, взяв бутылки в горючей смесью, вылез из окопа и, пробежав по полю несколько десятков метров, залёг в воронке. Когда танк стал огибать воронку, он метнул одну за другой 3 бутылки. Страшный взрыв потряс танк до основания. Бронебойщики и противотанковые орудия остановили продвижение остальной лавины танков. В конце 1941 года Пронина, пехотинца-пулемётчика, неожиданно направили учиться на танкиста. В 1943 году он окончил Саратовское танковое училище, после которого командовал танковым взводом на Волховском фронте. В одном из боёв танк Пронина в атаке на безымянную высоту уничтожил 2 фашистских артиллерийских орудия и 2 танка. Но и танк Пронина был подбит, а сам он потерял сознание. Через 3 месяца после госпиталя вернулся в свою часть. В январе 1945 года на польской земле путь танковому полку преградила река. Пронин с тремя другими экипажами получил задачу овладеть переправой и обеспечить продвижение всей группировки. 4 танка на предельных скоростях устремились на батарею. Пронин поймал в прицел противотанковую пушку. Взрыв поднял в воздух колёса. Под маскировочной сеткой Пронин увидел 2 танка. Залп. Огненное облако сорвало башню с одного из них. После этого танк наехал на пушку и отутюжил траншеи с засевшими в них солдатами. В том бою 4 наших танка уничтожили 10 фашистских орудий, 4 танка, захватили 30 бронетранспортёров, десятки автомашин, уничтожили много фашистских солдат и офицеров. Всего в боях с 12 по 24 января 1945 года в ходе Висло-Одерской операции Пронин преодолел 6 водных преград, участвовал в освобождении городов Радомско и Титшен (Польша). Одним из первых на своём танке Пронин ворвался в город Бернштадт (Берутов, Польша). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Василию Дмитриевичу Пронину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4630). После войны В.Д.Пронин продолжал службу в армии. В 1949 году окончил Высшую офицерскую бронетанковую школу. С 1962 года полковник В.Д.Пронин в запасе. Жил в городе Москве. Работал в городском военкомате. Умер 19 марта 2002 года. Награждён орденом Ленина, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
Трубин Иван Степанович - командир танка 288-го танкового батальона 97-й танковой бригады (12-й танковый корпус, 3-я гвардейская танковая армия, Брянский фронт), старший сержант. Родился 25 ноября 1918 года в деревне Алешня ныне Козельского района Калужской области в семье крестьянина. Русский. Работал трактористом в колхозе. В Красной Армии с 1939 года. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Западном, Воронежском, Брянском и Центральном фронтах. Участвовал в обороне Смоленска. Позже был направлен в тыл для обучения молодого пополнения. Вновь на фронте с июня 1942 года. Участвовал в Острогожско-Россошанской и Харьковской наступательных операциях, в том числе в овладением городом Чугуев и посёлком Валки Харьковской области. Командир танка 288-го танкового батальона 97-й танковой бригады 12-го танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии Брянского фронта старший сержант Трубин отличился в ходе Орловской наступательной операции. 19 июля 1943 года в боях за деревню Изотово на подступах к станции Золотарёво Трубин меткими выстрелами уничтожил два противотанковых орудия и подавил миномётную батарею противника. В этом же бою лёгкий советский танк Т-70, которым командовал Трубин, имеющий на вооружении пушку калибра 45 миллиметров, атаковал немецкий тяжёлый танк Т-VI («тигр») с 88-миллимитровой пушкой и уничтожил его. Продолжая наступление, 20 июля 1943 года 97-я танковая бригада попыталась с ходу овладеть деревней Троицкое (Орловская область), но наткнулась на яростное сопротивление гитлеровцев. Необходимо было вскрыть вражескую систему обороны и для разведки боем выслали три танка, в том числе танк Трубина. В результате атаки Трубин выявил систему вражеской обороны, пробился в тыл врага, уничтожил немецкое самоходное орудие и более сотни гитлеровцев, десять автомашин с военным снаряжением. В паре с другим Т-70 он вынудил противника отступить, захватил 10 автомобилей, 1 пушку и пленил до 30 солдат и офицеров противника. 22 июля 1943 года танковый батальон, в котором воевал старший сержант Трубин, накануне сломив сопротивление противника на рубеже реки Оптушка, продвинулся на 15 километров в направлении населённых пунктов Суходол и Ильинское. При атаке села Суходол в танк старшего сержанта Трубина попало 2 бронебойных снаряда. Весь экипаж погиб... Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1943 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему сержанту Трубину Ивану Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красной Звезды. Похоронен в братской могиле в деревне Юдино Залегощенского района Орловской области. В городе Козельск и посёлке Залегощь его именем названы улицы, на территории сахарного завода в Залегоще установлен бюст Героя. Особое задание: любой ценой уничтожить - выполнил!
Богачёв Иван Семенович – родился в 1918 г., в д. Костешово Козельского р-на, Калужской обл., русский. В ходе Сталинградской битвы, на территории бывшего хутора Нижний Акатов, 22 (28) августа 1942 года на горящем Ил-2 таранил мостовую переправу фашистов и погиб командир звена 688 шап, 228 шад 8 ВА лейтенант Богачёв Иван Семёнович (1918-1942). 17 августа 1942 года ударные группировки 6-й немецкой армии прорвав оборону 4-й танковой армии Сталинградского фронта, вышли к Дону и в двух местах – у хутора Нижний Герасимов – захватили плацдармы на восточном берегу. Достроив захваченный свайный деревянный мост у хутора Нижний Акатов, гитлеровцы начали переправлять через Дон танки. Под ударом оказалась железнодорожная линия Сталинград – Москва. Из центрального архива Министерства обороны СССР: «На ваш запрос сообщаем, что летчик 688 штурмового авиационного полка лейтенант Богачев Иван Семенович, выполняя задачу по уничтожению переправы через р. Дон в районе Нижний Акатов, был подбит истребительной авиацией противника. На горящем самолете Богачев предусмотрительно врезался в переправу и, разрушив ее, выполнил боевое задание. (Основание: оп. 143447 сс, д. 1 л.3)». Иван Семенович Богачев родился в 1918 году в деревне Костешово Козельского района Смоленской (ныне Калужской) области. Рано остался без отца. Школа. Комсомол. Мечта стать летчиком. В 1934 году переезд к дяде в Краматорск. Мечта сбывается: аэроклуб, летняя школа, годичные курсы в Луганске и в 1938 году назначение – инструктором в Челябинское военное авиа училище. С ноября 1941 по апрель 1942 года в составе 622-го ночного лёгкого бомбардировочного авиаполка, сформированного на базе Челябинского авиаучилища, вооруженного самолетами Р-5, лейтенант Иван Богачев сражался под Москвой, на Калининском фронте. Здесь он совершил 107 ночных, успешных вылетов. В июле 1942 года, переучившись на самолеты ИЛ-2, личный состав 688-го штурмового авиаполка был направлен под Сталинград, в состав 228 шад 8 ВА. С боевыми товарищами Иван Богачев громил врага под Калачём, Котельниково, в малой излучине Дона. О его, последнем боевом, вылете нам рассказал в своем письме бывший механик ИЛ-2 688-го ШАП Алексей Гаврилович Твердохлебов: «В тот августовский день 1942 года был выделен самолет, который обслуживал я. Утром подвесили под плоскости две бомбы по 250 килограммов. С такими бомбами очень редко вылетали на боевые задания. Часов в одиннадцать привезла полуторка летчика. Им был Иван Богачев. Я доложил, что к полету самолет готов. Он сел в кабину, завел двигатель, опробовал, а я лежал на плоскости, держась за ствол пушки. Так мы подрулили с ним на взлетную полосу. Всегда так механики сопровождали летчиков до взлета. Прощания не было. Да и в голове у меня не было, чтобы Иван не вернулся. Самолет долго бежал по полосе. Тяжело оторвался. Позже истребители рассказали, что Иван врезался в немецкую переправу через Дон. Своей жизнью он уничтожил мост и переправлявшихся фашистов с их танками. Позже я узнал, для чего вешали такого калибра бомбы. Ведь это было особое задание: любой ценой уничтожить…» Восстановить уничтоженный мост фашистам не дала 214-я стрелковая дивизия. Она вышла на подступы к высоте 56,8 и получила возможность артиллерийским огнем контролировать район Нижне-акатовской переправы. Фронт в этом месте стабилизировался и сохранил позиции до победных дней ноября 1942 года. 8 февраля 1943 года 688-й штурмовой авиаполк в числе первых двух наиболее отличившихся в Сталинградских боях был преобразован в 59-й гвардейский. На митинге, посвященном этому событию, прозвучали имена тех, чьи подвиги, завоевали полку почётное звание «Сталинградской гвардии». Имя Ивана Богачева было первым. Звание Героя Советского Союза лейтенанту Богачеву И.С. не было присвоено. Решением этой проблемы, можно было бы заняться нашей администрации, к 70-летию начала Великой Отечественной войны. Видимо у однополчан в своё время ничего не получилось с восстановлением справедливости.
Некоторые источники и литература Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениз., 1988 Герои и подвиги. Саратов, 1966 Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениз., 1988 Поленков К.А., Хромиенков Н.А. Калужане - Герои Советского Союза. Калуга,1963 Зайцев А.Д.,Рощин И.И.,Соловьёв В.Н. Зачислены навечно. Кн. 2. М.: Политиз,1990. Золотые Звёзды. Днепропетровск: Промiнь, 1967 И генерал, и рядовой. Днепропетровск: Промiнь, 1983 Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970.
Конец. Начало здесь.
|