Страница 2 из 5
Отсюда следует, что: • тот или иной факт культуры должен быть востребован члена¬ми общества; • невостребованный на рассматриваемый период факт культуры либо находится как бы в латентном состоянии, либо полностью утрачен; • живая культура — явление очень пестрое, в нее входят произведения и события, разные по масштабу, стилям, времени происхожде¬ния, удовлетворяющие вкусам разных социальных групп и т.д. • тот или иной факт живой культуры подвижен; он может под¬вергаться трансформациям, перемещаться внутри пространства данной культуры, менять свои функции; • живая культура подобна живому организму; она способна реа¬гировать на внешние воздействия, в ней протекают внутренние процессы, она может изменяться прогрессивно или регрессивно, обладать раз¬ной степенью внутренней стабильности в разное время и т.д.; • участки живой культуры могут аналитически вычленяться по разным параметрам (как одному, так и нескольким): национальная культура или культура какого-либо этноса, культура какой-либо географи¬ческой территории, отдельная традиция, культура какого-либо исторического периода, современная культура, культура какого-либо социума, городская и сельская культура, устная и письменная культура и т.д.; при этом важно, что при рассмотрении каждого такого участка должны учитываться носители данной культуры, ее потребители и собственно факты потребления (т.е. так называемая «культурная жизнь»). Эти позиции и являются для нас исходными при рассмотрении сего¬дняшнего состояния культуры названной территории.
* * *
Козельский район относится к наиболее трудным для описания и ма¬ло изученным территориям Калужской области. Это своего рода «белое пятно» на калужской карте. Неисследованность Козельских земель имеет своей первопричиной отнюдь не невнимание ученых. Это — территория, как бы упорно сопротивляющаяся попыткам последовательно проникнуть в ее историю и, соответственно, культуру. Достаточно сказать, что историкам и краеведам до сих пор не удается установить обстоятельства и время возникновения Ко¬зельска, хотя глубокая древность города не вызывает сомнений. Происхождение самого топонима «Козельск» становится совершенно неясным, если учесть, что в картах XVIII века название города имеет иную орфографию — «Казельск». Древнее коренное население — вятичи, язычники, долгое время сопротивлявшиеся христианизации. Традиционные виды хозяйственной деятельности — охота, скотоводство, ограниченное земледелие. Первоначальные функции города — оборона от кочевников (как и у других городов, входивших в так называемую «засечную черту»). Козельское население на протяжении веков неоднократно уничтожалось в результате многочисленных военных действий. Территория много раз переходила из рук в руки: сперва в качестве княжеского удела, затем удельного княжества. Кроме русских, на нее претендовали литовцы и поляки. Не миновали Козельск эпидемии и пожары. Немногочисленные известные факты историко-политической судьбы Козельского края создают странное впечатление: будто бы не было ни одного временного периода, по длительности своей достаточного для формирования стабильных культурных форм.
В традиционной народной культуре значительное место принадлежит фольклору. Показателем сформированности и стабильности тра¬диционной культуры в большинстве случаев служит в первую очередь обрядовый фольклор, ибо он напрямую связан со всеми сторонами на¬родного быта. Несмотря на то, что Калужская область отнюдь не бедна фольклором, образцы из Козельского района немногочисленны. Кроме того, и они зафиксированы лишь в последнее время, когда на всей тер¬ритории России практически ушло поколение, в чью жизнь фольклор входил в качестве актуального компонента. Судя по описанию коллекции, собранной участниками ансамбля «Млада» (г.Сосенский Козельского района), на данной территории наиболее прочным и стабильным из обрядов была свадьба. В памяти информантов сохранился довольно подробный сценарий, включавший в себя все основные моменты свадебного сюжета, обрядовые действия участников и «музы¬кальное оформление». Некоторые тексты свадебных песен позволяют предположить, что существовали хороводные песни, ряд песен собирате¬ли отнесли к разряду солдатских, есть лирические, плясовые, шуточные песни и игровые с элементами театрализации — «сценки». Отмечено, что некоторые тексты поются на один и тот же напев. Сохранились сведения о древнем обряде «похорон кукушки», приуроченных к Троице, в селе Березичи праздновали Николу Весеннего, это был мужской праздник—день конюхов, первый выгон лошадей в ночное. И в Троицком, и в Николином сценарии присутствует угощение, в котором в качестве обязательного блюда присутствует яичница, что свидетельствует о существовавшей на этой территории древней языческой обрядности.
Материалы, имеющиеся в распоряжении собирателей из Сосенского, на наш взгляд, требуют пристального научного анализа на предмет их жанровой и стилистической идентификации, а также определения исторического возраста песен. После этого можно будет вынести некоторые суждения, касающиеся мест¬ной фольклорной традиции — в какой степени она была развита, что именно было в нее включено, а что — либо не существовало вовсе, либо утрачено полностью. Следует, однако, учесть, что эта традиция могла формироваться отнюдь не плавным, эволюционным путем. Во-первых, Козельский район заселял¬ся в разные периоды своей истории большим количеством «пришлых» людей. Туда ссылали опальных бояр, там задерживались и оседали беглые и пленные (по одной из версий, деревня Дешовки получила свое название из-за того, что ее основали «дешевые люди» — пришлые, беглые, неимущие, возможно — иноверцы. См. «Именослов козельских деревень» в настоящем сборнике). В результате многих исторических катаклизмов, сильно меня¬лась численность населения козельских земель — приращение населения также происходило за счет приезжих. Требуется серьезное историко-этнографическое исследование для того, чтобы понять, каковы были процессы формирования населения Козельского района, кого можно считать корен¬ными жителями, а от этого зависит и вопрос о народной традиции. Кстати, собиратели отмечают существование по крайней мере двух стилистических вариантов говора и музыкального стиля на козельской территории. В большей сохранности, по сравнению с обрядовым фольклором, оказался народный костюм, представленный в Козельском районе двумя видами — поневным и сарафанным. При этом известно, что понёвный костюм исто¬рически предшествовал сарафанному (последний рассматривается собира¬телями как пришедший на смену понёвному в середине XIX века в результате усилившегося влияния московской традиции). Особенностью Козельского района можно считать то, что земледе¬лие в нем имело сугубо локальный, внутрихозяйственный характер. По свидетельству старожилов, хлеб, гречиха и овощные культуры выращивались «для себя», каждый хозяин сеял и сажал, видимо, не более того, что требовалось ему в личном хозяйстве. Исключение составляли лен и сахарная свекла, которые выращивались для нужд местной парус¬ной фабрики и сахарного завода. Вероятно, с этим связано отсутствие в репертуаре местных носителей фольклора песен, связанных с коллективными полевыми работами. К со¬жалению, в материалах последних экспедиций отсутствуют упоминания о рождественских, новогодних или святочных обрядах — то есть зимний цикл практически не представлен.
|