Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

КОЗЕЛЬСКИЙ ТЕАТР ( 20-е начало 70-х гг. XX века). E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Культура
18.12.2010 13:18
Индекс материала
КОЗЕЛЬСКИЙ ТЕАТР ( 20-е начало 70-х гг. XX века).
Page #
Все страницы

 

                                                                                                    Из архива «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА».

 

 

Афиша Козельского драмтеатра, коллаж С.А. Рябова

 

                                                                                                                                                               Семёнова Н.А.
                                                                                                        зав. Козельским краеведческим музеем

КОЗЕЛЬСКИЙ ТЕАТР 
(конец 20-х начало 70-х гг. XX века)

На сцене районного Дома культуры г. Козельска (когда-то он располагался в здании бывшего Успенского собора) долгое время, с конца 20-х до начала 70-х годов, успешно работал драмколлектив. Козельчане старшего поколения ещё помнят спектакли этого театра. Неизвестно, чья это была идея, кто был первым его создателем, но с конца 20-х годов до 1930-го г. руководителем его являлся Россов. Состав труппы очень сильный.

 

 

 

 Успенский собор в городе Козельске, здесь был устроен городской Дом культуры.

 Фото начала XX в., с сайта "Козельск.ру". 

 

В таком состоянии оказалось здание Успенского собора, перестроенное под Дом культуры, к концу 80-х гг. XX в., фото С.А. Рябова.  

 

О дальнейшем периоде работы драмколлектива, именно так они себя называли, рассказывает Моисей Израилевич Цейтлин – бывший актер этого театра. С 1931 г. труппой руководил Николай Спиридонович Ильин (бывший поручик царской армии). Коллектив был на уровне калужского драматического и даже сильней. Ильин в основном ставил пьесы А.Н. Островского. Сам Николай Спиридонович был человеком образованным, хорошо знал литературу, театр и очень любил этого драматурга, поэтому большей частью предпочтение отдавалось Островскому. Ко всему этому сам Ильин был прекрасным актёром. Благодаря ему практически был переигран весь репертуар Островского: «Гроза», «Бесприданница», «Волки и овцы», «Таланты и поклонники», «Бедность не порок», «Не было ни гроша, да вдруг алтын».
Пьесы Островского были доступны для постановок и зрителя, и они всегда шли с успехом.

 До 1937 г. поставил несколько пьес Георгий Дмитриевич Сотсков, в частности пьесу «Женщина с прошлым». Среди людей, знавших его, слыл человеком умным, образованным, был регентом в Никольской церкви, прекрасный актёр. В 1937 г. был репрессирован, умер.

 Число актёров, входивших в труппу, составляло от 18 человек основного состава до 30. На одну пьесу готовили два состава. Состав труппы разнообразный от простых рабочих до учителей, врачей, других медработников. Например, Ильин Н.С. работал гл. бухгалтером в сельхозтехнике. Царёв Яков Иванович – гл. бухгалтер райпотребсоюза. Петрову Ивану Сергеевичу удавались комические роли. Среди других актеров были Канарский Олег, Ермакова Наташа и др. Ни у кого из них не было специального актерского образования, все они актёры-любители и у каждого была своя работа. Театр же для них был как бы хобби, как любимое занятие. Но актёры, как говорит Моисей Израилевич, люди более или менее интеллигентные.

 Театр располагал богатой костюмерной и декорациями. Костюмы изготовляли сами. Ещё было много старорежимных вещей, их или приобретали или люди сами приносили в театр. Что же касается работы самих актёров в драмколлективе, то артисты были влюблены в своё дело и отдавали ему всё своё свободное время «Люди шли к нам, нас любили и ждали. Встреча со зрителем всегда волновала, сколько бы много не выступали. И опыт был, но была и высокая ответственность перед людьми за то искусство, которое мы им несли», - говорит Моисей Израилевич. И зрители платили им большой любовью. Люди шли на спектакль как на праздник. Выступления приходили при полных аншлагах и заканчивались бурными зрительскими овациями.

 

Руины Дома культуры. Вот  до чего можно было довести сначала Божий храм, а затем храм культуры, фото С.А. Рябова, начало 90-хх гг. XX века.

 

 Выступали не только на сцене РДК, гастролировали по району. Часто выступали в доме отдыха им. Горького (Оптина Пустынь) перед отдыхающими, в Березичах – тоже в доме отдыха, ездили в Спас-Деменск. Неоднократно участвовали в областных смотрах драмколлективов. Здесь коллективу тоже всегда сопутствовал успех. В 1962 г. на одном из смотров театров заняли второе место с пьесой «Меч и звёзды» Ю. Чепурина. Первое не присудили никому.


 

 До самой войны жил и плодотворно работал этот коллектив, радуя своих зрителей всё новыми постановками. После окончания войны актёры собрались вновь. Частично коллектив обновился. В труппу влились такие замечательные актёры как Агнесса Захаровна    Курмель (завуч школы-интерната), М.К. Стрельцова, В.Л. Лосякова, В. Климов, А. Королёв, Г. Королёва, А Кузнецов и Г. Кузнецова. Обновился и репертуар. Кроме прежних пьес Островского, Горького, Корнейчука («Платон Кречет») стали ставить «Таню» Арбузова, «Сказку о правде» Алигер, В. Гусева «Слава» и др.

На протяжении многих лет существования драмколлектива менялся состав актёров, ставились новые пьесы, восстанавливались старые. Моисей Израилевич Цейтлин, как только приехал в 1931 году в Козельск и узнал, что в городе есть театр, сразу же пришёл на репетицию посмотреть. У него уже был кое-какой сценический опыт. Совершенно случайно досталась главная роль Павла в пьесе «Зелёный шум». Он успешно справился и пошла его актёрская работа. По натуре общительный, компанейский, хороший актёр, певец, организатор он всегда был в гуще народной. В Козельске его ещё перекрестили – «Мотькой», Матвеем стали называть. Так все и знали его как Мотька Цейтлин. И теперь, и позже, да и вообще всю свою жизнь на сколько это было можно Моисей Израилевич занимался художественной самодеятельностью. Начальник районной киносети, культмассовик в доме отдыха, фотограф, после войны директор РДК, позже директор Дома культуры на мехзаводе и везде в центре внимания, везде на людях и они вокруг него. Актёром был способным, может быть даже талантливым. Играл много, например роль Яшки в спектакле Шкваркина «Чужой ребёнок» сыграл раз сто, роли Платона и Аркадия в «Платоне Кречете» и др. Моисей Израилевич параллельно с театральной работой пел в хоре.

В 50-60-е годы в Козельске существовал прекрасный межколхозный районный хор под управлением В.С. Вагина. Хористы были собраны из всей козельской округи (Нижние Прыски, Стенино, Потросово, Дешевки). Зимой на санях, летом на телеге съезжались они в Козельск в Дом культуры на репетиции, а потом давали концерты, выступали на смотрах, ездили по деревням. Но какой это был хор! Коллектив был желанным и любимым гостем на любой сцене. Ездили в Москву на смотр. Сохранились фотографии их выступлений. Позже хор был преобразован в районный.

Сергей Петрович Титов тоже долгое время был актёром, а позже режиссёром этого коллектива. С А.З. Курмель ими была поставлена пьеса Ю.Чепурина «Меч и звёзды» (1964 г.), где сами играли роли (Панкрат Стеапанович – Титов, Берта Броэль - Курмель). В пьесе Шкваркина «Чужой ребёнок» (1956 г.) им сыграна роль Александра Мироновича и др. В своём архиве Сергей Петрович бережно хранит альбом с фотографиями. На них запечатлены сцены спектаклей, актёры в гриме. Сохранились и вырезки из старых козельских газет, где печатались отзывы об их спектаклях. Их постоянным театральным критиком был В.Н. Сорокин. В своих статьях Василий Николаевич давал анализ поставленных пьес, оценивал игру актёров. Приятно перелистывать Почётные грамоты С.П. Титова того времени. «…За исполнение роли Бублика в пьесе Корнейчука «Платон Кречет» на районном смотре художественной самодеятельности в 1953 г.»,; а вот «За исполнение роли Почтальона в спектакле А. Афиногенова «Мать своих детей» на областном смотре художественной самодеятельности в 1955 г.», «За успешное исполнение роли в пьесе «Меч и звёзда» в 1962 г.» и таких наград немало.

Заслуживали большого внимания зрителей пьесы в режиссёрской и актерской постановке Н.И. Алимпиева. Это такие спектакли, как уже названный «Чужой ребёнок», «Капитан в отставке» А. Симонова, «Вечно живые» и «Шестеро любимых» В. Розова и др. Вот только некоторые события театральной жизни Козельска.

В разные годы на сцене театра отметились спектаклями режиссёры-постановщики: Сотсков Г.Д. - «Женщина с прошлым» (авт. А. Яхонтов); Ильин Н.С. - «Гроза», «Бесприданница», «Не было ни гроша, вдруг алтын», «Бедность не порок», «Волки и овцы», «Таланты и поклонники» (все авт. Н.А. Островский), «Последние» авт. А.М. Горький), «Живой труп», «Власть тьмы» (авт. Л.Н. Толстой); Евдокимов В. - «Блудный сын» (61 г.) (авт. Раннет); Алимпиев Н. И. - «Капитан в отставке» (60- е г.) (авт. Симонов), «Чужой ребенок» (56 г.) (авт. Шкваркин В.), «Вечно живые» (авт. Розов В.), «Мать своих детей» (57 г.) (авт. Афиногенов), «Возвращение», «Шестеро любимых» (авт. Розов В.). 

Разными режиссёрами были поставлены спектакли: «Платон Кречет» (30-60-е гг.) (авт. Корнейчук А.), «Таня» (авт. Арбузов), «Слава» (49 г.) (авт. Гусев В.), «Сказка о правде» (49 г.) (авт. Алигер Н.), «Время тревог» (авт.Чаковский), «Меч и звёзды» (авт. Чепурин Ю.).
Были поставлены инсценировки Г. Даниловой, Л. Пчелкиной - «Янтарное ожерелье» (69 г.) (авт. Погодин Н.); реж. Изотенковой Раисой и асс. реж. Климовым В. была поставлена «Дальняя дорога» (69 г.) (авт. Арбузов).

Как видно репертуар был обширный и разнообразный, и до поры развлекал козельскую публику. Люди с радостью шли на эти спектакли. Тогда еще не было телевидения, поэтому было вот такое живое общение между людьми. Но пришли другие времена и в 70-е годы театр распался сам собой. С глубоким сожалением и горечью говорят об этом бывшие актёры и остаётся ностальгическое чувство о чём-то хорошем, ушедшем в лета.

 

Так выглядел Успенский собор незадолго до завершения работ по его восстановлению,

2008 г., фото А.В. Шатохина.

 

Материалы о деятельности драмколлектива при Районном доме культуры были предоставлены бывшими актёрами этого театра М.И. Цейтлиным и С.П. Титовым. Они предоставили свои воспоминания, альбом с фотографиями, статьи с отзывами о постановках, театральные программы, почётные грамоты С.П. Титова.  На основе этих материалов Н.А. Семёнова в конце 90-х гг. XX в. подготовила частично набранную на машинке, частично рукописную статью. В 2010 г. текст этой статьи был восстановлен А.А. Белошеевой (Институт Наследия, г. Москва).