Анонс
Коммюнике 5 декабря 2015 г.
Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!
Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»
Яндекс.Деньги 41001812434462
WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942
почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru
QR-Код сайта "ЭК"
Голосование
Сайты друзей
Поиск по сайту
ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ
Revolver Map
Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)
КОЗЕЛЬСКИЙ ТЕАТР ( 20-е начало 70-х гг. XX века). |
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Культура | |||||||
18.12.2010 13:18 | |||||||
Страница 2 из 2
До самой войны жил и плодотворно работал этот коллектив, радуя своих зрителей всё новыми постановками. После окончания войны актёры собрались вновь. Частично коллектив обновился. В труппу влились такие замечательные актёры как Агнесса Захаровна Курмель (завуч школы-интерната), М.К. Стрельцова, В.Л. Лосякова, В. Климов, А. Королёв, Г. Королёва, А Кузнецов и Г. Кузнецова. Обновился и репертуар. Кроме прежних пьес Островского, Горького, Корнейчука («Платон Кречет») стали ставить «Таню» Арбузова, «Сказку о правде» Алигер, В. Гусева «Слава» и др.
На протяжении многих лет существования драмколлектива менялся состав актёров, ставились новые пьесы, восстанавливались старые. Моисей Израилевич Цейтлин, как только приехал в 1931 году в Козельск и узнал, что в городе есть театр, сразу же пришёл на репетицию посмотреть. У него уже был кое-какой сценический опыт. Совершенно случайно досталась главная роль Павла в пьесе «Зелёный шум». Он успешно справился и пошла его актёрская работа. По натуре общительный, компанейский, хороший актёр, певец, организатор он всегда был в гуще народной. В Козельске его ещё перекрестили – «Мотькой», Матвеем стали называть. Так все и знали его как Мотька Цейтлин. И теперь, и позже, да и вообще всю свою жизнь на сколько это было можно Моисей Израилевич занимался художественной самодеятельностью. Начальник районной киносети, культмассовик в доме отдыха, фотограф, после войны директор РДК, позже директор Дома культуры на мехзаводе и везде в центре внимания, везде на людях и они вокруг него. Актёром был способным, может быть даже талантливым. Играл много, например роль Яшки в спектакле Шкваркина «Чужой ребёнок» сыграл раз сто, роли Платона и Аркадия в «Платоне Кречете» и др. Моисей Израилевич параллельно с театральной работой пел в хоре. В 50-60-е годы в Козельске существовал прекрасный межколхозный районный хор под управлением В.С. Вагина. Хористы были собраны из всей козельской округи (Нижние Прыски, Стенино, Потросово, Дешевки). Зимой на санях, летом на телеге съезжались они в Козельск в Дом культуры на репетиции, а потом давали концерты, выступали на смотрах, ездили по деревням. Но какой это был хор! Коллектив был желанным и любимым гостем на любой сцене. Ездили в Москву на смотр. Сохранились фотографии их выступлений. Позже хор был преобразован в районный. Сергей Петрович Титов тоже долгое время был актёром, а позже режиссёром этого коллектива. С А.З. Курмель ими была поставлена пьеса Ю.Чепурина «Меч и звёзды» (1964 г.), где сами играли роли (Панкрат Стеапанович – Титов, Берта Броэль - Курмель). В пьесе Шкваркина «Чужой ребёнок» (1956 г.) им сыграна роль Александра Мироновича и др. В своём архиве Сергей Петрович бережно хранит альбом с фотографиями. На них запечатлены сцены спектаклей, актёры в гриме. Сохранились и вырезки из старых козельских газет, где печатались отзывы об их спектаклях. Их постоянным театральным критиком был В.Н. Сорокин. В своих статьях Василий Николаевич давал анализ поставленных пьес, оценивал игру актёров. Приятно перелистывать Почётные грамоты С.П. Титова того времени. «…За исполнение роли Бублика в пьесе Корнейчука «Платон Кречет» на районном смотре художественной самодеятельности в 1953 г.»,; а вот «За исполнение роли Почтальона в спектакле А. Афиногенова «Мать своих детей» на областном смотре художественной самодеятельности в 1955 г.», «За успешное исполнение роли в пьесе «Меч и звёзда» в 1962 г.» и таких наград немало. Заслуживали большого внимания зрителей пьесы в режиссёрской и актерской постановке Н.И. Алимпиева. Это такие спектакли, как уже названный «Чужой ребёнок», «Капитан в отставке» А. Симонова, «Вечно живые» и «Шестеро любимых» В. Розова и др. Вот только некоторые события театральной жизни Козельска. В разные годы на сцене театра отметились спектаклями режиссёры-постановщики: Сотсков Г.Д. - «Женщина с прошлым» (авт. А. Яхонтов); Ильин Н.С. - «Гроза», «Бесприданница», «Не было ни гроша, вдруг алтын», «Бедность не порок», «Волки и овцы», «Таланты и поклонники» (все авт. Н.А. Островский), «Последние» авт. А.М. Горький), «Живой труп», «Власть тьмы» (авт. Л.Н. Толстой); Евдокимов В. - «Блудный сын» (61 г.) (авт. Раннет); Алимпиев Н. И. - «Капитан в отставке» (60- е г.) (авт. Симонов), «Чужой ребенок» (56 г.) (авт. Шкваркин В.), «Вечно живые» (авт. Розов В.), «Мать своих детей» (57 г.) (авт. Афиногенов), «Возвращение», «Шестеро любимых» (авт. Розов В.). Разными режиссёрами были поставлены спектакли: «Платон Кречет» (30-60-е гг.) (авт. Корнейчук А.), «Таня» (авт. Арбузов), «Слава» (49 г.) (авт. Гусев В.), «Сказка о правде» (49 г.) (авт. Алигер Н.), «Время тревог» (авт.Чаковский), «Меч и звёзды» (авт. Чепурин Ю.). Как видно репертуар был обширный и разнообразный, и до поры развлекал козельскую публику. Люди с радостью шли на эти спектакли. Тогда еще не было телевидения, поэтому было вот такое живое общение между людьми. Но пришли другие времена и в 70-е годы театр распался сам собой. С глубоким сожалением и горечью говорят об этом бывшие актёры и остаётся ностальгическое чувство о чём-то хорошем, ушедшем в лета.
Так выглядел Успенский собор незадолго до завершения работ по его восстановлению, 2008 г., фото А.В. Шатохина.
Материалы о деятельности драмколлектива при Районном доме культуры были предоставлены бывшими актёрами этого театра М.И. Цейтлиным и С.П. Титовым. Они предоставили свои воспоминания, альбом с фотографиями, статьи с отзывами о постановках, театральные программы, почётные грамоты С.П. Титова. На основе этих материалов Н.А. Семёнова в конце 90-х гг. XX в. подготовила частично набранную на машинке, частично рукописную статью. В 2010 г. текст этой статьи был восстановлен А.А. Белошеевой (Институт Наследия, г. Москва).
|