Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Навстречу Половодью-2011 E-mail
(2 голоса, среднее 2.50 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Природа и мы
13.03.2011 22:46
Индекс материала
Навстречу Половодью-2011
Page #
Все страницы

Навстречу Половодью-2011

Сергей Рябов

 

«А ВОДА ТОУ ВЕСНЫ БЫЛА ВЕЛМИ ВЕЛИКА…»

Из истории половодий и паводков на реке Жиздре и на её притоках

 

Пойма реки Жиздры, весна 2006 г., фото автора

 

Пожалуй, не много явлений природы имеет такое множество названий в русском языке  как ПОЛОВОДЬЕ. Расположенные  в алфавитном порядке,  уже только некоторые из них, составляют предлинный список. Весноводье, водополица, водополь, водополье, водоразлив, водоразлитие, высокая вода, паводок, поемь, поймень, полая вода, полноводье, разводье, разлив, розливень, яроводье – вот далеко не все.

Когда смотришь с высокого места, а в Козельске точек, с которых открываются дальние виды на пойму реки Жиздры,  немало, захватывает дух. Душа парит и устремляется до самых дальних зажиздринских лесов. Всё, что только можно, покрывает вода, до самого  горизонта, который и обозначает лес. Каков восторг от силищи воды! Знакомые по сухим летним денькам пространные луга с конским щавелем и какими-то загадочными, до конца не понятного предназначения непреодолимыми вброд каналами. Немногочисленные пересыхающие старицы, бесконечные тропинки, быстрые речушки от леса до Жиздры и торфяные болота – всё это на несколько дней покрывается вслед за снегом талой водой. Обновляется водная масса стариц, она насыщается воздухом. Начинается нерест у рыб.

 

Половодье в верховьях реки Жиздра, фото с сайта


Вода  где стоит, не шелохнувшись, на просторных местах, а где бешено несётся  в узостях.

Всё несут с собой водные струи – брёвна, доски, ветки, кусты, пучки травы вместе с кочками, сено, лёд. От всего очищают землю, насыщают прибрежные пески под лугами и наполняют ложбинки на земле  и русла ручьёв холодными чистыми водами. Ручейки рождаются  по капелькам во время  таяния снега, что происходит в верховьях наших рек среди овражистых лесных чащоб по правому, и на прогретых весенним солнцем полях - по левому берегу Жиздры.

 

Озеро Ленивое, апрель 2006 г., фото автора


«Жизнь, здорово, радость» – слова, которые хочется кричать при виде разлива Жиздры, подчас напрочь забывая о том, сколько неприятностей приносит талая вода всему понастроенному человеком.

Половодье, впрочем, как и ПАВОДОК, когда реки выходят из берегов летом и осенью от дождей, порождает распутицу, ростополь, раздорожицу, размыв берегов, плотин и дорог и т.п.  Разбираться будем потом.

 

На мостках в половодье, фото с сайта


Сейчас же - вот он, океан, море воды. И всё это весной дышет холодом, настоянным за зиму в лесу среди дерев на их коре и хвое. Столько одновременно воды нигде и никогда больше не удавалось  видеть многим поколениям наших предшественников. Понятно, почему так много и народных прозваний у половодья – этого явления, которое по-науке определяется прозаически как «относительно длительное и значительное увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня и обычно сопровождающееся выходом вод из русла и затоплением поймы…».

Нам же, от восхищения небывалым проявлением свойств стихии воды, впору самим придумывать для неё всё новые и новые величественные и одновременно ласковые прозвания.

Мне только что позвонили из Дешовок. Вода в реке уже поверх льда!

Значит, уже скоро  разлив. Самое время полистать историческую хронику «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА». Вспомнить, что же нам известно о разливах Жиздры в прошлое время?         

К 15-13 вв. до  нашей эры,  ко времени т.н. «валдайского  позднеледниковья» и началу «глобального потепления», относят заселение нашей области человеком. Примерно в это время  сформировалось и русло реки Жиздры, изначально бывшей много шире, чем сейчас.

После длительного меандрирования русла наконец-то врезались в земную поверхность и в таком виде дошли до нашего времени. Палеорусла же заполнились старичными осадками, а также продуктами торфообразования.  Сегодня реликтовые изгибы русла можно представить так. Соотнесём берег реки, например, у деревни Дешовки,  левый берег здесь крут как нигде, и далекие от этого места торфяники где-то в лесах на правом берегу Жиздры почти у современной линии железной дороги. Это и будут примерно берега палеоизлучины. Такие просторы и заливает река в половодье, напоминая нам о границах, в которых она протекала в разное время. При этом современное русло Жиздры и днище её долины никак не совпадают.

Первые летописные упоминания о сильном разгуле речной водной стихии на Руси относятся к 1136 и к 1145 годам. Правда, это относится к паводкам, вызванным нескончаемыми дождями, продолжавшимися всё лето, лето, осень и так до середины декабря, когда люди «не видехом ясна дни». Вышедшие из берегов реки мешали убирать урожай хлебов. Вода уносила дрова и сено. Но это всего лишь паводки.

В истории же древнего летописного Козельска немалую роль сыграло именно весеннее половодье. В 1238 году в конце зимы-начале весны, по современным представлениям,  боязнь Батыя грядущего весеннего половодья, быть может, послужила одной из причин, по которой его орда вынуждена была поспешить от Торжка по восточному краю Брынских лесов и, в конце-концов, уткнуться в Козельск. На 7 долгих недель задержался он у стен этой крепости, сумев уничтожить, но не покорить мужественных граждан этого городка. Если верить гипотезе о решающей роли боязни Батыя и Субедэя окско-жиздринского половодья в развитии событий той весны, то выходит, что из 50 дней, которые ушли на осаду и штурм козельской крепости, 30 дней, а может быть и больше, так как вслед за половодьем наступила распутица, монголо-татары дожидались схода воды под Козельском прежде, чем начали штурм Козельска.

Как бы то ни было на самом деле, что бы ни послужило спешному «истечению» ордынской лавы в степь после очередного похода на Русь, но древний Козельск оказался чрезвычайно «крепким орешком» совсем не случайно.  Каждую весну он представлял собой островную крепость, расположенную на перешейке речной петли.

В условиях половодья Козельск оказывался настоящим островом, отрезанным от внешнего мира. По предположению историка крепостного строительства на Руси П.А. Раппопорта, реки Жиздра, Другусна, Клютома и Ордёнка, имевшие низменные поймы,  в условиях таяния снегов и половодья разливались на огромное расстояние в несколько верст. Они сливались в одно целое. В таких условиях подойти к Козельску было просто невозможно. Так что половодье 1238 года сыграло, быть может,  особую роль в истории крепости. Не только благодаря мужеству и героизму козельцев, во всех летописях граждан Козельска называют козлянами,  крепость смогла выдержать столь длительный напор.

Благодаря тому историческому половодью монголо-татары без дела могли простоять больше месяца у крепостных стен. Предполагают, что если осада города началась где-то 4 - 6 апреля, то первый приступ крепостных стен лишь после 10 мая. До этого они грабили окрестные деревни и сёла.

В следующие столетия история наводнений на Русской земле была богатой.

Так, например, 1443, 1444 и 1447 годы  по русским летописям памятны небывалыми половодьями. Летние же месяцы 1337, 1412 , 1437 годов оказались настолько дождливыми, что вода «потопляла всё иное в погребах». Половодья весной, летние и осенние, преимущественно в июле и в конце августа, паводки следовали с поражающим воображение постоянством обязательно вслед за холодными зимами.

Историки сходятся во мнении, что режим реки Днепр и рек в Верхнем Поочье чем-то схожи, поэтому рассказ одной из западных летописей о половодье 1447 года в районе Смоленска можно распространить и на наши места. Так называемая «Летопись Рачиньского» свидетельствует, что в том году «зима была велми люта и метелицы безпрестани з морозом завжды была, и много людеи з стюдени померло по селам и по городом, бо велми великая стюдень, а снег был велми велик, иж за многие лета не было снегу так великого и зимытак велми лютое. А вода тое весны была велми велика у Смоленску, усе место понела была, мало штось не дошла вода была до Покровское горы».

В XVII столетии половодья и паводки стали одной из причин небывалых неурожаев, и голода, которые породили Смуту. В следующем веке в 1761, 1777, 1788 годах были большие наводнения  на Оке и на её притоках, надо полагать, включая и Жиздру.

 

Летний паводок на реке Сосенке, Козельская Столпицкая засека, 2008, фото автора


В эти годы даже издавались указы, требовавшие создавать запасы продовольствия для того, чтобы пережить голод, бывший следствием разлива рек.

Учёт и некоторое подробное описание наводнений в Калужской губернии начался только в XIX веке.  Необыкновенное наводнение на Оке случилось среди лета. Тогда река  «разливалась до ограды Казанской церкви, о чем еще и в 1829 году заметка хранилась на стене дома купца Алтынникова», повествует Калужская летопись. Понятно, что в это время наводнения были и в уездах. В 1820 году на Жиздре было настолько сильное наводнение, что на прибрежную землю было выброшено немало леса. Когда на следующий год начали строить в Оптиной Пустыни скит, то для строительных нужд рабочие использовали лес, занесенный наводнением на монастырскую землю. Об этом говорится в летописи Оптиной Пустыни. Не радовала погода козельцев и в 1845 году. Он стал голодным годом из-за холодной зимы, поздней и с небывалым половодьем весны.

В конце 40-х -  в начале 50-х годов XIX века сведения о половодьях на Жиздре стали предметом для изучения офицерами Генерального штаба.  Поручик Феоктистов (1849 год) и М. Попроцкий (1864 год) в своих отчётах об изучении природы и статистики Калужской губернии рассказали нам немало интересного о половодьях, в том числе и при разливе Жиздры.

Так, например, благодаря их сведениям, нам известно, что во время разлива для переправы через  реки на больших дорогах употреблялись паромы, которые передвигались с помощью шестов, а также лодки-расшивы на вёсельном ходу. На малых реках, где был небольшой разлив, употреблялись плоты, «поднимающие не более 2-х крестьянских подвод, или от 10 до 20 человек», а «пешеходы переправляются на небольших лодках, вмещающих в себя от 4 до 8 человек»  (Феоктистов, 1849 г.).