Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Крестьянские фамилии сельца Клюксы E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Генеалогия
07.02.2015 10:08

Роман ЧИКИН, предки которого из села Клюксы Козельского района Калужской области, давно и целенаправленно изучает свою генеалогию. О результатах своей работы он делится на страницах нашего сайта (здесь, здесь, здесь, здесь и здесь). Мы каждый раз с волнением читаем письма Романа, в которых обязательно находим для себя новые сведения о самих себе, о своих предках. Без преувеличения сказать, буквально заряжаемся силами, глядя на работу исследователя. Берём с него пример. Желаем удачи нашему генеалогу и приглашаем наших читателей последовать его примеру.

 

Роман Чикин

 

КРЕСТЬЯНСКИЕ ФАМИЛИИ СЕЛЬЦА КЛЮКСЫ

 

Фамилия – неизменная составляющая имени собственного каждого человека. О значении фамилии в жизни человека можно говорить бесконечно много, вспоминая о социальных аспектах, самоидентификации, общественной значимости, семейной преемственности, традициях и обычаях рода, местности и страны. Но, безусловно, очевидно одно: совершенно невозможно представить современного человека без фамилии. Но всегда ли так было?

Фамилии в русской именной формуле появились довольно поздно. Большинство из них произошло от отчеств (по крестильному или мирскому имени  одного из предков), прозвищ  (по роду деятельности, месту происхождения или какой-то другой особенности предка) или других родовых имен. Первыми в русских землях приобрели фамилии граждане  Великого Новгорода, вероятно, перенявшие этот обычай из  Великого княжества Литовского. Затем в XIV-XV вв.  приобрели фамилии московские  удельные князья и бояре. До конца XVIII- – середины XIX вв.  большинство крестьянского населения центральной России фамилий не имело. Фамилии в крестьянской массе в основном начали формироваться после отмены крепостного права в 1861 году, хотя в некоторых местностях фамилии сохранялись в крестьянских семьях издревле – с XVII века и позднее.

Рассмотрев и изучив фамилии крестьянских семей определенного населенного пункта, в определенной степени можно выяснить, как происходил процесс формирования семейных прозвищ, чем занималось население села/деревни, какие обычаи и традиции соблюдались. В настоящей статье я рассмотрел некоторые фамилии крестьянских семей в моем родовом сельце Клюксы Калужского уезда, наличие которых подтверждается документами:

  1. Выписки из метрических книг Покровской церкви сельца Хозцы, к приходу которой относились жители Клюкс (выборочно: 1914, 1905, 1887, 1886 годы);
  2. Донесения о безвозвратных потерях в период Великой Отечественной войны, хранящихся в ЦАМО (ф. 58, 1941 – 1946 гг.);
  3. Книга Памяти военнослужащих, погибших в советско-финскую войну (1939 – 1940 гг.);
  4. Книга Памяти жертв политических репрессий Калужской области.

Поверьте – ретроспектива в «фамильную историю» была увлекательной!

 


Сказать наверняка, когда в Клюксах появились первые фамилии, практически невозможно. Однако уже одно то, что, по рассказам самих клюксовских крестьян (в частности, Ивана Ивановича Ипатова, 1886 г.р.), соседние деревни Хозцы и Ордёнки существовали в период татаро-монгольского ига (Хозцы – искаженное «концы», во время осады Козельска на месте сельца был обоз татарского войска; Ордёнки – от слова «орда»), дает основания предполагать, что некие прозвища-фамилии среди жителей той местности имели место быть. Другое дело, что ни одно из них могло не дойти до современности, или дойти в сильно искаженном виде. Однако стоит заметить, что из тридцати рассмотренных фамилий чуть более половины явно образованы от прозвищ, имеющих профессиональный оттенок, особенности характера или какое-то иное значение.

Также анализ фамилий показал, что наиболее распространены в Клюксах были фамилии Крыгин, Рыбаков, Даниличев, Ипатов, Москалев, Зенин, Таганцев и Аксенов – восемь фамилий из тридцати рассмотренных. Этот факт также поможет понять некоторые особенности жизни крестьян в Клюксах.

А теперь рассмотрим происхождение фамилий, которые для удобства я расположил в основном в алфавитном порядке.

Бабков.

Данная фамилия дает большой простор для толкования. У одного только В.И. Даля в словаре можно найти несколько совершенно разных значений этого слова. В первую очередь, конечно, идет речь о женщине в разных вариантах: вдова, замужняя женщина низших сословий, бабушка в родственном отношении, повитуха. Потом идут разные варианты на тему флоры и фауны: бесплодная пчелиная матка, стрекоза, мотылек, даже птица пеликан! В отношении домашнего хозяйства этим словом называли столб или сваю, чурбан для забивания чего-либо, подставку под рычаг, козлы или подмостки, часть конской ноги, свинчатку… Ну не стоит забывать про фольклорную Бабу-Ягу, ведьм, сдобное печенье, вид растения типа шалфея, а также множество производных слов с еще более разнообразными значениями. К татарской же теме добавим, что «бабой» называли деда, старика (!), либо детскую страшилку («бабайка»). Вот и думай, откуда пошла эта фамилия…

Буравцов.

Если мы обратимся к словарю В.И. Даля, то выясним, что «бурав – стальная полутрубка, желобок с винтовым носком и поперечною колодочкой, для буравления, сверления, проверчивания дыр.». Т.е. фамилия явно профессиональная, хотя уместно будет вспомнить, что человека дотошного, пытливого мы сейчас иногда называем «буравцом».

Комаров.

Фамилий, производных от названий насекомых, немногочисленны по сравнению с «птичьими» и «звериными» фамилиями. Тем не менее, фамилия Комаров вошла в сотню самых употребляемых русских фамилий. В народе существовало множество примет, связанных с этим насекомым. «Много комаров – готовь коробов (по ягоды), много мошек – готовь лукошек (по грибы)»; «Комара нет – овса и трав не будет»; «Когда появятся комары, пора сеять рожь». Комаром могли назвать назойливого, вертлявого человека. Или небольшого ростом, бойкого, с писклявым голоском – вариантов множество!

Кулешов.

Здесь мы очевидно обращаемся к гастрономической теме – ведь кулеш – всем известное блюдо, полупервое-полувторое, суп-каша из какой-либо крупы (как правило, пшенной) с добавлением картошки, лука, сала или мяса. Традиционно такое кушанье было популярно у белорусов, украинцев, вообще в южных губерниях, а также у казаков. Но почему бы кому-то не варить ароматный кулеш и в козельском сельце Клюксы? Запросто!

Лобанов.

И здесь у В.И. Даля мы встречаем множество вариантов и толкований, исходным для которых является слово «лоб» - часть лица человека, находящаяся над бровями. Кому дали прозвище Лоб или Лобан – человеку с выдающимися чертами лица, упрямцу, сообразительному или смекалистому крестьянину? А может, все дело в лобезке – так в Калужской губернии называли повойник из ситца или кумача.

Москалев.

Фамилия эта явно связана с городом Москвой, и если не напрямую, то в значении выходца из столичного региона. Зная из словаря В.И. Даля, что «москалем» в Белоруссии и на Украине называли либо солдат, либо чиновников. Впоследствии данное прозвище стало употребляться даже с пренебрежительным оттенком. Однако в случае с козельскими местами версия о «географическом» происхождении фамилии кажется более вероятной.

Новиков.

В старину всякого новичка, пришельца, новожила называли Новиком. Это определение быстро становилось постоянным прозвищем и переходило к потомкам в форме фамилии. Не случайно в древних переписных книгах записи некоторых людей по прозвищу Новик снабжены пометой «прихожий» (т.е. пришлый человек).

Попков.

Из толкового словаря В.И. Даля: «Поп – священник, иерей, пресвитер; человек поставленный, посвященный, помазанный, рукоположенный в духовный чин или сан пастыря душ. Поп, папа, конечно общего корня, отец; поминается у нас впервые в Песнословии Пророков, 1047 г.». Вообще, прозвище древнее, распространенное, более известный вариант однокоренной фамилии – Попов. Однако не стоит забывать, что «поп, в игре городки, рюхи, чушки: выбитая из кона чушка, ставшая опять торчком или на попа, что говорится и о бочке, или тюке; стойком, торцем, торчмя; в игре в козны, бабки, при конании, то же, стоячее положенье бабки».

Ошурков.

Ошурки – вытопки сала, выварки, вышкварки; подонки при скопке масла; избоина, макуха, перегноенная на мыло; вообще, остатки, подонки, поскребыши, оборыши, крохи (Толковый словарь В.И. Даля). В Вологодской губернии, к примеру, ошурковым обедом называли блюда, приготовленные на следующий день после праздничного застолья – из остатков. Какой человек мог получить подобное прозвище, превратившееся потом в фамилию? Последний ребенок в семье, бедняк, побирающийся… Фамилия явно указывает на определенное материальное неблагополучие предка.

Смирнов.

В основе фамилии Смирнов лежит очень популярное нехристианское мужское личное имя «Смирной». Очевидно, что оно обозначает черты характера – «смирный, тихий, послушный». Возможно, имя отражало реальные качества человека или – что более вероятно – пожелание родителей относительно поведения ребенка в будущем. Личное имя Смирной было широко распространенно на всех территориях и во всех социальных слоях, поэтому так часто можно и сейчас встретить эту фамилию. Да и без участия личного имени, а просто в качестве прозвища, также отражающего качества человека, могла возникнуть данная фамилия.

Таганцев.

«Таган – круглый или долгий железный обруч на ножках, под которым разводят огонь, ставя на него варево; треножник». Слово это попало в русский язык из татарского. Тут же вспоминаются издревле дошедшие до нас рассказы о татарах в Козельских местах во время нашествия Батыя. Сохранилось ли прозвище с тех времен, или нет – вопрос спорный, но виден вновь его профессиональный оттенок – крестьянин Таганцев мог изготовлять эти самые треноги, либо сам готовить пищу, используя таган.

Черенков.

Слово «черен», в соответствии со словарем В.И. Даля, имеет несколько значений. Это и рукоять для сельскохозяйственных инструментов, и сучок плодового дерева для прививки дичка, солеварный котел, глубокая сковорода для выпарки соли. Черенок – это и литрованная селитра. Так что вариантов возникновения фамилии достаточно. Единственное, что все-таки можно отбросить – это солеварный вариант. Не занимались масштабной варкой соли крестьяне Козельского уезда!

Чулков.

В этой фамилии прослеживается явная связь с чулками – «исподней, вязаной долгой обувью, заменяемой иногда карпетками, носками, получулками, или онучами, портянками, подвертками», как сообщает об этом предмете гардероба В.И. Даль в своем словаре. Получается, что чулки, применительно к крестьянской среде – аналог онучей, используемых как «дополнение» к традиционной крестьянской обуви – лаптям. Мог ли родоначальник фамилии заниматься изготовлением чулков-онучей? Почему бы и нет!

Шапкин.

Данная фамилия дает большой простор для толкования происхождения. Всем известный головной убор, пошив его, множество пословиц и поговорок, с шапкой связанных («Отрубил, да и в шапку», «На воре шапка горит», «По Сеньке и шапка», «Без жены, как без шапки», «По улице идешь – хоть не надевай шапки»), почки растений и деревьев, шапками называемых, насмешливое прозвище, свадебный чин шапочника – все вышеперечисленное в равной мере может являться причиной происхождения этой фамилии.

Шмелев.

Фамилия, образованная от прозвища «Шмель», которое связано с известным насекомым. Возможно, это как-то связано с занятием пчеловодством? Хотя в Клюксах, кажется, эта отрасль сельского хозяйства не была развита.

 

А вот рыболовством в Клюксах не пренебрегали. Еще бы – ведь еще даже в 60-х годах прошлого века Жиздра славилась богатым уловом самой разнообразной речной рыбы! Совершенно очевидно, что рыболовством и связана еще одна достаточно распространенная крестьянская фамилия – Рыбаков.

Крыгин.

Пожалуй, еще одна «рыболовная» фамилия – и также одна из самых распространенных. Кригой, или крыгой называли рыболовную сеть – вот и получила семья заядлых клюксовских рыболовов такую «профессиональную» фамилию. Подобный факт говорит о том, что рыболовство в Клюксах было, безусловно, в почете.

Орешкин.

Эта фамилия определенно намекает на связь с орехами. Или орешником. Хотя возможен и вариант с крепким, неуступчивым характером носителя фамилии – или физически крепким человеком. Также есть предположение, что уменьшительное прозвище «Ореша» образовано от церковного имени Арефий.

Подошедши, таким образом, к фамилиям, образованных от крестильных имен, мы заметим, что период возникновения таких фамилий также достаточно растянут во временном интервале. Крестьянская семья могла издревле иметь какое-то фамильное прозвище, но из-за большого количества детей в семье, особенно мужского пола, чтобы различать семьи сыновей/братьев друг от друга, односельчане давали им различные прозвища, или те брали их сами. Вполне возможно, что новую фамилию семья получала от имени главы семьи.

Или родовое прозвище со временем забывалось, а в связи с необходимостью иметь фамилию после отмены крепостного права, крестьянин брал себе фамилию (или даже чиновник «назначал» ему) от отчества. Ведь отчества у низших сословий в то время писались в форме «чей сын/чья дочь?»: Иванов/Иванова, Петров/Петрова, Васильев/Васильева, и т.д. К примеру, так было с моими предками Ипатовыми. В 1886 году у крестьянина сельца Клюксы Ивана Ипатова родился сын Иван. В данном случае Ипатов – отчество. То есть Иван, отца которого звали Ипатом, впоследствии и взял себе фамилию от отчества отца. Получилось: Иван Ипатов(ич) Ипатов. От Ивана Ипатовича Ипатова и пошли затем в Клюксах многочисленные Ипатовы, потомки которых и в соседней деревне Дешовки, и в уездном городе Козельске, и в столице живут до сих пор, сохранив фамилию.

А вот остальные крестьянские фамилии сельца Клюксы, образованные от церковных имен:

Аксенов – Аксен, Авксентий.Климов – Клим.

Викторов – Виктор.
Даниличев – Данила, Даниил.

Зенин – Зенон.

Исаев – Исай, Исаия.

Кузин – Кузьма, Косьма.

Меркулов – Меркул, Меркурий.

Назаров – Назар, Назарий.

Сафронов – Софрон, Софроний.

Тарасов – Тарас.

А вот фамилия Гуров, по идее также произошедшая от имени Гурий, в случае с Клюксами может иметь и иное происхождение – ведь в деревне был «конец», называемый Гуршина. Гуровы жили в Гуршине – не так ли?

 

При анализе происхождения фамилий, особенно образованных от прозвищ, а не крестильных имен, я пользовался «Толковым словарем живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля – ведь этот словарь содержит объяснение многих таких слов, которые уже малоупотребимы или вовсе не употребляются в современном русском языке – а ведь наши предки общались именно с использованием этих слов!

Конечно, нельзя считать, что список приведенных выше фамилий полный – изучены еще не все метрические книги, не установлены пока «уличные» фамилии, которыми наделялись, к примеру, жители соседнего села Березичи, не известно пока и просто про единичные прозвища – а ведь это все тоже богатый материал для исследования! Поэтому очень бы хотелось, чтобы читатели «Энциклопедии Козельска» тоже подключились к этой работе, рассказали бы какие-то известные им факты о фамилия и прозвищах жителей не только одних Клюкс, но и всего Козельского региона.