Анонс
Коммюнике 5 декабря 2015 г.
Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!
Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»
Яндекс.Деньги 41001812434462
WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942
почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru
QR-Код сайта "ЭК"
Голосование
Сайты друзей
Поиск по сайту
ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ
Revolver Map
Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)
ГОРОДКИ – ВОРОТА НА ЗАСЕКАХ |
главный раздел - Новости | |||||||||||||||||||
28.01.2018 19:42 | |||||||||||||||||||
Радостные известия пришли из Национального парка «Угра» о предстоящих летом 2018 г. работах в Березическом лесничестве по восстановлению натурной части экспозиции засечных укреплений при музее «Козельские засеки» (об этом здесь). Эта новость побудила вспомнить о книге Сергея Рябова «Здесь государевым «украинам» было бережение», вышедшей в 2007 году. В ней было рассказано об особенностях устройства небольших крепостец на Козельских засеках. Автору посчастливилось вместе с замечательным археологом из нацпарка «Угра» Галиной Александровной Массалитиной участвовать в создании экспозиции, посвящённой истории засечного строительства на Козельской земле, в здании музея «Козельские засеки». В качестве консультанта он также помогал возводить и деревянные сооружения возле музея (здесь). В помощь будущим строителям засечных сооружений - волонтёрам мы помещаем у нас одну из глав названной выше книги. Одновременно мы надеемся, что автор завершит работу над материалами для её переиздания. Во второй выпуск книги, мы рассчитываем, войдут рассказы обо всём том новом, что удалось ещё узнать автору и его коллегам после 2007 года.
В период начала работ по строительству засечных укреплений рядом со зданием музея "Козельские засеки". Слева направо: С. Рябов, Е. Першин, директор Нацпарка "Угра" В.П. Новиков. Фото С. Рябова, 2009 г.
С. Рябов
ЗДЕСЬ ГОСУДАРЕВЫМ «УКРАИНАМ» БЫЛО БЕРЕЖЕНИЕ
ГОРОДКИ – ВОРОТА НА КОЗЕЛЬСКИХ ЗАСЕКАХ
В старину на Руси для обозначения укрепленных пунктов, представляющих собой круговую систему долговременных оборонительных сооружений, чаще всего использовались понятия город, городок или кремль. По разным оценкам, в XVI-XVII вв. на дорогах, ведущих сквозь Козельские засеки, было в общей сложности 4-5 таких городков. Точное их расположение на местности сегодня не установлено. Существуют лишь гипотезы, требующие проверки с привлечением археологов и проведением дополнительных исторических разведок. Предполагается, что крепости находились: на Столпицкой засеке – на реке Песочне (старая дорога в город Белёв); на Дубенской засеке – на реке Дубенке (район населенного пункта Городок, старая дорога в Болхов); на Кцынской засеке – на ручье Гремячий (дорога из Козельска в Карачев); на Сенецкой засеке – на реке Сенек (дорога из Козельска в Карачев). Местоположение последней крепости наиболее гипотетично. Кроме названных крепостей-ворот, на засеках существовали ещё и отдельные укрепления в виде строжевых постов, острогов, укрепленных городков, редутов, обрудованных мест укрытия местного населения от татар («зимницы») и др. сооружения. Все они могут быть отнесены к крепостным сооружениям, следы которых едва угадываются на местности.
В первой половине XIX в. Леонид Кавелин писал: «После междуцарствия, при Михаиле Федоровиче деятельно занялись устройством сторожевых линий и исправлением сторож, станиц и засек по украинным городам (к числу которых принадлежал и Козельск), бывших ещё при Борисе Годунове в хорошем состоянии. По уездам Лихвинскому, Перемышльскому и преимущественно Козельскому проходила часть так называемой Крымской засеки, цель которой определялась самим сим названием. Ныне близ этих мест не осталось никаких следов прежних укреплений, кроме рассеянных курганов, служивших некогда сторожами, а, быть может, насыпанных над могилами падших в сече» [117]. Заметим, что под термином «сеча» автор мог иметь в виду не только место отчаянных сражений козельских ратников с монголо-татарами, крымцами и польско-литовскими захватчиками*, но и мог употребить его в значении «засека». Одна из серьезных попыток найти следы крепостей на засеках была предпринята в 40-х гг. XX в. А.В. Никитиным, к сожалению, в его заметках о результатах тех разысканий упоминаются лишь обнаруженные следы рвов и валов на Белёвских и других смежных с Козельскими засеках, при этом о каких-либо подобных находках среди козельских лесов нет ни слова. Впрочем, что же там можно было найти, если и за несколько десятков лет все укрепления в лесах «растворяются» под воздействием только одних сил природы. Это наглядно подтверждают, например, материалы старинных дозоров засек. Когда в 1638 г., всего лишь после 40 лет неустроенности и Смуты обстановка на южных границах России заставила возродить Козельские засеки, каких-либо видимых следов былых укреплений на засеках попросту не нашли. Со Столпицкой засеки дозорщики докладывали: «…от Столпицких ворот по обе стороны, где был старой завал лесной сечен, и таво завалу пенья и которые деревья были сечены, и таво всего не знать – всё погнила, а потому по старинному завалу лес вырос молодой в невеликое бревно». Или вот ещё: «… на столпицких воротах, што было каких крепостей, и таво всего ничего не знать – всё погнила». Такова картина полного разрушения всего за четыре десятилетия засечной черты, бывшей гордостью Ивана Грозного и его предшественников. Понятно, что в настоящее время, когда прошло уже три с половиной столетия, дело изучения засек является непростым и, по прошествии всё большего времени, оно ещё более усложняется. В результате изучения ситуации, связанной со строительством Козельских засек и реконструкцией их в разное время, особенно засечных крепостей на дорогах, автором настоящей монографии сформулирован перечень задач, которые целесообразно решать в процессе исторического теоретического изучения и осмысления истории засек как объекта культурного наследия. Главными из них могут быть названы: документальная «локализация» прохождения засек и местоположения той или иной крепости на картах с привязкой к ориентирам, упомянутым в соответствующих «дозорах»; установление места и роли каждой крепости в общей системе Козельских засек, а последних – в обороне южной границы Руси в целом; уточнение времени возведения первых укреплений на засеках, определение их характерных особенностей (сильные и слабые стороны), а также применявшихся хитростей для введения противника в заблуждение относительно замысла обороны на засеках; нахождение ответа на вопросы: кем и когда наполнялись укрепленные городки на засеках, какова была их емкость, а также боевые возможности крепостей; отыскание сведений о том, кем и когда перестраивалась или подновлялась та или иная засека; установление основных признаков – следов бывших засечных сооружений, которые могут быть обнаружены в настоящее время, и возможного местонахождения их следов на местности. Решение отдельных задач стало предметом исследования настоящей монографии, другие ещё ждут своего решения. Представляется, что результаты этой исследовательской работы помогут специалистам создать цельную модель Козельских засек, которую интересно будет сравнить, правильнее сказать, совместить с той, которая будет получена по результатам археологических изысканий. Сама теоретическая модель, несомненно, поможет археологам в их работе на местности. Важнейшее значение для обеспечения обороны Козельска на подступах к городу со стороны засеки, а также для пропуска людей и грузов через «сечь» имел Столпицкий узел обороны, возведенный на Столпицкой засеке у реки Песочной на большой дороге Козельск – Белёв. Объяснялось это, в первую очередь, тем, что эта дорога, прорезавшая заповедный лес, напрямую подводила со стороны Белёва к реке Жиздре, сразу за которой уже начинались козельские слободы. Сотня - другая метров и враг, пришедший с крымской стороны, оказывался уже в Козельске под самыми стенами Вознесенского монастыря, который, быть может, играл роль внешней крепости, расположенной за стенами основной крепости города. На эту мысль наводит знакомство с историей бывшего неподалеку Жиздринского монастыря, который в XVI-XVII вв., как предполагают, даже входил в систему всей обороны южной границы Руси на Брянском направлении. Наиболее подробное описание Столпицких ворот было составлено в 1641 г. при передаче их от воеводы-воротынца Дорофея Матова козельским воеводам Андрею Шепелеву и Борису Воронцову. К этому документу неоднократно обращались многие исследователи [118]. Одни из них подробно комментировали содержание этого акта другие не только расшифровывали их, но и составляли свои собственные чертежи и рисунки устройства «всяких засечных крепостей» у Столпицких ворот (рис. 26, 27, 28). Автор монографии изучил их и, приняв за основу вариант Ласковского, наиболее близкий к описанию устройства Столпицкого городка в 1641 г., разработал обобщенный вариант укреплений (рис. 29, 30). Планы укрепленного городка на Столпицкой засеке, приведенные выше, к сожалению, содержат ряд неточностей. Это касается, в первую очередь, общего количества и конструктивных особенностей устройства башен и стен городка; построек, возведенных на территории крепости; характера надолбов и острога, и др.
Рис. 26. Оборонительные сооружения на дороге через Столпицкую засеку в XVII в. (реконструкция Ф.Ф. Ласковского, 1858 г.) [119]
Для того чтобы более рельефно стали понятны некоторые детали, автор счел необходимым составить свою внемасштабную схему Столпицкого узла обороны. Эта же схема учитывает недостатки и замечания по ходу изучения чертежей Ф. Ласковского и Н. Фальковского, а также основана на результатах сравнения прежних чертежей с документами XVII в. На отдельные из них обратил внимание ещё А.В. Никитин [120], другие выводы принадлежат автору монографии. Обращает на себя внимание то, что в общей сложности городок имел 4 башни: две глухих, скорее всего, угловых и стоявших с русской стороны, и две проезжих. Все они были четырехугольные по форме, но имели при этом разные размеры: 4 х 4 сажени – проезжие и 2,5 х 3 сажени – угловые башни. Это 8,64 х 8.64м и 6,48 х 5,4м соответственно, при условии, что результаты измерения в документе (см. приложение 7) указаны в трехаршинных саженях, каждая из которых равнялась 2,16 м. По мнению А. Савельева, стены крепости на Столпицкой засеке выглядели следующим образом: «… столпицкой засеки город сосновый рублен в одну стену с быками, на быках ощен мост, около города поверх мосту город, рублен в две стены в клетку, а в клетках прорублены двери, ходить по городу» [121]. Н.П. Крадин комментирует это сообщение следующим образом: «Здесь заполненные землей и камнями срубы названы «быками». Быки соединены однорядной рубленой стеной, а поверх быков устроен настил, на котором стена рублена уже в два ряда с поперечными перерубами. Причем на стене нет галереи, а все клетки имеют сообщение между собой через двери». На территории городка были поставлены две избы и выкопан казенный погреб для «порохового зелья». Кроме того, острог был доведен до реки, что повышало ее защитные свойства в то время, когда ещё с русской стороны не был выкопан ров и поставлены надолбы. Это усовершенствование произошло уже после 1641 г.
Рис. 27. Оборонительные сооружения на дороге через Столпицкую засеку в XVII в. (реконструкция Н.И. Фальковского, 1950 г.) [123]
Особое внимание было уделено общему укреплению городка. Заметим, намного больше, чем это делалось обычно, например, особенно прочной была сделана вся ограда, что достигалось установкой угловых башен.
Рис. 28. Реконструкция Столпицких ворот (И.Л. Чернай, Москва, 2003г.)
Стены по всему их периметру были оборудованы внутренними переходами в виде клеток с дверями для прохода. Это повышало защищенность оборонявшихся в крепости от обстрела с тыла, поскольку, как предположил А.В. Никитин, вне стен крепости находились более высокие точки для обстрела. На территории городка был оборудован погреб для хранения зелья – ядер, пуль и пороха. В крепости это было хорошо защищенное сооружение, так как запасы, создаваемые для «вогненного боя», были внушительными.
Остатки предполагаемого рва XVII в. у Столпицких ворот, апрель 2006 г. От засеки до реки Жиздры было около 8 верст. Это расстояние можно было без труда преодолеть на лошадях даже весной, осенью и летом после дождей примерно за час. Обычный обоз без спешки проходил этот путь за два часа. Вот почему те, кто рубили самый первый город на Столпицкой засеке – ворота в Козельск, хорошо понимали, что для татар он должен был быть непреступным узлом обороны. Важность его создания объяснялась ещё и тем, что сами татарские силы, могущие подойти к непреодолимой для них засеке с «польской» стороны, могли быть весьма внушительными, от нескольких сотен до трех-четырех тысяч человек. К тому же у них просто не было другой возможности попасть в Козельск, кроме как попытаться прорваться по проломленной через засеку дороге. Вот почему те, кто строил город, уже изначально побеспокоились о том, чтобы наиболее крепко прикрыть подступы к нему именно с «польской» стороны. Может быть строителям не пришлось бы городить надолбы в 6 линий, если бы они расположили городок за рекой Песочной с русской стороны. Однако для того, чтобы городок стал именно с полевой стороны, видимо, были какие-то веские основания. Археолог А.В. Никитин, например, объяснял это тем, что русская сторона была меньше покрыта лесом [124]. Впрочем, могла быть и другая причина, а именно та, что речка Песочная была неширокой и мелкой, а использовали ее только лишь как источник воды для питья и на случай лесного пожара. Не случайно, уже после 1641 г., реку дополнительно прикрыли с русской стороны рвом.
Каменная кладка в основании моста через реку Песочную, апрель 2006 г.
Став мысленно на сторону татарских конников, попытаемся в составе их отряда прорваться на русскую сторону через засеку у Столпицких ворот. Смоделируем весь ход такого предприятия, начав его из окрестностей Белёва, куда, в свою очередь, можно было попасть из Болхова. Условность такой задумки состоит, помимо всего прочего, ещё и в том, что татарам прорваться из Болхова под Белёв было тоже совсем не просто, так как сначала надо было преодолеть хорошо укрепленную Бобриковскую засеку. На ней вдоль реки Бобрик на протяжении 10 верст были установлены 27 башен, поделаны надолбы и набит частик. Сами ворота у этой Белёвской засеки были тоже неплохо укреплены. Тем не менее представим, что прорваться к Белёву всё же удалось. А что же дальше? Условия выполнения задачи таковы. Во-первых, предстоит сначала совершить переход от города Белёва до Столпицкой засеки, а это ни много ни мало 17 с половиной верст, или, полагая в 1 версте 500 саженей, а в сажени 213,36 см, около 18 км. Во-вторых, нужно будет преодолеть саму засеку глубиной 2361 сажени, то есть пять с лишним километров. Здесь сквозь лес была пробита неширокая просека, по которой, собственно, и была накатана дорога, поделаны гати через мокрые места, а кое-где и мостки через ручьи и речушки. Дорога песчаная, кони будут идти с трудом, утопая в этом песке. Наконец, пройти лавой путь от засеки до реки Жиздры, а это ещё семь с половиной верст, то есть около 8 км. При благоприятном стечении обстоятельств на все предприятие потребовался бы один световой день – и мы в Козельске. Но всё было бы незатейливо, не будь на пути Столпицкого городка. На первые укрепления этого узла обороны мы наталкиваемся, втянувшись в засеку на три с половиной километра (1606 саженей). Перед нами первые опускные ворота, что-то вроде шлагбаума. Так просто обойти это место ни справа, ни слева невозможно, так как в обе стороны от этих ворот, от дороги до самого леса, что начинается по бокам дорожной просеки, путь нам преграждают надолбы. Конечно же, смести эти первые ворота несложно, но после преодоления ворот мы оказываемся в узком коридоре, ограниченном опять же рядами надолбов, а это не только преграда, но и надежное укрытия для русских стрелков. Внезапно из-за этих надолбов в нас сыплются пули и стрелы. Это из укрытий вступили в дело русские ратники, вооруженные луками и пищалями. Помимо всего прочего, промежутки между отдельными стоячими бревнами надолбов прикрыты хворостом, пересыпанным землей, а поэтому русские защитники скрываются за ними, как за надежными щитами. Назад нам дороги нет – напирают свои же возбужденные внезапной опасностью конники, возникает затор. Впереди неизвестность. Не скоро ещё в тылу татарских сил разберутся в том, что же случилось. Кто-то будет послан в лес на поиски обхода укрепленного участка дороги, но вскоре уже разведчики вернутся ни с чем. Обхода дороги нет, лес непроходим, а там, где нет оврагов, среди леса, оказывается, русскими давно поделаны непроходимые завалы из деревьев. Один выход, прорываться вперед, ко вторым воротам. Задача не из легких, так как коридор между боковыми надолбами за первыми воротами уже наполнен убитыми соплеменниками и павшими лошадьми. Если только удастся проскочить за надолбы в сторону леса, то мы окажемся запертыми в ячейке между валом из деревьев в лесу и надолбами, поставленными от ворот в сторону леса. Другой выход – с трудом всё же, но отойти назад, подальше от засеки. Придти в себя, ночью выслать отряд для того, чтобы проделать проходы в линии засеки, как говорили, смести надолбы. В любом случае упущено время, утрачен фактор внезапности.
Рис. 29. Принципиальная схема укреплений у Столпицких ворот в XVII в.
Условные обозначения:
Рис. 30 Схема укреплений на Столпицкой засеке и пояснения к схеме
Впереди «крымцев» ждут ещё 8 ворот, причем не только в виде опускных колод, но и створные дубовые ворота, которые не так-то легко проломить (рис. 29). В конце концов нападавшие оказываются запертыми в гигантской воронке, в которой их будут последовательно уничтожать русские люди, вооруженные не только луками со стрелами и пищалями, но и пиками, и рогатинами. Скорее всего, до штурма самого кремля, то есть укрепленного деревянного городка, дело просто не дойдет. Описание укреплений на воротах сквозь засеку и рассмотренная модель боевых действий на исследуемом направлении показывают, что здешняя крепость была не только хорошо укреплена. Внешний пояс, а также территория, расположенная внутри него, называвшиеся «городом сосновым, рубленым», имели ещё и внушительные размеры. Общая длина городовых стен с башнями составляла 112 сажен. Если взять за основу казенную сажень XVII в. – 217,6 см, то можем заключить, что периметр крепости был около 250 метров. В описаниях крепости (см. приложения 4, 6, 7, 11) можно обнаружить и другие подробности не только об ее устройстве, но и о том, что собой представляли крепость и укрепления на Столпицкой засеке в целом (рис. 30). Остается лишь добавить, что служба в подобных небольших крепостях неслась гарнизоном в составе около 50 человек в течение определенного срока, затем происходила замена людей. Следующей крепостью на Козельских засеках был укрепрайон у реки Дубенки. Крепость на Дубенской засеке ничем примечательным от всех остальных не отличалась. Располагалась она в верховьях реки Дубенки, правом притоке реки Вытебеть. Сохранился промежуточный доклад о ходе восстановительных работ, производимых на этой засеке летом 1638 г. [125], позволяющий понять, что собой представлял этот укрепленный городок на дороге из Козельска в Болхов (рис. 31).
Рис. 31. Принципиальная схема укреплений у Дубенских ворот в XVII в. Условные обозначения:
Вот как описывает эту крепость А.В. Никитин: «На большой дороге из Козельска в Болхов на полевом берегу р. Дубенки был поставлен острог на дороге с двумя башнями, избою и пороховым погребом. С полевой стороны, на противоположном от городка берегу реки, укрепления были сделаны в виде пяти опускных и одних створных ворот и надолб, поставленных от дороги к засеке. На русской стороне на дороге были поставлены четверо опускных и одни створные ворота, и также надолбы поперек дороги. Здесь, как и в Столпицкой засеке, рвы около крепости были ослонены досками, уменьшавшими их осыпание» [126]. Столь же важную роль в общей системе засечной черты, как и названные выше крепости, играла Кцынская засека (новую точка зрения С.А Сухорукова на эту засеку и крепость при ней, см. здесь). Вместе с тем, будучи удаленной почти одинаково от всех крупных городов, в которых содержался различный по численности гарнизон, в этой крепости требовалось предпринять дополнительные меры по обороне «по вéстем», т.е. с получением данных о начале выдвижения татар из степи. Вот почему с самых древних времен организаторы засечного дела должны были уделять самое пристальное внимание обеспечению надежного прикрытия проходимых мест на этой засеке, и в особенности, наиболее слабому месту на ней – проездным воротам через засеку – Кцынскому острогу. За время существования Кцынской засеки могли меняться как назначаемые свыше места пропуска через засеку, так и, соответственно, места расположения укрепленных городков при них. Расположение их обусловливалось, в первую очередь, дорогами, которые прокладывались через «заповедь», а также обстановкой, которая складывалась на том или ином направлении. Относительно места нахождения Кцынского городка существует следующая традиционная точка зрения. Городок находился в непосредственной близости от села Кцынь. Этого мнения придерживалось большинство исследователей, ограничимся лишь упоминанием Н.Н. Анисимова и В.Н. Сорокина [127], а также А.В. Никитина. Последний, в частности, писал: «Обследование 1949 г. не обнаружило остатков этой крепости, но до сего времени на Карачевской дороге, около с. Кцынь, есть в лесу место под названием «городок». Здесь протекает небольшой ручей и находится овраг. Участок порос большим лесом и кустарником, который не дает возможности без раскопок точно установить местонахождение «городка» [128]. Между тем, существуют документы, прямо указывающие на место нахождения интересующего нас городка у Кцынских ворот. Заметим, что ворота эти сугубо условно названы так по расположению на многокилометровой по протяженности Кцынской засеке. Документальные известия таковы: «…у Кценских ворот на засеке сквозь городка течет ручей, а берега у тово ручья круты, в ыном месте в человека есть» [129]. В описании Кцынского укрепленного городка, составленном в 1683г., конкретизируется «… сквоз городок течет ручей Гремячей, а через ручей в городок мост, да в городке ж мост, 2 избы с навесом, да клет казенная с навесом же (рис. 32) [130]. Таким образом, укрепленный городок располагался на ручье. В атласе Калужской области [131] удается разыскать малоприметный ручей Гремеша (Гремша) – приток реки Ловатянки, которая, в свою очередь, является левым притоком реки Рессеты*. Оснований, чтобы не верить сведениям документов, нет, кроме того, само название ручья является главным, к тому же наиболее стабильным признаком, указывающим на место расположения городка. За столетия названия рек, как правило, не изменялись, их не «переносили» по своему усмотрению с одного «поточка» на другой. Поскольку все речки и даже ручьи представляли естественные границы чьих-то владений, то правило сохранения их названий при нанесении на старинные чертежи и карты соблюдалось очень жестко, как в недавнем прошлом, так и в старину.
Рис. 32. Принципиальная схема укреплений у Кцынских ворот в XVII в. Условные обозначения:
Таким образом, Кцынский укрепленный городок в 1638 г., скорее всего, находился в районе современного села Ловать, чему существует несколько косвенных подтверждений. Так, например, в трех километрах к северо-западу от Ловати находится деревня Турьевка, в названии которой просматривается связь со словом «тур». Этот термин прежде означал «межевую насыпь», «бугор» или «курган» [132]. Называли «турами», от латинского слова «turris» – «башня» [133], и башни русских крепостей. Термин «тура» активно применялся в русской армии XVII в., поскольку в ней служило немало иноземцев. Состояли они на службе, в том числе, и в отрядах, назначаемых для охраны засечных крепостей. Таким образом, деревня Турьевка своим названием подсказывает нам, что она находилась со стороны крепостной башни или на «границе», «меже». Название села Ловать, в любом случае, имеет яркий погранично-крепостной характер, особенно с учетом того обстоятельства, что в кцынском укрепленном городке главными наблюдательными и оборонительными элементами являлись именно «туры» – башни, влиявшие не только на облик самой крепости, но и, быть может, на местную топонимику. Кроме того, в старинном селе Ловать, упоминаемом ещё в документах Свенского Успенского мужского монастыря в 1595 г., и сейчас имеется запруда явно старинного происхождения, устроенная, скорее всего, на месте искусственного водоёма, созданного ещё строителями кцынского городка. Древность села Ловать с учётом особенностей его расположения, дает основание предположить, что через него уже в XVI в. мог проходить тракт Карачев – Козельск, имевший важное военное и торгово-промышленное значение. Наконец, в названии этого места – от слова «ловить», усматривается смысл, связанный с понятиями – перехватывать, захватывать живьем, стеречь и др., отмеченными В. Далем. Таким образом, есть немало фактов, свидетельствующих в пользу гипотезы о том, что следы древнего укрепленного городка на Кцынской засеке следует искать в ближайших окрестностях села Ловать, которое располагается у слияния небольших рек Гремеши и Ловатянки. Совершенно очевидно, что это предположение требует всесторонней проверки со стороны археологов. Ещё одна Козельская засека – Сенецкая, как принято считать, свое положение имела в районе реки Сенета, течет в юго-западной, наиболее удаленной от Козельска, части уезда. Сегодня это название позабыто, а сама речка, которая хотя и обозначена на современной карте-километровке в «Атласе Калужской области», но показана без названия [134]. На карте Сенета выглядит как безымянное продолжение рек Которянки или Драгожани. Между тем, ещё и в XVIII в. река эта была полноводной, поскольку ее питали многочисленные притоки, из которых назовем только правые: Чашенка, Пручка, Помокла, Ослянка, Близнец и другие, давшие названия деревням, располагавшимся на их берегах. Река Сенета упоминается в материалах дозора Козельских засек. Считается, что именно здесь проходила Сенецкая засека, на одной из дорог через которую были устроены засечные ворота с крепостью. Точное место их нахождения нам не известно. Весьма туманные указания на то, что от Сенецкой крепости до соседней Кцынской засеки было 33 сажени (около 70 м) и 5900 саженей до реки Жиздры (7200 м) [135], никак не проясняют нам этой картины. Где же на засеке была Сенецкая крепость? Если на реке Сенете, то при какой дороге? Названная выше стратегически важная дорога Мещовск – Карачев проходила в 13 верстах, то есть далеко не только от реки Жиздры, но и речки Сенети. Значит крепость, если она вообще находилась здесь, то есть на северном, левом, берегу Жиздры, могла быть где-нибудь на дороге. На указанном удалении от реки Жиздры находится, например, сельцо Буда-Монастырская. Если здесь был проход через засеку, а, следовательно, и крепостца при нем, то уместны несколько вопросов, которые пока остаются без ответа. Какова была роль крепости на этой второстепенной дороге, и кто нес службу на ней? Кто содержал засеку, какими силами она обслуживалась? Дело в том, что вокруг располагались только вотчины Свенского и Жиздринского монастырей, освобожденные от любых засечных дел как монастырские вотчины. Наконец, где же Сенецкая засека сходилась с Кцынской засекой? По свидетельству дозорщиков XVII в. – в 33 саженях. Но тогда естественной границей в этом случае была бы река Жиздра, о которой, как о стыке двух засек, нигде не упоминается. С учётом названных обстоятельств представляется, что Сенецкая крепость располагалась не на левом, а на правом берегу реки Жиздры. Во-первых, здесь протекают две хорошо известные нам речки. Они носят названия очень созвучные утраченному названию реки Сенеты. Это речки Сенек (левый приток Рессеты) и Ясенок (левый приток Жиздры), по которым проходила засека, и которую иначе как Сенецкая (от реки Сенек) или Ясенецкая (от реки Ясенок) и не назовешь. Во-вторых, здесь через реку Жиздру проходили дороги, имевшие по крайней мере до XVIII в. важное военное значение. Например, дорога Кцынь – Чернышено [136]. Начиналась она от села Кцынь, шла на север через Мойлово, через сельцо Хотьково, где пересекала реку Сенек и дальше уже приближалась к реке Жиздре, где был налажен перевоз на плотах. После преодоления реки путники попадали в большое село Чернышено, а дальше уже в село Сухиничи. В глухом лесном краю, ограниченном на севере рекой Жиздрой, совершенно неожиданной для неприятеля оказывалась любая крепость, построенная при речке Сенек. Здесь, где проходил Сенецкий участок Козельской засеки – последний, самый западный участок Большой засечной черты, на удалении 5 верст 900 саженей от реки Жиздры, ещё на одной козельской дороге, связывавшей села Кцынь и Усты (на Жиздре), находилось большое старинное село Буда. Здесь, скорее всего, и находились ворота через Сенецкую засеку. К востоку от Буды по сей день сохраняются остатки древнего вала протяженностью свыше 2-х километров. Интересно, что мнения о нахождении ворот у села Буда придерживались и авторы книги «Козельск» Н.Н. Анисимов и В.Н. Сорокин [137]. К сожалению, они не поведали нам, о какой Буде у них идет речь, о Буде-Монастырской, что на левом (северном) Берегу Жиздры или Буде – селе, что на правом (южном) берегу Жиздры. В их книге не говорится и о том, откуда они почерпнули сведения, на которые опирались. В случае принятия приведенной гипотезы многие из противоречий, характерных для Буды-Монастырской, разрешаются сами собой. Всё становится на свои места. Лесной завал от крепости у Буды подходил к Жиздре, которая была естественной преградой, а засека шла ещё на протяжении трех верст на запад. А как же река Сенет, упомянутая в дозорах и описаниях засеки? Это вполне могла быть ошибка чертежника или переписчика. На письме буквы могли быть перепутаны. Так и могла появиться путаница в документах: вместо реки Сенек – река Сенед – Сенет. Сенецкая засека была среди Козельских засек, пожалуй, одной из старейших. В отличие от Кцынской, при которой различные крепости были построены поздно, на Сенецкой засеке они существовали ещё со времен Ивана Грозного и Федора Иоанновича. По преданию, именно здесь Иван Грозный производил досмотр крепостным сооружениям в 1571 г. [138]. Важность Сенецкой засеки обусловливалась, прежде всего, тем, что она была устроена на исключительно важном в стратегическом отношении направлении Москва – Брянск – Киев. Отсюда проистекали многие угрозы Московскому государству со стороны всех его исторических противников. В широкой полосе местности, ограниченной справа и слева лишь лесными неширокими и во многих местах проходимыми реками Болва, Жиздра, Рессета, располагались старинные города и села, такие, как Жиздра, Думиничи, Козельск, Мещовск. Здесь было средоточие многих путей, идущих от стен Москвы на юг и юго-запад. Правильнее всего будет говорить о том, что здесь был не просто один из участков Козельских засек – Сенецкий, а череда хорошо укрепленных оборонительных линий, можно сказать, Жиздринских засек. Историкам и археологам, несомненно, предстоит осветить истинную картину построения обороны Московского государства на древнем Брянском пограничном направлении. Ещё совсем недавно о его роли знали куда как больше нашего. Не случайно, что в Калужском географическом атласе за 1786 г. есть подробные указания на то, каким образом проходила засека в здешних местах. В пояснительной записке к этому атласу читаем: «Сверх сего, находится в сем уезде Сталицкая казенная засека ведомства Тульской оружейной канцелярии, которая начинается от границы Козельского уезда, по рекам Жиздре, Рессете, Вытебети, по речкам Мельмухе, Еловке, Язве, Хочеве, Сученке, Лесне, Рессетице, Озерне, Могильне, Лютне, Боровке, Сороче и по обе стороны большой дороги, идущей из города Козельска в Карачев». В конце XVIII в., скорее всего, существовало свое деление засек, находившихся в ведомстве Тульской оружейной канцелярии. Не исключено, что оно началось или с момента передачи засек в оружейное ведомство, или новые названия засекам были даны уже в ходе территориальных переделов при образовании Калужского наместничества. При уездном городе Жиздра – Сталицкая засека, при Козельске – Смолицкая засека. О последней, также относившейся к ведомству Тульской оружейной канцелярии, упоминается, например, в труде Соймонова «Топографическое описание Калужского наместничества». О Смолицкой засеке у этого автора сказано, что она простиралась на 35 верст в длину и имела ширину 2 версты и более. На этой протяженной засеке могли быть даже не одни, как считается сегодня, а несколько ворот на дорогах, которые прорезали засеку. Сохранившееся описание Сенецкой крепости, располагавшейся на реке Сенете, скорее всего, касается только одной из возможного множества таких укреплений (рис. 33). Судя по останкам многочисленных городищ, здесь в XVI – XVII вв. могли быть не только укрепленные городки при дорогах, но и самостоятельные крепости, прикрывавшие промежутки между завалами, устроенными в лесах, и открытые безлесные места. Существуют легенды о том, что крупное село, а ныне город, Жиздра в древности тоже была пограничным городком, неподалеку от которого был основан Жиздринский монастырь – важная пограничная крепость на Брянском направлении. Здесь, в краю многочисленных древних городищ, археологи уже обнаружили остатки валов, курганов, насыпей и других площадок. Большинство из них относятся к самым древним периодам нашей истории – временам первых вятичей. Разве это не свидетельство тому, что здешние прижиздринские места были не только хорошо обжиты, но и играли важное военное значение и в последующие времена. Примечательно, что у города Жиздры находится место под названием «Курган князя Серебряного». По преданию, на Жиздринскую засечную черту при Иване Грозном царским указом был послан князь Серебряный – легендарная личность, собирательный образ героя- пограничника, служившего на засеке. Несколько фактов, требующих сопоставления. Первый, о чем мы уже сказали выше, заключается в том, что именно здесь в 1571 г. царь Иван Грозный наиболее детально осматривал вновь построенные засеки. Второй, когда Ф.И. Зюзин проводил в 1638 г. досмотр Сенецкой засеки, то он обнаружил здесь много старых укреплений, которые никак нельзя было восстановить теми силами, которыми он располагал. Только у Сенецких ворот были опускные колоды, крепостная башня, а также лесной завал, шедший до самой Кцынской засеки. Ф.И. Зюзин утверждал, что прежде укрепления здесь создавались людьми из разных городов [139]. Третий, на соседней Кцынской засеке, при ее осмотре в 1638 г., даже следов каких-либо прежних укреплений обнаружено не было. Не потому ли была столь велика разница в укрепленности засек, что каждой из них отводилась своя роль? Сенецкая засека была сильно укреплена, не в пример соседней, в то время как на ту, что была рядом, не хватило сил, средств и времени. Может быть, не было особой нужды? Может быть, мобилизующим началом, подстегивающим строителей, чтобы укрепить, прежде всего, брянское направление, послужили опасения гнева царя, сурово каравшего за недостатки в засечном деле и лично инспектировавшего Сенецкую засеку. Главная причина, видимо, была всё же в другом, а именно, в особой роли, которая отводилась засеке, прикрывавшей брянское направление – играть роль «мешка», в который можно было бы заманить неприятеля.
Рис. 33. Принципиальная схема укреплений у Сенецких ворот в XVII в.
Условные обозначения:
Следует подчеркнуть, что отнесение отдельных засек к числу Козельских имеет весьма условный характер. Столпицкая, Дубенская, Кцынская и Сенецкая засеки были включены в список Козельских из-за того, что в то время, когда здесь складывалась единая Большая засечная черта, они находились на территории волостей, относившихся к Козельским. Вместе с тем, какие-то из них до этого времени могли входить в другие оборонительные засечные системы. Так, например, фланговая Сенецкая засека могла представлять элемент хорошо укрепленного Жиздринского рубежа (от села, а позднее города Жиздра) на Брянском направлении. Такое положение тем более могло быть тогда, когда все засеки ещё не были объединены в единую черту, а представляли собой лишь отдельные звенья засеченного леса на наиболее опасных направлениях. Изучение моделей крепостей на Козельских засеках продолжается, в основу всей аналитической работы закладываются сведения, разысканные в различных источниках.
Литература: 117. Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Приложения. С. 19. 118. Никитин А.В. Оборонительные сооружения засечной черты XVI-XVII вв. // Материалы исследований по археологии СССР. 1955. №44. Т.3. М., С. 197; Савельев А. Материалы к истории инженерного искусства в России. СПб., 1853. 119. Ласковский Ф.Ф. Материалы для истории инженерного искусства в России. Часть I. СПб, 1858; Фальковский Н.И. Москва в истории техники. М., 1997. С.45. 120. Никитин А.В. Оборонительные сооружения засечной черты XVI-XVII вв. // Материалы исследований по археологии СССР. 1955. №44. Т.3. М., С. 194-196. 121. Савельев А. Материалы к истории инженерного искусства в России. СПб., 1853. С.27. 122. Крадин Н.П. «Русское деревянное оборонное зодчество. М., 1988. 123. Ласковский Ф.Ф. Материалы для истории инженерного искусства в России. Часть I, СПб, 1858; Фальковский Н.И. Москва в истории техники. М., 1997. С.45. 124. Никитин А.В. Оборонительные сооружения засечной черты XVI-XVII вв.//Материалы исследований по археологии СССР. 1955. №44. Т.3. М., С. 195. 125. Там же, С. 196. 126. Там же, С. 196. 127. Анисимов Н.Н., Сорокин В.Н. Козельск. Тула, 1967. С.24. 128. Никитин А.В. Оборонительные сооружения засечной черты XVI-XVII вв. // Материалы исследований по археологии СССР. 1955. №44. Т.3. М., С. 197. 129. Там же, С. 197. 130. Там же, С. 198. 131. Атлас Калужской области. Л. 87 а-4; 94 а-1. 132. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989. Т.IV. С. 444. 133. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. СПб., Т. IV. С. 123. 134. Атлас Калужской области. М., 2002. 135. Никитин А.В. Оборонительные сооружения засечной черты XVI-XVII вв. // Материалы исследований по археологии СССР. 1955. №44. Т.3. М., С. 199. 136. Зеленов В.С. Дороги Калужского края. Калуга, 2001. С. 48. 137. Н.Н. Анисимов, В.Н. Сорокин. Козельск. Тула, 1967. С. 24. 138. Никитин А.В. Оборонительные сооружения засечной черты XVI-XVII вв. // Материалы исследований по археологии СССР. 1955. №44. Т.3. М., С. 199. 139. Там же, С. 198.
Печатается по книге Рябов С.А. Здесь государевым «украинам» было бережение. Российское пограничье - особый объект культурного и природного наследия. М.: Институт Наследия, 2007. С.131-156. * Сечи почитаются и в наше время. Так, например, у деревни Сенино, прежде называвшейся Косынь, есть место, которое в народе известно как «Сеча». * Есть ещё ручей Гремучий у с. Сорокино (см. указанный Атлас, лл. 97 б-1, 98 б-2.). Он тоже протекает в пределах Кцынской засеки, но отношения к Кцынским воротам вряд ли имеет в силу своего местоположения.
|