Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Слаговищи - деревня колдунов. Фольклор одного села. E-mail
(12 голоса, среднее 4.67 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
27.11.2010 17:02
Индекс материала
Слаговищи - деревня колдунов. Фольклор одного села.
Page #
Page #
Page #
Все страницы

Представляем авторов "Энциклопедии Козельска" :

ведущий научный сотрудник Института культурного

и природного наследия им. Д.С. Лихачёва  

Н.М. Ведерникова

 

 

Н.М. Ведерникова намечает маршрут новой экспедиции

 

Энциклопедия Козельска, на наш взгляд, должна отразить не только весь традиционно сложившийся для подобных изданий набор тем. В неё должны быть вписаны статьи, раскрывающие культурное и природное наследие богатейшего своими традициями исторического Козельского края. Представляется, что в энциклопедии надо попытаться передать, в том числе, и  локальные особенности, причины и условия, определяющие сохранность или, напротив, забвение, изменения традиционных жанров фольклора. Будет полезным в виде отдельной статьи или серии словарных статей раскрыть  всё многообразие  преданий и устных рассказов, описывающих Козельск и его окрестности, а также историю заселения края. О том, что всякое козельское место, будь-то знатное село или утопающая в лесах деревенька-хуторок,  имеют свою богатейшую на  события историю, сохраняющуюся в  памяти людей, свидетельствуют материалы, полученные в ходе экспедиций по изучению фольклора в Козельском районе. С частью этих материалов, собранных в деревне Слаговищи Козельского района в конце 90-х гг. прошлого века, и знакомит нас Н.М. Ведерникова, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института Наследия им. Д.С. Лихачёва (г. Москва). 

Н.М. Ведерникова

 СЛАГОВИЩИ - ДЕРЕВНЯ КОЛДУНОВ. ФОЛЬКЛОР ОДНОГО СЕЛА.

Деревня Слаговищи находится в 20 км к югу от Козельска. Она расположена на большом безлесом возвышенном месте, сильно изрезанном оврагами. Деревня от одного конца до другого вытянута на 3 км. Часть построек идет по "большаку" (ныне шоссе, связующее деревню с основным трактом Козельск - Белев), но большинство домов расположилось вдоль оврагов, составляющих приметный ландшафт местности. Изначально, - утверждают старожилы, - "Деревня была в другом месте, ближе к большаку"), лишь потом люди стали селиться по пригодным для застройки площадкам вдоль глубоких оврагов ("вершинок"), где были ключи. Таким образом, характер местности определил застройку, на первый взгляд, весьма хаотичную - со множеством улочек, переулков, тупичков. 

 Дома то одной или двумя линями тянутся по оврагу, то сгруппированы в плотный жилой узел. Теперешняя кажущаяся разбросанность деревни усугубилась пустотами, образовавшимися в результате пожаров и сноса ряда домов. Такого рода застройка наблюдается и в других деревнях Козельского района, например, д. Васильевка близ Шамордина, отчасти д. Клюксы и Дешовки. Как всякая освоенная территория, Слаговищи имеет центр; сегодня это небольшая площадь на развилке деревенских "улиц", где расположен магазин и автобусная остановка, центром же считается новое здание школы, находящееся на Мишечкиной горе, самом высоком месте. В прежние времена это было место сходок, в том числе и молодежных увеселений. Церкви в деревне не было, хотя деревня всегда была большая. Местные жители объясняют это тем, что Слаговищи, как и Дешовки, не была помещичья, а церкви, якобы, строили только в помещичьих деревнях. Приходской считалась церковь в 5 километрах в с. Гонилово, близ с. Киреевское (ныне не сохранилось), почти на границе Козельского и Тульского районов, где был и старый деревенский погост.


Деревня Слаговищи и её окресности на карте Козельского района


Возможно, это обстоятельство определило известную обособленность Слаговищ от других деревень, расположенных рядом с Козельском. Отсюда и восприятие жителей деревни как людей особенных, замкнутых, нелюдимых, а эти черты всегда связывались с представлениями о колдунах. Этому, вероятно, способствовало и мнение о "келейных", живущих уединенно, умеющих читать старопечатные книги, которые были в Слаговищах. Слава о деревне как колдовской довольно прочно удерживается в сознании козельчан. Как в дальнейшем выяснилось, в Слаговищах было развито знахарство, лечение травами. То, что называется "колдовством" - оборотничество сглаз и проч., существует в виде быличек и демонологических устных рассказов. Подобные рассказы можно обнаружить едва ли не в любой деревне, что подтверждается фольклорными записями в деревнях Клюксы и Дешовки. Из истории деревни удалось узнать, что Слаговищи не была помещичьей ("Наша деревня не придана была этим <помещикам>, называлась "канамическая", - Е.А.Жупикова), из повинностей "зиму рядное возили - дрова, лес" (Е.Н.Дворянчикова). 

В деревне были развиты ремесла: ткачество, набойка, плетение из прута; были плотники, валяльщики, печники, кузнецы. Местные школьники выявили имена многих мастеров, что позволяет говорить о ремесленных традициях деревни (кузнечном деле, валяльном, плетении, деревообработке). В настоящее время Слаговищи едва ли насчитывают 200 дворов, в 1950-е годы здесь было 500 дворов, около 2 тыс. жителей. На территории деревни располагались три колхоза: "Красные Слаговищи", "Красный партизан и "1 Мая 2-ой пятилетки". Хозяйство было многоотраслевое (зерноводство, полеводство, животноводство). Ныне колхозы перестали существовать, хозяйство разрушено, остались лишь приусадебные огороды и сады. Многие в поисках работы уехали в города, постоянно в деревне живут пенсионеры. В общеобразовательной средней школе 60 учеников, в классах по 6-8 человек. Здание школы - самое большое в деревне, построенное по типовому городскому проекту на самом высоком месте, с прекрасными садом. Сегодня школа стала культурным центром деревни. В школе ведется краеведческая работа, создается музей, посвященный прошлому и настоящему деревни, сделаны тематические альбомы на основе разысканий юных краеведов. (К сожалению, отсутствие ссылок на информантов, включенность в альбомы книжных фольклорных текстов наряду с аутентичными записями - не позволяют использовать их как достоверные источники.)


 

 Лесные чащобы в окрестностях д. Слаговищи


Само название деревни "Слаговищи", ее историю местные жители объясняют по-разному. "Какой-то ссыльный начал строить вдалеке от речки вдоль дороги" (М.Я.Морозов); "Слаговищи - от слова "склад": на окраине теперешнего села было построено много государевых складов с военным снаряжением. Это, когда Иван III начал строить здесь засеки", "Сюда ссылались люди, неугодные царю", "Это была государева деревня, которая несла почтовую, сторожевую и торговую службы" (из краеведческих разысканий школьников Слаговищенской средней школы). С. Рябов выводит название деревни от слова "слоуга" - слуга и предполагает, что это "старинное поселение, принадлежащее княжескому слуге, получившему здесь землю за верную службу"... "Слугами" же в XYI в. называли бояр, находившихся на службе у великого князя, "слугами именовали даже крупных удельных князей, например, ИванаКозельского и Ивана Вяземского". В рамках этой гипотезы Рябовым также предложено и такое толкование: "Среди населения господарских селений в конце XY. - XYI веке была и такая многочисленная категория, как слуги. По своему экономическому положению они стояли близко к тягловому крестьянству, но все же главной их повинностью была военная служба и разъезды по поручению господарской администрации. Этих служилых людей именовали путными, или панцирными, слугами. По этой гипотезе, Слаговища можно поставить в разряд "гарнизонных" сел, в которых большую часть населения составляли военные, служилые люди" (С.Рябов. Именослов Козельских деревень, "Калужский край. Козельский район. М., 1999, с.253).