Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Слаговищи - деревня колдунов. Фольклор одного села. E-mail
(12 голоса, среднее 4.67 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
27.11.2010 17:02
Индекс материала
Слаговищи - деревня колдунов. Фольклор одного села.
Page #
Page #
Page #
Все страницы

Говорят, что это был подводный царь, который мог утянуть женщину в колодец" (альбом "Исторические вехи деревни Слаговищи"). Другое предание об этом колодце рассказывает, что "однажды в колодце утонул барин на золотой карете, запряженной тройкой лошадей. Много раз искали эту карету, но так и не нашли" (там же). А вот рассказ, связанный с другим местным колодцем: "Дядька мой стал воду пить в Минаевском колодце, а там - змея. Он палочкой ее - тык - а она рассыпалась в деньги" (Левина). Змея может показать клад и в других местах. Та же В.И. Левина рассказала: "А то один дядька идет, а по полю едет поезд. Ну, он в сторону отбежал. А ему тогда сказали: "Это клад, ты бы его палочкой тронул".

Местные предания о кладах содержат традиционные фольклорные мотивы: ковша, змеи, огненного колеса (поезд), которые при определенных условиях могут рассыпаться золотом. Привязка их к конкретным местам, в основном к колодцам, придает значимость источникам, выявляя один из способов включенности их в культурное пространство. Ныне предания о кладах редки, их можно записать только от пожилых людей. Народная память слаговищенцев, помимо традиционных мотивов, сохраняет и традиционные мотивировки положения кладов: "В каждом колодце может быть клад. Люди клали клад. Добрые - на доброе здоровье, злые - на 100 голов (т.е. клад не откроется, пока не убиты 100 человек) (В.И.Левина). Таким же сакральным местом, как колодец, в народном представлении, является перекресток.

На перекрестках гадали, на перекрестках можно было встретиться с нечистью. В рассказе В.И.Левиной о встрече с волком перекрестком оказывается разъезд, а волк наделяется чертами оборотня. "Я и с волками разговаривала. Я как вечером иду из Стекольного завода, меня мать встречала на разъезде. А тот раз кто-то дергат и дергат меня. На разъезд вышла - никого. Иду обратно. Решила полем пойти. Иду, боюсь. Выхожу на поле, вот бежит волчина из верху, глаза, как фонари. А мне отец говорил: "На верху (в овраге), если волка встретишь, смотри, плешивым не называй!" Он заросся, а худой! Он так остановился. Я говорю: "Эх ты, мученик! Тебе не удалось и мне не удалось. По лесу боялася встретиться с тобой. А ты вон тощий какой, небось и детишки есть". Он подымается и пошел. Я бегом, бегу и плачу, так до дома". Запредельной территорией оказывается Козельск с его близлежащими монастырями. Никто из опрошенных жителей не бывал в Оптиной Пустыне. Оптина Пустынь лишь слабо отозвалась в предании о Чертовом городище (в народе "Чёртово городище): "Где-то на Чёртовом городище 500 лет покойники лежали, и лежали как живые. Там подземный ход, как шахта, и книжек много нашли. Попов там хоронили. Амврос был у них главный поп." (Левина). Большое число преданий и устных рассказов с ярко выраженной традиционной основой свидетельствует о развитости жанров устной прозы. Это подтвердилось и записями быличек. Традиционными персонажами быличек выступают домовой, леший, черти, в существование которых рассказчики верят; традиционны и функции "нечисти": домовой охраняет дом, леший - лес; они могут навредить, но могут и помочь. Былички, как и предания, с одной стороны, несут в себе общерусскую традицию и связаны с сохранением веры в духов, с другой - имеют локальные привязки, которые нередко выражены в топонимах, ссылки на реальное время и реальных свидетелей излагаемых событий (случаев). Былички, определяемые как демонологический рассказ, часто оказываются пограничным жанром, поскольку помимо событийной основы, включают в себя поверия, различные приметы, заговорные формулы и описания магических действий. До сих пор широко бытуют рассказы о лешем. Е.А.Жупикова: "Когда входишь в лес - молись. На поясе были "Живые помощи" ("Живый в помощи"), с ним всегда ходила"; "В лесу на дороге не ложись, леший может задавить. Он верхом ездит". В.И.Левина: "Леший аукает и заводит, человеком ходит за тобой. Брата Хилены завел. Он пьяных не любит. Он рассказывал: "Иду, - говорит, - как по тропинке, а мужик рядом идет, а за пазуху кладет будто булки. А утром глядь - бурелом, а за пазухой кошка дохлая оказалась. Мне лично показывался много раз. Идет, сучья так и трещат. Я врачам потом сказала, они говорят: "Это у тебя нервы не в порядке". - "Так он же разговаривает!" - "А это тебе голоса слышатся".

Слаговищенцы также верили, что во дворе живет домовой, который ухаживает за скотом, если коровы и лошади приходятся ему "в масть". "Домового (шута) [когда переезжаешь] надо звать: "Домовой мой, домовой, иди за мной, храни меня, береги меня". Когда домовой наваливается, надо спрашивать: "К худу или к добру? (Левина). Вместе с тем, существует убеждение, что "это раньше представлялось, а теперь ничего никому не чудится". Такими же постоянными персонажами быличек, как домовой и леший, является черт и колдун. "Иду из Киреевской, ходит баранчик на поле, щиплет зеленя. Чужой! Я ему: - куть-куть-куть. Словила, на плечо положила, иду. Тяжело, а жалко кидать. А время уж подходить. Я выматерилась, а он - ха-ха-ха-ха и бежать". "А то зайцем в Киреевском бегал. Я матери рассказываю, а она говорит, не заяц это, а колдун" (Левина). При записи фольклора, особенно быличек, многим информантом задавался вопрос, почему деревню называю "колдовской". Оказывается. такая слава идет за деревней давно. М.Я.Морозов (1923 г.р.) рассказал: "Я на войне был. Собрались однажды, разговариваем. "Я - калужский", - говорю. - "Откуда?" - "Из Слаговищ" - "Так ты колдун?" Вон какая слава про нас шла". С такой характеристикой были согласны все опрошенные. Пояснения, которые давались, свидетельствовали, что прежде в деревне была сильна заговорная традиция и были живы традиции народной медицины. Были и "колдуны", к которым относили людей, знающих наговоры, якобы способных наслать порчу; особым "колдовским" знанием наделялись и известные знахари и знахарки, лечившие травами, и даже "чтицы", которые лечение сопровождали молитвами.

 Почти мифологической выглядит в рассказах один из деревенских знахарей по прозвищу Жерёба. "Ты спрашиваешь, почему нас колдунами зовут? Был Жерёба - знахарь, сейчас говорят "экстрасенс", как чародей. Он делал наговоры - подлости. а кого и спасал. У нас - знахарь, а на севере говорят - "шаман". Он тоже мог насылать болезни. Говорят, колдуны превращались в кошек и свиней" (Морозов). Интересно замечание этого информанта, что у колдунов "это шло по потомству". "У матери спросила: "Кто Жерёба?" Она гаварит: "К нему ходили тогда - у кого лошадь увядуть - к нему ходили гадать. А он, говорит, так делал: иди, говорит, в лощиху, сиди. В 12 часов придет твоя лошадь пить. Ну, этот дед пошел караулить. Старик сидел. Видит, лошадь идет. Он как подскочил, а это медведь. Старик с ума сошел. Заревел это медведь. А это колдун. Он сделался сам медведь. Ну, эту лошадь сколдовал или што, не знаю. На его (деда) зло какое-то
имел. Ну, дед немножко пожил и помер, испугался и помер". "У него (Жерёбы) отродья никаких тут нет. Колдуны подохли, а потомство оставили. Ну, я не хожу [к знахаркам]. А бабки есть, и умывают, и привораживают". "Где школа - из той стороны и деревня. Из старины века там и самые колдуны" (Жупикова). "Прежде колдуны были - Жерёба, Никита - их уж давно нет, а они (колдуны) и сейчас тоже есть, портят. На свадьбе не гуляй - усуропают. Вот я была на свадьбе. Мне подносят стакан: "Возьми в руки, возьми в руки, пропусти! И ей подносят, она не берет, а они: "Возьми, возьми!". Она взяла - у нее дрыг - и вдребезги. Из нее сатана вышел. "От колдуна можно спастись молитвой или кукишем в кармане" (Левина). "Прежде колдуны были, молоко отымали; они могли сделать, что ты будешь болеть, могли в свинью превратиться". "Жерёба был, снимал порчу. К нему сколько подвод стоят! Отовсюду привозили. Вот 8 лет мальчика привезли, его спортили, околдовали, он чуть жив, еле ходит. И привезли к Жерёбе (он при маме жил). А он лечил, мальчика стал лечить и вылечил. Его боялись, он бородой оброс" (К.С. Мошкарина). Помимо Жерёбы в деревне называли и другую "колдунью" - Виселю (Василису): "Была одна Виселя, меня ненавидела. Муж к ней ходил. Я не запрещала. Меня она зазвала, напоила, так он целый год со мной не спал. Бутылка наговорная была. Виселя - колдунья (Жупикова). В.И.Левина вспомнила, что "баба Варя по воде гадала".

Если колдуна может творить как добро, так и зло, то знахарство в народном сознании связывается в основном с целительством. Известность подлинных знатоков трав, костоправов часто выходит за пределы деревни. О таких знахарках помнили и наши информанты. "Была у нас бабка-повитуха Савина Нюша, В роддом еще в 53 г. не ездили, она все роды принимала. Вон идет человек, вывихнул ногу - идет к этой бабке. Травами лечила." "Бабка Меланья тоже травами лечила и тоже была бабка-повитуха. Трав много: лист подорожника, и тоже разный: есть луговой, есть придорожный; зверобой, мать-мачеха, дикая роза (шиповник). Живот болит - эта бабка знала, на какой травке настой делать. Пришла ко мне, а у меня рябина растет. Она говорит: "Какая хорошая вещь пропадает!" Изгоняла порчу: бросит в баночку древесный уголь, потом наговор делала" (Е.А.Жупикова). О знахарках вспомнила К.С.Мошкарина: "Бабка Миля была - "умывала", по книжкам лечила. У меня родилась девочка, у нее "молоденьская" была (трясет ее), я ходила к ней, отчитывала. Она отчитывала. отчитывала - а все равно умерла. А кому лучше было". "Нюша-родиха была, умывала, сломы выправляла. Дочери ее здесь недалеко живут - Евдокия и Зайцева". Помимо знахарства, так сказать, профессионального, в деревне многие женщины пользуются средствами народной медицины - и травами, и "словами". В обиходе каждой хозяйки, держащей скот, обычны "скотские" заговоры (для лечения домашнего скота), в многодетных семьях, как правило, женщины знают заговоры и несложные сопровождающие их магические действия для лечения детей. Многие обиходные обережные формулы - это в сущности те же заговоры. Знание таких заговоров ("слов") обычно, его не скрывают, считая бытовым полезным делом.

 

 

 Станция Слаговищи, фото С.А. Рябова, июль 2002 г.


В деревнях считалось возможным пользоваться заговорами, занесенными извне. Поэтому заговоры больше характеризуют самих носителей, нежели местную поэтическую традицию. Так, в д. Дешовки от Надежды Ивановны Злобиной был записан заговор, который она назвала "молитвой" - "От сглазу, от пожару, от потопу". Эту молитву она переняла во время войны от беженца ("Жил старенький старичок") и охотно дает всем нуждающимся. В основе этого заговора лежит духовный стих "Сон Богородицы". В крестьянских горах стояло три древы: первая древа - Пётра, вторая - Хидра и третья - Крупорезка. На этих древах стали Христа распинать: руки-ноги приковали, на голову черный венец надевали. С черной головы потекла вода и руда. Ходил ангел святой, ходил Келин святой - Воду видел - ужахнулся. Кто воду видел - ужахнулся, кто руду видел - возрадовался. Кто эту молитву на день три раза прочтет, того Бог человека спасет от потопища, от пожарища, от лихого глаза, от лихих людей и от змеи Скуропей.

 Аминь (на воду почитать, перекреститься, водой сбрызнуть). Близкий приведенному текст, также названный "молитвой", был записан в Слаговищах от Н.С.Жупиковой: В городе Ерусалиме жила Божья Мать Дева Мария. Она спала-посыпала, причинный сон во сне видала. Пришли к ней жиды-евреи и принесли три деревца: первое деревце - дрын, второе - купарис, третье - адрес. Иисуса Христа распинали, ручки, ножки, кровь проливали. Пришла к ней Божья Мати. По престолу ходила, белые скатерти стелила. "Не плачь, Дева Мария, воскреснет Ваш сын перед утренней росой". Люди ходют в церковь с чистой чистотой. Не божись божатой. Кто эту молитву знает, тот спасен бывает от пожара, от потопа, от лихого человека. Аминь.