Анонс
Коммюнике 5 декабря 2015 г.
Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!
Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»
Яндекс.Деньги 41001812434462
WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942
почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru
QR-Код сайта "ЭК"
Голосование
Сайты друзей
Поиск по сайту
ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ
Revolver Map
Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)
Слаговищи - деревня колдунов. Фольклор одного села. |
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография | |||||||||
27.11.2010 17:02 | |||||||||
Страница 2 из 4
Местная жительница В.И.Левина объяснила название деревни так: "Слаговище" - логовище значит, логовище здесь когда-то было. Прежде дубы вот какие были! Медведи были, все звери были. Вот от вершины тута была как тайга непроходимая. Вот здесь деревню и строили". Слово "Слаговищи" старожилы возводят и к слову "слава": "Мастерами славилась деревня" (М.Н.Жупиков). Возможно, и это кажется наиболее вероятным, деревня была названа по небольшой речке Слаговенка, видимо, изменившей свое русло. Ныне близ деревни реки нет. Топонимы, их толкование местными жителями, устные рассказы, связанные с названием "Слаговищи", местным ландшафтом, стали тем живым материалом, который "открывал" территорию, высвечивая историю деревни, особенности географического пространства и их отражение в народном сознании. Беседы с информантами, записи преданий и легенд, быличек и поверий позволили не только многое понять в обустройстве деревни, но и воссоздать ее образ, во многом неповторимый, своеобразный, образ поэтический, где переплелись реальное и фантастическое, история деревни и ее жителей - тот образ, который сохранен народной памятью. Границы деревни Слаговищ (конечно, условные) обозначены с одной стороны трактом "Козельск-Белево", а с востока - железной дорогой, за которой находится Стекольный завод. Деревня и ее окрестности (поля, лес, бывшие засеки) воспринимаются как "своя" земля, "своей" же оказывается дорога в Гонилово, где находилась приходская церковь. Эта территория может быть представлена как культурный ландшафт, где наиболее приметные и значимые для местных жителей объекты получили названия, что отражено в топонимах, преданиях, устных рассказах. При неравномерном, кустовом типе застройки естественно было предположить существование достаточно развитой местной "географии". И действительно, каждая из частей деревни имеет устойчивое название: Выселки, Вугол, Кукуевка, Язьма, Разбегаевка, Хреновка, Слободка, Городок, Мишечкина гора, Кривой Рог, Конец, Новые дома и др. Одни названия определяют особенностей застройки данной части деревни (Разбегаевка), другие - связаны с именами первых поселенцев (Мишечкина Гора). третьи - несут в себе характеристику жителей или хранят память о каких-то событиях. Так, о "Кривом Роге" Е.А.Жупикова рассказала: "У меня там сестра была, один глаз с бельмом. Ну, кривая и кривая. И бабка тоже ослепла, с бельмом (плакала после войны). Вот и назвали Кривой Рог. А у нас - Конец"... "Есть еще Вершина Елинская - не знаю, почему: елей не было. Мосточек, Верх опять, Лазы, Цыганова, Последняй, Крутой, Трошшатое - там трошшали. Выходишь из поселка, а там трошшает. Меня трошшало. А кто трошшает - не знали. Пугало там. Улица - Гришин колодец. Там сегодня летом убил пастуха бык, Зининова брата. "Гришин" (колодец) - потому что Гриша его разрывал". Названия окрестных хуторов, лесов, болот, горок, ключей - расширяет географическое пространство "своей" земли: Сергунькино болото, хутор Дубовна (ныне не сохранился), Шалаева Гора (когда-то жил Егор Гаврилович Шалаев, было 4 дома и ферма), Монашеские поляны (жили монахи из Оптиной Пустыни) и др.. Новые объекты, которые появлялись в деревне и ее ближайших приделах, также получали названия, в которых отмечались их характерные особенности. Так, район новой застройки стал называться "Новые дома". Свое название объект мог получить по запомнившемуся событию или связываться с именем какого-то жителя деревни. Одна из информантов, Прасковья Ивановна Жупикова (69 лет), рассказала, что новые сосновые посадки близ большака получили название Пашин лес: здесь, когда сажали сосенки, она разговорилась с приехавшим корреспондентом местной газеты, который написал статью о молодых посадках, назвав их "Пашин лес". Это название так и сохранилось за этим леском. Поскольку овраги ("вершинки"), как и ключи в оврагах, составляют наиболее значимые приметы местного географического пространства, каждый из них имеет свое название: Данилкин (Даньшин), Чудской, Плотский, Юрьевский, Поднизом, Язьма, Французский овраг, Иванов колодец и др. О некоторых из них сохранились предания. "Французи воявали тут. Пруд есть Французово. (- А что про них рассказывали? - собиратель) - "Ну как они не у ружьё дрались, какими-то пиками - не знаю. Мать рассказывала. Были как могилы. Мать говорила: "Тут французы воявали, тут их некоторых закапывали". Теперь говорят - "у Французово", когда коров стерягут - "где Французово" (П.И.Жупикова). Другой информант (Е.Н.Дворянчикова) на вопрос, почему овраг назван французским, ответила: "Где вершина - там ключ, Была война с французами, француз до того верха дошел". Это прямое толкование в рассказе В.И.Левиной получает развитие: "Французы были, Москву забрали, а ключи им-то не отдали, вот за ключами они придут, еще война будет". Возможно, слово "ключ" (источник) определило ассоциацию с ключом как предметом, в рассказе же о французах слово "ключ" связалось уже с ключом от Москвы. Территориальные объекты закрепляются в народной памяти то в виде топонима, то сюжетно оформленного рассказа, близкого преданию. Беря за основу какое-то реальное событие, такой рассказ зачастую использует общефольклорный сюжет или мотив, наполняет его чисто местными реалиями. Это один из путей формирования локальной фольклорной традиции. Особенно много подобных преданий связано с колодцами. Колодец, по народным представлениям, это особое, семантически нагруженное, место. Колодезная вода "очищающая", она обладает целебной силой, как и вода, взятая у реки на заре (этой водой омывают детей, наговаривают при лечении разных болезней). Колодец - это и место прорыва в иной мир, а потому и возможной связи с ним (в Святки у колодца гадают - "слушают"). Колодезная вода, как зеркало, отражает земной мир, но может явить и "чужой"; колодец способен поглотить и явить сокрытое. "Сокрытым" чаще всего оказывается клад. Традиционно посредником между "иным" и "своим" мирами является змея. Слаговищенские предания о колодцах отражают большинство из этих поверий. В Слаговищах и ее окрестностях есть несколько особенно примечательных колодцев. Об одном из них, который находится на Монашеских полянах ("жили монахи из Оптиной Пустыни, делали засеки"), рассказывают: "Здесь есть песчаный колодец, в котором бьет семь ключей" (число "семь" - семь ключей - знак особенного) (из материалов, собранных школьниками - альбом "Исторические вехи д. Слаговищи"). О другом колодце у д. Гордиково (Юрьино) по дороге в с. Гонилово, где находилась приходская церковь, сохранилось предание: "Была у Гордякова церковь. И церковь провалилась, с колокольней. Ее вытащили. А все равно ушла. На этом месте стал колодец. Этой водой хорошо детей умывать" (В. И.Левина). Со многими колодцами связаны рассказы о кладах. В.И.Левина рассказывает: "Скородили (боронили землю) на лошадях. Канаву проезжаем в поле. как в Киреевское ехать, я пить захотела. Лошадь привязала, подхожу к колодцу (Это, где Тоненький верх, вон - где новые дома), пригоршней напилась, стала поправлять волосы - гудит: у-у-у-у. Вниз глянула - кувшин старинный стоит качается на воде, темный. Я кувшин увидела, кричу подруге: "Наташа!" Он как загудел. Взрыв - разорвался - и назад пошел. Я: а-а-а-а! - "Ты что?" - это Наташка-то подбежала. Я рассказываю. - "Ты бы перекрестилась бы и взяла! Знаешь. как мы бы разбогатели". Я по этому кувшину ссохла. А мать говорит: "Дура! Может, это водяной. он бы тебя затащил". А надо было взять. Надо было бы круг очертить и за круг не заходить и крюкой тянуть". Эта же предание записано школьниками: "В Широком лесу есть бездонный колодец, о котором сложены легенды. Одна из них такая: Бездонный колодец находился под Раздорами. Там раньше заготавливали сено, и вот во время сенокоса одна женщина захотела пить. Когда, напившись воды, она начала покрывать платок, то увидела, как в колодце вода начала сильно колыхаться и гудеть. На поверхности воды появился кувшин старинный, но внезапно исчез.
|