Анонс
Коммюнике 5 декабря 2015 г.
Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!
Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»
Яндекс.Деньги 41001812434462
WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942
почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru
QR-Код сайта "ЭК"
Голосование
Сайты друзей
Поиск по сайту
ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ
Revolver Map
Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)
НАРОДНО-ФОЛЬКЛОРНОМУ АНСАМБЛЮ «МЛАДА» - 20ЛЕТ! |
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография | ||||||||
27.02.2011 11:11 | ||||||||
Страница 2 из 3
В одной из экспедиций прозвучали, опять-таки по определению ис¬полнительниц, «застольные» песни. Анализ же показал, что «застольны¬ми» песнями оказываются: свадебные, лирические необрядовые, солдатские, современные эстрадные песни, — то есть в застолье (в том числе и во время престольных праздников), песни поются по настрое¬нию собравшихся самые разные. Название «застольные» определяется не тематикой и жанровой стилистикой этих песен, а лишь ситуацией исполнения. В экспедициях было записано много свадебных песен. Характерно, что свадебный обряд многие хорошо помнят и пересказали его со всеми подробностями, а заодно вспомнили и собственно свадебные песни. В отличие от свадебных, календарных песен в Козельском райо¬не встретилось мало. На юго-востоке Калужской губернии в прошлом были зафиксированы обряды «Похороны кукушки», «Встреча и проводы масленицы», обрядовые игры на Петровки и некоторые другие. Отголоски этих обрядов сохранились до настоящего времени, но записать их полностью, особенно сопровождающие их песни и присловья, удается крайне редко. И потому каждый такой текст в аутентичной записи представляет сегодня ценный материал как для исследователя традиционной народной культуры, так и для тех, кто занимается сценическим фольклором. В д. Клюксы нами были запи¬саны «Христославка» (святочная песня), «За дежой сижу» (подблюдная) и «Масленая галагузка». Масленая, э галагус(ы)ка, Среди экспедиционных материалов есть несколько рекрутских и солдатских песен. В д. Клюксы от Тимашкова, уроженца Спас-Деменска Калужской обл. (экспедиция 1995 г.) были записаны популярная солдатская песня «Ехали солдаты со службы домой», вариант этой песни — «Ехали казаки...» и песня «Три недели собиралась». До настоящего времени в деревнях хорошо помнят песню «Последний нонешний денечек», которая исполнялась при проводах в армию. В экспедиционной работе особое внимание уделяется записи вариан¬тов песен. Так, вариантные различия отмечены в распеве песни «Потеряла я колечко», записанной в дд. Клюксы и Волковынка, в сущности, представляющих собой околотки одной деревни. Сопоставление текстов и распева одной и той же песни даже в соседних деревнях нередко помогает выявить локальные особенности в певческой культуре. Так, песня «Во субботу день ненастный» была записана в д. Клюксы в 1993 и 1995 гг. иве. Березичи — в 1991 г. В Клюксах эту песню нам спел хор пожилых женщин — жительниц д. Клюксы и близлежащей д. Волковынка (именно этот вариант звучит на концертах ансамбля «Млада»). В Березичах исполнение трехголосное, мелодическая линия каждого голоса хорошо развита. В Клюксах — двухго¬лосное исполнение, мелодические ходы голосов более просты. Оба варианта (в т.ч. и д. Волковынка) поются с запевом. дд. Клюксы и Волковынка И в Клюксах, и в Березичах говорят не «петь», а «играть» песню («Давайте сыграем песню»); текстовые и мелодические различия подчас значительны. Еще одна особенность в современном исполнении народных песен: на одну мелодию могут петь разные тексты. В с. Березичи была записана песня «Полоса, моя полосушка», на эту же мелодию поется и свадебная песня «Меня девку сваты сватали». В текстах обеих песнях разные начала, но одинаковое продолжение. Контаминация следует после слов «Молодой жене приказывал». Текстовое сходство в отдельных стихах («Он по горенке похаживал//Молодой жене приказывал), вызвало, по всей видимости, и сходство присоединяемых текстов, развивающих за¬явленную тему «наказа мужа». «Полоса моя, полосушка, Миня девку сваты сватали. Также совершенно одинаковы мелодии песен «Где селезень был» и «Берегом господа идут» (д. Клюксы). Обе песни свадебные: первая — величальная молодым за свадебным столом, вторую поют, когда расплетают невесте косу.
Среди записанных в д. Клюксы песен своеобразны так называемые «песни-сценки». Е.С.Соловьева назвала их «комедиями». Это: «Ягор да Фаддей» и «Как у нашего соседа». В стихотворной рифмованной форме изложен шутливый диалог между двумя мужиками — Ягором и Фаддеем, один — на костылях, а другой — с сумой. «Комедию» «Как у нашего соседа» ансамбль «Млада» исполняет на концертах в ролях: 1 исполнитель: При изучении и определении особенностей звучания клюксовских и березичских песен выявляются существенные различия. Дешовская зона, где находятся Березичи, отличается от соседних деревень своеобразием говора, манерой звукообразования (что особенно выявляется в песнях) и даже тембрами голосов. Это сложилось исторически. Бабушки там «якают», говорят очень громко, «пестро» (напр. «Манькя, а Манькя...»). Женщины обладают зычными, громкими и звонкими голосами. Поют открытым звуком, у них более «гладкие» тембры, гласные звуки в распевах почти всегда сохраняются, не заменяются другими. В Клюксах же, которые находятся от Березичей по другую сторону реки, совсем другая манера пения. Здесь поют прикрытым звуком, варьируют гласные, огласовывают согласные.
|