Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

НАРОДНО-ФОЛЬКЛОРНОМУ АНСАМБЛЮ «МЛАДА» - 20ЛЕТ! E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
27.02.2011 11:11
Индекс материала
НАРОДНО-ФОЛЬКЛОРНОМУ АНСАМБЛЮ «МЛАДА» - 20ЛЕТ!
Page #
Page #
Все страницы

 

Например:

д. Клюксы

День работу мы не работали;
Слышал вес(ы)т(ы)ячку,
Весть не ра(э)дысныю:
Питяр же(э)ница,
Масква замуж  идет.

д. Березичи

Не в пиру ши я были,
Я не з рюмач(и)ки,
Эх, ни стаканчика,
Э, ох(ы) из полна я вядра (хы)
Через край до д(ы)на.

Или другой пример, иллюстрирующий широкое варьирование добавочных гласных в д. Клюксы:

Уж ты девушкэ, измен(и)щицэ,
Изменила свое сло(э)(о)вечка.
Что во веки замуж(и) ни пайду,
Не пайду я, ни паду(эй)(у)маю.

В песнях, записанных в Клюксах, прослеживаются следующие диалектные особенности: вместо «ч» звучит «щ» — <щистами>, <свещами>, <лавыщка>, <окошащко>, <колещенько>, <нощь>. В словах: <ненагляд-ныя, виноградныя, родимыя> вместо «ая» поют «ыя»; вместо <зелеными> — <зеленами>, <единый> — <ядинай> и др.

В ладовом отношении наблюдаются следующие особенности: смена одного лада другим в пределах одной песни. Например, в песне «День работу мы не работали» первая строфа имеет мажорное наклонение, а далее и до конца — минорное. Песня «Как повадился Ванюша» и «Ходила Машурочка» поются в дорийском миноре. А вот в песне «Соловей да с кукушкой» присутствуют одновременно «фригийская секунда» и «дорийская секста».

Во многих песнях, особенно в плясовых, шуточных, присутствует подголосочный верхний высокий голос, который называется в Клюксах «голосник». Этот голос «выводит», как правило, одна из поющих. Голо¬сник поется либо параллельно с мелодией, либо распевается импрови¬зационно, может варьироваться (такой же голос есть и в березичских песнях). Средний голос ведет основную мелодию, образуя с верхним го¬лосом втору (терцию). Нижний голос бурдонирует на ладовом устое. В Клюксах песни распевают на три голоса, хотя есть и двухголосные, и даже унисонные с элементами двухголосия.

В исполнении обрядовых песен используются словообрывы. На¬пример, в свадебной песне «Из-за моря голубушка вылятала» последние слова в стихах распеваются следующим образом: «ва... (а)лятала», «пад... (а)ламити». «ста... (а)ла сохнуть» и т.д.

В сценическом исполнении песен, собранных в экспедициях, мы стараемся точно следовать определенной записи, сохраняя диалектное звучание и манеру пения.
Тексты некоторых песен, которые мы включаем в репертуар, иногда восстанавливаются лишь после повторных записей. При этом небезынтересно сопоставление современных текстов с опубликованными ранее. Так, в экспедиции 1991 г. в д. Клюксы была записана песня «Соло¬вей с кукушкой». Тогда эту песню спели лишь до слов: «Парень да девщон(ы)ку уговаривал». В 1992 г., исполняя ту же песню, бабушки дополнили ее еще двумя стихами. Обратясь к собранию народных песен П.В.Киреевского, среди записей в Калужской области мы нашли похожую песню. Первая ее часть совпадала с записанной нами, а вот последующая — «про Казань-город» оказалась забытой. Проведенное сопоставление старой и новейших записей позволяет предположить сохранение в традиции отголосков старинной солдатской песни, которая исследователями датируется XVI веком.

 

"Млада" поддерживает тесные связи с культурными и научными учреждениями

и организациями, с писателями и поэтами, фото С.А. Рябова, 2005 г.

 

Таким образом, собирательская и исследовательская деятельность помогает участникам «Млады» не только выявить песенный фольклор одного района и даже деревни, но и служит источником формирования репертуара ансамбля, одна из главных задач которого - привлечь внимание современников к традициям национальной культуры, актуализировать народное художественное наследие.