Анонс
Коммюнике 5 декабря 2015 г.
Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!
Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»
Яндекс.Деньги 41001812434462
WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942
почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru
QR-Код сайта "ЭК"
Голосование
Сайты друзей
Поиск по сайту
ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ
Revolver Map
Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)
ИСТОКИ И ВЕХИ ИСТОРИИ КОЗЕЛЬСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ |
главный раздел - Новости | |||
13.03.2018 19:31 | |||
Наши постоянные читатели знают, что одним из важных мотивов статей, широко представленных на страницах «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА», является тема истории Козельского краеведческого музея. При желании любой желающий, посмотрев «карту сайта» (слева среди рубрик сайта на главной странице) найдёт интересующий его материал по этому вопросу. Мы же здесь адресуем вас к только двум статьям. Это «ОПТИНА ПУСТЫНЬ: МУЗЕЙ В МОНАСТЫРЕ И МОНАСТЫРЬ В МУЗЕЕ», статья Марии Каулен (здесь) и «КАК В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ В ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ СПАСЛИ ОТ РАЗРУШЕНИЯ ПОСТРОЙКИ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОГО СКИТА», публикация Сергея Рябова (здесь). Сегодня подошёл черёд познакомить вас с ещё одним материалом. Подготовлен он был в конце 90-х гг. прошлого века Сергеем Рябовым на основе большого труда научной сотрудницы Козельского литературно-исторического музея Елены Станиславовны Сидяк. Мы благодарим Сергея Евгеньевича Сёмкина за то, что в своё время он поместил данную статью на главном и официальном сайте города Козельска «Козельск.ru», где она доступна по сей день (здесь). Актуальность помещения статьи на сайте «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЗЕЛЬСКА» сегодня, обусловлена тем, что авторы сайта планируют продолжить рассказ о судьбе Козельского краеведческого музея, бывшего прежде в старом здании в г. Козельске по адресу ул. Кузнечная, д.2, а его литературная часть располагалась в Оптиной Пустыни. Мы видим своей целью «закруглить», так сказать, музейную хронику до времени, когда был решён вопрос о переезде музея в здание Дома Цыплаковых. Мы полагаем, что дальнейший сказ о современном музее, это уже прерогатива нынешних его сотрудников.
Вывеска на здании Музея, что был на ул. Кузнечная, д.2. Здесь и далее фото автора, если не оговорено особо
С. А. Рябов, Е.С. Сидяк
ИСТОКИ И ВЕХИ ИСТОРИИ КОЗЕЛЬСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Предпосылки к созданию музея Козельская земля всегда располагала самыми благоприятными предпосылками для того, чтобы быть самобытным культурным центром России. Из древности город и прилегающие к нему селения находились на путях, связывавших Московское государство со многими западными областями. Именно благодаря проникновению культурных потоков из ближних и дальних земель здесь и сложился уголок особой культуры, существенно отличающейся от прочих мест. Вещественные ее образцы – одежда , предметы хозяйственного быта людей, фольклор , все это всегда приковывал о внимание бывавших здесь гостей. Повествуя в 1551 году о времени своей миссии в России словенец, дипломат Сигизмунд Герберштейн (1486–1566) писал: "В Козельском уезде жители изготавливают из осины – лопаты и корыта, из дуба – обручи и полозья, ободья и доски для бочек, из клена – гребни и зубцы для мельничных колес". Начиная с XVI века в этом обособленном лесном краю начал складываться мощный религиозный центр, ядро которого составляли монастыри. В непосредственной близости от крепостных стен и в черте города были основаны и получили свое развитие Оптина Пустынь, а позже и обитель в Шамордино. На протяжении длительного времени в них складывались обширные коллекции предметов старины, богатые библиотеки. Так, например, начиная с 1675 года в Оптиной Пустыни накапливалась церковная утварь и книги из числа вкладов. В XVII столетии среди тех, кто пожертвовал сюда ценные религиозные предметы, были Андрей Григорьевич Чичерин, стольники братья Андрей и Иван Шепелевы и многие другие знатные люди козельского уезда. «ОПТИНО, – по выражению И.М. Концевича[1], ЯВЛЯЛОСЬ КАК БЫ ЧАШЕЙ, КУДА СТЕКАЛОСЬ ВСЕ ДРАГОЦЕННОЕ ВИНО». Всё исторически ценное оседало здесь, а собирательская деятельность монахов служила примером для других людей. Не только священников, но и мирян.
Вид здания музея (последнее время его существования по старому адресу), из интернета
Старинные предметы, имевшие культурную и религиозную ценность, хранились и в Козельском Вознесенском женском монастыре, обращенном в ХVIII столетии в приходскую церковь. Среди исторических древностей в нем хранились оловянный ковчег, Синодик, переписанный в начале ХVIII в. с древнего оригинала, Евангелие 1703 года с ковчегом и другие предметы. Определенную собирательную роль играла и сельская церковь. Так, например, в Козельском уезде во второй половине ХVIII века насчитывалось 119 церквей (во всей Калужской провинции – 491 храмов) и большинство из них имели старинные местнопочитаемые предметы культа. С 1866 года в церквях стали создаваться объемные библиотеки церковных книг, и было начато церковное летописание. Примечательными в этом отношении были книги, сохранявшиеся в церкви села Березичи – Евангелие печати 1685 года; села Волосово – Евангелие времен царя Михаила Федоровича. Старинные Евангелия хранились также в церквях сел Усты, Пронино и Стрельна. Серебряные и оловянные потиры, ковчеги и дарохранительницы содержались в церкви села Дубна, много древней оловянной утвари было в церкви села Чернышено. Деревянные кресты с мощами, серебряная посуда – в церкви села Юрьево. Древние колокола, один из которых был отлит в 1632 году, были в храме села Костешево. Козельский район – прародина вятичей. Земля хранит здесь в своих недрах многочисленные свидетельства древности, всегда притягивавшие к берегам Жиздры археологов. Уже в 1898 году И.Д. Четыркиным были организованы раскопки курганной группы у деревни Губино. Именно этим археологом было положено начало обширных исследований, давших многие вещественные свидетельства жизни и быта древних насельников края, которые послужили основой для археологической коллекции будущего музея города Козельска. Знаменитый Козельский крест. Многие годы он находился на территории рядом со входом в музей. Фото из интернета
Большой интерес всегда вызывала легендарная история города-крепости Козельска, отличившегося беспримерной семинедельной обороной против татаро-монгольских отрядов весной 1238 года. Стремление найти и сохранить следы бывших здесь героических событий, было и остается характерной чертой самих жителей города. Самобытна природа Козельского района, давшая образцы своих творений и приглашающая к поиску и сбережению раритетов. Чего стоят хотя бы реликтовые папоротник-многоножка и светящийся мох, известные в лесном урочище Чертово городище и не имеющие распространения в других местах. Уникальными образцами редких по древности происхождения минералов изобилует козельская земля. Таким образом, природные, исторические, религиозные и другие условия на территории края таковы, что они не могли не сформировать большой отряд исследователей старины. Видимо совсем не случайно именно здесь произошло становление собирателей русского фольклора братьев Ивана и Петра Киреевских. Прогрессивную собирательскую деятельность осуществляла козельская знать. Крупные козельские помещики всегда стремились заиметь и гордо демонстрировали соседям и многочисленным гостям в своих усадьбах местные редкости. Так, например, у Д.А. Оболенского в селе Березичи и Н.С. Кашкина в Нижних Прысках были уголки экзотики и редкие книги. В усадьбах Потоцкого, Перлова и Кавелина в деревнях Попелево, Булатово и Грива были организованы уголки охотничьих трофеев. В 1891 году была создана Губернская ученая архивная комиссия и начат сбор экспонатов для будущего музея в Калуге, где через шесть лет 20 апреля 1897 года состоялось торжественное открытие Губернского исторического музея. Сегодня мы не располагаем сведениями о том, как это сказалось на культурной жизни уездного Козельска, но остается несомненным, что для многих высококультурных людей в козельском уезде это событие послужило толчком к развертыванию или активизации собирательской деятельности. Если для собирательства в Козельском районе условия, как мы видим, были по большей мере благоприятными, то для сохранения его результатов их практически не было. Многое здесь складывалось так, чтобы наоборот содействовать скорейшему и “надежному” уничтожению многолетнего труда собирателей. Чудовищные по последствиям пожары в Козельске полностью уничтожали не только дома и церкви, но и все то, что бережно накапливалось и было дорого людям. Не сохранился городской архив. Неоднократно город и его окрестностями подвергались разграблению со стороны полчищ неприятеля, вывозившего то, что представляло хотя бы какую-нибудь ценность. Шайки разбойников и бунтари из крестьян не раз опустошали дома зажиточных людей, жгли и корежили нажитое ими, часто грабили церкви и монастыри. Так, например, в 1768 году из Оптиной пустыни “разбойными людьми” были похищены старинные принадлежности к серебряному потиру, вклад Андрея Григорьевича Чичерина. Чудовищными по своим последствиям для потенциальных фондов будущего музея стали известные события 1917 года. Непоправимый урон был нанесен во времена тотальной борьбы с церковными традициями русского народа и если бы в Козельске не было людей, полностью посвятивших себя делу оберегания культурных ценностей, созданных и накопленных предшественниками, кто знает, дошли ли бы до нас те их крупицы, которые служат связующим звеном различных периодов богатой истории Российской провинции.
Историко-литературный музей Оптиной пустыни как предшественник козельского краеведческого музея (1918–1928) В январе 1918 года специальным Декретом Совнаркома была официально прекращена деятельность и началась постепенная ликвидация монастыря Оптина Пустынь. Это был не одномоментный акт, угасание обители шло на протяжении почти пяти лет. В это время, начиная с 1918 года, на его территории был открыт исторический музей “Оптина Пустынь”. В 1921 году ядром его экспозиции стали предметы из окрестных помещичьих усадеб, главным образом из имения Н.С. Кашкина. Экспонатами музея были редкостные вещи: старинное оружие, фарфор, бронза, а также неизвестные козельчанам кокосовый орех и даже яйцо страуса. Здесь были собраны также картины, преимущественно западных мастеров. Руководителем музея, вплоть до 1923 года, когда на Красную Горку (Фомино Воскресение) храмы монастыря были опечатаны, а последний старец Нектарий был арестован и вывезен в Козельск, являлась Лидия Васильевна Защук. Главным сокровищем Оптиной пустыни по-прежнему оставались книги. Заслуживает внимания вопрос о том, кто был причастен к работе по упорядочению монастырской библиотеки и описи содержащихся в ней книг. Окончательного ответа на него на сегодняшний день нет. Одни считают, что первым, кто приступил к разбору книг, был ученый Михаил Михайлович Таубе (впоследствии монах в Козельске с именем Агапита). Другие полагают, что разбор и опись библиотеки монастыря была осуществлена командированным в Оптину Пустынь сотрудником Государственной библиотеки им. В.И. Ленина Н.Н. Ильиным летом 1925 года. Третьи утверждают, что к концу 1926 года разборка книг была завершена научным сотрудником музея “Оптина Пустынь” К.В. Покровской. Ей же была проведена работа по устройству библиотеки и мемориального памятника “хибарка старцев”, где бережно хранились свидетельства пребывания в ней в гостях у старцев Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского. Сама К.В. Покровская в 1927 году была переведена в другой музей. Полагают также, что для осмотра библиотеки и решения вопроса о вывозе редких книг и портретов привлекался филолог и библиофил Н.П. Киселев. Штат музея “Оптина Пустынь” составлял 5 человек, кроме того при музее были оставлены 10 монахов, хорошо знавших монастырское хозяйство. Важнейшей вехой в жизни музея стало открытие двух самостоятельных его подразделений – отдела тканей и отдела флоры и фауны. В экспозицию музея тогда входили церковные облачения, чучела животных и птиц, реликтовые растения из урочища “Чертово городище”. В неприкосновенности сохранялся интерьер церкви скита, сотрудники музея проявляли заботу о сохранении реликтового леса вблизи монастыря. После закрытия Шамординской женской обители из нее в музей были переведены предметы церковного значения, а также ковры ручной работы, изготовленные шамординскими мастерицами-монахинями. Активное участие в работе музея принимал Павел Поляков (возглавлял библиотеку), а также Надежда Александровна Павлович (вела научную работу). В 1927 (1928) году музей "Оптина Пустынь" был закрыт. Книги и рукописи, имевшие историческую ценность, а таковых было более 33 тысяч, были отправлены в Москву и помещены в хранилище библиотеки им. В.И. Ленина. Вещи, имевшие материальную ценность, были проданы с аукциона, а металлические предметы, не представляющие ценности – отправлены на переплавку как металлолом. Небольшие иконы были розданы всем желающим, а крупные иконы были переданы для переделки в Козельское профтехучилище. Некоторые богословские книги были отданы в руки частных лиц, остальные сданы козельским торговцам по цене макулатуры. Много книг издательства самой Оптиной пустыни стали бесхозными и были разобраны местными жителями.
Создание и начало работы краеведческого музея на общественных началах (1945-1967) Сведений о состоянии музейной работы в Козельском районе в 30-е годы, а также во время Великой отечественной войны в настоящее время нет, этот пласт нуждается в разработке. В 1945 году возникает идея создать в Козельске музей, главным содержанием в деятельности которого была бы пропаганда героизма и мужества, проявленных козельчанами в годы Великой Отечественной войны. Первым шагом на пути к музею было создание в Козельском педучилище краеведческого кружка. Заслуга в его создании принадлежала преподавателю психологии и истории этого учебного заведения Н.Н. Анисимову. В последующем зарождается идея расширить круг освещаемых вопросов. В поле зрения кружка попадают не только факты из истории и исторические предметы, но и сведения из географии, геологические образцы и уникальные представители местной флоры и фауны. По мере расширения коллекции экспозиция кружка размещалась в педагогическом кабинете районного отдела народного образования, а затем в одной из комнат городского Дома пионеров. В 1958 году на базе кружка открылся краеведческий музей на общественных началах, его организатором, главным и единственным сотрудником, а также и внештатным заведующим оставался Н.Н. Анисимов. Первыми экспонатами, поступившими на хранение в музей, были: каменный топор (мезолит), каменный нож (палеолит), сошник (неолит), найденные на территории района при строительстве одной из школ. Свой посильный вклад в организацию работы музея в это время внесли М.М. Бурыкин, Е.А. Фортинская, Н.И. Круснощеков, А.И. Иванов. В 1960 году РОНО и Отделом культуры были приняты некоторые меры по улучшению условий размещения и функционирования народного музея. Был создан совет содействия краеведческому музею. Большую помощь в организации и налаживании работы музея оказывал работник редакции местной газеты В.Н. Сорокин и пенсионер В.В. Александров.
Герб города Козельск. Искусно изготовленный, он помещался при входе в музейные залы
Становление народного музея (1967–1969) В 1967 году общественному историко-краеведческому музею было передано все здание, занимаемое прежде Домом пионеров. Построенный во второй половине XIX века дом, в котором разместилась экспозиция музея, принадлежал купцу I гильдии Гурьянову-Червякову. В настоящее время этот старинный дом уникален тем, что сохраняет все интерьеры, типичные для архитектуры домов небогатого купечества Козельска. В это время организуется работа 9 отделов музея: природы; геологии; археологии; истории дореволюционного быта: литературно-художественный; нумизматики; ботанистики; истории послевоенного периода Великой Отечественной войны; современного развития района. Директором музея с 1967 года стал В.Н. Сорокин. Члены совета музея выступают по радио, в печати, проводят многочисленные краеведческие вечера и экскурсии, а также совершают поездки за опытом в другие музеи. В 1967 году Н.Н. Анисимовым и В.Н. Сорокиным была подготовлена и вышла в Приокском книжном издательстве (г. Тула) книга “Козельск”.
От народного музея к музейному комплексу (1969–1978)
В 1969 году народный музей города Козельска был преобразован в филиал Калужского областного краеведческого музея. С этого времени он органично объединил три отдела, располагавшиеся в разных местах. В самом городе Козельске основались отделы природы, дореволюционной истории культуры, а также отдел советского периода. Литературный отдел (музей Ф.М. Достоевского) расположился на территории монастыря Оптина Пустынь. Музей изобразительного и прикладного искусства – в церкви скита рядом с Оптиной Пустынью. Таким образом, был сформирован музейный комплекс с различными обширными взаимосвязанными функциями нескольких отделений. В 70-е годы в Козельский музей была передана часть оптинского книжного собрания. После смерти В.Н. Сорокина его дело продолжила вдова В.М. Сорокина, а затем Л.М. Долгих. В ноябре 1976 года вышел в свет буклет "Калужский областной краеведческий музей. Козельский филиал" (тираж 5000 экз.), в котором были представлены фотографии наиболее интересных экспонатов музея.
От противоречивого взаимодействия музея и церкви к взаимопониманию и сотрудничеству между ними (1978–нач. 2000-х гг.)
В ноябре 1978 года по решению правительства мужская обитель Козельская Свято-Введенская Оптина Пустынь была передана на восстановление Московской Русской Православной церкви. Начался совершенно новый этап в истории козельского музея, период отстаивания своих интересов и одновременно поиска компромиссов с церковью, а также время поиска совместных путей служения интересам экскурсантов и паломников. Сложилась уникальная ситуация, когда церковь получила собственно монастырь, а также Святые скитские врата и прилегающие к ним кельи, а скитская Предтеченская церковь, где располагалась литературная экспозиция, – осталась в ведении музея. В 1988 году и эта церковь была присовокуплена к ранее переданным монастырю объектам, вследствие чего литературная часть музейного комплекса вынуждена была переехать в здание бывшей скитской библиотеки. Уже по новому месту 16 сентября 1989 года в скиту Оптиной пустыни состоялось торжественное открытие историко-литературного комплекса “Оптина Пустынь”. В одном из залов музея в Оптиной Пустыни. Фото из интернета
Примечательным является тот факт, что вместе с организаторами экспозиции, музейными сотрудниками из Калуги и Козельска (Журова Г.М., Доманова Г.И., Долгих Л.М., Пугачев Б.М., Казакевич В.Л.) в ее устройстве принимали участие в качестве консультантов наместник о. Евлогий, эконом о. Мельсидек, комендант о. Михаил, библиотекарь о. Иннокентий из Оптиной пустыни. Несмотря на наметившееся взаимодействие церкви и музея в 1990 году новым наместником монастыря был остро поставлен вопрос о полном выведении литературной части Козельского музея из Оптинского скита. Экспонаты музея, повествующие об истории посещения Оптиной Пустыни Николаем Гоголем, Фёдором Достоевским и Львом Толстым. Когда-то все они составляли экспозицию музея в Оптиной Пустыни
Первоначально предполагалось поместить часть музея в городской церкви Сошествия Святого Духа, которая в середине 80-х годов была присовокуплена к музейному комплексу Козельска и, начиная с 1988 года, в которой были начаты и продолжались до 1993 года работы по реставрации.
Уголок в музее, посвящённый рассказу о XVIII–XIX вв.
23 октября 1988 года в честь 750-летия подвига защитников Козельска в 1238 году в отреставрированной части этой церкви была открыта диорама «Оборона Козельска. Последняя битва козличей с монголо-татарами», выполненная художниками Никифором Андреевичем Рещектаевым (1929–1995) и др. Завершить работы над диорамой в ту пору не удалось. В ноябре 1994 года церковь Сошествия Святого Духа была передана во владение Калужско-Боровской епархии. Диорама перекочевала в подсобные помещения музея. Несмотря на перечисленные неоднозначные события история Козельского музея продолжается. Маленькими шажками церковь и музей все же идут навстречу друг другу. И хотя полного согласия по всем вопросам между ними нет, хочется верить в то, что настанет время, когда на территории Оптиной пустыни, на других козельских исторических объектах будут совместно распоряжаться Русская церковь и русская культура. Церковь, наверное, должна быть благодарна козельским краеведам и сотрудникам музея, из-за сподвижнической деятельности которых в лихолетье были сохранены многие монастырские постройки, поднята на ноги общественность для того, чтобы Госреставрация с 1973 года взяла монастырь на восстановление. Над статьёй Елена Сидяк начала работу в 1996 г. в конце прошлого – начале XXI в. к работе подключился Сергей Рябов. Основной материал подготовлен Еленой Сидяк. Здание дома Цыплаковых в г. Козельске готовится принять в свои стены Козельский краеведческий музей, фото 2007 г.
Послесловие, 14 марта 2018 года. Всё, о чём мы вам рассказали выше, относится уже к прошлому. Минуло скоро 20 лет, как был составлен этот краткий курс истории Козельского Краеведческого музея. Авторы очерка, оглядываясь на быстро пробежавшее время, с грустью вспоминают о старом добром домике на ул. Кузнечной в г. Козельске, где прежде проживал краеведческий музей. Нам памятна атмосфера старого купеческого дома-музея. В нём словно бы жил Дух купеческой старины. Особый колорит всему здесь придавали скрипучая лестница и милые предметы старины, наполнявшие все уголки этого домика. Составной частью его атмосферы, тем, что создавало благодать, были овеществлённые в музейных коллекциях и оставленные нам козельскими торговцами традиции, которые лишь отчасти можно охарактеризовать такими глаголами, как собирать, накапливать, не терять, содержать в порядке и под рукой, выставлять на обозрение. В этом доме умели принимать гостей. В холода к вашим услугам было тепло печей, которые топили работники музея, и чай. А ещё книги и многочисленные папки с газетными вырезками, с набранными на машинке и рукописными страничками, на которых рассказывалось о Козельске и окрестных местах. Музей был, скажем прямо, неказистый с виду, очень скромный, как скромна и очень неброска была жизнь его «трудников». Но, скажем честно, именно благодаря родному Козельскому Музею и его сотрудникам многие из нас впервые ощутили глубоко внутри себя тягу к Собирательству, к узнаванию самого себя и своего места в этом мире. Трепет, начинающийся с волнения от проснувшегося однажды в тебе после посещения музея вопроса «Кто я, откуда идут мои корни?», этот трепет порождал волну, которая наполнила затем многих, кто воплотил потом свою любовь и почитание к городу Козельску в рассказы, стихи, рисунки и в песни о нём. Так было и в Оптиной Пустыни, где находилась литературная часть музея. В замечательное советское время благодаря труду тех, кто работал в «домиках Гоголя, Толстого и Достоевского» десятилетиями среди развалин храмов и могил, как это ни странно звучит, удавалось не только теплить огонёк православной веры. Входящий под низкие потолки монастырских келий, на время ставших помещениями для музея, получал в них интерес к духовной жизни великих писателей-творцов гениальных произведений русской литературы, а через это духовно обогащался сам. Сегодня настало другое время. В Козельске живёт и здравствует Краеведение. На радость всем нам процветает Краеведческий музей, теперь в другом, но тоже в старинном помещении и с новым названием. В нём господствуют новые формы работы, соответствующие веяниям времени. В нём по-новому работают новые люди. Только ноги сами собой приводят каждый раз к домику, что на Кузнечной улице. И пускай он потерял после реконструкции свой внешний вид, его окна всё также взирают не только на обновлённый Сошественский храм, но и смотрят прямо в наши души. Замечательно, что и само здание музея, и большинство тех домов, что по-соседству, сегодня отданы детям. Значит великое тепло знаний о старине, накопленное их стенами, обязательно будет согревать их детские души. Мы планируем продолжить рассказ о прошлом Козельского краеведческого музея советского времени. Будем рассказывать о многотрудных её страницах. Вы спросите «Зачем?» Затем, что в этой истории главное – это люди! Вспоминать добрым словом жителей Козельска, всех тех, кто прославил и славит город Козельск – главная задумка проекта «Энциклопедия Козельска» и святая обязанность его авторов. Пишите нам, мы ждём! Все адреса и реквизиты на главной странице сайта. Сергей Рябов [1] Иван Михайлович Концевич (1893-1965). Русский церковный истоик, брат епископа Нектария (Концевича). Основные труды посвящены истории русского монашества — как в Древней Руси, так и в новое время. Значительное внимание уделял характеристике духовных традиций в русской церкви. В книге о стяжании Духа Святого попытался осветить сущность подвига трезвения и духовной молитвы, приводящих к Богообщению, и связанного с этим подвигом благодатного старчества, как руководящего начала. Сочетал богословские и исторические исследования с тем, чтобы показать, как «умное делание» развивалось в древнем монашестве на Востоке, а также и в России в X—XVII веках. Книга об Оптиной пустыни, подготовленная к печати его вдовой, составлена на основе уникальных материалов, писем оптинских старцев, воспоминаний современников. Считал, что старчество — это древнее пророческое служение церкви. Основные труды И. М. Концевича были переизданы в России в 1990-е годы (отсюда).
|