Анонс
Коммюнике 5 декабря 2015 г.
Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!
Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»
Яндекс.Деньги 41001812434462
WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942
почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru
QR-Код сайта "ЭК"
Голосование
Сайты друзей
Поиск по сайту
ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ
Revolver Map
Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)
ИСТОРИЯ БОГОЯВЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ В ГОРОДЕ КОЗЕЛЬСКЕ СТАНОВИТСЯ ВСЁ БОЛЕЕ ЗРИМОЙ |
главный раздел - Новости | |||
19.11.2018 10:55 | |||
Церковь Богоявления (Крещения) Господня в городе Козельске Калужской области, не сохранилась. Вид с южной стороны. Фото первой трети XX в., из коллекции фотографий и негативов Музея архитектуры им. А.В. Щусева, г. Москва
ИСТОРИЯ БОГОЯВЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ В ГОРОДЕ КОЗЕЛЬСКЕ СТАНОВИТСЯ ВСЁ БОЛЕЕ ЗРИМОЙ
Вы впервые видите облик стёртого с лица земли храма, основанного козельскими казаками ещё в XV веке. Каменная церковь просуществовала от 1790 г. до 30 – начало 40-х гг. XX века[1]
В «Историческом описании Козельской Введенской Оптиной пустыни» архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) (1822 - 1891) указал, где находилась и что было известно в последней четверти XIX в. об истории Богоявленской церкви – одной из восьми, бывших в то время в городе: «За собором (речь идёт о Соборной Успенской церкви, примеч. автора) на юго-западном конце города церковь Богоявленская. Она до пожара 1777 года была деревянная; а настоящая каменная выстроена иждивением козельского помещика графа Якова Александровича Брюса управляющим его имением (село Плохино) секретарем города Козельска Шипилиным в 1790 году. По сохранившемуся между старожилами преданию это первая церковь козельская; ибо первая деревянная церковь на сем месте относится к водворению в Козельске, как украинном городе, беломестных казаков, которых, следуя тому же преданию, первоначально поселилось здесь 70 семей. Они принесли с собою «на благословение новому поселу» свою икону Богоявления Господня, сначала поставили ее в обыденной часовне, а потом срубили и церковь. Древняя икона эта, благоговейно чтимая потомками первых поселенцев, хранится и поныне в Богоявленской церкви в особом киоте. Недавно, по смытии двух слоев краски оказался подлинник, старинного иконного письма. На изображениях Крестителя и крещаемого им Господа Иисуса Христа ризы тканые, низаны жемчугом. Из утвари сей церкви замечательно напрестольное Евангелие окладное, пожертвованное, как значится в надписи по листам, 1744 года бывшим козельским подъячим с приписью, а после курским секретарем Иониным, в церковь Богоявления Господня, что на студеном погосте (название ныне позабытое, а потому необъяснимое. Из икон заметим еще преподобного Елеазара Анзерского, по сторонам коего изображены Власий и Антип с надписью внизу: «Преподобный Елеазар Анзерский, уроженец города Козельска, сын купца Севрюкова, преставился 1656 году Генваря 13 дня». Икона сия пожертвована в церковь усердием бывшего козельского градского головы М.Д. Иноземцева» [2]. Леониду Кавелину в своей короткой заметке о нашей церкви удалось рассказать нам ещё и много чего нового о прошлом самого города Козельска! Одновременно этот великий церковный краевед наметил для нас широкий круг вопросов. Он словно заповедовал: «Об этом, мол, вы когда-нибудь дознаетесь и сами. Сами дойдёте своим пытливым умом до истины». Не отсюда ли проистекает стремление каждого из нас всё более полно и всестороннее познавать прошлое нашего края?! Не он ли зародил в нас намерение сделать историю как можно более зримой? Отрадно, что этот кавелинский посыл к потомкам воспринят и подтверждением тому служит не только факт строительства на Мехзаводе новой церкви Богоявления, что говорит о нашей верности православным традициям.
Не ослабевает внимание историков, краеведов, общественности к истории первой, когда-то сузествовавшей в городе, Богоявленской церкви. Во-первых, наши краеведы уже давно изучают историю этой церкви и «Энциклопедия Козельска» на страницах сайта не раз рассказывала о ней. Отметим рассказ ведущего сайта Сергея Рябова «Немного об истории Богоявленского храма, основанного казаками в XV в., и ныне утраченного». Этот материал об истории храма был подготовлен специально к 20-летию принятия в России закона «О реабилитации казачества» (читать здесь). В статье приведена историческая справка о церкви, и мы с радостью сообщаем о том, что ряд российских сайтов перепечатал со ссылкой на нас этот материал у себя. Замечательный краевед из города Сосенский Любовь Филинова обратилась к этой теме в статье «По отработанной схеме, или печальная история о том, как закрывали Никольскую церковь» (читать здесь). В ней она уточнила место нахождения церкви: «Богоявленская церковь находилась на улице Ленина (ранее Богоявленской), недалеко от козельской больницы, около магазина №10, построенного примерно в 1970-е годы, прежде там была водокачка», а также привела две существующие на сегодняшний день версии уничтожения храма: «… старожилы в показаниях путаются: кто говорит, что взорвали фашисты во время Великой Отечественной войны, другие – что наши при отступлении…». Нам представляется очень ценной информация, полученная от Любови Филиновой, о том, что после пожара в Никольской церкви, случившегося 15 октября 1932 г., козельский горсовет принял решение «Для проведения молитвенных собраний верующих бывшей Никольской церкви предоставить помещение Благовещенской церкви». Позже горсоветом предлагалось заменить Благовещенскую церковь на Богоявленскую, которая существовала в другой от Никольского храма части города и в то время приспосабливалась под зернохранилище. Следовательно, в 1932 г. Богоявленская церковь ещё оставалась в целости и сохранности, и её разрушение случилось позднее. Наверняка, есть ещё и другие публикации по истории Богоявленской церкви в печати. Мы надеемся, что редакция газеты «Козельск», а также сотрудники библиотеки подскажут нам о том, в каких СМИ можно об этом почитать. Во-вторых, были предприняты шаги к тому, чтобы уточнить место, где находилась Богоявленская церковь и в какое время она была разрушена. Неоценимую заслугу нам оказал фрагмент аэрофотоснимка, сделанного с гитлеровского самолёта-разведчика в октябре 1942 г., фото смотри ниже. На фотоснимке, в частности, хорошо видно, что от храма (пятно в центре снимка) к тому времени мало что осталось (здесь). Дата съёмки руин позволяет установить документально подтверждённое крайнее время разрушения церкви. Но остаётся под вопросом: чьих рук дело – уничтожение этого храма, и когда же это случилось?
Фрагмент упомянутого выше аэрофотоснимка. Отсюда
Положение бывшей церкви на карте г. Козельска: пустырь на перекрёстке улица Ленина/переулок Ленина. Координаты: 54.023116°N 35.789567°E
В-третьих, общими усилиями нам удалось обратить внимание горожан на само место, где когда-то возвышалось здание Богоявленской церкви. Сегодня почти всем оно хорошо известно. В июле 2012 г. на месте этой «казачьей» церкви в городе Козельске был установлен и освящен Памятный Крест (об этом здесь). Памятный крест на месте существования первой Богоявленской церкви. Фото предоставлено А. Фроловой
В-четвёртых, благодаря подвижнической работе козельского краеведа Анны Фроловой и её учеников – авторов работы «Сердцу милые улицы города Козельска» (читать) – в нашем городе возвращается к жизни старое, дорогое старожилам название улицы Богоявленская. Вместе с названиями улиц Благовещенская, Дворянская, Калужская, Карачевский большак, Крутицкая, Лосевская, Малозаречная, Новая Инвалидная, имя улицы Богоявленская – ныне ул. Ленина – всё чаще на слуху у горожан. Табличку со старым названием этой улицы, как и других названных улиц, можно найти на одном из домов по улице Ленина в городе Козельске. Остаётся добавить, что экскурсоводам, которые водят группы по городу, при посещении парка, что возле Успенского храма, надо рассказывать гостям города Козельска о том, что когда-то в крепости города было 8 башен. Одна проезжая башня, которая стояла на улице, ведущей к Богоявленскому храму, так и называлась – Богоявленская. Возведённая в парке деревянная крепостная башня и фрагмент крепостной стены при ней, как раз, и призваны напоминать всем нам об этой Богоявленской башне.
От автора Многим обязаны мы архимандриту Леониду! Главное – что он побудил нас интересоваться своей стариной, которую составляет, в том числе, и "казацкая" Богоявленская церковь. Что касается меня, то его указание историка церкви на глубинную связь истории её основания с «беломестными» казаками, послужило толчком к изучению истории козельского казачества. Назвав в своём рассказе о Богоявленском храме Козельск «украинным» городом, он подсказал мне ещё одну плодотворную тему для исследования. Со временем она переросла в главное направление моей работы в русле краеведения – «Козельская земля как древнее русское порубежье». Промежуточным результатом этой работы стала книга «Здесь государевым «украинам» было бережение», посвящённая Козельским засекам XVI – XVII .вв. И вот теперь мы говорим огромное спасибо сотрудникам Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева» за то, что они сохранили для всех нас, наверное, единственное из сохранившихся редких фото первой церкви Богоявления в городе Козельске! Сегодня мы представляем эту фотографию у нас и в своей публикации связываем её со светлой памятью архимандрита Леонида. Отныне образ этого скромного провинциального храма, запечатлённый на фотографии первой трети ХХ в., будет неотделим от дорогого всем нам облика Козельска первой половины XX в., который существовал у нас только в уме. Теперь это фото не существующей сейчас церкви будет ассоциироваться с той великой печалью, которую мы все испытываем, думая о прочих порушенных у нас храмах и желая увидеть их хотя бы на фотографии. Сергей Рябов, 19 ноября 2018 г. [1] В настоящее время храм Богоявления Господня с нижним храмом 40 Севастийских мучеников возведён в посёлке Мехзавод города Козельска в период 2005 – 2011 годов по благословению схиигумена Илия (Ноздрина). [2] «Историческое описаниеКозельской Введенской Оптиной пустыни», издание третье дополненное, репринт Свято-Введенской Оптиной пустыни, Приложения, с. 38-39, 45. Для краткости, из цитаты исключены некоторые пояснения, сделанные самим Л. Кавелиным.
|