главный раздел -
Новости
|
09.01.2019 15:23 |
Обложка книги С.А. Рябова "Российско-норвежская граница: история с топографией"
С исторической границы Руси – козельского пограничья –
на современную государственную границу России
ГРАНИЦА НА КАРТАХ И В СУДЬБЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ ИЗ ЕЁ ИСТОРИИ
Мы уже рассказывали вам о картографической выставке, составителем которой стал автор народного проекта «Энциклопедия Козельска» и ведущий одноимённого сайта научный сотрудник Института Наследия им. Д.С. Лихачёва (г. Москва) С.А. Рябов (здесь). В самый канун новогодних праздников, в институте вышла его книга «Российско-норвежская граница: история с топографией», подготовленная по материалам этой выставки. Кроме того, в институтском сборнике «Архив Наследия» опубликована его статья « О вкладе Валериана Галямина в композицию пограничья России и Норвегии в 1826 году». Оба произведения посвящены истории российско-норвежской границы – только одному из участков госграницы, которую автору довелось охранять за 34 года службы в российских Пограничных Войсках.
|
Читать полностью
|
главный раздел -
Новости
|
28.12.2018 11:41 |
На то, чтобы накануне Нового 2019 г. ещё раз вспомнить о Никольском храме в городе Козельске Калужской области, нас подтолкнула опубликованная на сайте «Magisteria.ru» лекция на тему «Древнерусская архитектура в эпоху барокко и классицизма». Её автор – историк архитектуры, доцент «Высшей школы экономики» – Лев Масиель Санчес (читать здесь).
В первую очередь мы обратили внимание на ранее не встречавшуюся нам фотографию нашего храма, помещённую при статье (см. ниже). Мы не раз рассказывали о Никольской церкви и об её храмоздателе Дмитрие Андреевиче Шепелеве (1676 или 1681 — 1759 гг.) на наших страницах (здесь и здесь). Касались также бытующего мнения о том, что козельский Никольский весьма похож на храм Иоанна Воина, что на Якиманке в г. Москве. Впервые об этой схожести поведал нам замечательный краевед Евгений Николаев в своём путеводителе «По Калужской земле (от Боровска до Козельска)»[1]. От кого он сам услышал о подобной идентичности, он в своей книге не сообщает. Теперь же мы сочли полезным поместить у нас и рассказ Льва Санчеса. Согласие на публикацию он нам любезно предоставил, а ссылку на источник, который опубликовал это его повествование, мы приводим в тексте.
Лев Масиель Санчес
(об авторе)
Никольская церковь. 1740 г. Калужская область, г. Козельск. Фото нач. XX в., источник
КОЗЕЛЬСКОЕ И ЧУКАВИНСКОЕ БАРОККО
Древнерусская архитектура в эпоху барокко и классицизма
Соединение старых и новых архитектурных форм и стилей в русской провинции XVIII века
Бывали такие случаи, когда копировались конкретные здания. Все-таки в целом, конечно, это чаще происходит на уровне каких-то кафедральных соборов, вот когда Успенский собор Московского кремля повторяется в регионах, в епархиальных столицах и так далее. Но иногда возникали странные ситуации, когда просто, например, в городе Козельске, нынешней Калужской области, была построена Никольская церковь, которая полностью копирует церковь Иоанна Воина на Якиманке.
Мы знаем, что эту Никольскую церковь строил обер-гофмаршал, то есть человек, который руководил при Елизавете всей придворной жизнью, Дмитрий Андреевич Шепелев, который происходил отсюда, точнее, не при Елизавете, а еще при Анне, и, соответственно, вот он строит себе в своем родном Козельске такую церковь, в которой он сначала планировал даже, что его похоронят, — потом, правда, он был похоронен в другом месте[1].
Эта церковь имеет очень изысканный белокаменный декор.
[1] По замечанию козельского краеведа Любови Филиновой – на самом деле, Дмитрий Шепелев УПОКОЕН ИМЕННО В ЭТОЙ НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ. Об этом рассказал нам в «Историческом описании Козельской Введенской Оптиной Пустыни» Л. Кавелин: «Николаевская церковь построена в 1740 году обер-гофмаршалом Дмитрием Андреевичем Шепелевым. Сохранилось предание, что сей царедворец, при своем богатстве отличаясь духом благочестия и усердия к вере, построил в разных местах по городам, монастырям и своим вотчинам до 70 церквей, а на окончание недостроенных завещал значительный капитал. Он скончался (как видно из синодиков сей церкви) в 1759 году мая 14-го числа в Петербурге; ТЕЛО ЖЕ ЕГО, ПО ЗАВЕЩАНИЮ, ПЕРЕВЕЗЕНО В КОЗЕЛЬСК И ПОГРЕБЕНО В СЕЙ САМОЙ ЦЕРКВИ 1760 ГОДА МАРТА 7 ЧИСЛА» (см. названное произведение, Ч. 1—2; Изд. 4-е. М., 1885. с. 49–50).
|
Читать полностью
|
главный раздел -
Новости
|
28.12.2018 08:42 |
ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ И ДРУЗЕЙ
С НОВЫМ 2019 ГОДОМ!
Желаем всем, чтобы в наступающем году с нами произошло то самое Чудо, о котором мы все так мечтаем.
Желаем, чтобы все мы были живы и здоровы, чтобы занимались тем, что приносит нам удовольствие.
Желаем всем достигать новых вершин и удовлетворения от своих больших и малых дел.
Как можно больше радостных моментов, которые перейдут потом в приятные воспоминания.
Желаем встреч с преданными друзьями и любимыми домочадцами.
Администрация сайта "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЗЕЛЬСКА"
|
906
(4 голоса, среднее 5.00 из 5)
главный раздел -
Новости
|
30.11.2018 13:22 |
На раскопках старого кургана близ г. Козельска. Фото 1908 г. из фондов Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника
Сергей Рябов,
Институт Наследия, г. Москва
ФОТОГРАФИИ БОЛЕЕ ЧЕМ ВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ МОГУТ ПОМОЧЬ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЕ ДАННЫЕ ПО ИСТОРИИ КОЗЕЛЬСКА
В 1908 г. состоялась одна из первых научных экспедиций сотрудников из только что созданного Московского археологического института. Адрес работы археологов: курганы г. Козельска Калужской губернии
Археологические раскопки!
Не откроем секрета: те, кто хотя бы раз принимали участие в этом действе, или даже просто наблюдали за тем, как работают на раскопках специалисты, получают сильнейший заряд интереса к истории родных мест. Его хватает на долгие годы. Мне очень повезло. В начале 90-х. годов, когда я был однажды в Козельске, меня пригласила посмотреть на то, что и как делают археологи сотрудница краеведческого музея Елена Станиславовна Сидяк. В ту пору я буквально сгорал от желания найти для себя ответ на один вопрос: «О нашем ли древнем городе-крепости велась речь в летописях при упоминании героической обороны Козельска весной 1238 года?». С того времени много воды утекло в реке Жиздре. Только после побывки у раскопа и общения с участниками земляных работ, горит во мне особое отношение к археологии. Растёт уважение к археологам и результатам их работы. У меня есть немало друзей среди них, и я горжусь тем, что с некоторыми мне посчастливилось в настоящее время работать в стенах Института Наследия.
Вот почему большую радость я испытал, когда среди экспонатов Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника увидел несколько фотографий, которые были сделаны 110 лет тому назад. Летом 1908 г. группа сотрудников созданного в 1907 г. Московского археологического института (МАИ) совершила поездку в Козельск и его окрестности.
|
Читать полностью
|
905
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
главный раздел -
Новости
|
21.11.2018 20:15 |
Новое здание Государственного архива Калужской области в городе Калуге и распахнутая метрическая книга, коллаж С. Рябова
Кандидат исторических наук
В.Н. Зубков
(Козельск – СПБ)
В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ ИСТОРИЮ КОЗЕЛЬСКА
Историография. Калужские источники по истории Козельска
Основной массив информации о Козельске хранится в архивах Калуги: Государственный архив Калужской области (ГАКО) и архив Калужского общества истории и древностей (КОИД). Многие из хранящихся в ГАКО и КОИД единиц хранения на протяжении советского периода никто не брал даже для ознакомления. Публикация наиболее интересных из них стала бы и сенсацией, и прорывом в исследованиях истории родного края.
ГАКО является старейшим и крупнейшим в области хранилищем исторических документов. Отсутствие в большинстве фондов ГАКО алфавитных и географических указателей к описям потребует проведения просмотра содержания дел и выявления из всей совокупности документов, относящихся к Козельску.
Самые ранние документы архива относятся к концу XVII века. Архив постоянно пополняется. Здесь хранятся метрические книги церквей Калужской губернии за конец XVIII-начало XX в., документы канцелярии калужского губернатора, предводителя калужского дворянства, документы органов власти и управления советского и постсоветского периода. Имеются фонды личного происхождения, фотодокументы, обширная библиотека. Количество единиц хранения превышает 90 000.
В фонды архива ГАКО не входили документы, «которые не представляют значительной научной или практической ценности». Ценность по-советски означала сведение документов досоветской эпохи в основном к материалам о жестокостях властей, народных волнениях, осужденных за антигосударственную деятельность. Соответственно сокращались материалы о государственных деятелях, имущественных и договорных отношениях.
В ГАКО хранятся документы органов власти и управления с XVI века. Имеются фонды личного происхождения, фотодокументы, обширная библиотека. Количество единиц хранения превышает 90 тысяч.
|
Читать полностью
|
904
(4 голоса, среднее 5.00 из 5)
главный раздел -
Новости
|
19.11.2018 10:55 |
Церковь Богоявления (Крещения) Господня в городе Козельске Калужской области, не сохранилась. Вид с южной стороны. Фото первой трети XX в., из коллекции фотографий и негативов Музея архитектуры им. А.В. Щусева, г. Москва
ИСТОРИЯ БОГОЯВЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ В ГОРОДЕ КОЗЕЛЬСКЕ СТАНОВИТСЯ ВСЁ БОЛЕЕ ЗРИМОЙ
Вы впервые видите облик стёртого с лица земли храма, основанного козельскими казаками ещё в XV веке. Каменная церковь просуществовала от 1790 г. до 30 – начало 40-х гг. XX века[1]
В «Историческом описании Козельской Введенской Оптиной пустыни» архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) (1822 - 1891) указал, где находилась и что было известно в последней четверти XIX в. об истории Богоявленской церкви – одной из восьми, бывших в то время в городе:
«За собором (речь идёт о Соборной Успенской церкви, примеч. автора) на юго-западном конце города церковь Богоявленская. Она до пожара 1777 года была деревянная; а настоящая каменная выстроена иждивением козельского помещика графа Якова Александровича Брюса управляющим его имением (село Плохино) секретарем города Козельска Шипилиным в 1790 году. По сохранившемуся между старожилами преданию это первая церковь козельская; ибо первая деревянная церковь на сем месте относится к водворению в Козельске, как украинном городе, беломестных казаков, которых, следуя тому же преданию, первоначально поселилось здесь 70 семей. Они принесли с собою «на благословение новому поселу» свою икону Богоявления Господня, сначала поставили ее в обыденной часовне, а потом срубили и церковь. Древняя икона эта, благоговейно чтимая потомками первых поселенцев, хранится и поныне в Богоявленской церкви в особом киоте. Недавно, по смытии двух слоев краски оказался подлинник, старинного иконного письма. На изображениях Крестителя и крещаемого им Господа Иисуса Христа ризы тканые, низаны жемчугом. Из утвари сей церкви замечательно напрестольное Евангелие окладное, пожертвованное, как значится в надписи по листам, 1744 года бывшим козельским подъячим с приписью, а после курским секретарем Иониным, в церковь Богоявления Господня, что на студеном погосте (название ныне позабытое, а потому необъяснимое. Из икон заметим еще преподобного Елеазара Анзерского, по сторонам коего изображены Власий и Антип с надписью внизу: «Преподобный Елеазар Анзерский, уроженец города Козельска, сын купца Севрюкова, преставился 1656 году Генваря 13 дня». Икона сия пожертвована в церковь усердием бывшего козельского градского головы М.Д. Иноземцева» [2].
Леониду Кавелину в своей короткой заметке о нашей церкви удалось рассказать нам ещё и много чего нового о прошлом самого города Козельска! Одновременно этот великий церковный краевед наметил для нас широкий круг вопросов. Он словно заповедовал: «Об этом, мол, вы когда-нибудь дознаетесь и сами. Сами дойдёте своим пытливым умом до истины». Не отсюда ли проистекает стремление каждого из нас всё более полно и всестороннее познавать прошлое нашего края?! Не он ли зародил в нас намерение сделать историю как можно более зримой?
Отрадно, что этот кавелинский посыл к потомкам воспринят и подтверждением тому служит не только факт строительства на Мехзаводе новой церкви Богоявления, что говорит о нашей верности православным традициям.
|
Читать полностью
|
|
|