947
(3 голоса, среднее 5.00 из 5)
главный раздел -
Новости
|
22.02.2020 20:06 |
Скульптурный портрет Ивана Грозного, реконструкция М. Герасимова (по черепу царя)
О.Ю. Федосеев
В КАНУН ДНЯ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА:
«Я ЗА ПАМЯТНИК ИВАНУ ГРОЗНОМУ В КОЗЕЛЬСКЕ!»
Начатой на страницах «Энциклопедии Козельска» дискуссией о роли и значении Ивана Грозного в истории Козельска лично я в целом удовлетворён. Собственное моё участие в разговоре затрудняется тем, что для меня средневековье – тёмное пятно, серое. Не только из-за объективно недостаточной информативности той эпохи, но и по личному восприятию даже и известных мне событий.
Чтобы вступить в активную полемику меня останавливает и то, что оба наших мэтра, судя по публикациям, давно и более глубоко в теме. Вот почему я поделюсь здесь своими некоторыми общими впечатлениями от прочитанного. Признаюсь, как только я прочёл статью «Какую память оставил о себе Иван Грозный в Козельске» у меня появилось желание тот час же ответить её автору Владимиру Зубкову. Но вот что помешало это сделать сразу. Это опасение, что своей поспешностью с ответом я огорчу уважаемого историка. Вот, Сергей Сёмкин меня и опередил, ответил статьёй «Государь Иван Грозный. Козельская дискуссия». Сделал он это открыто и, в тоже время, сдержанно. Лично мне добавить особо и нечего. Мой ответ был бы более краток, поскольку я с Владимиром Николаевичем не согласен. Дело даже не в деталях, а в интерпретации того, что происходило 450 лет тому назад. Вот почему прошу моё мнение принять с учётом того, что оно очень субъективное ввиду ограниченной информации. Оно, скорее, основано на эмоциях.
|
Читать полностью
|
главный раздел -
Новости
|
18.02.2020 09:04 |
Зимняя сказка. Т.С. Юшманова, 2007 г.
ДВЕ КАРТИНЫ О ТОМ, О ЧЁМ СКУЧАЕШЬ
(художник Татьяна Юшманова)
Такие знакомства не случаются внезапно. Нынешняя зима бьёт все рекорды своей непохожестью на прошлые. По телевизору сказали, что 80 процентов жителей со средним достатком, проживающие в средней полосе России, при опросе отметили, что не хотели бы повторения такой зимы ещё раз. Зажиточные, наоборот, двумя руками «за».
Заскучал и я, видно, по такой вот исконной русской зиме, как на этих двух картинах Татьяны Юшмановой (род. в 1979 г.).
А, может быть, стихотворение Ивана Бунина привело к знакомству с творчеством моей талантливой современницы?
Бунинское «Помню – долгий зимний вечер» у многих ассоциируется с "Зимней сказкой" Татьяны Юшмановой, которая на своём персональном сайте написала: «…только в деревнях и небольших губернских городах еще жива душа России».
«ПОМНЮ – ДОЛГИЙ ЗИМНИЙ ВЕЧЕР»
Иван Бунин
«Помню — долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льется свет лампады, Буря плачет у окна.
«Дорогой мой, — шепчет мама, — Если хочешь задремать, Чтобы бодрым и веселым Завтра утром быть опять, —
Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шепот леса И полдневный летний зной;
|
Читать полностью
|
945
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
главный раздел -
Новости
|
06.02.2020 09:39 |
ДОРОГИЕ ЖИТЕЛИ ГОРОДА КОЗЕЛЬСКА И КОЗЕЛЬСКОГО РАЙОНА!
ПРИБЛИЖАЕТСЯ 75-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!
Большинство из нас на протяжении ряда лет ежегодно 9 Мая участвует в акции «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК».
Согласитесь, подготовка к этому событию не просто потребовала обратиться к семейным архивам, чтобы разыскать в них фотографии родных и близких-участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Такая работа открыла нам, кроме фотографий, ещё и письма, а также другие документы, оставшиеся от фронтовиков. Из разговоров с ветеранами и членами их семей мы услышали немало волнующих и незабываемых рассказов-историй о той войне.
ТЕПЕРЬ У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ НАВСЕГДА ЗАПЕЧАТЛЕТЬ НАЙДЕННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ПОДВИГА НАШИХ ПРЕДКОВ!
Министерство обороны Российской Федерации реализует план строительства в парке «Патриот» Главного храма Вооруженных Сил.
На территории храмового комплекса будет возведена галерея «ДОРОГА ПАМЯТИ». В галерее на основе специальных технологий будут представлены имена и фотографии участников Войны. Участие в проекте подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего родственника, сражавшегося за Родину, может поделиться фотографиями и историей из своих домашних архивов. Собранные материалы будут увековечены в галерее «ДОРОГА ПАМЯТИ».
Информационно-технологические возможности XXI в. таковы, что итоги нашей с вами работы станут доступными всем в музее и на сайте «ДОРОГА ПАМЯТИ. ФОТОГРАФИИ ГЕРОЕВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».
Музейный комплекс «Дорога Памяти» откроется вместе с ГЛАВНЫМ ХРАМОМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ в преддверии 75-летнего юбилея Победы.
Так будет выглядеть Главный Храм Вооруженных Сил Российской Федерации, строящийся в подмосковном парке «Патриот» в ознаменование 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне (с сайта)
ТЕПЕРЬ О ТОМ, ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ.
Ничего сложного нет! Заходим на сайт: "ДОРОГА ПАМЯТИ. ФОТОГРАФИИ ГЕРОЕВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ":(https://foto.pamyat-naroda.ru). Там можно познакомиться с подробностями, узнать, что и как нужно делать.
Создаём «личный кабинет», отправляем свою электронную почту на сайт и получаем ссылку, зайдя по которой, вы попадёте на свою личную страничку. Здесь всё понятно: аккуратно заполняете форму, помещаете фотографию Героя Великой Отечественной войны, т.е. своего родственника, сражавшегося за Родину, а также размещаете в цифровом виде фото документов (писем), которые вы хотите. Они будут храниться, сопровождая фотографию.
Посмотрите на сайте, какой гигантский труд уже проделан другими!
Кстати, на этом сайте уже размещена информация обо всех офицерах - участниках войны. Хорошо, если вы поместите к ней ещё и фотографии.
Давайте и мы с вами участвовать в патриотическом проекте к 75-летию Победы!
Рассказывайте о том, что и как вам удастся сделать!
В интернете вы найдёте немало подробностей об этом новом масштабном проекте, например, здесь
Стена Памяти в городе Козельске Калужской области
Подготовил и разместил С,А. Рябов, февраль 2020 г.
Коллаж и фото Стены Памяти С. Рябов |
главный раздел -
Новости
|
04.02.2020 11:50 |
Наш сайт в инициативном порядке стал официальной площадкой освещения результатов работы историков и краеведов по теме «КОЗЕЛЬСК В ЭПОХУ ИВАНА ГРОЗНОГО (1530 – 1584 гг.)» (читать). Вслед за перечнем тем, которые могут вызвать интерес для обсуждения на Козельских краеведческих чтениях, запланированных на 2021 г. (здесь), была опубликована статья известного козельского краеведа, кандидата исторических наук, преподавателя Академии Связи (г. Санкт-Петербург) В.Н. Зубкова «КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ О СЕБЕ ИВАН ГРОЗНЫЙ В КОЗЕЛЬСКЕ» (здесь). В ней автор изложил свой взгляд на значение Ивана Грозного не только в истории Козельска, но и на его роль в истории России. Тем самым было положено начало дискуссии по ключевым вопросам малоизвестной козельской истории периода с 1530 по 1584 годы. На это время пришлось правление первого русского царя из династии московских Рюриковичей Ивана Грозного, который дважды бывал в Козельске (1561/1563 и 1566 гг.). В Козельске на эту статью ответил С.Е. Сёмкин, который на главном сайте города «Козельск. RU» опубликовал статью «ГОСУДАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ. КОЗЕЛЬСКАЯ ДИСКУССИЯ» (здесь).
С разрешения автора публикуем её и приглашаем читателей к продолжению начатого разговора.
С.Е. Сёмкин
ГОСУДАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ. КОЗЕЛЬСКАЯ ДИСКУССИЯ
Павел Рыженко. Царёво Молчание. Государь Иван Грозный.
На главном историческом ресурсе Козельска – «Энциклопедия Козельска» появилась большая статья питерского историка козельского происхождения Владимира Николаевича Зубкова (здесь), весьма негативно оценивающая как персону, так и вклад в историю России Государя Иоанна IV Васильевича (Грозного). Статья пафосная, изобилующая эмоциональными оценками. Царь Иван Грозный для истории Козельска персона нерядовая и поэтому требует к себе как минимум уважения. Идеологические оценки его роли в истории России вполне законны, однако тогда следует прямо и откровенно описать ту идеологию, с точки зрения которой эти оценки производятся. Попробуем разобрать некоторые тезисы автора.
|
Читать полностью
|
943
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
главный раздел -
Новости
|
31.01.2020 20:52 |
Козельск и его окрестности – благодатный край для литераторов, о которых Салтыков-Щедрин сказал, что это такие люди, которые «имеют две рабские привычки: во-первых, писать иносказательно и, во-вторых, трепетать». Разве не замечали и вы, дорогие читатели, что второе свойство непременно охватывает нас, очутись мы по соседству с Оптиной Пустынью. Ещё Николай Гоголь подметил такую особенность здешних мест, воскликнув «Благодать ВИДИМО там присутствует…», имея в виду, не сомнение или вопрос, а буквально – зримость её здесь (об этом).
Сколько козельских писателей, поэтов живёт рядом с нами! Только «Козельское общество русских литераторов» (КОРЛ) составляют десятки таких авторов. Это благодаря им круг любителей поэзии и прозы, ко всеобщей радости, расширяется. Но не только ещё не до конца понятые, а потому таинственные, козельские силы и условия создают «трепет», порождающий у всех нас наклонности к сочинительству. Каждый из нас воодушевляется на писательство богатейшими литературными традициями, которыми так богата Козельская Земля. Начало к собирательству имён и историй писателей и поэтов, бывавших здесь в разное время, положили Н.Н. Анисимов и В.Н. Сорокин. В своей книге «Козельск» они первыми составили их список и рассказали нам о литераторах, черпавших творческие силы в родных нам местах[1]. Все последующие краеведы и историки расширили наши представления об этой когорте. Сегодня, публикуя очерк И.В. Ксенофонтова, мы хотим ещё раз обратить внимание на литературные традиции города Козельска и соседнего Перемышля, и приглашаем читателей к разговору на эту тему.
[1] Н. Н. Анисимов, В. Н. Сорокин. Козельск. Приокское книжное издательство. Тула. 1967. С.56–89.
И.В. Ксенофонтов
ЛИТЕРАТУРА КАЛУЖСКОГО КРАЯ
Козельск. Оптина Пустынь. Шамордино. Перемышль[1]
Козельская земля может по праву гордиться тем, что с ней оказались связанными судьбы многих выдающихся деятелей литературы. Березичским имением князя Оболенского одно время владел поэт-баснописец В. Л. Пушкин (1766- 1830), дядя А.С. Пушкина, которого Александр Сергеевич называл своим парнасским отцом. Несколько раз бывал в Козельске замечательный поэт и переводчик В.А. Жуковский (1783- 1852), совсем юным его привозили в Оптинский монастырь, куда он, уже будучи взрослым, приезжал вместе с И. В. Киреевским.
Ивана Васильевича Киреевского (1806 -1856) и его брата Петра Васильевича Киреевского (1808-1856) известный журналист и критик Ксенофонт Полевой называл «литературным семейством».
Действительно, Иван Васильевич был выдающимся публицистом, создателем и редактором журнала «Европеец», писателем и переводчиком. В своем литературном и критическом творчестве Киреевский стоял на славянофильских позициях, отстаивая приоритет русского духовного над западным рационалистическим. При этом Иван Васильевич был против провинциальной успокоенности и замкнутости, общеевропейский размах его размышлений о литературе и культуре сближает его с лагерем русских социал-демократов.
Примерно с 1842 г. у Киреевского налаживается связь с монахами Оптиной пустыни. Старец Макарий становится его духовным наставником и, практически, личным цензором. В последние годы жизни Иван Васильевич подолгу жил в Оптиной пустыни, помогал оптинцам переводить и издавать греческую религиозно-аскетическую литературу. Влияние Макария на Киреевского было достаточно сильным: в этот период его взгляды обретают откровенно религиозный характер. По мысли Киреевского, государственное устройство должно служить церкви; семейные, общественные и государственные связи должны быть согласны с «религиозными внушениями» так, чтобы и правительство было проникнуто тем же духом. «Действовать враждебно этому духу - значит действовать враждебно самому народу», - считал Киреевский. Однако религиозность Киреевского носила, по сути, глубоко национальный характер, основанный на вере в русский народ, тот «свежий, глубокий народ, который не утратил еще своей личности в подражаниях иностранному».
Яркая жизнь И.В. Киреевского прервалась трагически: он умер, заболев холерой, во время поездки в Петербург к сыну. Согласно завещанию его похоронили в Оптиной. Там же в скором времени был похоронен его брат Петр Васильевич, пораженный безвременной смертью Ивана Васильевича.
Братья Иван (1806-1856) (слева) и Пётр (1808-1856) Киреевские
П.В. Киреевский был крупнейшим знатоком и собирателем русского фольклора, свободно владел семью иностранными языками. Увлечение Петра Васильевича изучением русского фольклора стало для него смыслом всей жизни. По крупицам собирая сокровища русского устного народного творчества, он составил собрание народных песен, в котором представлены песенные сокровища России от Архангельска и Шенкурска, Украины и «области Войска Донского» до Урала и Алтая. Сердцевиной собрания стали песни, записанные Киреевским в Центральной России, в том числе и в Калужской губернии. Н.В. Гоголь называл дело Киреевского «великим подвигом». Приезжая в Козельск, ученый обычно снимал флигель в доме купца Демидова на Калужской улице. Часто посещал Петр Васильевич Оптину Пустынь, где пользовался богатой монастырской библиотекой. Как известно, Киреевский собирал исторические, обрядовые, свадебные песни, а также, уступая настойчивым просьбам старца Макария, песни духовного содержания. А.И. Герцен в книге «Былое и думы» подчеркивал, что Петр Васильевич был «неисправимее» брата и шёл дальше в «православном славянизме». В чем заключается смысл данного высказывания, становится ясно, например, при чтении песни «Освобождение Москвы», записанной в селе Слобода Боровского уезда Калужской области от семидесятилетней крестьянки. Речь в песне идёт о событиях смутного времени, когда К. Минин и Д. Пожарский собрали народное ополчение для сражения с захватчиками. Знаменательна фраза, которую Пожарский произносит перед решающим сражением:
- Ох, вы гой ecu, храбрые солдатушки,
Храбрые солдатушки, нижегородские купцы!
Помолимся мы на святые врата на Спасския,
На пречистый образ Спасителя!
Святая вера становится для ополченцев залогом победы над врагом и освобождения Родины.
А.И. Герцен в январе 1861 г. писал в «Колоколе» о том, что Киреевских сближала вера друг в друга, роднила любовь к Отчизне: «На этой вере друг в друга, на этой общей любви имеем право и мы поклониться их гробам и бросить нашу горсть земли на их покойников с святым желанием, чтоб на могилах их, на могилах наших расцвела сильно и широко молодая Русь!».
|
Читать полностью
|
главный раздел -
Новости
|
30.01.2020 13:46 |
Напомним нашим читателям, что лейтмотивом XI-х Козельских краеведческих чтений им. Леонида Кавелина, которые пройдут в 2021 г., по решению конференции от 17-18 октября 2019 г., будет эпоха Ивана IV Грозного (1530 – 1584 гг.). На следующий год нам предстоит подробно поговорить о том, как связан этот царь с Козельском XVI века, и какую память о себе он здесь оставил. Некоторые темы, которые могут вызвать интерес у краеведов и историков, мы назвали в предыдущей заметке (здесь).
В этом году исполняется 490 лет со дня рождения Ивана Грозного – первого русского царя (1547-1584) из династии московских Рюриковичей и который дважды бывал в Козельске (1561/1563 и 1566 гг.). Некоторые граждане Козельска полагают, что его память должна быть увековечена в Козельске. Так, например, С.Е. Сёмкин считает, что «в городе должен быть установлен памятник Грозному Государю». Свои аргументы «за» он не раз уже излагал, например, здесь. Сегодня мы знакомим вас с ещё одной точкой зрения на роль Ивана Грозного в истории Козельска.
Противоречивое отношение к личности Ивана Грозного в разное время наглядно проявляется в монументах: слева памятник «Тысячелетие России», г. Новгород,1862 г. Среди лучших людей России Ивана Грозного нет. Справа Иван Грозный на Аллее правителей в центре Москвы (памятник открыт 7 декабря 2019 г.)
В.Н. Зубков,
кандидат исторических наук
КАКУЮ ПАМЯТЬ
ОСТАВИЛ О СЕБЕ ИВАН ГРОЗНЫЙ
В КОЗЕЛЬСКЕ?
В народном сознании в течение почти четырех веков Иван Грозный считался «противоречивой фигурой». Его царствование часто отождествляют с опричниной, государственной политикой террора (1548-1584 гг.). Руководство страной с правительством «Избранной рады» относилось к молодым годам жизни царя. Годы опричнины пришлись на время его зрелости, когда за массовые расправы он получил прозвище «Грозный». Единого подхода к оценке его опричнины нет.
• В имперской России её рассматривали как явление, которое пагубно сказалось на развитии России, в котором содержатся истоки самодержавия и действующей власти.
• В советский период тотального огосударствления противоречивый царь был возведен в ранг «национального героя». Иван Грозный стал «народным царем», выдающимся патриотом-державником, мудрым государственным деятелем, талантливым стратегом. Опричнина рассматривалась как необходимый элемент формирования движения народных масс против угнетения боярами.
• В настоящее время царь Иван Грозный был возвращен в нишу «противоречивого персонажа». Опричнина стала изображаться как пагубный элемент, в результате которого пострадало огромное количество невиновных людей.
Это и есть главная историческая оценка опричнины. Все остальное уходит на второй план, поскольку в любом государстве главной ценностью является человеческая жизнь. Укрепление власти самодержца за счет уничтожения простых людей – шаг постыдный. Древнеримский мыслитель Кавур отмечал, что «при помощи осадного положения может управлять, даже осёл». Не случайно, в последние годы жизни Иван Грозный запрещал любые упоминания об опричнине и казнил опричников.
Главный итог, о котором часто говорят учебники, заключается в усилении самодержавной власти. Но о каком усилении власти можно говорить, если после смерти Ивана Грозного наступило Смутное время, разрушение государства, смена правящей династии?
|
Читать полностью
|
|
|