Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

855 лет Воротынску. 500 лет со дня рождения князя М.И. Воротынского E-mail
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ>>ИСТОРИЯ - Персоналии
06.10.2010 18:27

КОЗЕЛЬСК  И  ВОРОТЫНСК

855 лет городу Воротынску.  500 лет со дня рождения князя М.И. Воротынского

навстречу Юбилейной Конференции "Воротынск и князья Воротынские в истории России"

21 октября 2010 года, Воротынск

М.И. Воротынский. Фрагмент
барельефа на памятнике "Тысячелетие России".
Великий Новгород.

 

 

В октябре 2010 года празднуется 855-летие города Воротынска и 500-летие со дня рождения князя М.И. Воротынского. К этим датам приурочена Юбилейная конференция «Воротынск и князья Воротынские в истории России», которая пройдёт 21 октября с.г. в посёлке Воротынск Бабынинского района Калужской области. Известный с 1155 года, расположенный в Калужской области на реке Выссе, что впадает здесь в Оку, славен город Воротынск своей историей. Пусть сегодня это всего лишь посёлок, только официальное административное состояние его всем нам не указ. Для каждого россиянина Воротынск имеет свой особый статус - город - ОБОРОНЕЦ, СТОЯЛЕЦ! И в этом он своей судьбой чем-то похож на Козельск, расположенный всего-то в десятках километров.  По летописным свидетельствам Козельск всего на 9 лет моложе Воротынска, но два этих города в истории тесно связаны. Вот почему в энциклопедии Козельска обязательно должно быть место Воротынску. Нам представляется необходимым рассказать здесь об этих исторических связях.

 

Едва ли не впервые между Козельском и Воротынском связь «наладилась» в начале XV века. В 1448 г. козельское наместничество, бывшее во владении великого князя литовского Казимира IV, было пожаловано им за службу князю Фёдору Воротынскому. В ту пору князья ряда так называемых «верховских» княжеств (названных так из-за расположения в верховьях Оки), попеременно служили то Литве, то Москве. Такими княжествами были Белёвское, Воротынское, Мезецкое, Новосильское, Одоевское. Об этом повествует нам «Присяжная запись князя Федора Воротынского королю и Великому князю Литовскому по случаю пожалованного князю Воротынскому наместничества в Козельске 5 февраля 1448 года»: "Се яз князь Федор Львович Воротынский записываюся господару своему Казимиру королю польскому и Великому князю Литовскому и иных: што мя пожаловал король польский, дал ми город Козельск в свои руки держать в наместничестве, и я маю тот город держать на господаря на короля, к Великому княженью Литовскому; а не подати ми того первореченного города Козельска никому, только господину своему королю польскому и Великому князю Литовскому. А бояром козельским, и землянам, и местичом, и всем козличом ездити к господару нашему Казимиру, королю польскому и Великому князю Литовскому, без льсти и без хитрости, по тому целованью, как есмы перьво сего его милости записалъся и целовал честный крест…».

С этого времени козельчане под началом князей Воротынских стали принимать участие в отражении татарских набегов, ратники из Козельска и Воротынска набирались опыта и уверенности в том, что можно и необходимо бороться со злом, приходящим «с поля». Оенью 1480 года неподалёку от Воротынска произошли события, вошедшие в историю под названием «СТОЯНИЕ НА УГРЕ». Золотоордынским правителям-кровососам Земли Русской было указано на их место. Московская Русь не только заявила об отказе платить ежегодную дань Орде, но и продемонстрировала непоколебимую готовность не допустить впредь ордынцев на левый берег реки Угры. Так бывший в ту пору столицей одноимённого княжества Воротынск вошёл в историю. В ратную летопись России вошли и имена князей Ивана Молодого и его дяди Андрея Меньшого, стоявших во главе русских сил, вышедших тогда против орды хана Ахмата. Отступая от реки Угры, ставшей неприступным рубежом для хана и потому зовущейся «Поясом Богородицы», он опустошил огромный район. Вологодско-Пермская летопись повествует: «А прочь от Угры царь пошел в четверг, в канун Михайлова дня… и пленил: Мценск, Белев, Одоев, Перемышль, два Воротынска, старый и новый, два Залидова, старый и новый, Опаков, Серенск, Мезыск (Мещовск), Козельск - всего 12 городов». Эта трагическая судьба - быть упомянутыми в летописи впервые рядом благодаря «Стоянию на Угре» - ещё одна из ниточек, связывающих Воротынск с Козельском в их истории.

По городу Воротынску одна из ветвей рода князей Новосильских после того, как распалось их княжество, стала именоваться князьями Воротынскими. Основателями этой ветви рода стал Фёдор Львович Воротынский. Князья Воротынские при Иване Ш Васильевиче 1440-1505 гг.) добровольно перешли на сторону Москвы из Литвы.

Примерно в 1510 г. родился Михаил Иванович Воротынский (около 1510-1573 гг.). Жизнь и деятельность Михаила Ивановича Воротынского не раз связывала его с Калужской землёй, не единожды в круг его служебных интересов входил и Козельск. О М.И. Воротынском написано много книг и очерков. Поэтому назовём лишь основные вехи на его жизненном пути, приближающие его к Козельску. Скажем сразу, что к этому городу был близок его отец – Иван Михайлович Воротынский, бывший наиболее заметной фигурой среди них в Козельске уже с 1512 года. Вместе с В. С. Одоевским И. М. Воротынский, например, участвовал в 1507 г. в отражении набегов крымских татар на козельские и другие украинные места.

Как и его отец, Михаил Воротынский уже молодым за успехи в службе становится воеводой в Белеве, неподалёку от Алексина. Под этим городом ещё его отец И.М. Воротынский - первый воевода московского полка в 1500 году разбил татар, за что получил высшее по тем временам звание «Государева слуги». В 1547 году М.И. Воротынский - уже один из известнейших полководцев - был назначен наместником в Калуге и в 1549 году уже, как и его отец, имел высокий титул «Государев слуга», который он получил за деятельность на посту калужского наместника.

В декабре 1544 г. участвовал в отражении набега крымских татар на Белёвский уезд, в следующем году был воеводой Васильсурска, летом 1552 г. отражал набег крымцев на тульских засеках, в том же году участвовал в качестве воеводы в походе на Казань. В 1559 году М.И. Воротынский с малыми жертвами отразил нападение рати крымского хана Магмет-Гирея на Тулу. По клеветническому доносу был сослан на четыре года с семьёй в Белозерский монастырь. Однако в 1571 году Иван Грозный вернул его из ссылки и назначил князя начальником сторожевой и станичной службы всей южной границы Московского государства.

 

Фрагмент указа Ивана IV о назначении М.И. Воротынского
"ведать станицами и сторожами".
Из фондов Центрального пограничного музея ФСБ России.

В это время М.И. Воротынский – организатор пограничного дела - обратил своё внимание не только на саму сторожевую службу на дальних подступах к границе со стороны Крыма. Он хорошо понял, что там, далеко от центра сложно будет противостоять полчищам крымчаков и поэтому сосредоточил своё внимание на создании хорошо укреплённой оборонительной линии на ближних подступах к Москве. Он создаёт линии укреплений, в состав которых включает лесные засеки, такие как Столпицкая, Кцынская, Дубенская и Сенецкая козельские засеки. Он требует строительства заграждений по берегам рек, настаивает на укреплении городов-крепостей, включая и Козельск. Наконец, под его началом разрабатывается первый в России устав сторожевой и пограничной службы.

Немало побед одержали русские рати под водительством М.И. Воротынского. Ему удалось не раз доказать целесообразность и высокую эффективность построения обороны южных границ с опорой на несколько укреплённых линий засек. Талант Михаила Воротынского наиболее ярко раскрылся в период подготовки к отражению второго набега Давлет-Гирея на Москву в 1571 году (первый был для крымского хана удачным). На этот раз князь по­лучил от царя и боярской Думы особенно жёсткий «На­каз» на охрану и оборону южной границы. В нём была поставлена и задача «не пропустити за Жиздру» крым­ского хана.

Этот документ вносит некоторые новые штрихи в историю Козельска. Прежде всего, при детальном ознакомлении с его содержа­нием поражает глу­бо­кий прогноз возможного характера действий крым­ского хана, его цареви­чей и мурз во время нашествия на Московское го­сударство. Мы хорошо понимаем, что сам «Наказ…» явился утверждённым царём замыслом действий, выработанным самим М.И. Воротынским. Поэтому интересно взглянуть на него чуть подробнее. В «Наказе», в частности, приве­дены не только все возможные варианты «прихода» крымских татар (по­следо­ватель­ность, маршруты, и линия по­ведения вражеских войск), но и подробно, по каждому из вариантов дей­ствий противника, расписаны наибо­лее целесооб­разные контрмеры, ко­торые надлежало предпринять нашим си­лам.

Первый сценарий – при получении только лишь первых известий из дальних мест о начале ханского похода с намерениями выйти к рубежу Оки. В этом случае в соответствии с заблаговременно установленным порядком, «по росписи», на свои места, на угрожаемые направления на берегу Оки и Угры начинали выдвижение русские воеводы с полками из отдельных «украин­ных» уездов и городов. Например, из Каширы они ухо­дили в Коломну и Серпухов. Четко было прописано, что Козельск в этом случае немедленно пе­реводится на осад­ное положение, в город собира­ются служилые люди из всех окрестных мест.

На осаду переводились также Серпухов, Калуга, Рязань и Тула. Следует подчеркнуть, что ника­ких выдвижений войск со стороны Ко­зельска в это время не планирова­лось, так как, видимо, их там не предусматри­ва­лось иметь или попросту не было. Усиливается раз­ведка на «дальних проез­дах» на засеке для того, «чтоб дал Бог заранья про царев по­ход было в ве­доме». Кроме того, в козельские места «до засеки, и Жиз­дрою до коих мест надобе» должны были быть готовы, в слу­чае необходимости, при­дти на по­мощь Козельску полки бояр и воевод с берега Оки.

Второй сценарий – если крымская рать преодолеет Оку в ее вер­ховьях (южнее Болхова) и по ее левому берегу пойдет «на Болхов старою дорогою», то есть по Свиной дороге. Отсюда открывался путь в сторону Козельска с вы­ходом к засеке.

При таком развитии событий следовало «казаков польских на­емных с пищальми 1000 и с двеми головами», а также «вятчан в струзех» срочно выдвинуть из Калуги к реке Жиздре. Следовательно, Козельская и со­седние с ней засеки, оборонительные со­оружения, заблаговременно возведен­ные на Черте, всё должно было быть готово к приёму наших войск и организа­ции ими надежной обороны в прижиздринских лесах.

Третий сценарий – когда крымские войска всё же преодолеют засеку, обойдут где-либо русские силы, поставленные на ней, сумеют преодолеть Жиз­дру и выйти на ее левый берег с тем, чтобы двигаться в северо-восточном направлении к Угре. В этом случае русская рать должна была спешить на Угру. При этом строго воспрещалось вступать в бой с непри­ятелем в откры­том поле – «на поле без крепостей». Козельчане должны были держать осаду в городской кре­пости.

Наконец, если русские полки встретятся с врагом вне крепостей, то они должны были занять прочную оборону, «стрельцом поиззакопаться по креп­ким ме­стом» и держать прочную оборону.

Таким образом, во всех случаях главными условиями успешного ре­ше­ния оборонительных задач, возлагаемых на Козельск, было нали­чие хорошо ук­репленных города-крепости и острогов полевого типа на за­сечной черте, а также поддержание в проезжем состоянии дорог. Царский приказ был выполнен. Об этом и многих других интересных фактах из истории Козельска и козельских засек можно прочитать в книге автора настоящей статьи. Его монография «Здесь государевым «украинам» было бережение» вышла в 2007 году.

 

                                                                                                  Обложка монографии С.А. Рябова
         

 

На этот раз Давлет-Гирей не прошел к Москве, однако Иван Грозный и князю М.И. Воротынскому не простил первого про­пуска крымского хана к Москве. Никакие прежние за­слуги нашего воеводы учтены не были. По сфабрикованному доносу, за якобы имевшее место колдовство против госу­даря, сосланный вновь в Белозерский монастырь, князь скончался на пути в ссылку и был похоронен в Кашине.

Таковы несколько деталей о самом Воротынске и о князе М.И. Воротынском в связи с историей Козельска. О всём этом хотелось рассказать накануне юбилейной конференции в Воротынске, запланированной на 21 октября 2010 года.