Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Этнография
О верованиях козельских крестьян в конце XIX века E-mail
(2 голоса, среднее 4.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
04.04.2013 22:25

О ВЕРОВАНИЯХ КОЗЕЛЬСКИХ КРЕСТЬЯН

В КОНЦЕ XIX ВЕКА

 

По материалам "Этнографического бюро"

князя В.Н. Тенишева

 

 

 

В 1897 г. в г. Санкт-Петербурге князем В.Н. ТЕНИШЕВЫМ (1843-1903), предпринимателем, меценатом и учёным для организации и проведения массового сбора сведений о культуре и социально-экономических условиях жизни русских крестьян центральных губерний Европейской России было создано "ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ БЮРО". Оно активно работало до 1901 г. и являлось предприятием, основной целью которого была организация и проведение массового сбор сведений о русском крестьянстве по специальной программе. Она называлась "Программа этнографических сведений о крестьянах Центральной России, составленная князем В.Н. Тенишевым". Деятельность "Этнографического бюро" была хорошо организована и поставлена на коммерческую основу. Владельцем и главным научным руководителем всего предприятия был сам В.Н. Тенишев. Конкретной организационной работой занимался заведующий бюро, должность которого в разное время занимали этнографы А.А. Чарушин и С.В. Максимов. В бюро имелись штатные и внештатные сотрудники.

Работа корреспондентов хорошо оплачивалась. Стоимость рукописи зависела от качества информации и точного соблюдения всех правил оформления. Гонорары за оригинальные рукописи составляли от 15 до 30 рублей за текст, включавший в себя 35000 букв, за копии с документов от 5 до 10 рублей с печатного листа. Деньги высылались автору немедленно по одобрению присланного материала. Содержание "Этнографического бюро" обошлось его владельцу в 200 000 рублей - сумма довольно крупная для рубежа ХIХ-ХХ вв.Среди корреспондентов были и те, кто обследовал и описал Козельский уезд. Это ЛАШМАНОВ Фёдор Фёдорович, который представил ответы на вопросы по Волосово-Дудинской волости, селу Волосово-Дудино (работа 1897 г.) и СУРНАКОВ Константин Александрович, который описал жизнь, быт и нравы крестьян Бетовской волости, деревни Ягодной (работа 1899 г.).

Нам представляется наиболее интересной информация, присланная К.А. СУРНАКОВЫМ по Козельскому району (частично мы публиковали её здесь).

Дело в том, что он много внимания уделил верованиям, зафиксировал и красочно изложил былички, рассказы крестьян о демонических существах, представления о природных явлениях, обрядах. При этом он передал основные особенности говора, использовал наиболее характерные речевые обороты крестьян Козельского уезда. Нижеприведённые материалы публикуются по книге "Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы". Том 3. Калужская губерния. С. 393-411.

 

К.А. Сурнаков (1899 г.)

 

Козельский уезд. Бетовская волость, деревня Ягодная


ВЕРОВАНИЯ. ЗНАНИЯ. ЯЗЫК. ПИСЬМО. ИСКУССТВО

 

В Ягодной существует то представление о небе, что оно, во-первых, есть местопребывание Бога, ангелов и святых людей, что на небе же находятся солнце, луна и звезды, и что небо не одно, а есть еще шесть небес, которые для нас невидимы, так как мы грешны, но есть праведники, которые видят иногда и второе небо. Первое небо, которое, видимо, состоит из воздуха и начинается от облаков, а кончается за солнцем, луной и звёздами. На шести других небесах устроены рай, где размещены святые люди, и, наконец, на седьмом небе находится сам Господь, Божья Матерь и ангелы.

Читать полностью
 
51 февраля 2013 года E-mail
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
23.03.2013 09:42

Фото здесь и дальше А.Рябова, дер. Дешовки Козельского района

 

51 ФЕВРАЛЯ 2013 ГОДА... :))

 

Уже 4 дня прошло с  18 марта, когда по календарю русской природы был ДЕНЬ КОНОНА ОГОРОДНИКА.

В старину говорили, что если нa КОНОНА - вёдpo (cyxo), тo гpaдa лeтoм нe бyдeт.

 

Читать полностью
 
Февраль - перелом зимы E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
19.02.2013 15:25

Февраль в деревне. Фото (здесь и далее) Александра Рябова, д. Дешовки, февраль 2013 г.

 

ФЕВРАЛЬ - ПЕРЕЛОМ ЗИМЫ

 

"Свежеют с каждым днем и молодеют сосны,

Чернеет лес, синеет мягче даль,-

Сдается наконец сырым ветрам февраль,

И потемнел в лощинах снег наносный".

 

И. Бунин

Читать и смотреть фото дальше
 
19 ДЕКАБРЯ. ПО НАРОДНОМУ КАЛЕНДАРЮ – НИКОЛА ЗИМНИЙ! E-mail
(1 голос, среднее 2.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
19.12.2012 00:00

19 ДЕКАБРЯ. 

ПО НАРОДНОМУ КАЛЕНДАРЮ – НИКОЛА ЗИМНИЙ!

 

 

Святитель Николай Чудотворец, икона, приобретённая в Каламбака (Греция),

неподалёку от скал, на вершинах которых расположены православные монатыри Метеоры.

Подробнее...
 
Декабрь, Никола Зимний E-mail
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
18.12.2012 10:58

ДЕКАБРЬ, НИКОЛА ЗИМНИЙ

 

Мой "верный" термометр. Здесь и далее фото А. Рябова, д. Дешовки, Козельский район

Смотреть фото ещё
 
Восточная Европа как прародина индоевропейцев E-mail
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
27.10.2012 18:20

Совсем недавно статьёй «ОТКУДА У РУССКИХ РЕК АРИЙСКИЕ НАЗВАНИЯ» (здесь) мы подняли очень интересную тему о происхождении и о древних корнях у названий рек и ручьёв на территории исторического Козельского края. Читателям будет интересно познакомиться с мнением специалиста, изучающего на протяжении многих лет санскритские корни в топо и гидронимии (названия водных объектов) кандидата исторических наук ЖАРНИКОВОЙ С.В. С её трудами и о самой Светлане Васильевне, почти четверть века проработавшей в г. Вологде, вы можете на сайте.

 

Река Жиздра у с. Березичи, август 2012 г., фото С. Рябова

 

С.В. Жарникова

 

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА КАК ПРАРОДИНА ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ

 

Среди множества преданий, сохраненных памятью человечества, древнеиндийский эпос «Ма-хабхарата» считается величайшим памятником культуры, науки и истории предков всех индоевро­пейских народов. Изначально это было повествование о междоусобице народов Куру, живших более пяти тысяч лет назад между Гангом и Индом. Постепенно к основному тексту прибавлялись новые, и до нас «Махабхарата» дошла содержащей почти 200 тысяч строк в 18 книгах. В одной из них, названной «Лесной», описаны священные источники - реки и озера страны древних арьев, т. е. земли, на которой и разворачивались события, рассказанные в эпосе.

Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть подробности
 
Откуда у русских рек арийские названия E-mail
(8 голоса, среднее 4.75 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
06.10.2012 20:05

Мы уже рассказывали вам о том, что в Козельской исторической округе нам известно большое количество рек и ручьёв. Мы попытались объяснить причину наречения большинства из них (здесь).

Мысль о том, что бы еще раз обратиться к причинам возникновения названий наших рек и речушек, подсказал козельский краевед Александр Иванович БАРАНОВ: «В Калужской области есть реки: Кванка, Гвидка, Птара, Высса, Лукосна, да и сама Угра. Они таят в своих названиях, как мне кажется, санскрит. Вот бы проверить…».

Как принято говорить в подобных случаях, - письмо позвало в дорогу. Путь оказался непростым, отчет о путешествии в тайны топонимики, а так называется наука о географических названиях вообще, и гидронимики – о речных названиях, перед вами, уважаемый читатель.


 

Другусна в черте города, одна из четырёх рек, на которых раскинулся Козельск,

фото автора статьи, 2012 г.

С.А. Рябов

ОТКУДА У РУССКИХ РЕК АРИЙСКИЕ НАЗВАНИЯ

 

Несколько лет тому назад мы составили список рек в пределах исторического Козельского района и сделали попытку объяснить происхождение их названий[1]. Изучение всего множества речных названий, а на исследованной территории известно около 160 рек и ручьев, позволяет утверждать, что все они пошли из самых разных языков.

Подавляющее большинство, а таковых свыше 130, это славянские - русские, украинские и белорусские имена. Нет смысла останавливаться на этимологии[2] названий родных речушек с нехитрыми именами Казанка, Коноплянка, да Крапивенка. Какая уж в них тайна?

Подробнее...
 
Русская система мер E-mail
(3 голоса, среднее 4.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
01.10.2012 14:22

РУССКАЯ СИСТЕМА МЕР

В помощь изучающим историю Козельска, авторам и читателям

 


 

Человек с глубокой древности являлся мерой длины и веса: на сколько он протянет руку, сколько поднимет на плечи и т.д. Несмотря на отсутствие практического применения, названия русских мер продолжают использоваться во фразеологических оборотах и исторических исследованиях. Нам важно иметь их на сайте для того, чтобы, пользуясь ситемой поиска, выходить на эти меры при необходимости.

Русские меры
 
« ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя »

Страница 6 из 11