Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Что в имени тебе моём? Деревня Дешовки E-mail
(7 голоса, среднее 4.86 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Подгородный стан: Березичи, Дешовки...
08.11.2010 22:45

Деревня, неизвестный крепостной художник, масло, XVIII в.

"ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ?" ДЕРЕВНЯ ДЕШОВКИ.

Есть среди козельских населённых пунктов одна деревня, о которой наслышаны далеко за пределами Калужской области. Оно стабильно входит едва ли не в десятку самых необычных названий, встречающихся на карте России. Это деревня ДЕШОВКИ. Кто только не иронизировал по поводу столь странного имени поселья: маститые учёные мужи, местные краеведы  и начинающие. исследователи-школьники, все пытаются по-своему преподнести одно только им известное знание ответа на вопрос "ПОЧЕМУ?".  Каких только захватывающих дух версий для его объяснения не существует. Одна чуднее другой. А между тем, на все вопросы есть простой ответ! 

 

Название в форме Дешовки есть ни что иное как притяжательное прилагательное, которое мотивируется или личным именем человека, или его фамилией. Подобные антропонимы (имена людей) зафиксированы в "Ономастиконе" С.Б. Веселовского. Из документов XV-XVII вв. известны крестьяне и холопы с прозвищем Дешовка, Дешевка и Дешовый.

Деревня Дешовки упоминается в дозорах Разрядного приказа 1632-1657гг. Престольные праздники - Временная и Десятая пятница (от Пасхи ).Несмотря на почтительный возраст, название этой козельской деревни оболгано множеством авторов. По большей части  это  «анекдоты», основанные на небылицах. Так, например, благодаря Л. Гумилёву появилась байка о якобы  имевшем факте снабжения жителями Дешовок провиантом монголо-татар, которые стояли под Козельском в 1238 году. За что их прозвали «погаными», а саму деревню – "Поганкино". Лев Гумилёв пишет: "Мой покойный друг профессор Н.В. Тимофеев-Ресовский рассказал мне по детским воспоминаниям, что около Козельска есть село Поганкино, жители которого снабжали провиантом монголов, осаждавших "злой город". Память об этом была в XX в. настолько жива, что козляне не сватали поганкинских девиц и своих не отдавали замуж в Поганкино".

Между тем, деревня Поганкино  существует в Калужской области и по сей день, но названо оно так по фамилии одного из представителей купеческого рода Поганкиных, разбогатевших в конце XV-XVII вв. По этой фамилии названы также, например, принадлежавшие в Пскове кабацкому голове Сергею Поганкину палаты –  "Поганкины палаты".

В России есть ещё одна деревня, на этот раз  Дешевки , это в нескольких километрах от Ржева.

Есть также и современная нам "легенда" о девушке из Дешовок. Якобы глупая баба, прельстившаяся на подарки, указала монголо-татарам тайный ход в крепость Козельск, через который враг и вошёл в город. «А село то доныне зовется Каиново, ибо торговали селяне с басурманами и везли им жито, мясо, мед и сено коням их. А девок каиновских по сей день окрестные женихи замуж не берут. Ибо веруют, что измена да корысть может в потомстве проявиться», пишет, например, Н.Богоутдинова в своём "анекдоте" "Звезда вечной славы".

Если уж верить народной молве, то вот ещё одна версия, которая лично мне по душе и по уму! О  существовании таковой в народе поведал один из историков Оптиной пустыни ещё в XIX  веке. Людская молва такова: весной 1238 года здесь, на подступах к Козельску, монголо-татары бросили "дешовых", то есть не представляющих для них никакой ценности пленников, которых они гнали с собой. Имеется косвенное доказательство справедливости подобной версии. Еще и в 1893 году в этой деревне 245 человек считались сектантами, приверженцами самых различных вероисповеданий. Уж не от того ли так случилось, что люди из разных мест не по своей воле были собраны здесь. Кто-то из них имел свои собственные религиозные "наклонности", от того-то и пошли в Дешовках "плевелы раскола".

Все прочие фантазии не выдерживают критики.

А что до споров в среде местных краеведов вокруг названия деревеньки, так лучше бы они свою энергию направили на строительство дороги через эту незаслуженно обиженную деревню. Вот уж поганая, так поганая дорожка в ней. Впору от этого и название деревни выводить.