Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Слаговищи - деревня колдунов. Фольклор одного села. E-mail
(12 голоса, среднее 4.67 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
27.11.2010 17:02
Индекс материала
Слаговищи - деревня колдунов. Фольклор одного села.
Page #
Page #
Page #
Все страницы

Заговоры, как показывают наблюдения и в других регионах, занимают прочное место в живой традиционной культуре русской деревни. В Слаговищах заговорная традиция оказалась особенно стойкой. Знатоком заговоров оказалась В.И.Левина. Вот некоторые из них: "(Старуха учила) К колодцу положить сначала хлеб, потом взять воду и сказать: Водица, водица, красная девица, божия сестрица, На что беру, на то пригодись".

[От кашля] "Дуб, клен, ясень, возьмите свой кашель".

[Грыжу заговаривать] "Двумя зубами прикусить (надо такие зубы, как у меня. крупные, как у лошади) и говорить: "Я буду грызть грыжу пуповую, грыжу нутряную, грыжу сердечную. Выйди наружу вон от дитя от Веры. Тебе ход - в задний проход, одним в(з)дохом выйди бздехом".

[От крикс] Под насест, где куры, встать и сказать: " Куры белы, куры черны, куры рябы, возьмите свои криксы у ребенка Веры".

"От змеи хорошо "Отче наш" читать. Плохо, если змея тебя в тень клюнет. Вот в голову [в тень на земле] клюнет - заболеешь, даже помереть можно". Е.А.Жупикова заговор "для скота" переняла от золовки ("свекровиной дочки"): "Спаси, Господи, помилуй скотинушка (кличка) от худого часа, от плохого глаза ненавидящего". Несколько раз прочитаешь, водичкой там сделаешь и все". От молодой женщины 23 лет, внучки келейницы Е.Г.Жидковой, была записана "молитва на ночь", являющаяся, в сущности, оберегом: "Ложусь я спать. В головы Бог мой, по бокам ангелы. А ты, сатана, отойди от окон, от дверей, от постели моей".

При исследовании традиционной культуры большой интерес представляют сны, в которых мир сновидений обретает значение символов, многие из которых несут отголоски древних поверий и оценку природных явлений, бытовых предметов и ситуаций в отношении к человеку. Оценочность не всегда исходит из конкретного содержания видимого, часто она основана на смысловых, звуковых и иных ассоциациях и их места в общей структуре явлений, выстроенных как оппозиции: "плохо - хорошо", "жизнь - смерть", "здоровье - болезнь", "прибыль - утрата" и пр. Обладая постоянной характеристикой, символы и символические ситуации сновидений становятся в народной культуре средством описания будущего. От В.И.Левиной были записаны следующие толкования снов: лошадь едет - к смерти; пчелы, рыбы без головы - к покойнику; просто рыба - слух неприятный; волк - несчастье; яблоки зелены - слёзы; груши - это хорошо; лук зеленый, огурцы - хорошо; корова - к реву ("реветь значит"); конфеты - к горечи; вода на горе - горе; вода под горой - хорошо; мясо - к болезни; хлеб белый - к неприятности; хлеб черный - хорошо; дрова (хворост) - плохо ("хворать"); дрова толстые - хорошо; деньги железные - слезы; стол голый - к смерти; стол с едой - хорошо; себя видеть маленькой - маяться; девочку видеть - дивоваться. Таким образом, полевые исследования показали, что предания, легенды, устные рассказы представляют сегодня живую фольклорную традицию. Факторами, способствующими поддержанию традиций несказочной прозы, становится их прямая соотнесенность со своей территорией, историей деревни, судьбами людей. Сохранение заговоров и магии, как бытовой практики, объясняется их прагматичностью, силой традиции и ее авторитарностью.

Примечание автора. Поэтический фольклор изучался в Слаговищах фольклорным кабинетом ДК "Горняк" в 1996 году. Запись и расшифровку (частичную) проводили Наталья Чикина и Елена Ипатова (Колесник), трагически погибшая в 2000 году.