Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Каков, на ваш взгляд, БРЕНД города Козельска? Какая ассоциация для вас наиболее точно символизирует город Козельск, делает его отличным от других городов подобного уровня? Что делает сразу же узнаваемым город Козельск?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Сегодня Всемирный День водных ресурсов E-mail
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Архитектура/зодчество
22.03.2011 23:34

 

СЕГОДНЯ ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

В День воды «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЗЕЛЬСКА» обращает внимание администрации города Козельска на плачевное состояние водонапорной башни на привокзальной площади города - уникального памятника истории техники и культуры!

 

ДАВНО СНЕСЛО КРЫШУ...

 

В таком плачевном виде предстаёт перед гостями Козельска

уникальный памятник "краснокирпичной" железнодорожной архитектуры -

водонапорная башня, фотография А.А. Рябова, март 2011 года

 

В преддверии Всемирного дня воды, отмечаемого 22 марта, пресс-служба Роспотребнадзора сообщила о том, что износ водопроводных сетей в России сегодня составляет более 66% и год за годом он только увеличивается, что приводит к многочисленным аварийным ситуациям по стране. Это сегодняшний день нашего водоснабжения. Однако, мы сегодня не об этом.

Ниже мы приводим статью, тему для которой предложил один из авторов «Энциклопедии Козельска» О.Ю. Федосеев. Им же подобраны отдельные фотографии водонапорных башен, существующих в других городах, а также подготовлены  комментарии к ним.

 

 

ДАВНО СНЕСЛО КРЫШУ…

 

Водонапорная башня на привокзальной площади г. Козельска,

фото А.А. Рябова, март 2011 года

 

Есть в Козельске совершенно уникальный объект культурного наследия, визитная карточка города. Это ВОДОНАПОРНАЯ БАШНЯ на привокзальной городской площади. Она - первое, что приковывает взгляды гостей, прибывающих сюда автобусами, такси и по железной дороге.  Ожидание транспорта даёт время внимательно разглядеть стены этого высокого уникального и очень старого сооружения. Без преувеличения можно сказать, на сегодняшний день в Козельске нет более достойного сохранения объекта, чем эта башня – замечательный образец железнодорожной архитектуры.

О времени её постройки можно судить по следующим фактам из истории Козельска. В 1898 году была построена Данково-Смоленская дорога, потом она стала именоваться Рязанско-Уральской.  Главным предназначением «чугунки» стало осуществление транзитных перевозок хлеба к портам Рига и Любава. Открытие движения поездов по участку Данково-Смоленской ли­нии, на которой находится Козельск, Слаговищи и другие станции, состоялось 1 января 1900 года.  Железнодорожный  вокзал в Козельске был открыт в 1903 году. Паровозы на российских железных дорогах уступили место тепловозам и электровозам в середине 50-х годов прошлого века. С тех пор водонапорная башня стала, видимо, обеспечивать водой пристанционные поселки или просто пустовала.

 

Вот как выглядит железнодорожный вокзал города Козельска, редкий ракурс.

Теперь хоть какую-нибудь крышу. Без крыши у зданий век не долог.

Но зато  как теперь гармонично смотрится. Кра-со-та!!!


Построенная почти одновременно с самой железной дорогой, она, выражаясь особым языком описания подобных, не имеющих цены объектов, является высотной доминантой привокзального района города, значимым элементом его исторической функционально-планировочной структуры, композиционным акцентом в окружающей застройке, характерным образцом «краснокирпичной» промышленной архитектуры.


Когда-то рядом с бывшей водонапорной башней, построенной более 100 лет назад и питавшей водой не только паровозы, но и жителей пристанционного района, кипела особая жизнь.

У меня в руках книга «Железная дорога. Её возникновение и жизнь». Написал её для детей немец Г. Гюнтер, а издана книга  была в нашей стране в 1930 году. В ту пору главной тягловой силой на «железке» были паровозы. Отношение к ним было особенным. Уголь и вода – без них это чудо техники не могло бы сдвинуться с места.


Дорогой читатель, не поленись, прочти, что сказано в этой книге об объекте нашего внимания. «Важной принадлежностью каждой более или менее крупной станции является также водонапорная башня.

 

Водонапорная башня, рисунок из книги Г. Гюнтера

Ее назначение — возможно более быстрым и простым способом снабжать паровозы чистой водой. В последнее время при постройке водонапорных башен им стараются придать такую архитектурную форму, которая гармонировала бы с окружающими постройками. Строятся они из кирпича или из железобетона, но, независимо от вида и способов постройки, внутреннее устройство башни практически остается одним и тем же. В верхней части башни находится большой ёмкости железный резервуар, вмещающий значительное количество воды, которая отсюда посредством труб большого диаметра и гидравлического путевого крана подается в тендер. Особые меры принимаются для предохранения воды от замерзания, — отчасти потому, что замерзание делало бы невозможным наполнение тендера водой, и главным образом потому, что в случае замерзания явилась бы опасность повреждения резервуара от расширения воды. Именно из этих соображений резервуары водонапорных башен обычно снабжаются двойными стенками. Кроме того, имеются особые приспособления, с помощью которых можно всегда без затруднений определить, сколько воды осталось и резервуаре».

 

 

Нам удалось разыскать и чертёж «внутренностей» водонапорной башни. Добавим сюда

лишь систему металлических лестниц, устроенных внутри этого объекта

 

Теперь любой может увидеть, что  устройство этого сооружения действительно было не очень сложным. Зато каково было внешнее «убранство» водонапорной башни!

 

Русские инженеры, проектировавшие башню, козельские банкиры, купцы и заводчики да фабриканты понимали значение красоты. Вот почему они создавали при железной дороге буквально шедевры служебной архитектуры. Благодаря их стараниям на пусской «чугунке» всё строилось КРАСИВО. Шло настоящее соревнование за возведение самой красивой подобной башни на железнодорожной ветке. Отсюда на козельской башне, как впрочем на всех подобных сооружениях при вокзалах, применялись самые выразительные средства архитектуры.

 

Вот как выглядела козельская водонапорная башня ещё в 2003 году,

фото А.А. Рябова. Обратите внимание на купол башни.

Сохрани его в целостности, ему по красоте

не было бы равных среди других.

 

Начало ремонта вокзала к его столетию, справа видна башня. Ещё с изначальной

крышей. А еще недавно хоть крыша была. Да еще какая! Другим башням на зависть.

Как башня древнерусской крепости, со сторожевым куполком. Оцинковки на

неё, видимо, не хватило. Вся на здание вокзала ушла. Вон как блестит.

 

На красоту  прежде не жалели средств.

После всего сказанного нельзя без боли смотреть на то, что являет нам собой водонапорная башня на вокзале в Козельске сегодня. Она запечатлела на своих стенах не только следы пуль и осколков со времени Великой Отечественной, а быть может, и Гражданской войны. Она показывает всем, насколько бездушно относятся в городе к ценностям подобного рода. В небольшой заметке невозможно рассказать о том, что испытываешь, когда прикасаешься к этим кирпичам.

Но можно сказать, что  сегодня делается всё возможное для того, чтобы  скорее  превратить её в предельно опасный объект, а затем разобрать.

Между тем, это сооружение, которое простояло более века, построено основательно. Оно, без сомнения, относится   к объектам исторического наследия, памятником промышленного зодчества. ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ, ЕСТЬ У БАШНИ ИЛИ НЕТ ПОДОБНЫЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ  СТАТУС.

Сегодня я не готов сказать, учтена ли водонапорная башня установленным порядком как ценный объект культурного наследия. Но то, что у неё уже давно нет крыши заявляю однозначно. И  СНЕСЛО КРЫШУ С  ЭТОЙ БАШНИ человеческое равнодушие, бездеятельность конкретных должностных лиц.

А как обстоят дела в других городах масштаба Козельска?

Ниже мы приводим фотографии привокзальных башен с тем, чтобы вы могли убедиться в том, что только в Козельске отношение к  памятнику железнодорожной архитектуры, мягко говоря, наплевательское. А ведь в этой башне можно создать музей, площадку для осмотра города, кафе или другое какое предприятие туризма или сервиса. Она может, например, стать естественной декорацией для исторических фильмов.

А что же у наших соседей  по общей железнодорожной ветке - линии Смоленск-Раненбург. С такими же типовыми зданиями вокзалов. Хотя и у каждого есть свои отличие.

Вот, например, соседи в г.Белеве, у своей башни крышу отремонтировали. Хоть не шедевр архитектуры - зато крыша над головой.

 

Вокзал  г. Белёва.

 

И в г. Ельне свою башню не забыли. Реконструировали, покрасили и оградили