Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Как Вы – житель города Воинской Славы – обычно проводите свое свободное время? Чему отдаёте предпочтение?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Ночь, улица, фонарь, аптека... E-mail
(3 голоса, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Культура
05.12.2012 08:41

На днях мы отметили День рождения русского поэта Александра Александровича БЛОКА (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российская империя — 7 августа 1921, Петроград, РСФСР). Он оставил нам немало строк, которые все мы помним наизусть. Только нет среди всех его слов более «городских», чем те, которые мы выносим в заглавие нового рассказа Олега Федосеева ПРО ФОНАРИ В КОЗЕЛЬСКЕ. История освещения улиц в этом городе мало отличается от истории "света" на улицах в других городах России. Столицы, конечно, первыми внедряли у себя прогрессивные технологии, затем их перенимали и губернские города, и лишь потом все эти новшества "иллюминирования", иногда спустя годы, появлялись и в уездах. Хотя, как мы увидели в предыдущей публикации об освещении козельских улиц (здесь), и город Козельск в отдельных случаях не отставал от столицы.


Фотоколлаж С. Рябова

 

Олег Федосеев

НОЧЬ, УЛИЦА, ФОНАРЬ, АПТЕКА…


Начиналось освещение городских улиц в Козельске, как и повсюду, - с уличных костров и факелов, которые, впрочем, зажигались не постоянно, а только по мере необходимости и в отдельные дни. Впоследствие костры и факелы заменили масляные светильники, с которых и началась в XVIII в. история системного городского уличного освещения в России. Освещение улиц в ночное время не всеми было воспринято как благо, еще долгие годы скептики выступали за нецелесообразность освещения улиц городов ночью. Чего только не приводилось в обоснование вреда от света ночью.

Главный аргумент: «светлота» в ночное время нарушает сами законы природы. Физиологически человеку, да и любому живому организму необходим отдых для восстановления сил в виде сна. И природа для этого определила время, в темное время суток. Ночное уличное освещение, по словам противников освещения улиц, «превращало ночь в день». Человеку ночью просто необходимо спать, если нет сна, то возможно ослабление организма и, как последствие, - тяжёлые заболевания. И раз все нормальные, добропорядочные люди ночью спят, восстанавливая силы после тяжелого трудового дня, то для кого тогда освещать улицы? Получается, что только для «лихих людей», промышлявших по ночам, или бездельников, отоспавшихся за день, пока основная часть горожан трудилась.

А раз так, то получалось, что городской бюджет нес значительные затраты на ночное уличное освещение не во благо всех своих горожан. Это были траты лишь в угоду узкой группы лиц праздного существования, которые помимо этого, своими ночными похождениями и весельями мешали спокойному отдыху остальных горожан.

Словом, история уличного освещения в России начиналась не просто. Праздники, вот что служило стимулом для его установления и развития. Начиналось всё с иллюминаций, с зажигания развешанных на улицах фонарей, по случаю больших государственных праздников. Поэтому еще одним аргументом противников ночного освещения было то, что зажигая фонари каждый день, а не только по праздникам, теряется сама суть этого действия как важного атрибута праздника. Это, для примера, как сейчас в Козельске проводить салюты не в установленные законом дни, а каждый день. Но, как и сейчас салютом уже никого не удивишь, ведь канонада над городом от залпов фейерверков слышна чуть не по случаю каждой второй свадьбы или дня рождения. Свою высокую патриотическую значимость теряло и праздничное освещение, которое всё чаще использовалось на регулярных «великосветских вечеринках», когда фонари устанавливались не только на месте ее проведения, но и перед подъездом к нему. Затем все расширилось до освещения улиц по направлениям уже разъезда «гостей» под утро домой.

Более века пройдет, пока в уличном освещении появится хоть какая-то социальная составляющая, и уличные фонари будут устанавливаться уже с учетом нужд остальных горожан. Хотя неравенство при зонировании освещения городских кварталов не только останется, но и сохранится до наших дней. Приоритет освещения так и останется за центральными улицами, оставляя в полумраке окраинные кварталы городов. Но до этого, о чём не следует забывать, в истории России были периоды, когда существовал полный запрет на появление в ночное время на улицах для обывателей. Прогресс в жизни горожан с освещением улиц - на лицо.

На смену масляным светильникам в середине XIX в. пришли керосиновые лампы, а потом газовые фонари. Наконец, в XX в. на улицы вышло электрическое освещение, полностью вытеснившее все предыдущие источники света с городских улиц.

Что собой представляло освещение Козельска сто лет назад?

Как информируют нас «Губернские Ведомости» начала прошлого века, в 1905 г. в Козельске на 11 верст 250 сажень всех городских улиц и переулков приходилось 100 керосиновых уличных фонарей.

Много это или мало, давайте попробуем разобраться. Зная расстояние, установленное между фонарными столбами, нетрудно произвести расчет общего количества фонарей необходимых городу для освещения по предусмотренным тогда нормативам.

Современные опоры уличного освещения устанавливаются в среднем через 30 метров, это около 15 сажень. Но тут нет твердого норматива, т.к. расчеты по установке уличных светильников ведутся сейчас не по расстоянию, а по освещенности. Да и мощность современных уличных светильников во много раз больше чем уличных керосиновых ламп прошлого века. Тем не менее, в те годы, расстояние между фонарными столбами составляло от 20 сажень (более 42 метров) до 40 сажень (более 85 метров). Таким образом, чтобы обеспечить все улицы и переулки города Козельска уличным освещением в соответствии с действующими тогда нормативами, понадобилось бы минимум от 145 (по эконом-классу) до 290 уличных фонарей. Но тут еще не учтено, что при изгибе улиц, сокращалось и расстояние между фонарями и определенные места требовали дополнительного освещения. А это значит еще дополнительные фонари.

Иъ этих простейших расчётов наглядно выходит, что количества фонарей в городе было явно недостаточно. Большинство из них располагались на центральных улицах, в первую очередь, на Большой Калужской. Здесь располагались основные административные учреждения, такие как полицейский участок, казначейство, торговая площадь, особняки дворянства, торговые лавки, трактиры. Освещались ещё приёмные покои больниц. Всё это освещалось первостепенно за счет казны, а где-то и самими владельцами заведений.

Дополнительно фонари устанавливались в районе складов либо значимых объектов. Например, подлежал освещению мост через реку Жиздру по Белёвскому тракту и следующий за ним мост на Дёготном протоке. Но, к сожалению, связано это было не с заботой о путниках, а с целью обеспечения сохранности мостов. Для этой цели к мостам был даже приставлен сторож. Что поделать, казенное, общественное добро и в те века не воспринималось чужим. Вот и тащили, кто веревочку, кто бревнышко. Мост через р. Другузну в самом городе тоже был освещен городскими уличными фонарями. Но поскольку он находился перед глазами полиции, к нему сторожа не выставлялись.

Пришедшие в 60-х годах XIX в. на смену масляным керосиновые фонари, светили конечно ярче своих предшественников - масляных ламп, которые даже и не освещали, а только служили своеобразными ориентирами при перемещении в темноте. Они были скорее маячками для путников. Но и света керосиновых ламп было явно недостаточно. Отойдя от фонаря на небольшое расстояние, человек вновь оказывался в полной темноте.

На старых фотографиях Козельска наглядно видно, что собой представляло уличное освещение города в те годы. Вот, например, фотография здания полицейского участка и казначейства.


С сайта

 

На ней мы видим перед входом в здание, два больших фонаря закрепленных капитально к стене с керосиновыми лампами внутри. И еще один фонарь на столбе, тоже с керосиновой лампой внутри, с другого угла здания. Эти фонари эксплуатировались круглогодично, в отличие от остального, общего уличного освещения, которое не использовалось в летние месяцы и лунные дни. Поэтому на двух последующих фото ул. Б.Калужской тех лет, мы наблюдаем только фонарные столбы, сами же фонари на них отсутствуют.



Обе фотографии с сайта

 

Отсутствует, как мы видим, фонарь над входом в Аптеку (снимлк выше): мы видим лишь пустой кронштейн над входной дверью. Это говорит о том, что применяемые керосиновые лампы уличного освещения имели обычную конструкцию, сохранившуюся до наших дней. Такие фонари заправлялись ежедневно, либо по мере необходимости дозаправлялись. Существовало два варианта заправки. При первом, фонари заправляли керосином на месте, когда ёмкость с керосином перевозили на тележке либо на телеге от фонаря к фонарю. В другом случае, лампы после их работы собирались и отвозились в одно место для зарядки и хранения, откуда вечером, уже заправленные все они развозились для установки по городу. Здесь, на фото, можно предположить именно такой вариант. Но более вероятно, что в данном случае фотографии сделаны в неосветительный период, например, весной. Тогда для большей сохранности лампы убирались до начала следующего осветительного сезона, который наступал осенью.

А вот в Городском саду фонари были оставлены.


Фото с сайта

Вернее сказать, были оставлены сами светильники, а лампы из них могли убираться. Так как сами светильники в данном случае, представляли собой стационарную конструкцию. Выполнены они были в виде четырехугольной обратной пирамиды с каркасом из жести и стенками из стекол, внутрь через дверцу вставляется керосиновая лампа. Вот для сохранности самих ламп днём или в межсезонье лампы из фонарей старались убирать.


 

Фото с сайта

 

Фото с сайта

По фотографии центральной аллеи городского сада трудно определить, но очень похоже, что закреплены они были непосредственно на деревьях центральной аллеи (столбов под ними не видно) на расстоянии 10 сажень друг от друга. Фонари Городского сада отличны от тех, что стояли у полицейского участка. Они четырехгранной формы, в отличие от шестигранных у казначейства. И расположены они были более часто в саду, чем это предусмотрено для освещения улицы. Но это и объяснимо, формально они не входили в систему уличного освещения, а служили для обеспечения функционирования данного культурного объекта внутри его пределов. Хотя, при учете общего количества фонарей по городу эти фонари могли быть учтены, т.к. стояли на балансе городской управы и дополнительный фонарь к отчетности по освещению улиц города, это только плюс к показателям о проделанной Управой работе.

В итоге выходило, что даже исходя из показателей расчета общего количества фонарей на длину всех улиц город, освещение Козельска на тот период можно было уже признать неудовлетворительным.

Только фактически дело с освещением обстояло еще хуже. Из-за неравномерного распределения, в основном все фонари были сконцентрированы на центральной улице – Б. Калужской, большая часть остальных улиц в ночное время были во мраке. Но так дела обстояли не только в Козельске, но и в остальных городах.

Во многом помогло разрешить проблему с освещением городов применение мощных керосинокалильных светильников. По высоким мачтам световых опор посреди ул. Б.Калужской, что видно на фото выше, можно предположить, что там были установлены именно керосинокалильные фонари, светившие так ярко, что их даже рекомендовано было применять с матовыми стеклами, для рассеивания света.

С таких высоких столбов фонари для дозаправки, а также для установки либо для замены ламп спускались и поднимались назад специальным механизмом на шнуре. Именно такой момент, когда фонарь опущен для технического обслуживания, запечатлен, например, фотографом в начале прошлого века на железнодорожном вокзале в г. Алексин Тульской губернии. Также удалось найти снимок того же фонаря в рабочем, верхнем положении. Разумеется, фотограф снимал не фонарь, а общий вид вокзала, но получилось так, что сам о том не задумываясь, он оставил для потомков довольно редкий исторический снимок, на котором запечатлен момент, когда фонарь опущен и хорошо видна система блоков и шнуров для его подъема. Опять же, мы можем оценить реальные размеры фонаря, сравнив его с находящимися рядом людьми. Если, находясь вверху столба, фонарь выглядит не таким уж и большим, то на втором снимке хорошо видно, что высотой он около метра.

 


 

 

Фото с сайта

 

Для обслуживания фонарей, которые располагались не так высоко, хватало небольшой лестницы, переносимой фонарщиком на себе, либо перевозимой на тележке с остальным инвентарем. Ведь помимо заправки и розжига, необходимо также было постоянно очищать стекла ламп от копоти, ведь через закопченное стекло даже свет солнца с трудом пробивается, что уж говорить о фитильке керосиновой лампы, которому не только осветить улицу, но даже светом не пробиться через копоть на стекле лампы. Так что работы фонарщикам хватало, и надо было делать ее быстро, чтобы успеть зажечь все фонари до темноты. Поэтому технология, когда фонари утром снимались и увозились на дозаправку, очистку и для ремонта, а вечером уже подготовленные только расставлялись в фонари и зажигались, представляется более рациональной, чем та, когда все операции проводились на месте по отдельности с каждым фонарем. Но, нашим предкам, с практически исчезнувшей теперь профессией фонарщика, в те времена было виднее, поэтому они сами определяли для себя, какой им метод обслуживания фонарей удобнее.

Подошёл к концу рассказ про фонари в Козельске. Сегодня ночью выйдете на улицу города, пройдите по его неярко освещённым улицам… Постойте в свете любого городского светильника. Вспомните Александра Блока, который возвёл фонари в число одного из главных символов всякого города:

 

«Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Всё будет так. Исхода нет.

 

Умрёшь - начнешь опять сначала,

И повторится всё, как встарь,

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь».

 

Олег Федосеев, ноябрь-декабрь 2012