Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Каков, на ваш взгляд, БРЕНД города Козельска? Какая ассоциация для вас наиболее точно символизирует город Козельск, делает его отличным от других городов подобного уровня? Что делает сразу же узнаваемым город Козельск?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

О конфессиональной ситуации в Козельском районе. 1997 год. E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Культура
01.08.2013 21:45

Представляем нашего автора

 

 

 

 

 

 

Серафи́ма Евге́ньевна Ники́тина (р. 1 сентября 1939 г.) — советский и российский лингвист, фольклорист. Специалист по старообрядчеству и духовной культуре молокан и духоборов. Является главным научным сотрудником сектора прикладного языкознания Института языкознания РАН. До последнего времени - ведущий научный сотрудник сектора живой традиционной культуры Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва (Институт Наследия). Доктор филологических наук с 1983 года (подробно о ней можно почитать здесь). Серафима Евгеньевна Никитина с 1974 г. проводит полевые исследования старообрядчества, в последние годы занимается духовной культурой молокан и духоборов. В 90-е годы XX в. в составе экспедиции Института Наследия работала в Козельском районе Калужской области. По результатам её работы в этнографическом сборнике "Калужский край. Козельский район." была напечатана статья "Молокане-переселенцы Калужской области" (Москва, 1999. С. 188-207). Представляемая ниже аналитическая справка отражает ситуацию со старообрядчеством в Козельском и соседним с ним районах на конец XX века. Справка была ею подготовлена для обоснования необходимости проведения дальнейшего исследования на Козельской земле.

 

Семья старообрядцев, фото XIX века, фото из интернета

 

О КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В КОЗЕЛЬСКОМ РАЙОНЕ. По наблюдениям Серафимы Евгеньевны НИКИТИНОЙ, 1997 год

 

В начале 20 века, согласно архивным сведениям, опубликованным в журнале "Старообрядчество. История, культура, современ­ность" N3, 1995г., в Калужской губернии проживало почти 60 000 старообрядцев (58670), было зарегистрировано 37 общин. Больше всего старообрядческих общин было в Жиздринском и Медынском уез­дах. В Козельском районе 12 августа 1912 г. была зарегистрирована единственная старообрядческая общин а в г. Сухиничи. В 1915 г. в Сухиничах было две старообрядческих общины, деятельность которых распространялась, кроме Сухиничей, на селения Козельского и Me- щовского уездов. Кроме того, именно в 1915 г. был зарегистрирован уставщик- псаломщик старообрядческой Белокриницкой иерархии при молитвенном доме Николай Федоров Гусев, деятельность которого распространялась на г. Козельск и село Дешовки.

Кроме старообрядцев, на территории Козельского района находилась община христиан-баптистов Евангельского исповедания. Она бы­ла зарегистрирована 6 сентября 1908 г. в с. Уколицы, а по данным от 1915 г. ее деятельность распространялась и на с. Кирейково, д. Железницы и д. Уланову Болховского уезда Калужской губернии.

В настоящее время в окрестностях Козельска, по данным нашей краткой экспедиции (1997 г.), кроме православных церквей, связанных с Оптиной Пустыней, есть община баптистов-евангелистов (город Сосенский), и очень небольшое число так называемых "келейных" старооб­рядцев. Две "келейницы" живут в д. Слаговищи, одна - на станции Слаговищи, по разговорам, несколько ' келейных живу в Козельске и в Белёве, но это "келейные" другого толка. Возможно, "келейни­цы" принадлежат к беглопоповскому согласию, представители которо­го проживают в Брянской области со второй половины XVII века и часть которых являются выходцами из Калужской губернии. Пока све­дения почерпнуты только из короткого разговора с одной из "келей­ниц", которая почти ничего не знала о происхождении своего согла­сия. По словам жителей д. Слаговищи, раньше в деревне было до­вольно много келейных и, несмотря на то, что они жили замкнуто, иногда заключались браки между старообрядцами и новообрядцами. Кладбище келейных было отдельным, но оно после войны не сохрани­лось. Проблемой козельских старообрядцев необходимо заниматься дальше, так как само существование их, как и баптистов, рядом с Оптиной пустынью в дореволюционные времена представляется уникальным явлением.

Продолжение рассказа о старообрядцах под Козельском следует