653
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА -
Культура
|
21.03.2015 19:29 |
ВЕСНА РАЗВЕСЁЛАЯ! НАСТРОЕНИЕ ОТМЕННОЕ!
Николай КСЕНОФОНТОВ, он же Колямба, сейчас живёт в родном селе Березичи Козельского района. Выросший по соседству со знаменитыми засечными лесами при реке Жиздре, Николай с детства полюбил лес и всё, что он даёт человеку. Не случайно, с малых лет его страстью стали музыкальные инструменты, изготовленные в основном из дерева, вроде гитары. Со временем он увлёкся перкуссией - самыми разными ударными инструментами, которые не входят в состав традиционной установки таких инструментов. Всякие разные этнические инструменты, о которых Колямба готов рассказывать часами, были освоены им в совершенстве. Оторвавшись от родного села, он весь ушёл в музыку: группа "Квартал" стала его домом. Выступал в коллективах "Семён Магнит", "Жаркие страны", "Гонжа" и других. Накатавшись по свету, Николай вернулся в Березичи, где продолжил не только сам жить среди музыки, но и приобщает к ней селян. А ещё он мастерит мебель, сувениры из даров леса. Всё идёт в дело: корни, ветви, пни ... Совершенно естественно пришло увлечение стихами. Больше шуточные, все они очень непосредственные, а потому весёлые, шуточные, весенние. Такие каков он сам, этот Колямба, девизом которого является шутка "Сыграем соло хоть на дровах"! Сегодня мы представляем его сказку, в которой, как нам показалось, Николай поведал нам о любимой барабанной УСТАНОВКЕ с очень непростой, но красивой творческой судьбой. Но нам подумалось, уж не про себя ли самого и своих друзей так хитро он нам рассказал?
Начинаю с заголовка, Об ударной установке, Что вернулась на своя, В те родимые края, Где усталые берёзки Косо смотрят на меня
(далее тот-же белый стих)
Здесь Калужская земля дружит твердо с нотой ля. Не забыли ноту вставить, чтобы после не лукавить.
Если при ключе бемоль, диез, то я в справочник полез, ну а если целых два, не дай Бог, диез-бемоля, бераколя, дубль-бемоля - это значит вступит Коля. Не забудем разъяснить, что проблему "разрулить" может только дядя Коля!
Может дело в алкоголе? Вряд-ли, вряд-ли – он один - самый трезвый гражданин.
|
Читать сказку полностью
|
645
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА -
Культура
|
14.02.2015 18:43 |
Сельский дом в Козельском районе, XXI век, фото С. Рябов, 2014 г.
Из архива Козельских этнографов
СОХРАНЕНИЕ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
В декабре 1990 года на базе Городского дома культуры «Горняк» был создан фольклорный ансамбль «Млада». Первоначальной задачей коллектива была концертная деятельность. С 1992 г. участники коллектива начинают исследование родного края: были организованы фольклорные экспедиции в д. Клюксы Козельского района. В ходе экспедиций, наряду с записью фольклорных песен, мы начинали узнавать о праздниках и обрядах этой местности, о диалекте, о традиционной вышивке, об истории деревни, а также об особенностях пляски, о старинной одежде, о быте жителей. Это побудило нас к более глубокому изучению этих особенностей и накоплению данного материала.
|
Читать полностью
|
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА -
Культура
|
30.10.2014 23:15 |
Представляем нашего автора
Кандидат филологических наук, доцент Наталья Владимировна КУЗИНА работает старшим научным сотрудником Центра междисциплинарных исследований в Институте Культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва в г. Москве. Это человек очень разносторонних научных интересов: от краеведения до психологии и фармацевтики. Многие годы преподавала в Смоленском Государственном университете, где вела курс литературы XX века на филологическом факультете. Наталья Владимировна имеет большой опыт работы над словарями. Ей принадлежит, например, статья о Леониде Максимовиче Леонове в "Смоленской энциклопедии", ряд материалов опубликовано ею в издании "А.С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь". Она изучала литературный словарь М.М. Пришвина, М. Булгакова, А.Т. Твардовского и др. поэтов и писателей. Она автор словарей всех романов И.С. Тургенева и А.П. Платонова, романов Л.Н. Толстого, Б.Л. Пастернака, И.А. Бунина, М.А. Шолохова, Ю.В. Трифонова, В.В. Набокова. Подготовила словари рассказов В.В. Набокова, Л.И. Добычина, М.М. Пришвина, И.Э. Бабеля. Всего около 30 словарей. Участвовала в работе по выявлению закономерностей строения текста, собирала материалы для словаря смоленских говоров, составляла словарь анатомических терминов для клинических психологов. Работала над Словарём мотивов художественного произведения и Словарём лексики. Для нас, составителей "козельского словника" будущей энциклопедии, могут быть бесценны методологические советы Натальи Владимировны. Чрезвычайно полезной может стать помощь и в подготовке статей о русских литераторах, чьё творчество связано с козельскими местами. ведь Козельск, Оптина Пустынь имеют богатые литературные традиции, восходящие к В. Жуковскому, Н. Гоголю, Ф. Достоевскому, Л. Толстому и др. великим писателям и поэтам. Мы от всей души желаем Наталье Владимировне крепкого здоровья и творческих успехов. Сегодня мы публикуем фрагмент одной из лекций, которые она читала в университете.
Муковнин Евгений Владимирович. Осення мелодия. Отсюда
Н.В. Кузина
"АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ" И.А. БУНИНА КАК ВОСПОМИНАНИЕ ОБ УШЕДШИХ ДНЯХ
Фурор произвело в 1900 г. появление в печати Бунинского рассказа "Антоновские яблоки". Как вы помните, Горький о нем сказал: "Это - хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой Бог, спел." Особенности этого рассказа являются, во многом, чертами поэтики всей прозы Бунина. Рассказ построен как воспоминание об ушедших днях, о времени, когда еще не было печали оскудения на старых помещичьих домах, когда существовали богатые имения, традиционные забавы помещиков. Рассказывает о быте средней помещичьей усадьбы. Фактически, этот рассказ можно рассматривать как воспевание, гимн старой помещичьей патриархальной России 60-80 годов 19 века. Не случайно, что вспоминая о прошлом, о постепенном оскудении усадебного быта, обнищании помещиков, Бунин описывает их усадьбы осенью. При этом он опирается на фольклорное мировосприятие - осень в фольклоре и мифологии ассоциируется со временем старости, умиранием.
|
Читать полностью
|
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА -
Культура
|
04.07.2014 21:47 |
Летом из всех поэтов мне больше всего по душе Владимир Солоухин.
Вот и этим вечером протянул я руку, взял томик, загадал. Распахнул наугад страничку и… вот что открылось.
|
Читать полностью
|
591
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА -
Культура
|
23.06.2014 13:57 |
В зале филиала Козельского краеведческого музея на территории Оптиной Пустыни. Здесь в 1957 г. на территории Предтеченского скита был открыт музей литературной экспозицией. Фото 1995 г., с сайта
ИСТОКИ И ВЕХИ ИСТОРИИ КОЗЕЛЬСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
На сайте Козельского краеведческого музея (здесь) под рубрикой «Из истории Козельского краеведческого музея» представлен материал, из которого читатель узнаёт о том, что своё начало музей, якобы, ведёт с 1956 г., о чём свидетельствует «Протокол № 1 от 7 января 1957 года общего собрания членов инициативной группы по созданию в г. Козельске историко-краеведческого музея. Было избрано правление музея в составе: Анисимова Н.Н., Демина Н.В., Квасовой Н.В., Черниной Х.А., Курмель А.З.». Таким образом, за рамками истории этого учреждения культуры почему-то оказался значительный период времени, когда по соседству с Козельском работал музей «Оптина Пустынь». В своё время он был воссоздан на прежнем месте, с собранными экспонатами и на традициях, во многом заложенных предшественниками нынешних козельских музейщиков. В качестве филиала Калужского областного краеведческого музея он работал вплоть до 1988 г., будучи подразделением Козельского краеведческого музея на территории Оптиной Пустыни. Об этом рассказывается в публикациях, подготовленных ещё в конце 90-х гг. прошлого столетия С.А. Рябовым и Е.С. Сидяк. Они были опубликованы на региональном портале-сайте города Козельска «Козельск.ru» (здесь и здесь). Составители этой летописи Козельского музея выделяют несколько этапов в истории козельского музея как культурно-просветительского учреждения: 1. Историко-литературный музей Оптиной пустыни как предшественник козельского краеведческого музея (1918-1928 гг.). 2. Создание и начало работы краеведческого музея на общественных началах (1945-1967 гг.) 3. Становление народного музея (1967-1969 гг.) 4. От народного музея к музейному комплексу (1969-1978 гг.) 5. От противоречивого взаимодействия музея и церкви к взаимопониманию и сотрудничеству между ними (1978-н.в.). По мнению «Энциклопедии Козельска» в таком, продлённом вглубь времени, виде история всей системы козельского организованного краеведения вообще, и Краеведческого музея - ведущего его подразделения - в частности предстаёт более полно. Можно, конечно, спорить, но нельзя не упоминать наших предшественников, ведя речь об истории Козельского краеведческого музея. Истории музея «Оптина Пустынь», основанного в первые годы Советской власти (1919 г.) на территории монастыря и проработавшего вплоть до 1928 г., обращались многие исследователи. Например, в записках об Оптинском музее рассказывает монахиня Мария (Добромыслова), работавшая в нём с 1927 г. делопроизводителем. Этот очерк опубликован на официальном сайте монастыря Оптина Пустынь здесь. Сегодня мы представляем другую замечательную статью. Она была подготовлена в Академии переподготовки работников культуры и искусства Марией Елисеевной КАУЛЕН (см. М.Е. Каулен. Музеи-храмы и музеи-монастыри в первое десятилетие Советской власти». Москва «Луч». 2001. С. 124-132). Читателю представляется право самому судить о том, насколько справедливо рассматривать историю музея «Оптина Пустынь» как часть истории современного Козельского краеведческого музея.
Вид монастыря Оптина Пустынь в начале XX века. Старая открытка, с сайта.
Мария Елисеевна Каулен
ОПТИНА ПУСТЫНЬ: МУЗЕЙ В МОНАСТЫРЕ И МОНАСТЫРЬ В МУЗЕЕ
Вряд ли можно сегодня найти русского человека, который не слышал бы имени «Оптина пустынь». Однако для большинства интересующихся историей монастыря она делится на три этапа - XVIII-начало XX века — время основания и расцвета монастыря, постепенного превращения его из скромной обители во всемирно известный центр старчества, центр духовности, книжности, место паломничества самых выдающихся умов России; 1917-1987 годы — время упадка и запустения, хозяйничания в стенах обители посторонних организаций (как, например, специальный детский дом №1 или специальное профессионально-техническое училище №28), равнодушных к истории и культуре своих предков; возрождение монастыря в наши дня — история этого этапа еще создается на наших глазах, какой она будет - покажет время. Но мало кто представляет, что был еще один этап, что с 1919 по 1927 год здесь существовал крупный, неординарный музей, ведший упорную и обреченную на поражение (как мы сейчас понимаем) борьбу за сохранение Оптиной пустыни как одного из центров духовной жизни России.
|
Читать полностью
|
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА -
Культура
|
27.04.2014 08:53 |
КОЗЕЛЬСК И ДРУГИЕ МАЛЫЕ ГОРОДА В ЦИКЛЕ ДОКУМЕНТАЛЬНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ "ПИСЬМА ИЗ ПРОВИНЦИИ"
По четвергам на телеканале "Культура выходят передачи цикла документально-публицистических фильмов о культурной жизни российской провинции, о людях, сохраняющих народную культуру, о традициях, обычаях народов России. В фильме о Козельске вы узнаете много интересного о городе, монастыре Оптина Пустынь, о культурной жизни в Козельске.
|
Подробнее...
|
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА -
Культура
|
16.04.2014 19:12 |
Н.А. Мельников, фото отсюда
ТАКОЙ ОН ПОЭТ, НАШ СОВРЕМЕННИК - "ПАРЕНЬ НАДЁЖНОЙ ДУШИ..."
Николай Алексеевич МЕЛЬНИКОВ (6.03. 1966 - 24.05.2006). Русский поэт, актёр, режиссер, член Союза Писателей России с 1995 года. Судьба странным образом и, наверняка, не просто так, связала этого человека с нашим городом. 24 мая 2006 г. он был найден мертвым на автобусной остановке в Козельске. Официальная причина смерти — сердечная недостаточность. В это время Н.А. Мельников участвовал в съемках фильма о героических псковских десантниках «Русская жертва». Согласно завещанию поэт был похоронен на кладбище родного села Лысые (Брянская область) (отсюда).
|
Читать полностью_стихи
|
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА -
Культура
|
22.03.2014 10:37 |
ЗАГАДКА
Моя прабабушка Александра Ивановна (24.04.1904 - 13.05.1995 г.), уроженка села Березичи, обладала хорошей памятью.
Не раз она мне рассказывала о том, что, будучи девочкой, вместе с подругами собирала в усадьбе князя А.Д. Оболенского в селе Березичи ягоды к барскому столу. Говорила, что собранные ягоды они в лукошках преподносили хозяевам. При этом юные сборщицы даров леса, якобы, пели песни. Бабушка Шура расказывала, что из этих ягод делали пастилу. Теперь мне думается, что в рассказе любимой старушки была небольшая неточность. Скорее всего, девушки пели песни в то время, когда они собирали ягоды.
Итак вопрос:
С какой целью, собирая ягоды в барском саду, девушки пели?
|
Читать про другие загадки "ЭК"полностью
|
|
|