Главное меню

Регистрация даст полный доступ к материалам сайта и возможность оставлять комментарии!

Анонс

Коммюнике 5 декабря 2015 г.


Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!

Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»

Яндекс.Деньги 41001812434462

WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942

почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru

QR-Код сайта "ЭК"

QR-Code dieser Seite

Голосование

Каков, на ваш взгляд, БРЕНД города Козельска? Какая ассоциация для вас наиболее точно символизирует город Козельск, делает его отличным от других городов подобного уровня? Что делает сразу же узнаваемым город Козельск?

Поиск по сайту

ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ

Revolver Map

Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)

Эх прокачу! E-mail
(0 голоса, среднее 0 из 5)
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Этнография
23.04.2013 21:18

Если взять десяток старых картинок, показывающих Козельск в разное время его истории, то окажется, что почти каждая из них непременно будет содержать изображение различных средств передвижения на конной тяге. Вы сами в этом можете убедиться, взглянув на подборку репродукций литографий и фото от XVIII-XX вв., помещённую в конце статьи. Все они собраны в интернете и касаются, главным образом, Козельской Введенской Оптиной пустыни. Последнее обстоятельство неудивительно, поскольку эта обитель во все времена была притягательной для россиян, которые ехали и шли сюда "пешачком" из разных краёв. Количество местных извозчиков, запечатлённых на картинках, уступает лишь числу куполов храмов самой Святой Оптинской обители.

Извозчик поит лошадь, фото 20-х гг. XX в.  

 

Олег Федосеев

ЭХ, ПРОКАЧУ!

Козельские извозчики XVIII-XX вв. на картинах, на фото и в жизни 

 

Мир извоза - неотделимая часть всего мироустройства и быта русских. Будь то Россия вообще, Козельский уезд или Оптинский монастырь. Именно с высоты извозчичьих телег, дрожек, бричек, из-за спины самого возчика открывался путнику вид на Благословенную Оптину и на сам город Козельск. На таких вот высотах в полтора-два метра формировалось и оставалось в памяти пассажира навсегда неповторимое чувство восторга от увиденного вокруг. Здесь перехватывало дыхание и заставляло сердце биться быстрее. На таких вот высотах и скоростях пассажиры забывали о том, что еще минуту назад они попрекали извозчика в медлительности и просили ускорить движение. Каждый раз ехавшие становились перед выбором: остановиться, чтобы сполна насладиться увиденной красотой, либо, наоборот, ускорить езду, чтобы поскорее попасть к месту.

 

 

 

 

Надо признать, что козельские извозчики были не просто какими-то там "ваньками", "лихачами", "ломовиками", как обычно называли представителей этой нужной всем профессии. В восприятии едущих все они были людьми, открывавшими путникам сам козельcкий мир, такой широкий и исполненный духовностью.


 

Козельский извозчик не просто представлял всем нуждающимся основной, если не единственный «общественный» транспорт для перемещения по уезду. Доставляя паломников в Оптину он становился связующим звеном между цивильным и духовным мирами. Каждый из них был одновременно и гидом для впервые посещавших монастырь. Именно от козельского извозчика путник, направляющийся в обитель, получал всю последнюю информацию о жизни монастыря и округи. От человека с вожжами в руках пассажиры узнавали об истории самого монастыря. С байками, преисполненными фантазиями извозчиков, за разговорами дорога казалась короче, а ухабы незаметней.


 

В отличие от других мест в Козельске такса на извозчика была фиксированная. Это отмечали многие гости города. Помимо таксы за провоз, все перевозчики должны были следовать требованиям специального Постановления «Об извозном промысле в Козельске». Утвержденное губернскими властями, оно гласило: «…Извозчики отнюдь не должны выезжать в нетрезвом виде, не дозволять себе на улицах брани, насмешек над проходящими, непристойных слов и песен... Езда должна быть умеренно-скорая и осмотрительная; по мостам через реки Жиздру и Другусну должно ездить шагом; езда вскачь, вперегонку строго воспрещается...».

В Козельском уезде ограничивалась и скорость передвижения. Летом и зимой для экипажей она не должна была превышать 9 верст в час, весной и осенью-7 верст в час. Такая скорость покажется небольшой, но надо учитывать состояние дорог в те годы. Вернее сказать, их отсутствие.

Такой низкий скоростной режим для экипажей был обусловлен, в первую очередь, заботой о безопасности самих  пассажиров и их багажа.  Случалось так на козельских дорогах, что и  при меньших скоростях пассажиры экипажей травмировались, а их багаж разлетался по окрестным лужам и по грязи. Особенно опасным участком считался подъезд от г.Козельска к одноименной железнодорожной станции, пока спустя десятилетие от начала железнодорожного движения, данный участок не был приведен в должное состояние и освещен в темное время суток (про это мы у нас рассказали здесь). Вот что писал начальник Козельской почтово-телеграфной конторы Козельскому в уездное земское собрание в 1902 году: « …. Путь ведущий от вверенной мне Конторы, вплоть до вокзала-станции Козельск, Рязанско-Уральской железной дороги, в темные ночи никогда не освещается, дорога туда по городу проходит по каменной мостовой, езда по которой возможна только шагом, а окончанием же города дорога идет грунтовая, которая весной и осенью представляет из себя сплошную грязь и до не возможности разбита, так, что следование по этому пути, в особенности в темные ночи, весьма затруднительно и не безопасно, бывали случаи: лошади вместе с повозкою попадали в канавы, чрез что сопровождавшие почту чины, вместе с почтовой кладью выпадали в грязь, и поломки осей у повозок…».


 

Впрочем, заботились составители правил для извозчиков, в том числе, и о себе самих. Ведь из-за плохих дорог с ямами и ухабами, лошади на них травмировались, ломали ноги, повреждались экипажи, отлетали колеса. Тогда владельцы повозок шли к властям с претензиями, требовали возместить убытки. Число таких обращений уменьшалось по мере увеличения ограничений, вводимых на дорогах для извозчиков. Для справедливости стоит отметить, что интерес к проблемам извозчиков у власти был всё же малокорыстный.

Так, например, 10 марта 1910 г., городским судьей г.Козельска разбиралось дело о жестоком обращении с лошадьми со стороны одного из извозчиков. Свидетельскими показаниями было установлено, что на конце кнутовища у этого извозчика был укреплен железный острый гвоздь, и этим орудием обвиняемый пользовался для понукания своих лошадей. Решением суда виновный понес заслуженную кару. Его приговорили к штрафу в 10 рублей, а в случае несостоятельности — к трехдневному аресту.

С целью сбережения конского состава были установлены ограничения нагрузки в экипаже на одну лошадь. Так, например, при перевозке извозчиком, на одну лошадь должно было приходиться не более одного пассажира и трех пудов клади. Стоит отметить, что на всех известных нам козельских архивных фотографиях и литографиях тех лет, где изображены извозчичьи экипажи, это правило соблюдается. Ну а уж если окажется, что надо было вести вместе двух пассажиров, то тогда надо было клиенту заказывать второй экипаж, либо извозчику нужно было впрягать вторую лошадь

Судя по фотографиям, везде на снимках в извозчичьих экипажах наблюдается упряжка русская, оглобельно-дуговая, поэтому впрягать вторую лошадь приходилось только упряжью - «пара на отлёт». Что касается конструкций извозчичьих транспортных средств - повозок, то на старых фотографиях и рисунках изображены практически все их виды. Начиная от обычных телег и саней розвальней, и заканчивая каретами. Ну и, конечно же, самые ходовые на пассажирском извозе были брички, тарантасы, дрожки, пролётки.

 

 

Многие названия повозок уже давно ушли от первоначального своего значения, тем более после их почти полного исчезновения из нашего обихода. Но всё же идентифицировать их с большей долей вероятности на картинках еще можно. Все эти возки были очень разнообразными, даже кареты тоже ездили в ту пору по Козельску. Такие запечатлены и на старых литографиях.




 

Если приглядеться, то одна из карет явно не с извоза, а принадлежит какому-то знатному, возможно государственному лицу. Она запряжена четверкой лошадей, а слуги стоят на запятках кареты. Вторая попроще, и запряжена лишь одной лошадью. Она вполне могла быть использована на извозе. За проезд в такой карете пассажиру козельского извозчика требовалось бы заплатить к основному тарифу по 10 копеек с лошади и версты. Комфорт от использования рессорного экипажа летом, либо «возка» (закрытых саней) зимой, также предусматривал доплату. Плата за пару или тройку лошадей в упряжи тоже была выше. Повышался на 20% тариф и в весенне-осенний период, когда дороги становились практически непроезжими.

Сама такса на пользование извозчичьими экипажами в Козельском уезде хотя и была фиксированной, но была дифференцирована по расстоянию. Чем дальше ехал пассажир, тем дешевле ему обходилась каждая пройденная верста. Так, например, при езде на расстояние до 5 верст на одной лошади, плата составляла 50 копеек, не зависимо от пройденного пути. Хоть полверсты. Что получается от 10 копеек и выше за версту. До 20 верст на том же экипаже, плата составляла 1 рубль 25 копеек. Чуть более 6 копеек за версту. Свыше 20 верст, за каждую версту и лошадь приплачивалось 3 копейки.

Такса и правила содержания извозчичьего экипажа всегда должны были находиться при извозчике, а сам он обязан был иметь установленный значок на езду и соблюдать установленные для него правила. Кто из извозчиков был не согласен с установленными правилами и тарифами, лишался права заниматься извозным промыслом. Он тогда обязан был сдать свой значок в полицию.




 

В 1905 г. в городе Козельске было 28 легковых извозчиков. Много это или мало трудно судить, но в этот же период на отхожий промысел с Козельского уезда уходили работать извозчиками в Москву, Петербург, Одессу и в другие крупные города 2000 человек. Половина из них, с Хотеньской волости (порядка 1000 чел.), остальные, по убыванию - со Стреленской, Коробинской, Бурнашевской, Каменской. С остальных же козельских волостей - и вовсе единицы. Как видно, отхожий извозчичий промысел был в уезде развит не повсеместно, а в основном с одного направления. В других волостях уезда предпочтение было иным работам на отхожем промысле.

В среднем за год извозчик зарабатывал (привозил домой) 60-100 рублей в год на отхожем промысле. Кроме этого регулярно переправлял домой подарки и посылки. Мог извозчик заработать и больше, но большие траты были на проживание и обеспечение в столицах. Еще больше денег оставляли извозчики в трактирах. Но и полученных доходов хватало вполне, чтобы семья извозчика выглядела по обеспеченности в разы лучше, чем остальные соседи по деревне, сидящие на хозяйстве.

Ещё раз взглянем на старые козельские картинки. Кому-то могут показаться второстепенными все эти изображения извозчиков на них. Кто-то скажет, что все они - лишь как незначительный штрих на картине художника, либо случайно попали в объектив фотографа. Но без них картина, либо фотография не были бы полными, не отражали бы действительность. В кадре, как и на картине, случайностей не бывает. И если внимательно приглядеться к любому снимку или картине, то можно увидеть, насколько они информативны, особенно в деталях. И одна из неотъемлемых и главных таких подробностей - извозчик.


Литографии и фотографии XVIII-XX вв., изображающие извозчиков, и откуда взяты вышеприведённые фрагменты

 

При подготовке данного материала были использованы:

1) Изображения с раздела «Архивное фото» опубликованные на

официальном сайте Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. http://www.optina.ru/photogallery/old_photos

2) «Калужская летописная хроника ХХ в. в зеркале периодической прессы»

К.М. Афанасьев. Сайт http://letopis20vek.narod.ru/index.htm

3) Журналы собраний Козельского уездного земства за различные годы.

 

Что у нас ещё читать по "дорожной" тематике:

http://www.kozelskcyclopedia.ru/2010-10-05-08-02-07/1-2010-10-05-07-20-18/384-kozelsk-gorodok-prebednoy

http://www.kozelskcyclopedia.ru/2010-10-05-08-02-07/1-2010-10-05-07-20-18/376-orlovsky-traktgogoly-i-kozelsk

http://www.kozelskcyclopedia.ru/2010-10-05-08-02-07/1-2010-10-05-07-20-18/391-kak-ofonarel-kozelskyi-prigorod

http://www.kozelskcyclopedia.ru/2010-10-05-08-02-07/1-2010-10-05-07-20-18/398-noschulizafonaryapteka