Анонс
Коммюнике 5 декабря 2015 г.
Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению
и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!
Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»
Яндекс.Деньги 41001812434462
WebMoney R526676624487
или Z299278482546
или E342716984942
почта "ЭК":
kozelskcyclopedia
@yandex.ru
QR-Код сайта "ЭК"
Голосование
Сайты друзей
Поиск по сайту
ПРАЗДНИКИ СЕГОДНЯ
Revolver Map
Anti Right Click (Hide this by setting Show Title to No in the Module Manager)
КОЗЕЛЬСКИЙ КРАЙ: ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ |
РАЗДЕЛ >>ЧЕРЕЗ ВЕКА - Культура | |||||||
24.12.2010 23:11 | |||||||
Страница 3 из 5
Из ремесел следует отметить плетение из неочищенной лозы и вы¬шивание, причем в Калужской области отмечена редкая разновидность вышивки — технологически сложная цветная перевить. Распространенный же и на козельской территории этот стиль вышивки может быть свидетельством древних корней этого вида народного искусства. Гончарные изделия изготавливались для бытовых нужд, но какого-либо художественного стиля в этой области создано не было. То же — и о изделиях из дерева. Как можно видеть из источников, в быту и на продажу изготавливался жителями козельского уезда довольно большой ассортимент нужных в хозяйстве предметов — лопаты и корыта, обручи, полозья и клепки для бочек, гребни и зубцы для мельничных колес. На¬личие природных материалов — хороших глин и песка — создало не декоративно-прикладную, а практически ремесленную традицию. Из этих мест на отхожие промыслы шли строительные рабочие — штукатуры и каменщики. Известно, что изготавливался кирпич (как на заводах, так и кустарным способом). Но если в деревне Хлуднево Думинического района Калужской области работа с глиной привела к возникновению вполне оригинального стиля игрушки, то о существовании чего-либо подобного в Козельском районе пока сведений нет. В принципе, когда речь заходит о народной традиции, перед нами все время встает вопрос — было и исчезло или не было? Отсутствие систематического и профессионального обследования территории очень сказывается на тех выводах, которые можно было бы сделать, описывая культуру Козельского района. Положение усугубляется тем, что досадные «прорехи» имеются и в исторических, и в краеведческих материалах. Воссоздать стройную картину течения событий практически не удается, поэтому в литературе часто прибегают к аналогиям, предположениям, гипотезам, не подтвержденным глубокими исследованиями. Еще не восстановлено значение обоих монастырей как влиятельнейших центров православия, каковыми они были не только для прилегающих территорий, но и для всей России. То есть не продолжена еще общекультурная традиция, весьма развитая прежде в обоих монастырях. Более того, «под боком» у Оптиной пустыни в г.Сосенском — городе, составлен¬ном двумя волнами пришлого по отношению к данной местности населения, — все более укрепляется деятельность сильной баптистской общины, активно действующей и расширяющей сферу своего влияния. Заметим, кстати, что на козельских землях до сих пор бытуют, несмотря на многовековое существование таких оплотов христианства, как скиты, монастыри и институт старчества, прочные языческие представления. Примечательно, что некоторые деревенские информанты это осознают и прямо говорят, что они — язычники. Это подтверждается и наличием в устном обиходе местного населения большого количества текстов, связан¬ных с поверьями, колдовством, оборотничеством и т.д. Деревня Слаговищи слывет в этих местах как «деревня колдунов». Легендами и преданиями, связанными с нечистой силой, овеяно самое загадочное и неисследованное в Козельском районе — так называемое «Чертово городище» — заповедное место, представляющее собой удивительное явление, с точки зре¬ния какой бы науки его ни рассматривать — с геологической, ботаничес¬кой, исторической или археологической. Профессиональная традиционная культура в России неотделима от понятия «город». В Козельском районе к настоящему времени сформировались два культурных центра — имеющий древнюю историю Ко¬зельск и новый город «искусственного» происхождения — Сосенский. История Козельска — практически непрерывная череда потерь, реже — приобретений. Город неоднократно горел, болел, разрушался, подвер¬гался набегам самых разнообразных внешних (литовцы и крымские татары) и внутренних (гулящие люди атамана Чистопруда) врагов, несколько раз менял свое политическое и административное подчинение. Существу¬ет мнение, что даже местоположение Козельска менялось не один раз. Краткий период расцвета наступил для города в XVII веке —15 тысяч жителей, 40 церквей, деревянный острог (после периода лихолетья — смуты и эпидемии холеры). Но в XVIII веке произошел большой пожар, уничтоживший две трети населения и большинство городских построек. Екатерина II предприняла попытку возродить город — пожаловала ему статус уездного и выделила большое денежное вспомоществование для новой застройки. В это время был возведен собор, разработан генеральный план, который, впрочем оказался неудачным и не был воплощен в жизнь. Главное — это то, что Козельск всегда был в первую очередь пограничным, оборонительным рубежом Московского государства, это было его основ¬ной функцией: в Козельске было несколько военных слобод — стрелецкая, казачья, пушкарская, из ремесленных — кузнечная (т.е. важная для военного дела) слобода. Население Козельска в большей части также состояло из пришлых людей. Со времен Ивана Грозного он был местом ссылки опальных бояр, прибежищем вольных людей и беглых холопов, и в то же время вплоть до Ш века сохранял свое военно-оборонительное значение. Существует мнение, что Козельск Ж века — прототип городка Скотопригоньевска, описанного в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Складывается впечатление, что Козельск преследует судьба вечного города-не¬удачника, который, несмотря на чрезвычайно выгодное географическое положение, даже в мирные времена не может развиться до уровня сколько-нибудь важного экономического и культурного центра. В литературе отражено чрезвычайно много фактов и событий из истории Козельска — заинтересованный взгляд каждого исследователя делает эти факты весьма значительными, и если собрать их все воедино и выстроить в хронологической последовательности (многие приходится сейчас реконструировать, опираясь на косвенные данные, поскольку не сохранился архив города), то мы получим в целом действительно богатую историю города, просуществовавшего как минимум восемь с половиной веков (почти ровесник Москвы). И в итоге этой восьмисотлетней жизни к настоящему моменту исто¬рический город Козельск имеет население численностью более 20 тысяч человек, два дома культуры, действующий кинотеатр, детская и взрослая библиотеки, газету «Козельск», краеведческий музей, музыкальную школу. Население делится на гражданское (местное) и военное (на территории города расположены ракетные войска, образовавшие военный городок). |