Благодарность, здоровая критика и конструктивное обсуждение материалов сайта способствуют его улучшению и вдохновляет авторов на публикацию новых статей!
Пожертвовать на нужды «ЭНЦИКЛОПЕДИИ КОЗЕЛЬСКА»
Яндекс.Деньги 41001812434462
WebMoney R526676624487 или Z299278482546 или E342716984942
Коловрат или солнцеворот - один из древнейших древнерусских символов, олицетворяющий Солнце и солнечных богов Сварога, Даждьбога и Хорса.
Последняя декада марта. Нет-нет, да и слышим мы вокруг вздохи, мол «весна задерживается…», «зима не отпускает». Уж позади день весеннего равноденствия – 20 марта, о чём нам всем радостно сообщили «Новости Козельска». «Энциклопедия Козельска» присоединяется к поздравлениям с прошедшим праздником всех работников торговли, бытового обслуживания и ЖКХ, чей день совпал в этом году с весенним солнцестоянием.
Только вот и сегодня ночью вдруг пахнуло зимней стужей. С утра морозец подбирался к 10 градусам. Не тороплю весну, но подумалось мне, может быть, и я виноват в этой задержке? Может какой должок у меня перед зимушкой? Поскрёб по сусекам, заготовочки покрутил так да этак.
Ан, во оно что! Видно усталость от прошлых затянувшихся новогодних праздников позволила допустить промашку. Совсем забыл показать вам загодя подготовленные и тихо лежащие в специальной папочке файлов ещё с начала января фотографии про зимний «солнцеворот» в Дешовках. Напомню, солнцеворо́том (солноворо́том) в древности на Руси называли солнцестояние, когда Солнце «поворачивало» на прибыль или на убыль дня.
Как теперь оказалось, прошедший в конце прошлого года зимний солнцеворот - праздник рождения Солнца, стал предвестником лютой зимы 2010-2011 годов. Фотографии были мною специально заказаны моему брату Александру, что зимовал «нонче» в Дешовках.
Всю зиму он как с фронтовой передовой присылал мне фотоотчёты о своём житье-бытье в козельской глубинке. Теперь уже «вести» всё больше радостные. Весна не за горами! Пусть и зацепилась Зима своим подолом за дешовские горки, Весна её гонит!
Ниже публикуем зимнюю фотосессию А.А. Рябова из Дешовок с надеждой на то, что возврат мною этого долга ускорит приход весны. Обещаю Саше и всем временам года, что впредь не буду забывчивым, а то он там уже, поди, устал снег расчищать у дома.
ЗИМНИЙ СОЛНЦЕВОРОТ- ДЕКАБРЬ 2010 В ДЕРЕВНЕ ДЕШОВКИ
фотографии А.А. Рябова, д. Дешовки, Козельский район
Помня о том, что в Козельске сейчас проходит поэтическая неделя, начало которой было положено празднованием Дня поэзии, припомним здесь стихотворение В.Я. Брюсова, посвящённое солнцевороту.
Второй день «шагает» по стране замечательный праздник – Широкая Масленица!
Прихода весны после зимних морозов с огромным нетерпением ждет и природа, и человек.
В народе каждый день Масленицы имеет свое название.
Понедельник — встреча.
Вторник — заигрыш.
Среда — лакомки.
Четверг — разгуляй (разгул, широкий разгул).
Пятница — тёщины вечёрки.
Суббота — золовкины посиделки.
Воскресенье — проводы. Также называется целовальник, прощенный день,
последний день Масленицы — Прощённое воскресенье.
О том, как праздновали Масленицу в Козельском районе раньше, рассказывает заслуженный работник культуры Наталья ЧИЧИКИНА, - художественный руководитель народно-фольклорного ансамбля «МЛАДА», который мы на днях здесь поздравляли с 20-летием основания.
Наталья ЧИЧИКИНА
МАСЛЕНИЦА
Масленичная неделя в основном была посвящена домашним делам и приготовлениям.
В д. Клюксы об этом говорили так: «В Святки собирались каждый день, потом - вяжи кружава». В пятницу выметали хату, обмывались в речке. В субботу с утра ходили в церковь, после обеда гуляли. Во многих деревнях и сёлах Козельского района начинали гулять с четверга.
В д. Дешовки «свекор и свекровь возили своих молодых в город в трактир пить чай. Наряжали молодых, чтобы похвастать друг перед другом своей молодкой - чья лучше и краше».
В д. Слаговищи в четверг масленичной недели молодёжь и дети катались по деревне на санях, а мужики - верхом на лошадях. Дуги обматывали «повязками» и рушниками, а посредине цепляли колокольчики. Повязки были из шерсти, разноцветные, чуть шире ленты. Вначале дугу обматывали рушником, затем повязкой. Иногда на дугу ставили маленькую ёлку, украшенную цветами из бумаги (значение елки не выяснено).
В д. Коробки молодёжь каталась по льду р. Серены на лошадях: кто кого обгонит. Зрители спорили на деньги, кто из скакавших первым придёт.
В д. Алешня особенно веселились в субботний день, пели песни, водили хороводы.
Вдоль по морю, морю синему
(Хороводная на Масленицу)
Вдоль по морю, морю синему,
По синему по-волынскому,
Плывёт стадо лебединое.
Оно плывёт не ворохнется,
Под ней вода не колохнется.
Лебёдушка сворохнулася,
Под ней вода сколохнулася.
Откелъ взялся млад сизой орёл,
Ушиб, убил лебёдушку белую.
Главным развлечением детворы было вечернее катание с гор на соломе, салазках, скомъях или каретах. Скомья представляла собой две доски, соединенные двумя перекладинами, часто обмазанные навозом для лучшего скольжения. По размерам она могла быть не только для одного человека, но и для двоих-троих. Карета - ящик или корзина, обмазанная навозом.
Катались, в основном, дети из богатых семей.
В д. Слаговищи для того, чтобы коленки не мерзли, заматывали их замашками. В воскресенье собирались семьями, с утра ходили в церковь, а после обеда - друг к другу в гости.
В д. Деревенька в этот день на улицах водили "карагоды".
(записано автором статьи Н. Чичикиной в конце XX – начале XXI в. со слов старожилов Козельских деревень и сёл Клюксы (Соловьёва Е.С.), Дешовки (Малышева Е.И.), Слаговищи (Барынина Н.П.), Коробки (Шорохова М.И.), Алешня (Федосова М.С.), Деревенька (Илюхина П.П.).
Источник:
Н. Чичикина. Фольклор Козельского района. Сохранившиеся сведения о праздничном календаре. Обряды, обычаи. Масленица. //Народный быт, ремёсла и фольклор Козельского района. Сосенский. 2004. С. 102-103
Как быстро летит время! Будто бы только вчера мы отметили 15-летие, а сегодня ансамблю «МЛАДА» из города Сосенский Калужской области уже 20 лет!
Ансамбль «МЛАДА» и детский коллектив «ЛИЗАВИЦЫ» под руководством заслуженного работника культуры Натальи ЧИЧИКИНОЙ и отличника просвещения Лидии НАЙДЮК - нередкий гость в разных городах России. Успели побывать в Литве, Польше, Чехии, Франции и Германии. Велика любовь козельцев к этому замечательному коллективу, без которого не обходится уже ни один из праздников. Не счесть дипломов и памятных подарков, которыми отмечен коллектив.
Коллектив ансамбля всегда радушно принимает гостей. Фото С. А. Рябова, май 2005 г.
А начиналось всё в далёком 1991 году, когда только был создан ансамбль, именовавшийся в ту пору этнографическим.
С самого начала источником формирования его репертуара стала собирательская и исследовательская деятельность. И сегодня участники коллектива изучают богатейший фольклор, народный быт и ремёсла Козельского района. На основе этнографических, песенных материалов, собранных во многих уголках нашего края, подготовлены сборник «Народный быт, ремёсла и фольклор Козельского района», нотный сборник песен «Полоса моя, полосушка». Функционирует фольклорный кабинет.
Фрагмент экспозиции этнографического музея, фото С.А. Рябова, 2005 г.
Коллектив Сектора живой традиционной культуры Института Наследия им. Д.С. Лихачёва познакомился с «МЛАДОЙ» в ту пору, когда шло только становление этого замечательного коллектива. Во второй половине 90-х годов состоялось несколько экспедиций сектора в Козельский район, в том числе, в г. Сосенский, где состоялось первое знакомство с ансамблем.
Мы полюбили его, и эта привязанность уже десятилетия не ослабевает.
От всей души поздравляем «МЛАДУ» с двадцатилетием!
В эти дни мы желаем всему весёлому, задорному и исключительно творческому коллективу больших успехов на сцене, успешных гастролей по городам и весям, новых находок во время этнографических экспедиций для того, чтобы познакомить как можно больше зрителей и слушателей с живой традиционной культурой, всемерно популяризировать народное художественное наследие.
Сегодня мы публикуем статью из сборника этнографических очерков «Живая культура Российской провинции. Калужский край. Козельский район», подготовленного в Институте Наследия. Книга вышла ещё в 1999 году и сегодня она стала уже библиографической редкостью. Нам представляется, что читателям сайта, как и самим участникам коллектива «МЛАДА», будет интересно вспомнить то время, когда всё ещё только начиналось.
Статья написана Еленой Колесник - первым руководителем "МЛАДЫ", одним из главных вдохновителей этого ансамбля. Человек очень талантливый. Она сумела сплотить коллектив, сдружить его. Её деятельность заложила профессиональные основы в деятельности этогоо коллектива. К сожалению, жизнь Елены трагически оборвалась.
Но память от ней жива в наших сердцах, как живут в работе коллектива традиции, родившиеся при ней.
Е. Колесник (г. Сосенский)
ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР В РЕПЕРТУАРЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ «МЛАДА»
Свадебные и лирические песни д. Клюксы Козельского района составляют основу песенного репертуара ансамбля «Млада» Сосенского До¬ма культуры «Горняк». Первая фольклорная экспедиция в д. Клюксы участников ансамбля состоялась летом 1992 г. Было известно, что здесь су¬ществовал хор, который к этому времени уже распался, но его участни¬цы — местные пожилые женщины — оставались в деревне и могли стать надежными информантами. Знакомство с ними вскоре перешло в тесные дружеские отношения, продолжающиеся до сих пор.
Для нас стало традицией ездить в Клюксы в дни престольных праздников — на Фролов день (31 августа) и Покров (14 октября). В эти дни жители деревни, особенно пожилые люди, собираются вместе, чтобы отметить праздник: попеть, поговорить, обменяться новостями, поделиться горем и радостью. К своим выездам мы всегда готовим маленький концерт, в который осторожно включаем новые разученные песни, записанные в экспедициях. Жители Клюке с заметным удовольствием слушают «свои» песни в нашем исполнении; а мы стараемся выверить, насколько верно мы поем, выслушать замечания тех, от кого эти песни услышаны.
Жители села Березичи, фото 20-е гг. XX в., из архива А.А. Рябова
В этом году в нашей стране уже 11-й раз, начиная с 2000 года, отмечается Международный день родного языка (International Mother Language Day). Он был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Удивительный край, округа Козельска. Животный и растительный мир, климат и вода, - все здесь несёт на себе отпечаток уникальности, своеобразия. Словом - заповедный мир. Конечно же, и язык народа, населяющего этот район, особенно в прежние годы, необычен. Даже местные люди, по той или иной причине вылетевшие из козельского гнезда, слыша через какое-то время родной говорок, удивляются и не понимают о чём идет речь.
Леонид Кавелин, автор знаменитой "Калужской летописи" и один из первых козельских историков, отмечал, что в этом говоре «под покровом, видимо, таится первоначальное наречие вятичей, которые и были когда-то полехами, то есть жили в лесах, покрывающих сплошь занятые ими земли». Ему же принадлежит и вывод о том, что такой язык никогда "не изгладится под рубанком цивилизации".
Давайте же вместе с вами познакомимся с особенностями местного «козельского» языка, полистаем словарь его словарб. Он составлен из того, что пришлось слышать самому, а также по известиям от других людей, кто, как и я, заслушивался нашим местным говором.
В каждом городском доме, в деревнях и сёлах, на отдалённых хуторках и заимках уже непременно начались приготовления к празднованию Нового года. И неважно, на сколько персон будет накрыт стол по случаю праздника, главное, чтобы на нём обязательно был пирог, изготовленный по специальному рецепту. Сегодня в моде различные пироги "счастья". Мы же предлагаем свой рецепт.
В 1998 году во время экспедиционного выезда в д. Клюксы, что близ Козельска, заведующая клубом, молодая женщина Галя Сафронова проводила меня в дом Анастасии Антоновны Чулковой, одной из старейших жительниц деревни...
А.А. Чулкова, деревня Клюксы, фото Н.М. Ведерниковой, 1995-1997 гг.
"Моя мать и мой отец, - начала свой рассказ А.А. Чулкова, - родились, как кончили делать церковь, и их крестили у церкви, как раз открытие было.
В Березичах (соседнее с Клюксами село, бывшее владение князей Оболенских) усадьба была на горке, ее сожгли. Мне 7 или 8 лет было (а бог его знает, кто сжег). Моя мать (Наталья Александровна Андреева) работала у князя. Мать пастилу у княгини варила, теперича никто не знает этого.
Семья князя Алексея Дмитриевича Оболенского в усадьбе с. Березичи,
фото начала XX в. Из книги Т.А. Малининой "А.А. Оболенская
фон Герсдорф и её творчество". Спб. 2002 г.
Отец был улан, унтер. Моя мать была солдаткой. В 80 лет шила без очков, а я уже сейчас не вижу. Отец служил в Петербурге, а Оболенский жил в Петербурге, у него служила Гукова, из наших, в прислугах. Князь Оболенский узнал, что муж матери здесь служит, велел привезти отца. Там сказали: "Крыскин (это фамилия отца), тебя вызывают, садись - карета". "Сажусь, говорит, - а куда, не знаю. Подъезжаем к оболенскому дому. Гукова говорит: "Антона везут!" Тогда узнали, что это моей матери муж. Гостил у Оболенского дней 5, и дал он ему 5 золотых. Он возвращается в полк, показывает 5 золотых. "Ну что ты сделал, что тебе 5 золотых дали?" - спрашивают его. - "А там спор был: кто перережет саблю". А он перебил. А надо наискось бить саблей-то (показывет). Он знал, ударил и перебил саблю надвое. Вот ему и дали пятерку.
Дети князя А.Д. Оболенского с бабушкой, фото нач. XX в., источник указан выше
Так они набрали четверть водки - и выпили! Моя мать видела сыновей Оболенской княгини. Они приезжали в имение, а она заметила. Одного Митей звали, а другого Алешей. Вот они приезжали до войны имеется в виду война 1914 г.). Ехали они на лошадях и такие русские чекмени на них. У Антона жена была индейка - злющая, лицо все закрыто. А свекровь (княгиня) была добрая - подарила матери кумач на платье, а когда мать замуж выходила, благословила ее иконой Божьей Матери, и этой иконой мать и меня благословила, когда я замуж выходила (эта икона до сих пор висит в доме А.А. Чулковой)".
...Многое в тот день я услышала о Клюксах, о жизни людей, которые, как и встарь, построив новый дом, обязательно запустят на ночь кошку и петуха, определяя можно ли жить в доме, и непременно позовут домового: "Домовой, домовой, пойдем со мной домой!" И свадьбы справляют, оглядываясь на старые обычаи. Но с каждым годом все меньше становится тех, для кого старинные песни и обряды были самой жизнью, все реже собираются люди на неспешные беседы...
Покинув дом Анастасии Антоновны, мы зашли к соседке посмотреть сарафан. Хозяйка с готовностью вытащила старенький ситцевый сарафан своей матери. Когда вышли на крыльцо, Галя шепнула мне: "Вот ее мать в кошку превращалась". У ворот клуба стояла внучка Пятачихи, опершись на клюку. Вдруг ощутив внутри себя холодок, я постаралась как можно любезнее распрощаться с нею.
Полностью статья ведущего научного сотрудника Института наследия им. Д.С. Лихачёва Н.М. Ведерниковой прилагается. Зарегистрированные пользователи видят ссылку на эту статью.
Н.М. Ведерникова намечает маршрут новой экспедиции
Энциклопедия Козельска, на наш взгляд, должна отразить не только весь традиционно сложившийся для подобных изданий набор тем. В неё должны быть вписаны статьи, раскрывающие культурное и природное наследие богатейшего своими традициями исторического Козельского края. Представляется, что в энциклопедии надо попытаться передать, в том числе, и локальные особенности, причины и условия, определяющие сохранность или, напротив, забвение, изменения традиционных жанров фольклора. Будет полезным в виде отдельной статьи или серии словарных статей раскрыть всё многообразие преданий и устных рассказов, описывающих Козельск и его окрестности, а также историю заселения края. О том, что всякое козельское место, будь-то знатное село или утопающая в лесах деревенька-хуторок, имеют свою богатейшую на события историю, сохраняющуюся в памяти людей, свидетельствуют материалы, полученные в ходе экспедиций по изучению фольклора в Козельском районе. С частью этих материалов, собранных в деревне Слаговищи Козельского района в конце 90-х гг. прошлого века, и знакомит нас Н.М. Ведерникова, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института Наследия им. Д.С. Лихачёва (г. Москва).
Н.М. Ведерникова
СЛАГОВИЩИ - ДЕРЕВНЯ КОЛДУНОВ. ФОЛЬКЛОР ОДНОГО СЕЛА.
Деревня Слаговищи находится в 20 км к югу от Козельска. Она расположена на большом безлесом возвышенном месте, сильно изрезанном оврагами. Деревня от одного конца до другого вытянута на 3 км. Часть построек идет по "большаку" (ныне шоссе, связующее деревню с основным трактом Козельск - Белев), но большинство домов расположилось вдоль оврагов, составляющих приметный ландшафт местности. Изначально, - утверждают старожилы, - "Деревня была в другом месте, ближе к большаку"), лишь потом люди стали селиться по пригодным для застройки площадкам вдоль глубоких оврагов ("вершинок"), где были ключи. Таким образом, характер местности определил застройку, на первый взгляд, весьма хаотичную - со множеством улочек, переулков, тупичков.